Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное — как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры — мимика, жесты, движения, осанка.
Случается, что даже хорошо образованные люди невсегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже достаточно настрадалось. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке — право и обязанность каждого человека.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема работы очень актуальна в настоящее время.
Целью курсовой работы является изучение воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
При исследовании была выдвинута гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование нравственных аспектов в различных видах деятельности детей успешно влияет на процесс нравственного становления личности старших дошкольников.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста ...
... опыта по проблеме воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, ... и дисциплину. Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения. В детском саду формирование культуры поведения ребенка проходит в коллективе и через коллектив. ...
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
- выявить сущность нравственного воспитания и формирования культуры поведения как психолого-педагогического процесса;
- описать методику нравственного воспитания и формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;
- провести экспериментальную работу по нравственному воспитанию и формированию культуры поведения;
- предложить методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию культуры поведения и нравственному воспитанию.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта по проблеме нравственного воспитания и формированию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Структура курсовой работы обусловлена логикой изложения материала и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении дается методологический аппарат исследования, формулируются цель, задачи, гипотеза исследования, приводятся методы, применявшиеся в исследовании.
В первой главе рассмотрены теоретические основы проблемы нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Во второй главе приводится описание методики нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников.
В третьей главе представлены процесс и результаты экспериментальной работы по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения дошкольников старшей группы ДОУ, а также методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста.
В заключении изложены основные выводы о проделанной работе.
Список использованной литературы содержит как цитируемые источники, так и те, которые были положены в основу содержания данной работы.
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников и формирования у них культуры поведения
1.1. Педагогические основы нравственного воспитания
Процесс нравственного воспитания — это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка.
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. По словам отечественного педагога И.Ф. Харламова, «формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение».
Нравственность образуется от слова «нравы». По-латыни нравы звучат как moras, что означает — мораль.
Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе.
Воспитание культуры поведения у старших дошкольников
... качеств личности. Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения. Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С.В. ... воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на ...
Нравственные нормы — это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали [8].
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих
Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение. Система исторически сложившихся и непрерывно пополняемых знаний, преломленных через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание).
Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это — знание» [14].
В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.
Овладение нравственными представлениями и понятиями — длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием.
Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших
Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим [18].
В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь «увидеть» тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях «сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление» [26].
Воспитание нравственных качеств младших школьников (на материале ...
... является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, привычек, навыков, должного поведения в обществе. 4. Создание системы нравственных убеждений 1. Формирование сознания связи с обществом у младших школьников Нравственное воспитание ...
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве — это кардинальный принцип педагогики.
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному
Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания [13].
Воспитание нравственного