загадка поэтический педагогический
Кто в детстве не любил загадки? Все любили, и, повзрослев, продолжают отгадывать загадки на праздниках, торжествах, конкурсах. Как-то раз мы попробовали сами придумать загадку, но, увы, не получилось. Мы задумались! Наверное, есть специальные правила составления загадок. Мы решили в этом разобраться.
Оказывается, человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И составление загадки, ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного. Загадка помогала совершенствовать человеческую мысль, развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, образно.
В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудие труда и прочие.
К «тайной» речи прибегали охотники, скотоводы, земледельцы. Они называли орудия труда, животных, места охотничьих угодий не общепринятыми названиями, а подставными словами, загадочными оборотами, или загадками.
Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека.
Отсюда и понятна многовековая жизненность и популярность загадки, как среди взрослых, так и детей.
Мы поставили перед собой цель: изучить способы доказательства отгадок и правила составления загадок и научиться сочинять загадки.
Объект исследования, Предмет исследования
Задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования.
2. Изучить способы доказательства отгадок.
- Выявить правила составления загадок.
- Научиться сочинять загадки.
Гипотеза:, Методы исследования
1.
Теоретическая часть, .1 Загадка — поэтическое описание предмета
Существует множество определений загадки.
Загадка — замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.
По определению В.И. Чичерова, «загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».
По определению фольклориста В.П. Аникина, загадка — это «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, короткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».
Правила ведения делового спора. Условия рационального спора
... Объект исследования: деловой спор. Предмет исследования: правила ведения делового спора. Условия рациоанльного спора. Цель исследования: определение понятия и сущности делового спора, правил ведения делового спора и рационализации процесса спора. На ... верное изложение чужого мнения. Участники спора должны строго соблюдать основные требования культуры спора. Правила общения. Выслушивают партнера, не ...
В основе всех определений лежат одни и те же признаки:
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
- как правило, описание лаконично;
- загадке часто присущ ритм.
Учитывая эти признаки, загадку можно определить так:
Загадка — это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью раскрыть ему глаза на поэтическую красоту и
богатство окружающего мира, развивая тем самым речь.
Основой загадок служат обычно свойства, качества, функции предмета, его внешний вид. Излюбленный прием загадки — игра в несообразность, замещение одного предмета другим.
Пока они незрелые,
На привязи лежат.
Как только поспевают,
Арканы обрывают.
В некоторых загадках просто сообразуются качества неназванного предмета, способ его применения:
В этом доме нет угла.
Вот уж рай для неслуха!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь.
Многие загадки содержат сведения об окружающем мире и деятельности человека:
Зимою она и крепка, и тверда.
Поскольку недаром она изо льда.
Но только немного ослабнет мороз!
Как тут же она изведется от слез!
Поэтическая природа загадки отражает реальный предметный мир не
ради него самого, а ради эстетических целей. В отличие от пословиц, поговорок и прочих малых жанров фольклора загадка открывает полный
простор для творческой фантазии ребенка и развития его речи.
Загадки обогащают словарь младших школьников за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Итак, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».
1.2 Композиционные и языковые особенности загадок
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность: растительный и животный мир, различные явления природы, предметы быта и т.п.
Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении.
Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.
Отгадать загадку — значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.
Конспект русского языка » -описание признаков и явлений ...
... весне вы и будите писать. Сформулируйте цели и задачи урока( научиться списать сочинение-описание) Что будем описывать? (Крымскую весну) Что для этого необходимо? (Повторить типы и ... группа – стили речи. 2. Беседа. Какова структура описания? Какие средства выразительности используются в описании? 4. Работа над темой сочинения. 1.Слово учителя. 2.Чтение стихотворений учащимися. Уж тает снег, ...
В исследованиях Ю.Г. Илларионовой были выделены различные способы построения логических задач в загадках:
Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления.
В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.
Например: Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку
Здесь перечислены четыре признака, свойственные кролику; признаки внешнего вида и действия животного.
Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.
Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета:
Всегда во рту, а не проглотишь.
(Язык);
— Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.
Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.
Например: Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.
Метафорические загадки.
Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.
Например: Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)
Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.
Необходимо выделить композиционные и языковые особенности загадок.
Загадка, как мы отметили, всегда вопрос, но оформляется он по-разному. Загадка может быть представлена в виде вопросительного предложения: Кто на себе домик носит? (Улитка.) Но чаще загадка состоит из одного или нескольких повествовательных предложений, обозначающих признаки, а вопрос возникает в сознании слушателя, потому что содержание этих предложений непонятное, необычное. Сама непонятность загадки оказывается, таким образом, ее скрытым вопросом, оформление которого становится заботой отгадывающего: Зубасты, а не кусаются. — «Что это?» (Грабли).
Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадок. Это объясняется самой природой загадки, требующей сопоставления, иносказания, красок, точности в употреблении языковых средств.
Цель создания загадки — поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.
Употребление слова в ином, переносном значении — наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще всего оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: или их общего вида и общего назначения, или только их частных признаков — формы, окраски, действий. Так, в загадке — У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет — гвоздь упадет — по принципу внешнего сходства сосулька названа белым гвоздем.
Особенности работы с одаренными детьми
... 30-ые годы прошлого века рассматривали вопросы диагностики, разрабатывали принципы и методы работы с одарёнными детьми. Так, Г.И. Россолимо разработал систему диагностики внимания и волевых качеств. [24, ...
Итак, композиционные и языковые особенности загадки обусловлены своеобразием жанра. Они делают загадку выразительной, а логическую задачу занимательной.
Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей младшего школьного возраста. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов. Загадки позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова.
Таким образом, под влиянием загадок у младшего школьника складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.
Загадки полны познавательного смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:
- Что откуда?
- Что из чего делается?
- Что чему служит?
Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Каждая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Все, что раньше было для ребенка предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло пространство его жизни, теперь — предмет загадывания.
Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях является базой для логически правильного рассуждения и умозаключения.
Подводя итог сказанному, отметим, что с древнейших времен загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребенку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком. Как литературное произведение, вводит младших школьников в целый мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами языка.
2. Практическая часть
1 Исследование умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки
В начале эксперимента проводилась диагностика детей старшего дошкольного возраста и выяснялось:
1) как дети умеют выделять признаки и свойства предметов и явлений;
2) как дети понимают сравнение в качестве художественного приема загадки;
3) какими способами доказательства дети владеют.
Детям было дано задание:
- Отгадайте загадки. Слушайте внимательно, запомните, как говорится в загадке о предмете;
- отгадайте и докажите, что вы правильно отгадали.
Для того чтобы дети по-разному и самостоятельно строили доказательство, предлагалось несколько загадок об одном и том же предмете. Так, о часах было предложено четыре загадки:
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим. (Часы)
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце —
Тихо так,
Что всегда идет,
А с места не сойдет? (Часы)
По тому, как дети объясняли отгадку, можно было судить об их понимании сравнений и способах доказательств при отгадывании.
На графике 1 показаны результаты исследования умений учащихся 4 класса отгадывать загадки.
График 1. Результаты исследования умений отгадывать загадки
Проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы:
- дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять над включенной в нее проблемной задачей;
- невнимательно слушали, не учитывали все названные признаки, торопились дать ответ, учитывая один из признаков;
- выделив один признак из целого описания, дети не связывали его с другими признаками, давали неправильную отгадку.
Далее детям было предложено самостоятельно сочинить загадку. Что получилось можно проследить по графику 2.
График 2. Результаты исследования умений самостоятельно конструировать загадки
По результатам исследования можно отметить, что большинство младших школьников не имеют самостоятельно конструировать нерифмованные и рифмованные загадки, но хотят научиться, так как загадка развивает догадливость, сообразительность; открывает поэтическую сторону в вещах, предметах и явлениях; развивает творческую фантазию; обогащает словарный запас; формирует представления о переносном значении слова.
2.2 Методика развития умений отгадывать и самостоятельно конструировать загадки
В ходе работы над проектом был выделен алгоритм отгадывания загадок. Чтобы отгадать загадку, нужно:
1. Выделить признаки предмета, указанные в загадке.
2. Сопоставить и объединить эти признаки, установить между ними возможные связи.
- На основе установления связей и объединения признаков делается вывод, т.е. правильная отгадка.
Основой отгадывания является понимание вопроса загадки — в нем всегда содержится своеобразная задача, которую надо решить: что надо искать? Надо также уяснить, как искать отгадку, т.е. найти пути решения: где искать? На основании чего делать вывод? для этого надо вычленить все признаки, названные в загадке, так как именно они являются ключом к отгадке.
Отгадать загадку и доказать правильность отгадки — не одно и то же. Чтобы отгадать загадку, бывает порой достаточно одного признака, случайной ассоциации, внезапной параллели. А чтобы доказать отгадку, необходимо последовательно развернутое логическое рассуждение, строгая обоснованность каждого положения. Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки.
Доказательство является логическим приемом самопроверки, самоконтроля при отгадывании и в то же время средством убеждения других.
Способ доказательства зависит от количества признаков и полноты связей, представленных в загадке, т.е. от сложности логической задачи, которую приходится решать.
Если в загадке перечислено несколько признаков, и они даны уже в готовых связях, например:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! — то доказательство легче начать с тезиса (отгадки), а потом подтвердить его доводами (признаками).
«Это собака» (тезис).
Доводы: «Она ворчит, ляжет у двери и сторожит дом. Никого не пропустит».
Если в загадке названы только признаки, а связи не показаны, то доказательство может начинаться с установления связей, с рассуждения, а за ним следует вывод, отгадка:
Теплый пушок,
Красный глазок.
Доводы: «Быстрые прыжки и теплая пуховая шубка — у кролика. И красный глазок — бывает у кролика. Значит, это кролик».
Существуют два различных способа доказательства отгадок (см. таблицу 1).
Способ доказательства определяется содержанием, композицией загадки, своеобразием логической задачи.
Таблица 1. Способы доказательства отгадок
Способ |
Доказательство |
Основное назначение |
Пример |
Первый способ |
доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), после чего следует подтверждение ее признаками (доводами) |
загадка заканчивается вопросом |
Снег на полях, Лед на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед и вьюга завывает» (доводы).
|
Второй способ |
доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т.е. с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения. |
а) отгадывание загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. В этом случае отгадывающий рассуждает, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке |
Длинное ухо, Комочек пуха. Прыгает ловко, Любит морковку, Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика; зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают — (доводы). Значит, это кролик» (тезис).
|
б) отгадывание загадок, построенных на отрицательном сравнении |
Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. Ребята рассуждают: «Круглыми бывают помидор, редиска, репа. Только помидор красного цвета, редиска розового, а репа желтого. Она и сладкая. А хвостик — это корешок. Значит, это репа» (тезис) |
Таким образом, когда овладеешь различными способами доказательства, то и отгадывать загадки будет легче и точнее. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.
Параллельно с работой по отгадыванию загадок шла работа по составлению загадок.
Работа велась поэтапно:
1. Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке.
. С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения.
. Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать —
отгадывать загадки.
4. Коллективное и индивидуальное составление загадок.
Рассмотрим каждый из этапов работы.
этап.
Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, с этой целью детям предлагались следующие задания:
Задание 1.
«Назовите все деревянные предметы в группе».
Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку — по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание.
Задание 2.
«Назовите все предметы круглой формы».
Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.
Задание 3.
«Какие предметы бывают только желтыми (зелеными, оранжевыми)?».
Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по цвету; продолжать развивать наблюдательность и внимание.
Задание 4.
«Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».
Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.
На первом этапе эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обращались к личному опыту детей.
В результате заданий удалось развить у младших дошкольников наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения.
этап.
Посредством применения загадок дети овладевали умением находить образные сравнения. С этой целью были разработаны задания:
Детям предлагается прослушать стихотворение и доказать, почему такие сравнения приводит автор стихотворения: