Формы организации досуга на селе

Курсовая работа

Актуальность выбранной темы выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время социокультурная ситуация в сельских местностях характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни — утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Основная задача сельского клуба, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений в сельской местности на пути решения данной задачи, является организация досуга населения. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени населения является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Социально-философские проблемы сельского населения как важной социальной группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада.

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

13 стр., 6398 слов

Организация досуговой деятельности молодежи

... Объект исследования: досуговая деятельность молодежи, Предмет исследования: процесс формирования культуры досуга молодежи., Цель исследования: изучить особенности формирования культуры досуга молодежи, Задачи исследования: Рассмотреть историю становления организации досуговой деятельности; Изучить понятие досуга и его ...

Объект исследования -досуг сельского населения.

Предмет исследования — деятельность сельских культурно-досуговых центров по организации досуга.

Цель курсовой работы — изучить особенности организации сельского молодежного досуга.

Задачи исследования:

  • рассмотреть сущность досуговой деятельности;
  • изучить особенности досуга на селе;
  • рассмотреть историю возникновения разных форм досуга;
  • исследовать современные формы досуга.

Базой исследования курсовой работы является культурно-досуговый центр села Старый Мензелябаш.

Структура работы — обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух частей, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические основы исследования сущности понятия досуговой деятельности

1.1 Характеристика досуговой деятельности

Исследованием сложнейших вопросов досуга занимаются представители таких разных наук, как, например, социология и искусствоведение, этнография, археология, история, антропология. Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода.

Среди разнообразных социальных характеристик досуга для нас, пожалуй, наиболее важными представляются две:

  • досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;
  • досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе (4,с.145).

Отечественная история изобилует примерами активной культурной деятельности россиян в досуговое время.

В сфере досуга перекрещиваются интересы личности и общества. Личность, не включенная в профессиональную деятельность отрасли культуры, фактически не имеет другого, кроме досугового, времени для собственного культурного волеизъявления.

О культурно-досуговой деятельности написано мало, несмотря на то, что она представляется достаточно крупным и сложным явлением, которое достойно стать предметом специального исследования как научного, так и прикладного характера.

В специальных исследованиях культурно-досуговая деятельность рассматривается чаще всего как составная часть свободного времени, которая затрачивается человеком на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных. Виды досуговой деятельности настолько разнообразны, насколько развиты культурные интересы и потребности личности. Эти интересы и потребности личность может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. В условиях домашнего досуга (а это по своим масштабам — «космос») культурная деятельность, являясь противоположностью профессиональной, носит самодеятельный характер.

Совершенно иначе развивается наука о культурно-досуговой деятельности в учреждениях культурно-досугового типа, вид деятельности которых прямо соотносится с искусством, коллективными и индивидуальными формами творчества, созданием художественных произведений, театрализованными представлениями, игровыми и конкурсными программами.

Однако неопределенность ситуации характеризуется тем, что в литературе по теории педагогической науки не выработано специального определения методологии культурно-досуговой деятельности, в то время как методология является ключевым понятием любой теории, в том числе и специальной области более общей дисциплины.

20 стр., 9871 слов

Дом культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности

... особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. .Проанализировать социально-культурную среду агрогородка. .Провести анализ культурно-досуговой деятельности клубного учреждения в организации досуга населения. .Выработать рекомендации по совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Объект исследования: Культурно-досуговая деятельность дома культуры. ...

В концептуальных подходах к культурно-досуговой деятельности можно выделить две большие области — это концепция досуга (менее специальная) и концепция его организации в учреждениях культурно-досугового типа.

В структуре свободного времени можно выделить, кроме того, следующие элементы: общественно регулируемую часть, куда относятся коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых, и лично регулируемую — индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях. Следовательно, понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного времени, или культуры досуга.

Многообразие данного культурного явления порождает и соответствующее многообразие подходов к их рассмотрению, что, собственно, и является предметом исследования различных отраслей научного знания. Подчеркнем еще одну закономерность: чем объемнее рассматриваемое явление, тем больший круг наук изучает его.

Культурно-досуговая деятельность как специфическое культурное явление — общественный феномен, который вполне логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая деятельность, рекреационная деятельность, научная деятельность, образовательная деятельность и т.п.

Учреждения культурно-досугового типа принимают активное участие в работе со всеми слоями населения. Организация культурно-досуговой деятельности строится на принципе дифференцированного подхода. Разработка частных методик предполагает учет социально-демографических характеристик различных категорий населения. Типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) технологии и традиционные (ретроспективные) технологии.

Итак, важнейшей задачей специалистов учреждений культурно-досугового типа является внедрение в свою практику хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, а также применение инновационных технологических процедур. При этом не следует отождествлять традиционные технологии с рутинными. Последние характеризуются такими методами воздействия на культурные процессы в условиях досуга, которые отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют объект к изменениям и переменам, а также являются не только устаревшими, но и неэффективными. С точки зрения масштабности ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами взаимодействия природы, общества, человека. Региональные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной жизни.

1.2 Характеристика досуга на селе

Опираясь на широкий спектр взглядов отечественных и зарубежных исследователей на содержание досуга и структуру деятельности в нём, на глубокий и длительный анализ существующих в структуре содержания свободного времени видов деятельности, которые имеют своё специфическое и конкретное наполнение, целесообразно выделить следующие виды деятельности:

14 стр., 6899 слов

Режиссура культурно-досуговых программ

... культурно - досуговых программ Культурно-досуговая программа - форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга. Понимание особенностей культурно-досуговых программ ...

  • Образовательная;
  • Культурно — досуговая;
  • Трудовая;
  • Спортивно — рекреативная;
  • Научно — исследовательская;
  • Коммуникативная;
  • Игровая (7,с.58).

Следует отметить, что большинство зарубежных и отечественных учёных в структуре деятельности каждого индивида выделяют 4 основных вида:учёба, труд, игра, общение (6. с 53).

Анализ содержательной занятости свободного времени населения в массовой практике деятельности учреждений дополнительного образования детей показал, что наибольший удельный вес в организации их свободного времени занимает образовательная деятельность. Она определяется как свободная, не регламентированная государственным обязательным обучение деятельность, основанная на личных интересах, добровольности, инициативе и самостоятельности самих детей, обеспечивающая удовлетворение широкого спектра их разнообразных индивидуальных потребностей и интересов, опирающаяся на богатый арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков, достаточных для получения успеха в жизни, позволяющая углубить, дополнить и развивать информацию и знания, полученные в общеобразовательной школе (5. с 79).

Одним из основных видов содержательного наполнения досуга сельского населения является культурно — досуговая дятельность — сфера самовыражения и самореализации личности, её потенциальных желаний и возможностей, что позволяет включать этот вид деятельности в рамки времени, свободного от общественного или иного принуждения (9. с 54).

В культурно — досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями.

Организационные формы работы должны быть направлены на развитие познавательных процессов и способностей. Важно отметить, что подростковый период развития характеризуется существенными изменениями всех сторон личности — психики, физиологии, взаимоотношений, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых. Поэтому только дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм — художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести — массовые представления, вечера отдыха, шоу — представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Просветительские формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, дискуссии. Подросток познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

В практике досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно — развлекательная. Она имеет большое значение для. Большой эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например, познавательно — развлекательные игры «Брей — ринг», «Что? Где? Когда».

Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже. В нее вовлечены практически все категории населения, хотя, несомненно, в качестве приоритетных здесь выделяются дети, подростки и молодежь.

23 стр., 11206 слов

Рекреационно-досуговая деятельность парков культуры и отдыха

... существует для работы, а работа для досуга». [20] Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха еще четко не определено, нет единого понимания соотнесения понятий «досуг» и «рекреация». Состоявшийся ...

Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня как альтернатив аподростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления[6. с 42].

Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.

Именно поэтому основной задачей органов управления и учреждений культуры села должна стать организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня предоставляемых культурных услуг с учетом досуговых предпочтений этой категории населения.

Таким образом, сложившиеся в настоящее время формы культурно — досуговой деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

село досуг личность

2. Формы организации досуга на селе

2.1 История возникновения разных форм организации досуга на селе

Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.

Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались целой системой праздников. Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой деятельностью народа, — это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей.

Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитательную функции.

Несмотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Чередования будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обильную территорию — от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озёр до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. К моменту возникновения государственности в конце IX — начала ХХ веков славяне имели достаточно развитую праздничную культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал некоторую передышку от напряженного труда. Эти праздники дошли и до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря — начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее (8,с.128).

10 стр., 4623 слов

Жизнь и педагогическая деятельность К.Д. Ушинского

... педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей. Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского ... считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: “Дитя входит в духовную жизнь окружающих ...

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название «братчины», как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.

Народное музыкальное творчество — одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.

На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.

Старинные народные песни — плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании.

Русская народная музыка — особая самостоятельная облаять народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.

Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей. Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.

Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.

Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре.

До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости, и потребность в особых игрецах, помимо жрецов или волхвов, выполнявших все обрядовые и ритуальные функции, ещё не возникла. «Вертимое плясание», пляски и хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги поверженных культов становились бесами. Часть жрецов продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания, когда «из чащи времён» прошлое завладело умами даже через несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми же своими богами).

3 стр., 1145 слов

По истории России «Бунташный век в истории России

... с 1676 по 1682 года и оставивший след в истории России двумя нововведениями: разработан проект первой в Москве Славяно-греко-латинской академии и в 1682 году отменено местничество и разрядные книги ... налога и попыткой взыскать с населения старых недоимок, а также сокращением жалования служилым людям. В 1650 году произошел Хлебный бунт в Новгороде и Пскове в связи с подорожанием хлеба, ...

Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить «порчу» и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности — обряды, связанные с ритуальным смехом (9,с.35).

Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно, изменения, но процесс этот, по крайней мере в XI — XVI веках, шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину, каждому празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и игры. Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в течении нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас игры.

Заранее определённый распорядок обуславливал характер и особенности искусства оседлых скоморохов. «Сценарий» каждого игрища был досконально известен каждому участнику; были какие-то твёрдые закреплённые функции, чётко определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что люди собирались на игрище по зову, по сигналу скомороха.

Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и «Петрушке» объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи.

Популярность такого представления определялась не только любопытством. Образ медведя у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от времён язычества. Кроме того, действия учёного медведя в совокупности с иногда обширными репликами вожака находятся в русле наиболее популярный традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами которых являются пародия и гротеск.

Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не исчерпывают всего многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное — необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное — использование знакомой канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска — столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.

Церковь постепенно выступала для средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.

На протяжении XVI века в Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности явилось книгопечатание, введённое на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах богатых вельмож.

6 стр., 2976 слов

Российская культура XVII — XVIII вв

... в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. ... приобщению к западноевропейской цивилизации. 1.1 ВОЕННАЯ РЕФОРМА Реформаторская деятельность начинается с военной реформы. Основным содержанием военной ... и полностью подчинявшая ее государству. Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью создана ...

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.

Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.

В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.

Уже в устройстве городской жизни обозначались тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризуя развитие досуговой деятельности до XVII века, надо заметить, что формы её не отличались большим разнообразием и дифференцированностью в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу.

XVIII век для России был переходным моментом, а для ярмарочной площадной культуры стало и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.

Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования.

Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, «полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки» (3,с.66).

Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств. Многолюдные гуляния и праздники всегда входили в городской быт, но на протяжении долгого времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы «на природе» на троицу и т.п.).

23 стр., 11182 слов

Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века

... том, отвечает ли Державин как поэт своим притязаниям на вечную славу, но о том, могут ли в принципе в России XVIII века — вне ... правителю», или служить его «увеселению» [15]. В домольеровской французской литературе подобная точка зрения ни в коем случае не была само ... классической древности. Однако далеко не во все эпохи истории культуры они могли претендовать на безусловное признание. 2 января 1685 ...

Сами гуляния назывались в народе «под горами» или «под качелями».

С XVIII века заметно различается быт городов и деревень. Перемещение традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.

Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства — так начал формироваться городской фольклор.

Слишком решительные и смелые реформы не редко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр «настойчиво искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний».

Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, «комедийную хоромину» — первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие.

Интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный.

Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой — символы и аллегории школьного театра.

Пётр увлекался фейерверками и часто принимал в них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней.

XVIII век не без основания называют «играющим веком». Действительно, игровая стихия захватила многие стороны общественной жизни и быта, сама культура носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения.

С конца XVII века всё более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские «потешные» листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики.

Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским ярмарочным искусством.

Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие площади придавала также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму — всевозможные вывески и афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных «дедов», а также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах.

Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, — это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.

Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы.

Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е. Фомин, Д. Кашин.

В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек — отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.

Слово «частушка» — первоначально одно из названий коротких, «частых» (в отличие от «протяжных», «долгих») песен. Частушки — главный жанр крестьянской поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека.

Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились «отгородиться» от «простонародья». В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с примен «открытой» для различных заимствований, порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий (7,с.33).

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, развлечений для представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII веке стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIX в. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.

2.2 Современные формы организации досуга на селе

Коллектив создан в 1990 году. Возраст участников от 35 до 66 лет. Художественный руководитель — директор сельского дома культуры. Вокальный ансамбль активно участвует в мероприятиях районного масштаба.

Коллектив имеет множество дипломов и грамот за участие в районных фестивалях и конкурсах.

В своих выступлениях ансамбль использует народные костюмы, маски, музыкальные инструменты (гусли, балалайку, гармонь, жалейки, ударные).

За пропаганду русской народной песни ансамбль награжден многими грамотами, дипломами, памятными подарками.

Находиться на сцене, реализовывать свои творческие замыслы и держать внимание аудитории — это большое мастерство. Ансамбль на протяжении всех лет работы в Старо-Мензелябашском сельском доме культуры учит не только вокальному искусству.

Песня, современная песня в — это эффективная форма работы с людьми различного возраста.

Занятия в ансамбле пробуждают у населения интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях человека, развивать его музыкальную культуру.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в ансамбле «Миляшкай».

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей и подростков будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых юных участников.

Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить население к вокальному искусству.

Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Задачи:

На основе изучения народных песен, вокальных произведений, татарского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

Развивать индивидуальные творческие способности на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Занять свободное время населения путем проведения концертов, «ёлок» с их участием.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

В качестве главных методов работы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется, как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов — тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы).

Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных методов. Требования времени — умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

В районах и деревнях сельский клуб является главным учреждением по организации свободного времени населения. Для того, чтобы все занимались в различных ансамблях или кружках, а не употребляли алкоголь и наркотики во дворах, нужно всячески распространять работу клуба. Важнейшим качеством клубной пропаганды должны стать доказательность, обстоятельность, рассудительность.

Заключение

Итак, в ходе написании работы нами установлено: что социокультурная среда — конкретное непосредственно данное каждому социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это — совокупность различных (макро- и микро-) условий жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это — конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума.

Регулирование культуры села в современных условиях предполагает приведение в соответствие всех ее элементов между собой. Повышение культуры личности возможно при совершенствовании условий производства, жизни и быта, пространственной среды, материальной основы духовной культуры. Формирование духовного мира личности способствует повышению потребностей, запросов, стимулирующих развитие вещественной среды культуры. Важно привести в соответствие нормы и правила традиционного и рационального характера, снять противоречия, ведущие к дисгармонии внутреннего мира человека. Необходимо регулирование процессов производства, хранения, распространения и потребления культурных ценностей, создание материальных, организационных, идеологических и методических условий для их развития.

На противоположном полюсе рассматриваемого вопроса находится проблема отсутствия интересов, наличие большого объема ничем не занятого свободного времени и выхода невостребованной энергии. Несколько схематично звучат слова, что эти факторы приводят к наркомании, правонарушениям, деградации личности и просто к тому, что человек не вырастает полноправным членом общества.

Значит проблема творческого подхода к организации досуга молодежи это задача государственного уровня. И ее решение имеет общегосударственное значение. Поэтому ей надо уделять большое внимание на всех уровнях. Но все-таки наиболее эффективно она решается на индивидуальном, личностном уровне. Поэтому надо создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. И в выигрыше от этого окажутся все. Ведь молодежь это не только активная, живая часть общества, но и его основа в будущем.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/selskaya-kultura/

1. Аванесова Г.А. Культурно — досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.

2. Алисов Д.А. Социокультурный облик городской молодежи в условиях «перестройки» и современных реформ //Вестник Омского университета. 2006. Спец.вып.3.

3. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально — политические аспекты молодежной субкультуры//Вестник Московского университета. — 2006.№2-с.35-45.

4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт и преемственность поколений//Общественные науки и современность.-2006 №3-с.56-66.

5. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: Учебное пособие.-М.: Советский спорт, 2004.-128с.

6. Глазычев В.Л. От сельской культуры к урбанизации // Культура в советском обществе:Проблемы и перспективы.-М.: Наука; 2008.- с.36-46.

7. Дубин Б. Группы, институты и массы: Культурная репродукция и культурная динамика сегодняшней России/Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2008 №4 с.22-32.

8. Дубина И.Н. Изменчивость творчества в сознании исследователей//Метоморфозы сознания(сборник научных статей) Барнаул, 2007. С.61-78.

9. Левада Ю. Индикаторы и парадигмы культуры в обшественном мнении//Мониторинг общественного мнения. 2008. №3 с.7-12.

10. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009.-232с.

11. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга-М.,2005.

12. Стеббинс Р.А. Свободное время: К оптимальному стилю досуга//Социс. 2007 №7.

13. Социологическое исследование: Гражданская позиция молодежи Удмуртии.-ГУ Аналитическое бюро.-Ижевск, 2005.

14. Турутин А. Управление развитием социально-культурной сферы села//АПК: Экономика, управление.-2007.№6.-с.71-74.

15. Ульянова М. Организация досуговой деятельности//Мониторинг общественного мнения. 2005.№1.с.46.

16. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска.-М.,2005.