Подготовка к сочинению-рассуждению «Жизнь коротка, а искусство вечно» (с использованием картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза»)

Вспомните из уроков литературы, какое время охватывает эпоха Возрождения.

  • Назовите известных вам представителей этой эпохи.

  • V Восприятие и осознание учащимися нового материала.

    1. Слово учителя

    Самой яркой культура эпохи Возрождения была в Италии. Среди деятелей итальянского Ренессанса фигура великого художника и учёного Леонардо да Винчи поражает величием свершений и замыслов, глубиной проникновения в природу вещей и явлений, стремлением познать истину и достичь совершенства во всём.

    (Слайд №4 )

    Сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством художника, с историей создания его знаменитой картины «Мона Лиза», будем учиться писать сочинение-рассуждение на тему «Жизнь коротка, а искусство вечно». А помогут нам в этом наши консультанты – биограф и искусствовед , а также высказывания известных людей об искусстве.

    1. Рассказ биографа о Леонардо да Винчи (Приложение 1).

    2. Под музыку А.Вивальди демонстрируются некоторые репродукции художника.

    (Слайды № 5,6,7).

    1. Слово учителя

    Летят века, меняются поколения, а миллионы людей наслаждаются и восхищаются картинами великого Леонардо. Сегодня мы с вами поговорим о самой популярной картине художника «Мона Лиза». Самая знаменитая, много раз изученная, она до сих пор остаётся и самой загадочной картиной. Вы, ребята, будете раскрывать тему сочинения, используя эту репродукцию этой картины. Об истории создания этого шедевра расскажет наш консультант – искусствовед.

    1. Сообщение искусствоведа (Приложение №2).

    2. Слово учителя

    Рассказ искусствоведа подтверждает слова Гиппократа «Жизнь коротка, а искусство вечно». Каждому из нас отпущено Богом 70-80 лет, а произведения искусства живут вечно. И хотя картина Леонардо да Винчи написана в XVI веке, но и мы, люди XXI века, восхищаемся шедевром великого мастера.

    5 стр., 2287 слов

    Сочинение об учителе слово об учителе

    ... твою руку. Как я сейчас понимаю эти слова! Ведь первый учитель берёт за руку маленького человека и на время заменяет ему мать. Каждый выпуск, перешагнув очередной ... праздник, потому что он в душе человека, а не на улице. Я – учитель начальных классов. С гордостью говорю об этом незнакомым людям, которые интересуются моей биографией. И ...

    Слайд №8 («Мона Лиза»).

    Ребята, возможно, Мону Лизу нельзя назвать красавицей соответственно нашим современным канонам красоты. Это не те красавицы, которых мы привыкли видеть с экранов телевизоров на различных конкурсах. Но это творение необыкновенное, которое вот уже пять веков волнует зрителей.

    Благодаря характерной особенности творчества художника, «Джоконда» воспринимается как образ человека вообще. Каждый видит в ней то, что ему близко, что волнует, болит. Она в одном образе воплотила всё человечество с его прошлым и будущим, женским и мужским началом, мгновенным и вечным, борьбой между добром и злом.

    «Джоконда» — это не портрет любимой женщины. Это исповедь художника в красках, его понимание человека, мира, самого себя. Те, кому посчастливилось увидеть этот шедевр в Лувре, отмечали, что даже колорит картины меняется в зависимости от освещения и даже настроение зрителя.

    1. Учитель

    (Приложение №3).

    1. Словарная работа (Слайд №9).

    Шедевр – произведение искусства, которое является высшим достижением мастера.

    Репродукция, Живопись –, Портрет –

    1. Орфографическая разминка

    Искусство, рассуждение, репродукция, шедевр, портрет, живопись, эпоха Возрождения, творчество.

    1. Учитель

    А сейчас, ребята, берёте черновики и приступаете к работе

    (5-7 минут учащиеся пишут начало сочинения под музыку А.Вивальди).

    1. Три – четыре ученика зачитывают свои работы.

    VI Подведение итогов урока

    Метод «Микрофон»

    • На сегодняшнем уроке мы узнали ….
    • Больше всего меня заинтересовало …

    VII Заключительное слово учителя

    Нас миллионы, но только единицы оставляют след в истории человечества. Люди восхищались, восхищаются и будут восхищаться теми произведениями искусства, которые заставляют задуматься над смыслом жизни, познать красоту вокруг нас. Настоящее искусство – эталон духовности, источник наслаждения. Настоящее искусство никого не оставит равнодушным, сделает необычайно богатым мир наших эмоций и чувств. Пускай во время встречи с прекрасным у вас учащённо бьётся сердце от волнения и радости, а желание творить мир вокруг себя по законам красоты никогда не оставляет вас.

    Домашнее задание, ПРИЛОЖЕНИЕ №1, СООБЩЕНИЕ БИОГРАФА

    Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – великий итальянский художник и учёный, яркий представитель типа «универсального человека» — идеала итальянского Возрождения. Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, родился в посёлке Анкиано, вблизи городка Винчи, возле подножия Албанских гор. С детства впитал в себя ощущение простора и свободы, наблюдая высокие каменистые вершины, глубокие ущелья, бездонное голубое небо.

    12 стр., 5590 слов

    Мона лиза реферат по искусству

    ... художника, кто бы он ни был. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета ... всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это ... этому времени уже умерла. При этом, по мнению искусствоведа, заказчик, по обыкновению, оставил за Леонардо полную свободу действий)[5] . ...

    В 1469 г. отец переехал во Флоренцию. Он разлучил сына с матерью, был холоден и равнодушен к нему и насмешливо относился к его увлечению рисованием. Ещё в раннем детстве Леонардо настолько усвоил математику, что своими вопросами удивлял учителей. Увлекался игрой на лире. Но больше всего привлекали его лепка и рисование.

    Во Флоренции Леонардо с головой окунулся в мир искусства и науки. Кроме живописи, его интересовала архитектура, скульптура, физика, химия, биология, философия, литература, изобретательство. Семь тысяч бумажных листов с рисунками, эскизами, чертежами оставил Леонардо. Он проектировал «идеальные города», улицы и площади с фонтанами; разрабатывал проекты центральнокупольного здания, мощных летающих аппаратов; совершенствовал технику строительства; работал как военный инженер.

    В своих научных занятиях и экспериментах Леонардо был художником, в искусстве – мыслителем и учёным. Все свои знания, объяснения к рисункам и эскизам, он писал живым итальянским языком, ярким и колоритным, тогда как его современники использовали латынь.

    Вся жизнь художника и учёного прошла в переездах из города в город: Флоренция, Милан, Мантуя, Венеция, снова Флоренция, Рим.

    У него никогда не было семьи и даже собственного дома. Величайший гений эпохи Возрождения жил и работал при дворах различных князей, всюду предлагал грандиозные планы и не находил понимания. Усталый и разочарованный Леонардо да Винчи в 1516 г. принял приглашение короля Франциска переехать во Флоренцию и здесь прожил последние четыре года жизни, завершая начатые работы. Умер великий итальянец в замке Клу, вблизи города Амбуаз, 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2, ИНФОРМАЦИЯ ИСКУССТОВЕДА

    «Мона Лиза» — самый известный портрет художника, споры вокруг которого ведутся и сегодня. В дневниках Леонардо да Винчи нет ни единого упоминания о работе над портретом. Кто заказал картину? Кто был моделью художника? Никаких документальных свидетельств нет.

    Самая популярная версия принадлежит Джорджо Вазари. Он пишет: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо создал портрет Моны Лизы, его жены». Согласно другой версии, моделью была флорентийская дама, любовница герцога Джулиано Медичи. Ещё одна кандидатка в героини – герцогиня Мантуи Изабелла де Эсте, приятельница художника. Некоторые исследователи утверждают, что никакой модели не было, и что Леонардо воплотил в «Джоконде» образ покойной матери. Наконец, очень популярна точка зрения, что «Мона Лиза» — автопортрет мастера.

    Ряд историков искусства считают, что существует две разные картины Леонардо – «Мона Лиза» и «Джоконда». В 1505 г. Рафаэль, гостивший у Леонардо, создал копию «Моны Лизы», где за спиной модели возвышается античная статуя. Но на известной нам версии картины никакой колоны нет. Поэтому есть вероятность, что Леонардо написал два похожих женских портрета. Как бы то ни было, несомненно одно: для самого мастера картина была очень дорога. И в Милане, и в Риме, и в своём последнем убежище, французском Амбуазе, художник не расставался с ней.

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 3, ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ ОБ ИСКУССТВЕ

    1. Жизнь коротка, а искусство вечно. (Гиппократ)

      16 стр., 7514 слов

      Леонардо да Винчи

      ... художественное развитие Леонардо было бы немыслимым без многогранного наследия Верроккьо. Глава 2. Творчество. 2.1 Творческий путь Пьеро да Винчи ... Леонардо ангелы в левой части композиции и пейзаж. Примечательно, что, пройдя обучение в мастерской Андреа, художники продолжали ориентироваться на его искусство. ... военных машин. Ломбардский город оказал ему ... сцен из жизни святых, из жизни исторических лиц, ...

    2. Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат. (Леонардо да Винчи)

    3. Признание художника – озарять светом глубины человеческой души. (Шуман)

    4. Художник должен любить жизнь и показывать нам, как она прекрасна. Не будь его, мы усомнились бы в этом. (Франс)

    5. В искусстве живо лишь то, что постоянно несёт наслаждение. (Стендаль).

    6. Высшая цель, которой может служить искусство, — способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше её любили. (Кант)

    7. Подлинные бессмертные произведения искусства остаются достойными и доставляют наслаждение всем временам и народам. (Гегель)

    8. Настоящий художник не заботится о будущем своего творения (Роллан)

    9. Только человек является высшим предметом искусства, создающего красоту. (Форстер)

    10. Подлинное искусство опережает время. (Сен-Поль Ру)

    11. Искусство – это совесть человека. (Гегель)

    12. Все виды искусства служат величайшему искусству – искусству жить на земле. (Брехт)

    13. Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, истине и совершенству. (Томас Манн)

    14. Творить искусство может лишь избранник,

    Любить искусство – всякий человек. (Грюн)