«Культура» Кубани конца 19 начало 20 века и зарождение периодической печати

Периодическая печать Краснодарского края имеет более чем вековую историю. В процессе ее возникновения и становления проявлялись закономерности, обусловленные общественно-политическим, экономическим и культурным развитием страны. А в большей степени региональной спецификой, которая заключается в пестром национальном составе населения, своеобразном укладе жизни, вековых традициях казачества. Екатеринодар был основан в 1793 г. переселившимися на Кубань черноморскими казаками почти на том самом месте, где за 15 лет до этого солдаты А. В. Суворова построили укрепление. Первоначально город выполнял чисто военные функции. В южной части была построена крепость по подобию Запорожской Сечи. Она занимала важное место в Черноморской кордонной линии. После окончания Кавказской войны город становится центром Кубанской области. К концу XIX в. это крупный центр пищевой промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. Владикавказская железная дорога связывает его со многими районами страны.

К началу XX в. Екатеринодар вырос в крупный культурный центр Северного Кавказа: выходят газеты, создаются Кубанский войсковой музей, картинная галерея, имеется несколько гимназий, реальное училище, открыты публичная библиотека, театр. Стараниями многих архитекторов формируется самобытный облик города, о котором в казачьей среде говорят: «Наш маленький Париж». Екатеринодар — один из первых городов России, в котором был пущен электрический трамвай. В декабре 1920 г., после установления советской власти, город был переименован в Краснодар.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение «культурной» жизни Кубани на рубеже веков и ее отражение на страницах периодических изданий того времени. Исходя из указанной цели, можно выделить поставленные задачи:

  1. Рассмотреть сферу духовной жизни жителей столицы Кубани, выделить основные направления.
  2. Изучить особенности первой Екатеринодарской газеты.
  3. Выявить появление первых публикаций посвященных искусству

и просвещению.

Объектом выполненной курсовой работы является культурная жизнь

столицы края на рубеже 19-20 века. Предметом — ее отражение на страницах периодических изданий.

Актуальность темы состоит в малой освещенности того, как писали об искусстве и просвещении в периодической печати 19-20 вв. на Кубани. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

  1. «Культура» Кубани конца 19 начало 20 века и зарождение периодической печати.

1.1.Культурная жизнь Кубани на рубеже 19 -20 веков.

4 стр., 1599 слов

По Кубановедению. Архитектура и архитекторы Кубани

... станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города. Екатеринодар был основан на границе ... начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза. В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в ...

Конец 19 начало 20 века в российской истории было временем кардинальных перемен в сфере экономики культуры, всего уклада жизни общества. Эти перемены были заметными не только в столице и крупных городах , но и в провинции. В число развитых в культурном отношении регионов России все увереннее входила Кубань – бывшая пограничная военизированная территория. В последние десятилетия 19 в, когда на Кубани окончились военные действия, войсковой город Екатеринодар стал гражданским центром. быстрыми темпами распространялась грамотность, создавались учебные заведения, увеличивалась численность интелегенции , возрастал интерес к печатному слову, литературе, искусству.

С 80-х годов 19 века на Кубани возникали объединения любителей искусства. Артистические общества, общества любителей изящных искусств. Музыкально-драматические кружки создавались как в городах , так и в сельской местности. Широкое распространение получило театральное любительство.

Развитие профессионального художественного творчества на Кубани тесно связанно с деятельностью коллекционера Ф. А. Коваленко , создавшего в 1904 году картинную галерею в Екатеринодаре. По его инициативе, с 1905 г. в галерее наряду с постоянными стали проводиться периодические выставки картин, в которых участвовали художники со всей России.

В конце 19 начало 20 века на Кубани возникли художественные учебные заведения. В 1900 году Е.И. Посполитаки основал художественную школу в Екатеринодаре . 1

В 1909 г. В Екатеринодаре появляется музыкальное училище. Значительное место в становлении музыкальной культуры Кубани принадлежит оркестру и хору Кубанского казачьего войска, основанном еще в 1811 г. 2 К началу 20 века войсковой оркестр, пройдя почти вековой этап обслуживания вечеров в Войсковом собрании превратился в интересный высококвалифицированный симфонический коллектив.

С Кубанью начала века связанны судьбы ряда русских писателей. На побережье- на дачах или в своих поместьях – жили В.Г. Короленко (в Джанхоте), С.И. Васюков (в Архипо-Осиповке), И.Ф. Наживин (вблизи интеллигентской колонии толстовцев «Криница», между Геленджиком и Архипо-Осиповкой), Е.Ю. Кузьмина-Караваева – будущая легендарная мать Мария (в Анапе), В.И. Дмитриева (в Сочи).

3

Важным элементом художественной жизни Кубани были гастроли творческих коллективов и отдельных исполнителей. Начало им было положено еще в 70 е годы 19 века. В первые годы 20 в. Поток гастролеров по сравнению с прежними временами значительно увеличился. Этому способствовали как рост интереса к искусству среди населения, так и появления специальных театральных помещений. Гастролировали на Кубани знаменитые певцы Л. Собинов, Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, А. Вяльцева, скрипачи Л. Ауэр, Е. Цимбалист, М. Эрденко , пианисты А. Зилоти, С. Рахманинов, А. Скрябин, А. Рубинштейн.4

Кубанскую ителлигенцию интересовала литературно- художественная жизнь крупных российских городов. Библиотеки Кубани выписывали столичные журналы , издавали каталоги , в том числе и специально посвященные литературной критике, языкознанию и искусству.

Многие сведения по литературе и искусству содержались в местных периодических изданиях, число которых после 1905 г. стремительно возросло. Редактировали кубанские газеты хорошо образованные и не чуждые искусству люди. Были среди них талантливые литераторы и публицисты : Л.М. Мельников («Кубанские областные ведомости», «Ейский вестник», «Новороссийская жизнь»), Я.В. Борисов («Степь»), В.А. Потапенко («Новая заря»), Б.М. Городецкий («Кубанская мысль»), М.К. Седин («Прикубанские степи»), М.Ф. Доронович (армавирская «Отклики Кавказа»).

4 стр., 1657 слов

Подготовка к сочинению-рассуждению «Жизнь коротка, а искусство ...

... Жизнь коротка, а искусство вечно». Каждому из нас отпущено Богом 70-80 лет, а произведения искусства живут вечно. И хотя картина Леонардо да Винчи написана в XVI веке, но и мы, люди XXI века, восхищаемся ... ЛЮДЕЙ ОБ ИСКУССТВЕ Жизнь коротка, а искусство вечно. (Гиппократ) Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. (Леонардо да Винчи) ... тему сочинения, используя ...

На страницах газет регулярно сообщалось о новинках: книгах, нотах, художественных изданиях, поступивших на книжные склады местных магазинов. Кубанские подписчики имели представления о жизни и творчестве писателей, мастеров искусства благодаря столичным (А. Белому, Н.Абрамовичу, С. Городецкому) и местным авторам. В газете печатались произведения признанных мастеров того времени – М. Горького, И.Бунина, В. Короленко, Е. Чирикова – и молодых, подававших большие надежды : А.Грина, В. Гофмана, С.Маршака. Перед приездом на Кубань артистов, музыкантов, художников, литераторов в газетах обязательно появлялись заметки об их творчестве.

Кубанские корреспонденты давали информацию о событиях художественной жизни Кубани в столичные журналы: «Музыкальный современник»,»Театр и искусства» и др.

Политика местных властей по отношению к художественной жизни края была довольно активной. Газеты печатавшие материалы откровенно крамольного содержания, штрафовались и закрывались. Так произошло с газетами «Степь», «Заря», «Свобода» и др. Но в целом к прессе власти относились лояльно. Закрытые газеты возрождались под новыми названиями. В течение многих лет редакторами и членами редакционных коллективов местных газет были участники первой русской революции, активные деятели различных политических партий. Кубанская пресса, как вспоминал журналист А. Лукашевич , по сравнению с провинциальной прессой Центральной России и Севера отличалась большей актуальностью, красочностью, обилием фельетонов на политические темы. 5

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война нашла отклик в художественной жизни Кубани. Военная тема стала преобладать на страницах периодики. Однако серьезных изменений в течение художественной жизни война не внесла . Как и в мирное время прошли периодические выставки в Екатеринодарской картинной галерее (в 1915 –четырнадцатая , в 1916 — пятнадцатая).

Продолжали работать театры, приезжали гастролеры. «Громокипящий», скандально известный, ошеломляющий публику своими необычными стихами Игорь Северянин вызвал противоречивые и отрицательные отклики в прессе, но слушателей его дар, заинтересовал. И. Северянин побывал в Екатеринодарской картинной галерее. В книге отзывов он написал поэму «Весенний день». 6

1.2.Издание первой кубанской газеты.

Первый номер первой кубанской газеты «Кубанские войсковые ведомости» вышел 30 марта 1863 г. (по старому стилю).

Эта газета как и все губернские и областные ведомости, издавались администрацией. Издание состояло из 2-х отделов: официального – где печатались распоряжения и приказы местных властей и неофициального предназначенного для трудов по местной истории, этнографии, географии и статистике. Каждый отдел имел своего редактора: официальный- начальника канцелярии областного правления, неофициальный- чаще всего члена-секретаря губернского (областного) комитета. В начале 1871 г. Газета стала называться «Кубанские ведомости», а с №8 1871 г. вплоть до 1917 г. – «Кубанскими областными ведомостями». До 1893 г. газета печаталась еженедельно, потом 2 раза в неделю, в 1895 г.- стала ежедневной.

5 стр., 2366 слов

Возрождение Кубанского казачества

... в возрождении казачества. 11 июля 1992 года прошел Большой круг Кубанского казачьего войска в Тамани. На нем находилось около 400 делегатов и гостей с Дона и Терека. Часть выступавших высказывалась, что Кубанская ... возрождению. казачество армия самосознание переселение В июне 1990 года в Москве состоялся Учредительный съезд Союза казаков России. ... казаков атаманское правление. В том числе и Е. А. Нагай ...

Газета «Кубанские областные ведомости» также имела две части: официальную и неофициальную. Первая часть содержала правительственные распоряжения и казенные объявления. Во второй помещались очерки, рассказы, информации и статьи. Особой популярностью у читателей пользовались исторические, географические и статистическо-экономические материалы. На страницах «Кубанских областных ведомостей» появлялись публикации, подчас шедшие вразрез с официальной точкой зрения.

Первые редакторы неофициальной части: Лев Прага, Георгий Есаулов, М.Гегидзе. Наиболее плодотворной и прогрессивной деятельностью отличались сотрудники редакции Евгений Фелицын, Владимир Скидан и Лука Мельников. Период редактирования Евгением Фелицыным неофициальной части «Кубанских областных ведомостей» (1879 — 1893 годы) современники справедливо считали временем начала расцвета газеты. Одаренный историк-краевед, Евгений Фелицын не только сам много писал в газете, но и открывал двери корреспондентам, печатавшим статьи на исторические темы. Наиболее интересными публикациями времени его редакторства были статьи и очерки, посвященные сельскому хозяйству и рабочему классу Кубанской области. Ценны также статистические описания отдельным страницу, составленные по программе подворных исследований, предложенной самим Евгением Фелицыным. 7

С сорокового номера в 1893 году редактором неофициальной части «Кубанских областных ведомостей» стал Владимир Скидан. Он добился ежедневного издания газеты, ввел новые отделы. При нем в «Кубанских областных ведомостях» были опубликованы «вольные» статьи, вызвавшие возмущение властей. На смену Владимиру Скидану пришел Лука Мельников, при котором газета превратилась в одно из лучших изданий на Северном Кавказе. Лука Мельников привлек к работе в «Ведомостях» большую группу учителей, писавших о тяжелом положении и борьбе рабочих против капиталистической эксплуатации. Наиболее активными сотрудниками были К.Макаренко, Н.Н.Попандопуло, Л.К.Розенберг, А.А.Белобородов. Редактор покровительствовал начинающим публицистам и писателям. В газете сотрудничали Николай Канивецкий и Федор Гладков. Первые рассказы Федора Гладкова «К свету» (1900 год), «После работы» и «Максютка» (1901 год) были опубликованы в «Кубанских областных ведомостях».

На страницах неофициальной части «Кубанских областных ведомостей» поднимались злободневные и острые по тем временам вопросы. В номере 242 за 1901 год была опубликована корреспонденция «Л.Н.Толстой на Южном берегу Крыма». Редактору было поставлено на вид за невыполнение приказа Главного управления по делам печати «не дозволять к печати никаких известий о проезде графа Льва Толстого на юг, о встречах, устраиваемых ему, и о приветствиях, обращаемых к этому писателю со стороны его почитателей». Кроме того, Луке Мельникову было указано на то, что он не имел права помещать в газету судебный отчет по делу полицейского пристава Крюковского, обвиняемого в превышении власти, и фельетон на украинском языке под заглавием «Ылько».

4 стр., 1528 слов

Газета будущего 2013 год

... с указа от 2 декабря 1702 года об издании первой русской газеты. Вскоре появился первый экземпляр газеты «Ведомости». Газета писалась преимущественно от руки и предназначалась для прочтения только царю ... она занимает одно из главных мест в современной действительности. Это особенная, интересная часть нашей жизни, без которой мы не можем представить себе дальнейшее развитие мира. ...

И, наконец, особый гнев властей вызвала опубликованная в «Кубанских областных ведомостях» статья учителя Льва Розенберга «Эпизод из доброго старого времени» (к 41-й годовщине отмены крепостного права).

В Главном управлении усмотрели, что эта статья подрывает престиж дворянского сословия, и доложили об этом министру внутренних дел Дмитрию Сипягину.

После ухода из редакции Луки Мельникова материалы неофициальной части «Кубанских областных ведомостей» потеряли свою остроту. Газета приняла вид официоза и просуществовала до 1917 года. Для более полной картины, ниже приведу некоторые выдержки из публикаций газеты о культурной жизни горожан на рубеже 19-20 вв.

1894 год. Газета «Кубанские областные ведомости» писала о том, что в этот день «артист Дуров дал в цирке спектакль, третья часть сбора от которого была предназначена для Екатеринодарского благотворительного общества». Речь шла о знаменитом русском цирковом артисте и дрессировщике животных Владимире Леонидовиче Дурове. Это был первый приезд артиста на Кубань.