Методика работы над составлением загадок в начальной школе

Загадка это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления. Сочинение «поэтических описаний» полезно и посильно детям.

Мышление младших школьников конкретно, их видение мира предметно. Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. При этом важно иметь в виду, что младшие школьники еще не владеют достаточным опытом восприятия объектов. Поэтому проведение наблюдений на начальных этапах обучения предполагает внимание не ко всему комплексу признаков, а к отдельным из них, самым ярким, наиболее существенным для данного предмета или явления, притом внешнее легко воспринимаемым. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учиться рассматривать предмет и выявить его отличительные признаки [9. С. 33-35].

Другой аргумент в пользу загадки как жанра школьного сочинения связан с особенностями её строения. Загадка предполагает либо замену одного предмета другим, близким, похожим по каким-то признакам или действиям, либо описание признаков (действий) скрытого предмета.

Загадка — это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира и образность речи.

И еще одно достоинство загадки — это так называемая малая форма словесного поэтического творчества, т.е. это всегда короткое произведение, что весьма существенно для младшего школьника.

Какова же методика обучения сочинению загадок?

Работа над составлением загадок проводится в несколько этапов:

  • 1. Отгадывание загадок с целью понять, как строится произведение этого жанра, в чем заключается его специфика. Внимание детей привлекается к двум особенностям загадок: где называется не сам предмет, а другой, похожий на него и, где указываются самые яркие отличительные признаки предмета.
  • 2. Наблюдение. Рассматривание предмета с целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет, который можно было бы использовать для иносказания.
  • 3. Сочинение загадок, сначала коллективное, затем самостоятельное [9. С. 33-35].

Возможен и другой вариант. Для того чтобы младшие школьники могли правильно составлять загадки, им необходимо знать важные признаки загадок.

7 стр., 3227 слов

Воспитательная роль загадок

... Илларионовой были выделены различные способы построения логических задач в загадках: Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, цвет, форма, ... правило, описание лаконично; загадке часто присущ ритм. Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: Загадка - это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное ...

«Памятки к работе над загадками»:

Загадка — малое по форме (размеру) литературное произведение.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Цель создания загадки: поставить собеседника в затруднительное положение, заставить подумать.

В загадке используются образные слова и словосочетания.

Метафора — употребление слов в переносном значении. Например: Под крышей белый гвоздь висит (Сосулька).

Сосулька сравнивается с гвоздем.

Олицетворение — сопоставление предмета, явления с человеком, животным. Например: часы — ходят.

Эпитет — определение, прибавляемое к названию предмета для большой художественной выразительности. Например: Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух)

Сравнение — сопоставление одного предмета, явления с другим. Например: Кругла, как шар, красна, как кровь (Вишня).

Загадка часто строится на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, звучание, движение).

Использование в загадках однородных членов предложения.

Загадку можно строить на основе отрицательного сравнения.

В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется многозначность слова.

Загадка может иметь форму диалога.

В загадках встречается рифма — взойдет-упадет.

Используется звуковая подсказка. Когда звучание слова помогают найти отгадку [27. С. 53].

Ученики делают выводы: чтобы сочинять загадки, надо использовать приемы, написанные в памятке. В доказательство этого учащимся предлагаются тексты народных и литературных загадок для сравнения.

Эти приемы составления загадок широко применялись в обучении великими педагогами К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др.

Список приемов можно продолжать очень долго, и это радует. Чем больше ученые и педагоги будут работать над этой проблемой, тем богаче и обширнее станет речевой запас младших школьников. А наш русский язык — это богатство, которое мы должны беречь и преобразовывать, будет еще богаче, образнее, выразительнее.

Ушинский писал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал саму загадку, хотя это может часто случиться, но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».

А вот слова А.Н. Толстого: «Русский язык! Тысячелетия создавал наш народ. Это глубокое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, самого великого будущего».

Очень хотелось бы, чтобы педагоги развивали речь ребенка именно через загадки и игры-загадки, через то, что интересно ребенку, так как это богатый и ценный словарный материал. Он заставляет ученика думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, подбирать нужное, точное слово, делая речь образной, выразительной, понятной и интересной для окружающих. В этом и состоит главная задача учителя. А чтобы достичь этого, учитель должен определить для себя систему работы над загадкой:

13 стр., 6103 слов

Влияние художественного слова на развитие речи детей 5 года жизни

... Цель исследования, Предмет исследования Задачи: Изучить понятие и значение художественного слова для развития ребенка. Раскрыть понятие художественного слова, как средство влияния на развитие речи ребенка. Изучить особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста. Общетеоретические вопросы развития речи детей дошкольного ...

  • знать историческое происхождение загадок, их педагогическую ценность;
  • видеть художественную ценность в загадке и учить этому детей;
  • включать в уроки загадки в различных формах и видах на разных этапах;
  • учить самостоятельно составлять загадки, т.к.

они вызывают интерес и желание изучать русскую речь, развивают творческие способности и повышают грамотность.

Детские творческие работы — это и есть результат работы, где четко прослеживается формирование правильной, выразительной, грамотной речи.