Муниципальные учреждения дополнительного образования детей и подростков уже в своем названии содержит смысл. Его суть в содержании возможностей для творческой реализации ребят, как здоровых физически, так и ребят с ограниченными возможностями. Согласно концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, сознательно, профессионально, личностно. Для удовлетворения данной потребности необходимы особые условия, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка. И такие условия созданы и постоянно совершенствуются в Центре детского творчества Промышленного района, города Оренбурга.
Характеристика учреждения
1.1 Аналитическая справка
Полное название учреждения — Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга.
Учредитель Центра — Управление образования администрации города Оренбурга. Отношения между учредителем и Центром определяются учредительным договором от 17.01.2003г., зарегистрированным под №1-17\065УО. Адрес учредителя: 460000 г. Оренбург, ул. Советская 60. В соответствии с Уставом учреждения (разработанным и принятым на общем собрании трудового коллектива 11.10.2005г. и утвержденным приказом начальника Управления образования администрации г. Оренбурга № 47 от 20.02.2006г.).
Центр является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей, который осуществляет образовательный процесс и обеспечивает воспитание учащихся.
В соответствии с установленным государственным статусом ЦДТ реализует программы дополнительного образования детей по следующим направлениям:
- туристско-краеведческие;
- эколого-биологическое;
- физкультурно-спортивное;
- художественно-эстетическое;
- культурологическое;
- социальное — педагогическое.
Юридический адрес учреждения: г. Оренбург, ул. Магнитогорская, д.80 Директор — Трунилова Наталья Владимировна (руководитель высшей категории)
Количество воспитанников — 6147 (мальчиков 35%,девочек 65%).
Возраст воспитанников от 5 до 16 лет (средний возраст- 12-14 лет)
Количество творческих объединений по интересам- 132.
Проблемы и перспективы развития специального образования
... «Проблемы и перспективы развития специального образования». Объект исследования - развитие специального образования Предмет исследования - проблемы и перспективы развития специального образования. Цель работы - выявить проблемы и перспективы развития специального образования Задачи исследования: 1. Выявить актуальность и изучить состояние проблемы развития специального образования. 2.Дать ...
Кадровый состав ЦДТ- 258 сотрудников (19% мужчин, 81% женщин)
Средний возраст 36-38 лет.
Уровень квалификации сотрудников:
высшая категория — 9%
первая категория — 28%
- вторая категория- 33%.
Образование сотрудников:
высшее 58%
среднее специальное 39%
кандидаты наук 1%.
обучаются в ВУЗах — 2 %
Перечень отделов ЦДТ:
Декоративно-прикладное творчество
Детские общественные организации
- Музыкальная студия «Элегия».
Методический
Новые технологии
Социально-педагогические формы работы по месту жительства.
«Орден Милосердия».
- Спортивный
Театр моды
Туристско-краеведческий
Художественно-музыкальный
Эколого-натуралистический
Хобби-центр.
Здания ЦДТ, в которых осуществляется образовательный процесс:
основной корпус (ул. Магнитогорская, д.80)
филиал ЦДТ (ул. Григорьевская, д.4.
детский оздоровительный лагерь «Заря» (з/о «Дубки»).
детские клубы, включенные в состав ЦДТ:
«Росинка» — пр. Бр. Коростылевых, д.44
«Юниор»- ул. Бр. Башиловых, д. 15/3
«Юность»- ул. Народная, д. 14
«Икар» — ул. Терешковой, д.263
«Надежда»- ул. Ноябрьская, д.58а
детский клуб им. Котова — ул. Котова, д.97.
Основной корпус Центра детского творчества включает в себе:
- большой и малый зрительные залы;
- библиотеку с книгохранилищем;
- два танцевальных зала;
- два спортивных зала;
- студию звукозаписи;
- учебные кабинеты и административные помещения;
- парк.
1.2 Законодательная основа деятельности учреждения
Так как Центр детского творчества Промышленного района г. Оренбурга является не частным учреждением, а муниципальным. Он действует в соответствии с Гражданским кодексом, законодательными нормативными актами Российской Федерации, законодательством Оренбургской области, Уставом, определяющим его статус как государственного учреждения и правоспособность юридического лица (дата регистрации 20.02.2006г.) и Договором с учредителем (Рег.№ 1-17/065 ОУ от 17.01.2003г.).
А так же в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности №2801 от 01.07.2005г.(Приказ Департамента образования от 01.07.2005г. №01/05-386) и свидетельством об аккредитации №2071 от 14.11.2006г.
Нормативно — правовой базой деятельности ЦДТ Промышленного района г. Оренбурга является:
1. Закон РФ «Об образовании» (1993,1996гг.)
2. Российской Федерации (1998г.)
3. Примерная номенклатура дел в образовательном учреждении дополнительного образования (2000г.)
4. Типовое положение об образовательном Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.)
5. Конституция РФ (1993г.)
6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г. и Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009-2012 годы и на плановый период до 2020 года.
7. Методические рекомендации Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования проведенного августовских педагогических совещаний работников образования от 8.05.2008г. №03-946 «Актуальные задачи современной модели образования».
Разработка «Хореография в дополнительном образование»
... в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (В.Г. Бочарова, М.А. Валеева, И.В. Калиш). Основополагающими положениями для полного рассмотрения данной проблемы явились работы, ... хореографии в системе дополнительного образования. Проблема исследования заключается в том, что в ... данной курсовой работы явились работы по самореализации личности в ...
8. О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования (2000 г.)
9. Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образование детей (1999 г.)
10. Об основных гарантиях прав ребенка в учреждении дополнительного образования (1997г.)
Региональная нормативно-правовая документация:
Закон Оренбургской области « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Оренбургской области
Межведомственная программа развития систем дополнительного образований детей в Оренбургской области
3. Областная программа «Дети Оренбуржья» (и подпрограммы «Дети сироты», «Дети инвалиды», «Одаренные дети», «Летний отдых детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.»
4. Программа патриотического воспитания граждан Оренбургской области на 2006-201 годы.
5. Программа стабилизации и развития системы дополнительного образования детей в Оренбургской области на 2005-20Югоды.
6. Указы, постановления, распоряжения администрации Оренбургской области.
Локальные акты ЦДТ
Основной нормативный документ, созданный самим учреждением — Устав. Он был разработан и принят на общем собрании трудового коллектива 11.10.2005 г. Утвержден приказом начальника Управления образования администрации г. Оренбурга № 47 от 20.02. 2006г. Согласно п.7.1. Устава для обеспечения Уставной деятельности Центр издает локальные правовые акты:
- правило поведения учащихся;
- правило поощрения и взысканиях учащихся и педагогов;
- правило внутреннего трудового распорядка для работников;
- положение о структурных подразделениях Центра;
- должностные инструкции;
- правило охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- приказы и распоряжения.
1.3 История развития учреждения
управление кадры финансовый хозяйственный
Центр Детского творчества Промышленного района имеет свою сорокалетнюю историю.
В 1969 году, решением администрации г. Оренбурга был учрежден Дом Пионеров Промышленного района по адресу: пр. Парковый д. 24 (ныне Художественная школа).
На момент открытия Дома Пионеров в нем функционировало — 12 кружков, которые посещало 287 ребят, в возрасте от 9 до 12 лет. Педагогический коллектив Дома пионеров состоял из директора (Казакова Т. Ф.), завуча и 12 руководителей кружков (кукольного, драматического, танцевального, кройки и шитья, мягкой игрушки, футбола, КИДа).
В последующие годы Дом Пионеров возглавляли — Феопемптова И.Ф. и Логинова А. П.
В 1985 году Дом пионеров был переименован в Центр Детского и Юношеского творчества Промышленного района и сменил свой адрес. Теперь он стал располагаться по адресу ул. Курочкина 2(ныне городской центр «Подросток»).
Директором Центра стала Трунилова Наталья Владимировна, которая руководит ЦДТ и по настоящее время. Заметно увеличилось количество кружков и секций; их стало более 50, контингент воспитанников увеличился до 2000, педагогический коллектив состоял из 46 педагогов. Именно в это время Центр Детского и Юношеского Творчества стал очагом культуры, как для ребят п. Маяк, так и для их родителей.
района вновь переезжает. На сей раз в здание бывшего дома культуры ТРЗ, по адресу Магнитогорская 80. Теперь в Центре работают уже не разрозненные кружки, а целые отделы. Первоначально было открыто 5 отделов:
- спортивный;
- декоративно-прикладной;
- художественно-музыкальной;
- театральный;
- туристический.
На данный момент в Центре функционирует 14 отделов, 6 детских домовых клубов, телестудия «Окно», детский оздоровительный лагерь «Заря». Изменились и формы работы. На смену кружкам, пришли секции, студии, школы, научные общества учащихся.
Увеличился спектр, предлагаемых Центром, образовательных услуг; расширен диапазон обучающихся; обновлен сам образовательный процесс на основе введения долгосрочных образовательных программ и соответствующих им инновационных педагогических технологий. Сегодня концепция деятельности Центра детского творчества выстроена в соответствии с социальным заказом общества.
Основной концептуальной идей в деятельности учреждения, на современном этапе, является интеграция общего и дополнительного образования.
Главный концептуальный приоритет — гуманистическая, личностная центрированность, единство процессов социализации и воспитания личности.
Основной образовательной технологией стало формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной;
- коммуникативной;
- организационной;
- образовательной.
Итак, к 2009 году Центр занял ведущее место в процессе формирования единого информационного, культурного и научно- методического пространства по дополнительному образованию учащихся района
2. Организационная структура и управление кадрами Центра Детского Творчества
2.1 Организационная структура
2.2 Управление кадрами Центра
Во главе Центра стоит директор, который управляет работой учреждения и координирует ее. Ему подчиняются заместители:
- по учебно-воспитательной работе;
- по научно-методической работе;
- по организации массовых мероприятий;
- по работе с кадрами;
- по административно-хозяйственной части.
Сферы деятельности каждого из зам. директоров четко разделены и обозначены в должностных инструкциях.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе управляет процессом обучения и воспитания, а так же контролирует его, совместно с заведующими отделов и клубов по месту жительства. Организует мероприятия по повышению профессионального уровня педагогов, проводит контрольные срезы, контролирует личностные достижения педагогов и воспитанников. Осуществляет непосредственное руководство заведующими отделов и клубов.
Заместитель директора по научно-методической работе управляет методической и диагностической службами, контролирует методическую активность педагогов, на основе диагностических срезов выстраивает стратегию развития, как отдельных творческих объединений, так и отделов Центра в целом. Непосредственно руководит психологами и методистами. Так же управляет процессом создания образовательных программ, по которым работают п.д.о.
Заместитель директора по организационно-массовой работе управляет процессом подготовки и проведения досуговых мероприятий различных уровней и для разных возрастных аудиторий. Руководит непосредственно педагогами-организаторами центра.
Заместитель директора по административно-хозяйственной части создаёт условия для стабильною функционирования центра. Контролирует световой, тепловой, питьевой, санитарно-гигиенический режимы; обеспечивает необходимыми материалами все отделы центра. Отвечает за противопожарную и антитеррористическую безопасность. Руководит младшим обслуживающим персоналам.
Непосредственное управление педагогическими кадрами, осуществляется заведующими отделов и заведующими клубов по месту жительства. Именно они планируют деятельность всех творческих объединений, контролируют качество преподавания, нормируют рабочее время п.д.о., составляют и корректируют расписание работы творческих объединений, контролируют сохранность детского континента и личностный рост каждого педагога и воспитанника, принимают управленческие решения по всем вопросам стабильного функционирования отдела.
О результатах деятельности отчитываются еженедельно на совещаниях при заместителях директора и директоре, а также на педагогических советах и общих собраниях коллектива.
Руководство педагогическими кадрами осуществляется в соответствии с принципами:
- открытости;
- гласности;
- коллегиальности принятия решений.
Права и интересы работников представляет профсоюзный комитет Центра Детского творчества.
3. Финансово-хозяйственная деятельность
3.1 Материально-техническое обеспечение ЦДТ
Центр распоряжается объектами собственности, переданными ему в оперативное управление, в пределах, определенных действующим законодательством. Материально- техническое оснащение процесса осуществляется согласно нормативным требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования.
Во всех зданиях, в которых осуществляется образовательный процесс созданы комфортные, безопасные и соответствующие современным требованиям условия пребывания воспитанников. Сегодня все кабинеты и залы Центра по мере возможности, оснащены полностью инвентарем и мебелью. Освещение и оборудование кабинетов и залов соответствует нормам. С целью создания оптимальных и безопасных условий для осуществления образовательной деятельности на базах Центра Детского Творчества было выделено из бюджета города (за последние три года) 7,2 млн. рублей, (см. таблицу № 1).
Особо следует отметить, что 2005-2007гг. был проведен капитальный
ремонт Центра, на общую сумму 3 мл.850тыс. рублей, в результате которого:
- произведена полная замена электропроводки;
- осуществлен ремонт фойе;
- осуществлен ремонт зрительного зала;
- оборудована сцена;
- осуществлен ремонт столовой ДОЛ «Заря».
- произведена частичная замена кровли;
- произведена замена отопительной системы;
- осуществлен ремонт клубов.
Таблица 1.
2006\2007 |
2007/2008 |
2008/2009 |
||
уч. год |
уч. год |
уч. год |
||
Капитальный |
2 млн. |
1,5млн. руб. |
350тыс. руб. |
|
ремонт |
руб. |
|||
Текущий ремонт |
55тыс. руб. |
100 тыс. руб. |
650тыс. руб. |
|
Закупка |
500 тыс. руб. |
400тыс. руб. |
1,4млн. руб. |
|
оборудования и мебели |
||||
Таблица 2. Приобретение технического оборудования.
2006/2007 уч. год |
2007/2008 уч. год |
2008/2009 уч.г. |
|
5 компьютеров |
2 компьютера |
2 компьютера |
|
1 ксерокс |
3 принтера |
1 ксерокс 2 принтера |
|
1принтер |
2 телевизора |
2 сканера |
|
Музыкальная аппаратура |
2 цифровых фотоаппаратов |
1 видеопроектор |
|
Технические средства обучения |
Комплект оборудования для столовой |
7 комплектов звуковой аппаратуры |
|
6 музыкальных центров |
2 холодильные камеры |
7 цифровых фотоаппаратов |
|
Кроме этого, техническое оснащение Центра на сегодня представлено:
- комплектом профессиональной телевизионной аппаратуры для создания и редактирования видеофильмов;
- спортивными и тренажерными комплексами;
- цветомузыкальными и световыми установками;
- профессиональной концертной аппаратурой;
- специальным оборудованием для организации питания и отдыха детей в условиях работы детского оздоровительного лагеря «Заря».
- Бюджетные средства;
- Внебюджетные средства (спонсорская помощь, добровольные взносы родителей)
- Средства грантовой поддержки;
- Средства от реализации путевок в загородный оздоровительный лагерь «Заря».
Все услуги оказываемые Центром бесплатны.
4. Анализ профессионально-педагогического обеспечения
В ЦДТ сложился мобильный педагогический коллектив, готовый к работе в режиме поиска.
На сегодняшний день кадровый состав (включая администрацию)-258 сотрудников, из них 19% мужчины и 81% женщины. В возрасте от 21 года до 60 лет. Средний возраст 36-38 лет.
Нельзя не отметить, что общее количество сотрудников за три года сократилось с 311 до 258 человек. В основном сократилось доля сотрудников, возраст которых до 30 лет. (причина-недовольство небольшой заработанный платой)
Данное сокращение не сказалось на деятельности. Центра в целом, т.к. остались, в основном, сотрудники уже имеющие достаточный опыт. Уровень образования педагогических работников достаточно высок: 58% имеют высшее образование 39% среднее специальное 1% кандидаты наук 2% обучаются в ВУЗах.
62% в 2009 году прошли курсы повышения квалификации, 27 из них, совместно с аттестационными.
Постепенно растет и количество педагогов награжденных и премированных за плодотворную работу. По сравнению с 2007-2008 уч. годом (28% награжденных) к 2009 году, эта цифра выросла до 43%.
5. Анализ количества воспитанников
Общее количество воспитанников за последние три года снизилось с 9207 в 2005/2006 учебном году до 6147 в 2008/2009 уч.году, что связанно, в основном, с общим демографическим спадом.
Возраст воспитанников разнообразен:
- самая немногочисленная группа 18 % (дети от 5 до 7 лет)
- 33% 7-11 лет
- 49% 11- 16 лет
Хочется отметить, что воспитанникам Центра Детского творчества является учащихся интернатов, общеобразовательных школ, детских домов, не только Промышленного района, но и других районов города.
5.1 Социальная характеристика континента учащихся
Отрицательное значение на социальную структуру континента учащихся оказывает их семейное и социальное положение. По данным социологических опросов в Промышленном районе, где расположен Центр, весьма высок процент детей из неблагополучных семей, неполных и многодетных. Высок процент детей с ограниченными возможностями.
Таблица 3. Сведения о воспитанниках
параметры |
2006/2007 учебный год |
2007/2008 учебный год |
2008/2009 уч. год |
||||
Имеющих отклонения в развитии |
148 |
1,6 % |
156 |
1,9 % |
206 |
2,1% |
|
Из многодетных семей |
92 |
1% |
102 |
1,2% |
147 |
1,8% |
|
Из неполных семей |
238 |
3,1% |
255 |
3,3% |
279 |
3,7% |
|
Как видно из таблицы, доля таких воспитанников не так уж велика.
Однако в абсолютных показателях это около 200 человек. На основе приведенных данных, Центром был сделан акцент на работу с детьми, нуждающимися в особом внимании и поддержке.
Таблица 4. Распределение дом воспитанников по социальном статусу
Учебный год |
Опекаемые и сироты |
Инвалиды |
Дети с задержкой умственного развития. |
||||
2006\2007 |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
90 |
1% |
97 |
1,1% |
107 |
1,9 % |
||
2007-2008 |
96 |
1,1% |
97 |
1,1% |
108 |
1,9 % |
|
2008-2009 |
98 |
1,2% |
100 |
1,3% |
108 |
1,9 % |
|
6. Анализ деятельности Центра
Декоративно- |
ИЗО, театр моды, тестопластика, |
|
прикладное |
бисероплитение, флористика. |
|
творчество |
||
Художественное |
Хореография, вокал, гитарная песня, |
|
творчество |
организация досуговых программ. |
|
Предметные |
Информатика, химия, биология, НТ. |
|
объединения |
||
Программа творческого объединения «Пятый угол» знакомит ребят с телевидением, спецификой телевизионного творчества и осуществляет допрофессиональную подготовку по телевизионным специальностям. Данная программа является самой популярной среди подростков. О её качестве свидетельствует награды воспитанников ТО «Пятый угол».
Международный открытый фестиваль программ и фильмов школьных телестудий стран СНГ и Балтии «Мир глазами детей» (г. Сочи-диплом 1 степени)
Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» (г. Москва-диплом 1 степени)
Международный фестиваль телепрограмм для детей и юношества (ассоциации «До 16 и старше… г. Москва-диплом 2 степени).
Программы научных обществ учащихся (по химии, биологии, географии, математике)
Данные программы формируют из учащихся ощущение значимости и престижности работы в области фундаментальных наук, помогают им выбрать профессию, а также способствуют поддержанию высокого профессионального и социального статуса Российской науки. Деятельность в научных обществах учащихся осуществляется через:
- включение в научно-исследовательскую деятельность способных воспитанников в соответствии с их научными интересами;
- обучение воспитанников работе с научной литературой, культурой научного наследования;
- организацию научных индивидуальных консультаций в ходе самостоятельных исследований воспитанников;
- подготовку, организацию и проведение научно-практических конференций;
- рецензирование научных работ воспитанников при подготовке их к участию в конкурсах и конференция.
Практические занятия проводятся в лабораторных ОГПУ, ОГМА, ОГАУ. Исследовательская работа учащихся даёт стабильные положительные результаты :
2006г. воспитанники НОУ «Химия» стали лауреатами во Всероссийской конференции «Первые шаги в науке» г. Геленджик лауреатами Российского заочного конкурсе « Познание и творчество» г. Обнинск; 2008г. воспитанники НОУ «Биология» Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура». Крюков Виталий получил Гранд в размере З0тыс. рублей. 2009 НОУ «Экология» Диплом лауреатов Международного детского форума юных исследователей « Зелёная планета-2009». Лауреаты научно-практической конференции — «Юность. Наука- 3 тысячелетие».
6.2 Научно-методическая деятельность
Одним из приоритетных направлений деятельности Центра является научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Научно-методическая деятельность ЦДТ представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, направленную на оказание помощи педагогическому коллективу в повышении качества образовательного процесса, на создание условий для профессионального роста, развития и саморазвитие педагогических работников. В структуру методической службы ЦДТ входят:
- Педсовет
- Методический совет
- Административно-методические совещания;
- МО структурных подразделений;
- Школа-пед. мастерства;
- Школа управленческого мастерства;
- Научно-методическая конференция;
- Курсы повышения квалификации педагогов;
- Аттестация;
- Проблемный семинар
Основными направленными методической службы Центра является:
- Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Разработка критериев образовательных результатов.
- Повышение профессионального мастерства педагогов.
Обобщение, систематизация и распространения педагогического опыта.
- Оказание информационно-методической помощи педагогам в процессе обучения и воспитания учащихся.
- Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.
Одним из связывающих звеньев научно-методического обеспечения является работа над единой методической целью «Освоение и внедрение современных педагогических технологии в образованный процесс». Результатом работы по данной теме стала разработка и реализация проектов и программ по следующем направлениям:
- Интеграция основного и дополнительного образования (7 проектов по сотрудничеству с ОУ);
- Организация летнего оздоровительного отдыха школьников (14 летних программ);
- Организация содержательного досуга детей и подростков (более 40 сценариев;
25 образовательных программ;
150 методических разработок и рекомендаций; сборников конкурсных и игровых программ.
За последний учебный год внедрены несколько новых дополнительных образовательных программ:
- Школа юных организаторов досуга «Парус»;
- Казачья школа «Атаман»;
- Фольклорный театр.
6.3 Информационно-методическая деятельность
Информационно-методическая деятельность Центра включает в себя:
- выпуск методической продукции, по всем направлениям деятельности;
- выпуск рекламных проектов;
- создание картотек в помощь руководителям, методистам, педагогам, по различным проблемам дополнительного образования;
- создание образовательных, досуговых, игровых и других программ;
- оформление выставок, посвященных календарным и юбилейным датам. За 2007-2009 г. выпущено:
- дополнительных образовательных программ-38
- программ развития отделов (клубов)-17
- программ летнего отдыха — 14
- методических рекоминдаций — 83
- методических разработок — 61
- сценариев — 403
- дидактических пособий — 18
- методических пособий — 12
- описаний педагогического опыта — 8
- информационных бюллетеней — 14
- сборников досуговых программ — 16
- положений — 28
- календарей — 3
- разработок тематических дней — 12
- картотек — 4
Уровень подготовки информационных и методических материалов достаточно высокий. Они актуальны, целесообразны, научны, практиконаправлены, и самое главное, востребованы педагогами округа.
6.4 Психолого-диагностическая деятельность
Данная работа ведется традиционно по четырём направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение;
- психолого-диагностическая работа;
- коррекционная деятельность;
- профилактические мероприятия.
Во всех отделах Центра создана система просветительской работы с педагогами и родителями, которая включает в себя:
- семинарские занятия для педагогов аттестующихся на категорию;
- учебу педагогического персонала по направлениям;
- консультации для родителей (по педагогическим, психологическим, социальным и медицинским вопросам.)
Традиционными стали и тренинги для сплочения коллектива «Стратегия сотрудничества».
Созданы:
- банк методик и методических материалов по исследованию развития личности детей и педагогов;
- банк педагогического передового опыта;
- лаборатория мониторинговых исследований результативности деятельности педагогов и воспитанников;
- экспериментальная площадка психолого-диагностического сопровождения образовательного процесса.
Результаты исследования данных структур подтвердили положительную динамику в формировании устойчивого интереса воспитанников к различным видам творческой деятельности.
Также прослеживается положительная динамика в формировании высокого уровня знаний, умений и навыков воспитанников Центра. По результатам диагностических срезов, также очевидно, что воспитанники, занимаются в Центре более 2 лет и имеют ярко выраженные способности, что свидетельствует о высоком качестве преподавания и высоком уровне полученных знаний, умений и навыков.
6.5 Культурно — досуговая деятельность
Одним из важнейших направлений деятельности ЦДТ, является организация культурного досуга детей и подростков. Досуг рассматривается как возможность дополнительного образования и развития ребенка. Исследователи проблемы организации свободного времени отмечают, что дети зеркально отражают досуг взрослых, характеристиками которого является, потеря его национальной самобытности, духовная бедность, однообразие, тяготение к массовой культуре. Семья практически уклонилась от участия в досуговых радостях детей и тратит на это не более полутора часов в месяц. Объектной реальность является и тот факт, что семьи, проживающие в Промышленном районе г. Оренбурге, имеют весьма ограниченные возможности в плане организации свободного времени своих детей.
Т.О. Центр: был призван организовать такой досуг, который бы являлся профилактикой правонарушений, бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности. Исследование спроса на организацию культурного досуга выявило, что младшие школьники склонны к игровым и развлекательным видам досуговой деятельности, старшие предпочитают зрелищные мероприятия. Средний школьный возраст тяготеет к поиску своего интереса в тех видах досуговой деятельности, в которых максимально возможно проявление их творческой индивидуальности.
На основе этих данных были разработаны и внедрены программы всех требуемых типов, для различных возрастных категорий. Кроме того, ЦДТ работает сегодня не только как Центр досуга детей, но и взрослого населения. Значительно увеличилась доля семейных праздников вечеров семейного отдыха. Праздников для детей — инвалидов.
Рейтинги досуговых программ довольно высоки. Охват ребят, посетивших досуговые мероприятия Центра в 2009 году составил 8763чел.
6.6 Деятельность отдела «Орден Милосердия»
Одним из важнейших направлений государственной политики в социальной сфере является реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Особого внимания требуют дети — инвалиды. Именно их современная ситуация поставила в жёсткие условия.
В связи с этим и был создан отдел «Орден Милосердия», который работает по программе СПО — ФДО — ДОМ (детский орден милосердия)
В отделе 22 педагога, врачи — консультанты, педагоги — организаторы.
Суть деятельности отдела- создание условий и атмосферы, способствующих нормальной адаптации и интеграции тех детей, чьи возможности здоровья ограничены.
Это не только организация досуга и проведение культурно — массовых мероприятий, но и творческая работа, широкий спектр дополнительных образовательных услуг, консультационная работа с родителями.
Работа отдела строится, прежде всего, с учётом специфики заболеваний детей.
Главная цель работы отдела: Коррекция психофизических нарушений, развитие личности ребёнка — инвалида и его интеграция в социокультурной среде.
Работа в отделе ведётся по четырём направлениям:
- психологический тренинг «Я и мир вокруг меня»;
- работа кружков и секций по интересам;
- консультации для родителей;
- летний лагерь общения.
Широко представлены в отделе кружки и секции по интересам.
Для дошкольников и младших школьников: ИЗО, Оригами, Лепка.
Для ребят из среднего звена: Тестопластика, Вязание, Мягкая игрушка, Вышивание, Бисероплетение.
Для ребят старшего возраста: Домоводство, Компьютерная графика, Ландшафтный дизайн.
Консультации для родителей проводятся педагогами отдела совместно с различными специалистами.
Психологический тренинг состоит из серии массовых досуговых мероприятий.
Многие из них стали традиционными. Как, например, фестиваль творчества детей — инвалидов «Передай добро по кругу».
Подготовка к этому мероприятию и его проведение пришлись как раз на период преддипломной практики.
Хочется отметить, что данное мероприятие было очень серьёзно подготовлено и проведено на самом высоком уровне. В его подготовке приняли участие все отделы ЦДТ, различные общественные организации и предприятия района. Получился очень яркий, тёплый и добрый праздник, где ребята с ограниченными возможностями смогли обменяться своим творческим опытом, пообщаться за чашкой чая, получить приятные сувениры.
На данном этапе отдел «Орден Милосердия» разрабатывает ещё одно направление деятельности — профилактическая работа по предупреждению распространённых детских заболеваний. В следующем учебном году будет открыт профилактический клуб «Преодоление». Сейчас программа его деятельности находится в стадии разработки.
Заключение
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей « Центр детского творчества» Промышленного района г. Оренбурга является многопрофильным. Учредитель — Управление образования администрации города. ЦДТ действует в соответствии с Федеральными нормативно-правовыми документами, внутренними локальными актами. За последние три года наблюдается значительное укрепление материально-технической и учебной базы ЦДТ, за счет бюджетного финансирования, спонсорских средств и грантов
Общий сравнительный анализ данных о кадрах учреждения показал, что уровень образования и квалификация педагогических кадров соответствует современным требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования детей. Количественные и качественные показатели имеют тенденцию к росту.
Контингент воспитанников, имеющих отклонения в психофизическом развитии, в районе не высок. Однако большая его часть находится под патронажем отдела «Орден Милосердия». Наибольший процент воспитанников — девочки среднего и старшего возраста, которые посещают творческие объединения художественного творчества и декоративно — прикладного направления. В связи с этим одной из главных задач педагогов отдела является привлечение мальчиков и юношей с ограниченными возможностями в различные творческие объединения.
Приоритетными направлениями деятельности Центра выступают:
- научно- исследовательская деятельность;
- художественно — эстетическое творчество;
- физкультура и спорт;
туризм и краеведение
работа с детьми с ограниченными возможностями.
К числу достижений в образовательной деятельности Центра относятся:
- увеличение спектра образовательных услуг;
- повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
- обновление образовательного процесса на основе введения долгосрочных образовательных программ соответствующих им инновационных педагогических технологий;
- повышение интереса обучающихся и увеличение на этой основе стабильных детских коллективов.
Однако существует и ряд проблем в организации учебно- воспитательного процесса
недостаточное обеспечение образовательных и досуговых программ методическими и дидактическими материалами;
- преобладание в процессе обучения традиционных форм, методов и методик;
- превалирование процесса обучения над воспитательной функцией образования;
- недостаточное количество комплексных детских объединений, направленных на предпрофильную подготовку и профессиональную ориентацию детей — инвалидов.
Научно- методическая деятельность Центра ведется на достаточно высоком, профессиональном уровне, что способствует созданию оптимальных условий для развития творческого потенциала педагогов и воспитанников.
Но также необходимо:
- усилить работу по обобщению, систематизации и распространению перспективного педагогического опыта;
- продолжить работу по разработке системы мониторинга образовательной деятельности;
- создать условия для непрерывного совершенствования профессиональной компетентности п.д.о.
Социальный заказ позволил выявить следующие задачи дальнейшего развития деятельности Центра:
повышение и обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех детей и для детей — инвалидов, в частности.
интеграция общего и дополнительного образования;
- формирование системы предпрофильной подготовки детей-инвалидов;
- развитие и внедрение информационных технологий.
Т.О. для решения данных задач необходима разработка концепции дальнейшей деятельности учреждения, которая бы обозначила основную миссию Центра и стратегию его развития.
Данный документ находится в стадии разработки и увидит свет в сентябре 2009 года.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/otchet/tsentryi-detskogo-tvorchestva/
1. Анализ деятельности Центра Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга за период с 2006 по 2009 год, стр. 4 -32.
2. Бюллетень «Центр Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга — 2009». стр. 4-8.
3. Закон Российской Федерации « Об образовании» (1993, 1996).
стр. 5 -9.
4. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. стр. 6 -12.
5. Устав Центра Детского Творчества Промышленного района города Оренбурга. стр. 2 — 15.