Актуальность исследование: Художественное восприятие — способность, лежащая в основе любого художественного творчества. Это способность, дающая возможность входить в мир художественной культуры, способность, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Своего максимального развития художественное восприятие достигает в период профессиональной творческой деятельности человека. Тем не менее, его развитие, в том числе в области изобразительного искусства, возможно уже в дошкольном возрасте, что обусловлено рядом факторов. Во-первых, художественное восприятие представляет собой целостный способ отражения мира, органичный целостному мировосприятию дошкольника. Во-вторых, развитие художественного восприятия, согласно исследованиям психологов, происходит исключительно на основе опыта собственного творчества, а создание изображений является тем видом творчества, в котором ребенок 6-7 лет проявляет максимальную активность.
Возможности развития художественного восприятия, предопределенные возрастными особенностями дошкольника, могут быть утрачены при взрослении ребенка. Уже к 9-10 годам ребенок, как правило, оставляет изобразительную деятельность как изжитый этап, что усложняет освоение языка изобразительного искусства и художественного восприятия на основе данного языка. Кроме того, доминирующее развитие левого полушария, начинающееся в школьном возрасте, ведет к утрате ребенком эмоциональности и непосредственности восприятия, целостности пространственного видения, заданного активностью правого полушария. Поэтому развитие художественного восприятия не только возможно, но и необходимо именно в дошкольном возрасте .
Важным условием развития художественного восприятия педагоги-исследователи определяют необходимость освоения ребенком языка искусства как языка выразительного (Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, В.А. Левин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, О.А. Сусловова, Е.А. Флерина, А.В. Шестакова, Б.П. Юсов).
В большинстве программ и методик необходимость освоения языка искусства как языка выразительного определяется целеполагающей идеей. Однако на сегодня в области изобразительного искусства разработаны технологии освоения дошкольником изобразительных возможностей языка и нет технологий освоения выразительности языка изобразительного искусства
Реферат своеобразие языка художественной литературы
... искусственное, «сделанное», как явление, будто бы противоречащее естественному ходу развития языка. Иронически оценивал проблему литературного языка Бодуэн де Куртенэ . Не представлялась она существенной и ... источников (писателей, государственных деятелей, ученых и учителей), оказывает влияние на развитие самого языка. Эта двойственная природа литературной нормы (извлечение из практики и предписание ...
Характеризуя процесс развития художественного восприятия, педагоги подчеркивают также важную роль собственной практической деятельности ребенка. Но при реализации данного условия изобразительному творчеству отводится лишь вспомогательная роль, иллюстрирование опыта восприятия мира или произведений искусства.
Цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии развития художественного образа как основанную категорию художественного образование у школьников при использовании комбинирования элементов языка изобразительного искусства.
Объект исследования — процесс художественного образования в школе искусств.
Предмет исследования — педагогическая технология развития художественного образа у школьников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства.
Гипотеза исследования послужило предположение о том, что в основе художественный образа как основной категорий содержания художественного образования школьников лежит концептуальная модель развития художественного восприятия в период детства; процесс освоения ребенком языка искусства, его выразительных возможностей, заданный технологией, соответствует естественному процессу развития изобразительной функции детского рисунка; изобразительная деятельность ребенка в процессе обучения является средством обретения нового опыта восприятия, а не только средством осмысления этого опыта, включающей методические рекомендации и экспериментальную программу для обучения « Изобразительное искусство. 1-4 классы»
Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать свойства художественного восприятия в соотнесении со свойствами восприятия как общей психической способности человека с целью определения компонентов развития восприятия.
2. Осуществить теоретический анализ проблемы развития художественного восприятия школьников и выявить педагогические условия развития данного вида перцепции.
3. Разработать концептуальную модель развития художественного восприятия ребенка на основе художественно-игровой деятельности.
4. Разработать педагогическую технологию развития художественного восприятия школьников на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства.
5. Экспериментально проверить педагогические возможности комбинаторных игр с элементами языка изобразительного искусства для развития художественного восприятия у школьников.
6. Определить критерии, показатели и выявить уровни развития художественного восприятия школьников.
Глава 1. Художественный образ как основная категория содержания художественного образования школьников
1.1 Теоретические основы восприятие художественного образа
Актуальность проблемы восприятие художественного образа раскрывается в работах современных исследователей, как творческий процесс создания и воссоздания художественного образа, как процесс диалога художника с окружающим миром и воображаемым зрителем, а зрителя (читателя, слушателя) — с автором произведения. Данный подход отражен в трудах философов (М.М. Бахтин, Н.Н. Бердяев, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман); психологов (Р. Арн-хейм, Л.С. Выготский), искусствоведов (В.Р. Виппер, СМ. Даниэль, С.Х. Раппопорт), культурологов (X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга), деятелей культуры и искусства (В.В. Кандинский, А. Матисс, К.С. Петров-Водкин, К.С. Станиславский, А.С. Эйзенштейн, В.А. Фаворский и др.).
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста ...
... Условия успешного развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства Одним из важнейших факторов музыкального творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, ...
Процесс развития художественного восприятия ребенка определяется в психологии как имеющий определенные ступени, смена которых задается изменением позиции ребенка по отношению к искусству (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Левин).
Идея «поступенности» художественного развития заложена в программах по изобразительному творчеству (Б.М. Немен-ский, Б.П. Юсов), однако смена ступеней у авторов не соотнесена с логикой изменения типа восприятия ребенка в процессе движения от игры с элементами языка искусства к общению на этом языке, с логикой изменения уровня диалога на разных этапах развития. Противоречие между существующими положениями теории художественного восприятия в психологии искусства и недостаточной теоретической обоснованностью процесса развития художественного восприятия в области педагогики изобразительного искусства свидетельствует об актуальности исследования на научно-педагогическом уровне.
Развитие способности к художественному восприятию ребенка рассматривается в работах по педагогике и психологии, прежде всего, с позиции осмысленности данного процесса. При этом авторы (В.А. Левин, Е.Г. Макарова, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов) подчеркивают необходимость сохранения и развития эмоциональности непосредственного восприятия ребенка. Отмечается также необходимость развития у детей целостности восприятия (Дж. Гибсон, Ю.М. Полуянов, В.А. Фаворский), развития ритмической упорядоченности или чувства ритма (Р. Арнхейм, Т.С. Комарова, А.Ф. Лобова, В.А. Фаворский), аконстантности восприятия (Н.Н, Волков, Л.А. Венгер); формирования установки на художественное восприятие (М.С. Каган, X. Ортега-и-Гассет, Д.Н. Узнадзе).
Однако следует отметить, что технологии развития художественного восприятия ребенка, позволяющие осуществлять и отслеживать развитие всех свойств художественной перцепции, в педагогике изобразительного искусства отсутствуют. [4]
Важным условием развития художественного восприятия педагоги-исследователи определяют необходимость освоения ребенком языка искусства как языка выразительного (Д. Б. Кабалевский, Н. А. Ветлугина, Г. Г. Григорьева, Т. С. Комарова, В. А. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, О. А. Сусловова, Е. А. Флерина, А. В. Шестакова, Б. П. Юсов).
Однако на сегодня в области изобразительного искусства разработаны технологии освоения дошкольником изобразительных возможностей языка и нет технологий освоения выразительности языка изобразительного искусства.
Восприятие есть, как известно, определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов” .
В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего .
Восприятие произведения искусства может быть как первичным, так и многократным. Первичное восприятие бывает подготовленным (знакомство с критикой, с отзывами лиц, которым мы доверяем) или не подготовленным, то есть начатым как бы с нуля знания о произведении искусства. Оно имеет в подавляющем большинстве случаев преднамеренный характер (идем в концерт, в театр, на выставку, в кино), но может быть и непреднамеренным (случайно взятая в руки книга, увиденная по телевидению передача, остановившее наше внимание звучание музыкального произведения по радио, облик архитектурного сооружения, внезапно возникший перед нами).
Особенности развития художественного восприятия у школьников ...
... характеристику понятию «художественное восприятие»: его свойствам, типам, ступеням развития. 3. Исследовать роль педагога художественного образования в развитии художественного восприятия школьников в процессе эстетического воспитания. Исследовать ступени развития художественного восприятия ребенка (на уроках изобразительного искусства и литературы) Методологической ...
Чаще всего восприятие — специфическая “комбинация” преднамеренности и непреднамеренности: намереваясь посетить выставку, мы не знали, что на ней остановит наше особое внимание, какие именно полотна, графические листы, произведения скульптуры заставят пережить эстетическое волнение и вызовут длительное эстетическое созерцание. Многократное восприятие может опираться на такое адекватное знание произведения, которое связанно с запоминанием его наизусть.
Художественное восприятие, как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в школьном возрасте.
Возникает вопрос: почему именно в этом возрасте ?
В школьном возрасте происходит “скачок” в психофизиологическом развитии индивида.
Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире.
К этому времени человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать сложную противоречивость и в то же время целостность художественного образа активным развитием воображения.
В психике школьника, в период полового созревания, появляются совершенно новые качества – склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает самосознание и т.д. Появляется способность надолго сосредотачивать внимание на созерцании картины. В 14 – 15 лет можно заметить особый интерес к познанию личности других людей, что идет от внимания к самому себе.
Поэтому в области восприятия искусства (в частности изобразительного искусства) проявляется усиленный интерес к портрету.
В художественном восприятии, в этом возрасте, наиболее активно проявляется субъективный фактор, момент “перенесения”: интерпретация художественного образа отражает собственные проблемы школьника.
1.2 Анализ содержания программных материалов по обучению изобразительному искусству
Изучение и восприятие изобразительного искусства, отображающего действительность, опирается на восприятие эстетики действительности, которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с искусством. На всякое подлинное художественное восприятие, влияют социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это восприятие.
Красота художественного произведения, отображающего человека, должна вызвать у школьников эстетическую реакцию, эмоционально покорять своим содержанием и формой.
Нельзя не упомянуть и о том, что особое внимание в занятиях изобразительным искусством, обращается на развитие зрения, как одного из важнейших органов чувств человека. “Уроки изобразительного искусства – учебного предмета, который, среди всех школьных предметов озабочен развитием зрительной системы ребенка должны мобилизовать зрительный опыт детей в отношении широкого круга явлений природы, предметов и явлений окружающей действительности, развить умение увидеть, наблюдать, рассуждать и оценивать, устанавливать порядок и отбирать среди потока поступающей зрительной информации.
По мировой художественной культуре «Технологии преподавания ...
... проведения занятий по искусству и мировой художественной культуре. Для реализации цели данной работы предусмотрено выполнить следующие задачи: проанализировать научную литературу по вопросам ... по курсу «Мировая художественная культура» (10-11 классы), который должен стать своеобразной художественно-мировоззренческой кульминацией школьного художественного образования. Цель такого образования ...
Изобразительного искусство как обобщающий предмет художественного цикла, включает в себя, собственно, изобразительное искусство как часть духовной культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к творческому самовыражению. В содержание предмета изобразительного искусства включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, и развитие художественно- творческого отношения к действительности, детское художественное мышление и творчество.
В 1999 г. была проведена совместная коллегия с Минкультуры «О развитии художественного образования в России», которая закрепила отношения на основе соглашения двух ведомств, поручила создать: Совет по художественному образованию (приказ от 16.03.2001 г. № 103I / 181); разработать Концепцию художественного образования в России (письмо от 10.12.2001 г. № 30-51-918/16); Межведомственную программу «Дети. Молодёжь. Культура. Образование».
Министерством образования разработана и издаётся серия учебных программ и методических пособий «Я вхожу в мир искусств» (более 50 программ по обеспечению художественно-эстетического образования детей) по различным направлениям. Кроме того, совместно с издательством «Владос» издаётся серия «Воспитание и дополнительное образование детей», в качестве учебно-методического пособия получили гриф ряд изданий. Для поддержки региональных учреждений дополнительного образования детей художественной направленности, совершенствования подготовки кадров, разработки и апробации образовательных программ, методик по обучению основам народно-прикладного искусства, фольклора и других видов художественного творчества при кафедре художественного образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования создана Всероссийская школа мастерства «Гармония».В настоящий момент разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы.
Созданные на основе примерной программы авторские учебные программы логически развивают основные концептуальные идеи, определяют последовательность структурирования и изучения учебного материала с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Обратимся к основным авторским программам, появившимся в последние годы под грифом Министерства образования Российской Федерации.
Концепция программы «Основы живописи», Концепция «Школа рисунка, Основные задачи действующей программы:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
К имевшимся в ранее существующей программе четырем типам учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве сейчас добавились также — иллюстрирование (композиция), лепка, аппликация с элементами дизайна.
«Рисование с натуры
Рисование на темы, Беседы об изобразительном искусстве
Планируя драматургию урока, разрабатывая его сценарий, учитель может вычленить опорные структурообразующие моменты: завязку, постановку проблемы и совместное ее решение, кульминацию, последствие — как этапы педагогического процесса, помогающие ему решить определенные учебно-воспитательные и художественно-творческие задачи. Это гибкие структуры, которые по ходу урока трудно четко разграничить. Однако педагогически обоснованная их смена придает занятию динамичный характер, создает определенный ритм и настроение, обеспечивает своеобразную, присущую только для данного учителя, окраску урока.
Каждый учитель для конкретного урока создает свою ситуацию вовлечения учащихся в проблематику занятий. При этом методы и формы работы определяются, с одной стороны, способами восприятия ребенком мира, с другой — задачами программного характера. Но всегда постановка проблемы для школьников не должна быть представлена в виде сухой, констатирующей темы, а предполагает эмоционально окрашенное общение учителя с учениками.
Как показывает практика, немало проблем возникает у педагогов при организации процесса художественного восприятия произведений изобразительного искусства. Восприятие будет более глубинным, если органично сольется с игровыми действиями учеников. Попробуйте поговорить с ребенком о природных явлениях, о специфике художественных образов в искусстве, не используя игровые ситуации, минуя сравнения, т.е. минуя эмоциональный путь усвоения — вы в большинстве случаев столкнетесь с вялым восприятием, а значит с вялой работой разума.
Таким образом, полноценная художественно-творческая деятельность школьников на уроках изобразительного искусства зависит не только от соответствующих навыков и умений, но и, в значительной степени, от психологического настроя учащихся, их отношения к искусству.
Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей.
В рамках данной концепции существуют также программы для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.
В основе базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведения
- Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание).
- Ощущение эмоций от увиденного.
- Анализ сюжета и создание первичного понимания произведения.
- Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения.
- Восприятие и анализ символического ряда произведения.
- Позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д.
- Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д.
- Ощущение редких эмоций.
- Соотношение увиденного в пространстве картины с собственным опытом, воспоминаниями.
- Создание своего понимания произведения, личностного смысла.
- Формулирование суждений для выражения собственного мнения.
По мере развития собственного опыта творческой деятельности, освоения законов изобразительного искусства, личностной самореализации, восприятия и анализа художественных произведений, их оценки, у школьников начинают складываться собственные предпочтения и эстетические критерии, которые в комплексе и приводят к развитию собственного художественного вкуса.
1.3. Программа по изобразительному искусству «Изобразительное искусство. 1-4 классы»
Пояснительная записка
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение: практических работ — 29; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа
- Закон российской Федерации «Об образовании».
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 29 декабря 2001 года.
- Министерство образование Российской Федерации.
Целью данной программы:
следующих задач:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне;
- о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;
- нравственных и эстетических чувств;
- любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями
- Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура) – 19 часов
- Декоративно- прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн) – 9 часов
- Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура) – 5 часов.
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство.
Изобразительная деятельность, Рисование на темы, Декоративно-прикладная деятельность
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
В результате изучения изобразительного искусства ученик учебного года должен
знать/понимать
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события;
- с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);
Уметь
·различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- ·различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- ·узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- ·сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- ·использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- ·применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
- в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- ·пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
- ·выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·самостоятельной творческой деятельности;
- ·обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- ·оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
— ·овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Учебно-тематический план
№ | Раздел Тема | Количество часов |
В том числе: Практические работы |
работы Уроки контроля (обобщающие уроки) |
Раздел 1. Художественный язык изобразительного искусства | 9 | 9 | — | |
1 | Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. | 1 | 1 | — |
2 | Учимся рисовать кистью. | 1 | 1 | — |
3 | Линия и штрих – основа рисунка | 1 | 1 | — |
4 | Форма предметов | 1 | 1 | — |
5 | Волшебный мир красок. Основные и составные цвета | 1 | 1 | — |
6 | Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета | 1 | 1 | — |
7 | Техника работы акварелью | 1 | 1 | — |
8 | Техника работы гуашью | 1 | 1 | — |
9 | Композиция рисунка.Рисунок – основа изобразительного искусства | 1 | 1 | — |
Раздел 2. Мир изобразительных искусств | 15 | 13 | 2 | |
10 | Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» — рисование на тему | 1 | 1 | — |
11 | Вид изобразительного искусства — графика | 1 | 1 | — |
12 | Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» — лепка животных | 1 | 1 | — |
13 | Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство» | 1 | 1 | — |
14 | Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры. | 2 | 2 | — |
15 | Дизайн в нашей жизни. Изготовление украшения для новогоднего стола; коллективная работа. | 1 | 1 | — |
16 | Виды изобразительного искусства. Викторина | 1 | — | 1 |
17 | Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. | 1 | 1 | — |
18 | Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской зимней природы | 1 | 1 | — |
19 | Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование снегиря. | 1 | 1 | — |
20 | Портрет. Рисование по памяти портрета друга | 1 | 1 | — |
21. | Обобщение. Этот удивительный, неповторимый мир живописи. | 1 | — | 1 |
22 | Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» — иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь | 2 | 2 | — |
Раздел 3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью | 9 | 7 | 2 | |
23 | Открытка как самостоятельное художественное произведение. | 1 | 1 | — |
24 | Техника граттаж. Графика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Рисовать можно пятном. | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Конструирование птиц из бумаги. | 1 | 1 | — |
27 | «Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». | 1 | 1 | |
28 | «Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте. | 2 | 2 | — |
29 | Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. | 1 | 1 | — |
30 | Обобщение. Искусство народных мастеров России. | 1 | — | 1 |
Всего | 32 | 29 | 4 |
Краткое содержание учебного предмета
«Художественный язык изобразительного искусства» (9 часов: 9 – практ. работ)
№ | Раздел | Теоретическое описание | Практическое описание |
1. | Чем и на чем рисует художник? Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». |
Инструменты и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства. Из истории изобразительного искусства. |
Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. (акварель и соль, зубная щетка, целлофановый пакет, восковой карандаш, пастель).
|
2 | Учимся рисовать кистью |
Различные способы исполнения произведений живописи; техника нанесения мазков, их виды. Различные виды мазков разными типами кистей, техника работы кистью. |
Выполнение упражнений по проведению линий разной толщины, с разным нажимом, рисованию точки, лепестков с красками (гуашь или акварель).Зрительный ряд: слайды или репродукции картин Ван — Гога «Подсолнухи», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», М. С. Сарьяна «Ереванские цветы», образец педагогического рисунка. |
3 | Линия и штрих – основа рисунка |
Элементарные основы рисунка (характер линий, штрих); Прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы карандашом. |
нарисовать как можно больше предметов, имеющих очертания только одной фигуры – круга.Зрительный ряд: слайды или репродукции рисунков В. А. Серова «Портрет балерины Т. П. Карсавиной», И. Е. Репина «Портрет Л. Н. Толстого, пишущего за круглым столом», М. А. Врубеля «Портрет врача-психиатра Ф. А. Усольцева», таблицы «Виды линий», «Нанесение штрихов для выявления формы предмета». |
4 | Форма предметов. |
Первичные представления о форме предметов; из простых геометрических фигур конструирование более сложных, простые геометрические фигуры в предметах сложной формы. |
нарисовать как можно больше предметов, имеющих очертания только одной фигуры – круга. Например: солнце, яблоко, тыква, снеговик, колобок, чайник и т.д. Зрительный ряд : геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); предметы (или их рисунки) различной формы |
5 | Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. Рисунок на тему «Радуга». |
Понятие основных и составных цветов; цветовой круг. Получение составных цветов путем смешения двух основных цветов. |
Зрительный ряд: таблица «Цветовой круг», репродукции картин с изображением радуги (И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева), образец педагогического рисунка. |
6 | Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. |
Отдельные произведения живописи, понятие теплого и холодного цвета. Составление гармонии теплого и холодного цвета; вариативные возможности цвета ограниченной палитрой. |
выполнить рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой (акварелью или гуашью). Зрительный ряд : слайды или репродукции картин К. Ф. Юона «Мартовское солнце», М. А. Врубеля «Демон поверженный», А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», А. Е. Архипова «Девушка с кувшином», Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии», цветовой круг, образец педагогического рисунка. |
7 | Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень». | Акварельные краски, разные техники работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. |
выполнить рисунок на тему «Осень», используя смешанную технику работы акварелью. Зрительный ряд: репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень», И. Шишкина «Осень», И. Грабаря «Рябинка», образцы педагогического рисунка, выполненные в разных техниках акварелью. |
8 | Техника работы гуашью. Рисунок по замыслу. |
Особенности гуашевых красок, способы и техника работы с ними. Приемы работы с гуашью. |
выполнить рисунок на произвольную тему (карандаш, гуашь). Зрительный ряд: образцы рисунков, выполненных гуашью и акварелью; образец педагогического рисунка. |
9 | Композиция рисунка.Рисунок – основа изобразительного искусства |
Понятие «композиция», правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа. |
|
Раздел 2. Мир изобразительных искусств | |||
10. | Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» — рисование на тему. | Понятие «вид изобразительного искусства — живопись». Красота русской осени в живописи на примере произведений И. Левитана и В. Поленова. | рисование на тему «Сказка про осень». Зрительный ряд : репродукции картин И. Левитана и В. Поленова, образец поэтапного выполнения рисунка на тему «Поздняя осень», образцы осеннего пейзажа в разную погоду |
11 | Вид изобразительного искусства – графика. Рисунок по замыслу |
Понятие «графика». Сравнение графики с живописью и их отличия. Графика – это рисунки карандашом, пером и тушью, углем, сангиной, соусом. Гравюра, линогравюра, офорт. |
Зрительный ряд : репродукции картин В. Серова «Мальчик с курицей», И. Репина «автопортрет», образцы педагогического рисунка. |
12. | Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» — лепка животных |
Понятия «скульптура», «объем», «фактура», «ритм». Объект лепки. Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия. |
Зрительный ряд: иллюстрации или фото скульптуры, иллюстрации животных, образцы педагогической лепки. |
13. | Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». |
Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента. Основа орнамента — элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов. |
образец, с которого дети должны срисовать узор в полосе. Зрительный ряд: образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического орнамента в полосе. |
14. |
Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры. |
Понятие «архитектура», ее история.
Информация об архитектурном ансамбле Московского Кремля, его особенностях |
Задание: предлагается побыть в роли архитектора и нарисовать крепостное сооружение или его фрагменты: стены, башни и т.д. Зрительный ряд: слайды или репродукции картин А. М. Васнецова «московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III »; фотографии, рисунки с изображением зданий, входящих в ансамбль Московского Кремля, образец педагогического рисунка |
15. |
Дизайн в нашей жизни. Коллективная работа – изготовление украшения для новогоднего стола. (1 час – практ. работа).
|
Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогоднего стола, использование законов композиции. |
изготовить украшение для новогоднего стола.Зрительный ряд: фотографии с журналов по дизайну, образец педагогического изделия. |
16. |
Виды изобразительного искусства. Викторина. (1 час – обобщение темы).
|
Обобщение знаний по видам изобразительного искусства. Рассказ-описание любимой картины. |
Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. |
17. |
Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. (1 час – практ. работа) |
Натюрморт как жанр изобразительного искусства, изображение с натуры. Различие оттенков красок. |
выполнить рисунок фруктов и овощей с натуры. Зрительный ряд : репродукции картин И. И. Машкова «Фрукты на блюде», И. Е. Репина «Яблоки и листья», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», муляжи или натуральные овощи и фрукты, образец педагогического рисунка, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник).
|
18 | Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы» |
Цветовое богатство зимнего пейзажа на примере картин русских художников. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. |
нарисовать рисунок на тему «Красавица зима». Зрительный ряд : репродукции картин К. Коровина «Зимой», А. Рябушкина «Зимнее утро», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Пластова «Первый снег», образец педагогического |
19. | Анималистический жанр в изобразительном искусстве |
Творчество художников-анималистов, анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений. |
нарисовать по памяти или с натуры снегиря. Зрительный ряд : слайды или репродукции картин художников с изображением животных и птиц, книги Е. И. Чарушина, таблица последовательного рисования птицы снегиря. |
20. |
Портрет как жанр изобразительного искусства. |
Из истории портрета как жанра изобразительного искусства, его отличительные особенности в творчестве художников-портретистов. Изображение головы человека с соблюдением |
нарисовать по памяти или с натуры портрет друга. Зрительный ряд : репродукции картин В. А. Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», В. Тропинина «Портрет Арсения – сына художника», З. Серебряковой «За завтраком», таблица «Пропорции лица человека», образец педагогического рисунка |
21 | Этот удивительный, неповторимый мир живописи. Жанры живописи. |
Обобщение знаний о жанрах изобразительного искусства в виде урока – игры. Из истории живописи. Жанры живописи. Особенности каждого жанра. |
Выставка работ по жанрам изобразительного искусства. |
22. |
Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» — иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (2 часа – практ. работа).
|
Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество. |
иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (в карандаше, следующий урок в цвете).
Зрительный ряд : репродукции произведений М. Врубеля, В. Васнецова, И. Билибина, Ю. Васнецова и Е. Рачева, образец педагогического рисунка |
Раздел 3: Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» (9 часов: 7 – практ. работа, 2 — обобщение) | |||
23 |
Открытка как самостоятельное художественное произведение. |
Из истории открытки, виды открытки. |
Изготовить поздравительную открытку в одной из техник (живописи, коллажа).
Зрительный ряд: образцы открыток различных видов; образец педагогического рисунка |
24 |
Техника граттаж. Графика |
Графическая техника. «Граттаж». Техника, приемы выполнения граттажа: процарапывание пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску |
Задание: выполнить рисунок по замыслу в технике граттаж. Зрительный ряд : репродукции картин художников в жанре графика; слайды работ, выполненных в технике граттаж; образец педагогического рисунка |
25 | Рисовать можно пятном |
Пятно как одно из главных художественно-выразительных средств живописи. Обобщение по теме «Живопись» в виде теста. |
сделать пятно на листе бумаги и превратить его в изображение животного. Зрительный ряд : репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…», выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, фотографии животных, образец педагогического рисунка |
26 | Конструирование птиц из бумаги |
Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их. Приемы бумагопластики. |
Задание: сконструировать из бумаги птицу. Зрительный ряд : фотографии с изображением птиц, образец педагога. |
27 | «Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». |
Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи, из истории промысла Хохломы, техника хохломской росписи. |
Задание : нарисовать элементы хохломской росписи Зрительный ряд : 3-4 изделия с хохломской росписью, фотографии и иллюстрации хохломских изделий, последовательное рисование элементов хохломской росписи. |
28 | «Городецкие узоры. Ознакомление с городецкой росписью и беседа о ее красоте» |
Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).
|
1. Выполнение элементов городецкого узора 2. Самостоятельное составление узора из элементов городецкой росписи. Зрительный ряд :3-4 изделия с городецкой росписью, фотографии и иллюстрации городецких изделий, последовательное рисование элементов городецкой росписи. |
29 | Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. | Дымковская игрушка. Элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины |
Задание: нарисовать дымковскую игрушку с натуры, передавая ее особенности. Зрительный ряд : дымковские игрушки (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка, таблица «Элементы дымковской игрушки». |
30 | Искусство народных мастеров России. |
Урок — путешествие в страну народных мастеров России. Повторение и закрепление знания о промыслах России. |
Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник «Украсим школу своими руками». |
1.4 . Психологические основы художественного восприятия произведений изобразительного искусства детьми школьного возраста.
Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется, что только здесь, сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного, бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или, по крайней мере, очень часто, бывает таким. Исходя из этого необходимо открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.
Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально, и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в чем» .
Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства.
Полученное при частом общении с искусством, оно рождает ожидание.
Главная особенность художественного восприятия произведений изобразительного искусства — необычайно сложная структура. Главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов.
Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического воздействия.
Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.
Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту; коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.
Эту стадию можно условно назвать художественным последействием. Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на художественное восприятие. Как и установка на создание произведений искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной. В любой психологической установке, так или иначе, выражены определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения, радости от новых встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие художественных произведений.
При восприятии произведений литературы смысл восприятия не исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и здесь носит духовно- практический характер, а потому, как и в других сферах искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями художественного восприятия.
Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает, если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его материального функционирования в психике складывается еще один ряд ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому помогает художественная организация словесного материала).
Но здесь механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в представлениях.
Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на основе данной исторической системы художественной организации словесного материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого» труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства художественного чтения. Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.
Глава 2. Конспекты уроков по изобразительному искусству
2.1 Конспект урока: Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей .
Тема занятия
Цели :
1. образовательная: усвоить понятие натюрморт, познакомить с большим миром натюрморта, привитие интереса к предмету, создать условия для наблюдения и проникновения, учащихся в сущность предметного мира, для понимания его значимости в жизни человека, его символики, одухотворенности и красоты,
2. Развивающая: развивать творческий потенциал, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, активизировать наблюдательность детей, развивать у них глазомер, образное мышление.
3. Воспитывающая: воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.
Оборудование:
Ход урока.
1. Организационный момент . Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.
2. Знакомство с жанрами изобразительного искусства
Учитель. У нас сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров изобразительного искусства.
Всё изобразительное искусство делится на различные жанры по темам, которые изображает художник, это тематическая картина (изображение сцен из жизни людей), портрет (изображение человека), пейзаж (изображение видов природы), интерьер (изображение внутреннего убранства помещений)
Натюрморт.
3. Теоретическая подготовка
Натюрморт как жанр. История возникновения и развития натюрморта
Учитель : Натюрморт это-В дословном переводе с французского «мёртвая натура», т.е. изображение неодушевлённых предметов (домашней утвари, посуды, оружия, плодов, фруктов, цветов и т.д.) Возник натюрморт очень давно, ещё в Древнем Китае был создан жанр который был назван «Цветы и птицы». Обратите внимание на эту работу она называется «Пионы и бабочки». Это образец классической акварельной живописи Китая. Замечательные пышные пионы как будто благоухают и приманивают к себе бабочек, которые вьются над ароматными цветами. Следующая работа китайских мастеров в жанре «Цветы и птицы» вышита на шёлке с помощью тончайших шелковых нитей, называется она «Птицы на сиреневой ветке» и дословно характеризует этот жанр китайской живописи, который изображает животных и растения
Учитель: Скажите ребята, а почему мы причисляем жанр «Цветы и птицы» к натюрморту?
Ответы детей
Учитель: Давайте посмотрим на натюрморт эпохи расцвета этого жанра.
Это работа Питера Класа «Натюрморт», голландского живописца который жил в 16 веке, именно на это время и приходится расцвет натюрморта как жанра. Дело в том, что людей стал интересовать мир обычный, а не возвышенный и поэтому художники рисуют очень много натюрмортов, которые рассказывают нам не только о быте людей того времени, но и о том как сам художник видит и чувствует жизнь.
Учитель: Как вы считаете, каким человеком был Питер Клас?
Учитель : Глядя на его картину, попробуйте описать его внутренний мир?
Ответы детей
4. Закрепление материала
Сравнение двух натюрмортов.
Учитель : Глядя на вещи , изображаемые художником, мы можем узнать не только о самих вещах, но и о людях которых они окружали.
Мы с вами уже говорили о том, что натюрморт может нам рассказать об отношении художника к изображаемым вещам. Чтобы лучше это почувствовать, сравним два произведения Михаила Врубеля и «Розы и чертополох» Ильи Машкова «Роза» Врубеля, словно сделана из хрупкого, тончайшего материала — с такой нежностью изображает художник её бледные, фарфорово-ломкие лепестки.
Она кажется почти невесомой: кисть еле наметила прозрачной акварелью её прихотливые формы. Стоящая в простом стакане, роза скромна и прекрасна.
Художник изобразил её одну, как драгоценную избранницу своей души. Окружающие предметы для него совсем не важны. Мы не видим обстановки комнаты, даже очертаний стола, на котором стоит стакан с розой. И это позволяет ещё сильнее почувствовать трепетную красоту одинокого прекрасного цветка.
Роза у Врубеля- это почти мечта, розы у Машкова — это тоже символ души, души над которой одержал победу мир материальный (мир сорняков).
Вот такое внутреннее содержание у этих работ.
Учитель: Скажите ребята, а какая работа вам больше понравилась и почему?
5. Практическая работа.
Учитель: Практическую работу вы будите выполнять сегодня с натуры в технике акварельной заливки. Посмотрите, ребята перед вами различные натюрморты (2-3).
Их мы будем рисовать сегодня.
Натюрморты состоят из двух предметов по принципу контраста.
Этапы рисования:
- Эскиз
- заливка сразу цветом «а ля прима»
6. Выставка работ.
Итак, ребята, вы славно потрудились. Давайте начнем наш маленький фестиваль.
Несколько человек выходят к доске и, демонстрируя свои работы.
Итог урока.
Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
2.2 Конспект урока «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте»
Тема урока
Цель урока
Оборудование урока:
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и целей урока.
2. Беседа учителя с учениками
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите на парты, у вас должны лежать на партах рабочие тетради, фломастеры, карандаши, ластики, все лишнее уберите с парт.
Учитель: С каким из видов народного творчества вы познакомились на прошлых уроках? Хохломская роспись, городецкая роспись. Сегодня мы будем продолжать знакомиться с русским народным творчеством. Тема нашего сегодняшнего урока — дымковская игрушка.
Учитель: Ребята, кто-нибудь из вас видел дымковские игрушки? Какие они? Яркие, красочные, необычной формы. Верно. А как вы думаете, почему эти игрушки назвали дымковскими? Примечание: Учитель демонстрирует игрушки
Теоретическая подготовка
Учитель: От того места, где их делают. Да, они появились в селе Дымково, что находится под городом Киров. Но ведь дым серого цвета, а игрушки нарядные, красочные!
Расположенная на берегу реки, слобода по утрам подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, с этим связано название слободы, а может, оно возникло оттого, что вился над каждым домом дым из русской печки, когда мастера обжигали игрушки.
Основание слободы относят к концу XV началу XVI в. Население, лишенное земельных наделов, занялось разными промыслами, в том числе игрушечным. Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону мастерицы «разбрасывали» яркие круги, клетки, мелкие и крупные горошины. Цвета выбирали самые разнообразные в неожиданных контрастных сочетаниях: оранжевый, зеленый, красный, розовый, желтый, голубой, сиреневый и др. Иногда поверх узора налепляли кусочки сусального золота, придававшего еще большую нарядность игрушке.
Веселый игрушечный народец отличается яркими красками. Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминают сказочные букеты, кормилицы хвастаются богатым семейством. В дымковской игрушке радуют пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.
Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Как вы думаете, почему праздник назывался именно так? Потому что на нем все свистели и пускались в пляс под эту музыку. Правильно. Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки, от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, а от этого праздник веселей! Спрос на игрушки очень велик.
После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
Я вам сегодня на урок принесла несколько дымковских игрушек, которые есть у меня дома.
Что же общего у всех этих игрушек? Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, нарядные детали, обобщенная форма. А почему у всех игрушек белый фон, как вы думаете? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому расписывали их яркими красками, которые хорошо выделяются на белом фоне.
- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? (…) Где расположен узор на дымковской игрушке? На больших участках фигурки, на центральных и значимых.
Обычно орнамент возникает непосредственно в процессе росписи без предварительных эскизов, в соответствии с той или иной украшаемой фигуркой, поэтому связь формы и орнамента органична, неразрывна. При все кажущейся простоте один и тот же узор никогда не повторяется, поэтому найти две совершенно одинаковые игрушки невозможно.
Как правило, роспись выполняют в такой последовательности: у фигурок барынь, кормилиц, кавалеров головные уборы и одежду окрашивают одним ярким цветом, а затем широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом. На белом лице с чуть выступающим курносым носом рисуют круглые красные пятна щек и рта, черные дужки бровей над точками-глазками. Волосы окрашивают черным или коричневым цветом. Уши, копытца зверей, клювы и гребешки птиц обычно окрашивают одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами. Возможности украшения дымковской игрушки весьма разнообразны
Как мы с вами уже выяснили узор дымковской игрушки — геометрический. У вас на столах лежат образцы орнамента дымковской игрушки.
Возьмите фломастеры соответствующего цвета и дорисуйте их.
Отложите образцы в сторону, сейчас мы будем раскрашивать барыню-щеголиху! С чего будем начинать раскрашивать барыню? Сначала лицо, потом волосы, наряд: юбка и остальное.
Примечание: дети рисуют. Дети раскрашивают барыню.
4. Итог урока
Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому что рисунки у вас получились очень яркие, красивые
Примечание: Выставка работ учеников
2.3 Конспект урока: Композиция рисунка «Рисунок – основа изобразительного искусства»
Тема занятий: «Рисунок – основа изобразительного искусства»
Цели:
1. Рассказать о способах передачи своего настроения через рисунок.
2. Развить навыки овладения техникой рисования;
3. Воспитать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование:
1. образцы рисунков « Мое настроение»,
2. памятка — Рисунок.
3. Классификация рисунка
Ход урока
1. Организация класса.
2. Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.
Рисунок — важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.
3. Изучение нового материала., Сообщение теоретических сведений о рисунке.
Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок …есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки».
Для художника рисунок — это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.
По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне законченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.
Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэлемент изображения — линия — выступает в рисунке особенно ярко.
Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живописи и скульптуры требуют для своего создания и большого времени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество — он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления художественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художником для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.
Рисунок — самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного искусства.
4. Ознакомление с материалами.
Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространенный из них — обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш при рисовании особым образом, не так, как при письме. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для самостоятельных работ — их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.
В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали. Штрихи серебряного карандаша по происшествии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались великие мастера — Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.
Такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию в этом деле произвело открытие графита во второй половине XVI века в Англии. На смену металлическим карандашам пришли графитные — более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки — пачкались, не очень хорошо держались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.
Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне различных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие — буквой М (от 1М до 5М).
Среднее положение занимают карандаши ТМ.
Кроме графитных карандашей, художники пользуются еще так называемыми итальянскими карандашами. Они изготовлялись из особого итальянского сланца, который иногда называли черным мелом. В XVIII-XIX веках в русской Академии художеств рисунок итальянскими карандашами рассматривался как обязательный.
В XIX веке появился заменитель итальянского карандаша. Такие карандаши выпускают у нас под названием «ретушь» и другие, которые так же, как и итальянские, отличаются отсутствием блеска и более глубоким черным тоном. Эти карандаши также имеют несколько степеней твердости (до трех).
Красящим веществом в них служит жженая кость или газовая сажа.
Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом — сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь — материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно.
Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит художника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.
Виды рисунка.
Работа с памяткой — Рисунок. Классификация рисунка.
Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.
4. Практическая работа.
Задание.
Используя предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение.
Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.
Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:
1) Контроль организации рабочего места;
2) Контроль — правильности выполнения приемов рисунка;
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;
5. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, штрихами, которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.