Русская культура XVIII века

Восемнадцатый век длился с 1701 по 1800 год по григорианскому календарю. Этот век прославился грандиозными переменами, произошедшими, благодаря реформам Петра Первого. Перемены произошли во всех сферах жизни общества — экономике, политике, науке и т.д. Большие изменения произошли и в русской культуре восемнадцатого века. Она европеизировалась, приобретала светский характер, включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран.

Знакомство России с европейской культурой произошло несколькими путями. В то время в России были очень популярны произведения европейского искусства и их очень охотно покупали. Также за границу за государственный счёт посылались как пенсионеры русские мастера. Иностранные мастера в свою очередь также приглашались на работу в Россию.

С середины 18 века начинается развитие русской культуры, соответствующее общеевропейскому развитию. С Запада в Россию приходят новые культурные движения и художественные направления (классицизм, романтизм, барокко, рококо, и др.)

Ещё одна тенденция в развитии русской культуры 18 века — проникновение в нее светских начал, отход от церкви и религиозных канонов. Все сферы культуры: образование, просвещение, книжное дело, художественную культуру, бытовой уклад были охвачены этим процессом. Русская культура 18 века впитала проблематику европейской культуры 15 — 18 веков, соединив в себе черты и Ренессанса, и Просвещения.

Архитектура XVIII века

Особенно сильно сказалось влияние Запада на русскую архитектуру XVIII века. XVIII век для русской архитектуры считается самым важным и значительным — именно в этот период происходит реконструкция городов, строятся те объекты, которые впоследствии войдут в историю как признанные исторические и архитектурные памятники.

В русской архитектуре XVIII века преобладали три архитектурных направления — барокко, рококо и классицизм. Господствующее положение в архитектуре и изобразительном искусстве завоевывает классицизм. Постройки русских архитекторов во времена классицизма отличались ясностью и логичностью замысла: строгость и лаконизм сочетались в их творчестве со стремлением к монументальным торжественным образам. Светлая окраска и богатство отделки фасада здания и ограды гармонируют с величественной простотой и оригинальностью композиции.

Русский классицизм в архитектуре XVIII века представляли И.Е. Старов, Д. Кваренги, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. И.Е. Старов создал такие творения, как Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт- Петербурге и Таврический дворец , ставший петербургской резиденцией князя Григория Потёмкина-Таврического.

9 стр., 4453 слов

Серебряный век русской культуры (3)

... архитектуре, науке, театре и музыке. серебряный литература театр живопись [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/ 1. Серебряный век в литературе [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/ Понятие «Культуры серебряного века» ... выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в ...

В.И. Баженов работал в Москве. Предположительно он создал дом Пашкова — здание, вызывавшее удивление и восторг на протяжении многих лет, ставшее достопримечательностью Москвы и по праву считавшееся одним из самых красивых зданий города. Здание по праву можно назвать блестящим образцом классицизма, совершенным по архитектурному образу и изобретательности в убранстве.

В Москве работал и М.Ф. Казаков. Благодаря нему в Москве было построено старое здание Московского университета, Первая городская больница и Сенатский дворец в Кремле.

Джакомо Кваренги создал павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и Б.Ф. Растрелли. Д. Трезини построил Летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости в Санкт — Петербурге и «здание Двенадцати коллегий» (сейчас в этом здании располагаются некоторые факультеты университета, университетская научная библиотека и некоторые административные службы).

Заслуги Бартоломео Франческо Растрелли в русской архитектуре огромны. Именно Растрелли построил Зимний дворец в 1735 году по собственному проекту перестройки дворца, одобренному императрицей Анной Иоанновной. Сейчас в этом здании располагается Эрмитаж. Также Бартоломео Франческо Растрелли разработал проект постройки большого дворца в Петергофе и Смольного монастыря в Петербурге, перестроил Екатерининский дворец в Царском селе.

Рококо не обладает столь ясными отличиями как барокко или классицизм. Изысканная декоративность рококо в России отразилась, прежде всего, в дворцовых ансамблях России XVIII века. Храмы, дворцы, выполненные в стиле рококо, несут на себе отпечаток барокко, но они не так пышны и торжественны. Популярными стали успокаивающие пастельные тона. Главный декоративный элемент рококо — рокайль — орнамент, украшение в виде соединения природных камней с раковинами и листьями растений. Рокайль употреблялась в оформлении интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.

  • Санкт-Петербург —

Только сегодня, в связи с появлением архитектуры постмодернизма, Москва по своей архитектурной значимости вновь возвысилась над Петербургом.

Наука XVIII века

В XVIII веке в России появились практически отсутствовавшие ранее, системы светского образования и науки. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чуть позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ — Инженерная школа, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

29 стр., 14139 слов

Культура России второй половины XVIII века

... к рассмотрению русской культуры во второй половине XVIII столетия. Архитектура. Вторая половина XVIII века внесла в архитектуру России некоторые новые элементы. Необходимость изменений в строительстве была обусловлена успехами в развитии науки, ростом торговли ...

Петербургская академия

Развитию русской и мировой науки способствовали исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию. Но русская наука создавалась русским народом, самыми обычными людьми из разных социальных слоев населения. В числе первых русских академиков были солдатские дети В. Ф. Зуев, И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников, а также крестьяне М.Е. Головин и М.В. Ломоносов.

Российская академия являлась светским государственным учреждением, тесно связанным с отечественным искусством. Уже в первые десятилетия Академия создала труды мирового уровня при значительной поддержке государства.

В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова был основан Московский университет. Это сыграло большую роль в становлении и развитии российской науки и образования. Университет быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания. Создание в 1783 г. Российской академии также сыграло огромную роль в развитии отечественной науки. В течение века российская наука совершила большой шаг вперед — начиная чуть ли не с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

В XVIII веке было много выдающихся людей, которые внесли значительный вклад в науку. Один из таких людей — русский мыслитель Феофан Прокопович — епископ Русской Православной Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода; с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Русской Православной Церкви; проповедник, государственный деятель, выдающийся писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I. Он разработал русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Феофан Прокопович очень восторгался деяниями Петра I. Также он был идеологом реформирования Церкви.

Особое место в духовной жизни России XVIII века занимает великий русский писатель, поэт, философ Александр Николаевич Радищев, написавший книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой обозначил ужасное положение крепостного крестьянства. Кроме этого, он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде и предложил проект реформ сверху, которые носили демократичный характер и включали освобождение крестьян.

Также одним из выдающихся людей XVIII века был Василий Никитич Татищев — русский историк, написавший «Историю Российскую с самых древнейших времен». Василий Никитич Татищев в своих трудах прослеживает всю русскую историю, начиная со времён Рюрика и заканчивая эпохой Петра Великого. реформа общеевропейский живопись скульптура

Великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов жил и работал в XVIII веке. Он развил атомно-молекулярную гипотезу строения вещества, став одним из родоначальников химической атомистики и физической химии. Открыл универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносовым, имеющий огромное значение для естествознания и материалистической философии. Ломоносов изучал геологию и дал правильное объяснение причин поднятия материков и горообразования, вековых колебательных движений Земли. Но, кроме планеты Земля, учёного интересовал и космос — он один из первых открыл атмосферу на Венере, что привело к созданию астрофизики. Кроме точных и естественных наук, Ломоносова интересовали и гуманитарные науки. Его исторические труды по праву занимают видное место в русской науке. Михаил Васильевич Ломоносов завершил реформу русского стихосложения, которую начал В.К. Тредьяковский. Кроме этого, Ломоносов написал учебники по грамматике и риторике. Он подготовил реформу русской стилистики, которую впоследствии осуществил А.С. Пушкин. Также Ломоносов много сделал и для развития русского искусства.

13 стр., 6080 слов

Русский театр во второй половине XVIII века

... десятилетий XVIII века развитие русского театра происходило с исключительной интенсивностью, позволившей ему в короткий исторический срок подняться до уровня театра передовых стран Западной Европы. Театральная жизнь России ... душевной потребностью. История художественной культуры народа, и театра как его части, развивается преемственно. Наука о театре собирает и изучает факты сценической культуры в ...

Далеко продвинулась наука и в области геологии и географии. Благодаря русским учёным XVIII века была исследована Сибирь. Путешественник и натуралист И.И. Лепехин составил значительные для своего времени ботанические коллекции, собранные во время путешествий по Уралу, Поволжью, Западной Сибири и других местах. Благодаря его трудам, стали известны все природные богатства этих земель.

Очень много сделали для науки братья Лаптевы. Дмитрий Яковлевич Лаптев доставил первые сведения о Яно-Индигирской и Колымской низменностях. Именно он обследовал побережье между рекой Лена и мысом Большой Баранов. А также он провел съемку рек Анадырь, Яна, Индигирка, Большой Анюй и пр.

Харитон Прокофьевич Лаптев обследовал побережье от реки Лена до реки Хатанга, выявил и обследовал Таймырский полуостров. Благодаря нему, на карте появились реки Пясина и Хатанга, Хатангский залив. Кроме этого, он открыл 2 острова (Большой Бегичев и Малый Бегичев), исследованные в 1908 Н.А. Бегичевым и названные его именем, центральную часть гор Бырранга, несколько бухт, в том числе Нордвик, прибрежных островов и мысов.

Семён Иванович Челюскин — русский полярный исследователь и мореплаватель, прославился тем, что сумел на собачьих упряжках достичь мыса Челюскина, названного в его честь, самой северной точки Евразии. Открытие произошло во время исследования Челюскиным с казаками полуострова Таймыр, 20 мая 1742 года.

Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. Первый в России медицинский журнал вышел в 1793 году. Назывался он «Санкт-Петербургские врачебные ведомости».

Наука в России XVIII в. развивалась как часть мировой науки. Ученые из России оказывали возрастающее влияние на мировую науку. Уровень развития науки в России был ниже, чем в Европе. Но от этого только усиливается ценность каждого достижения российской науки XVIII века.

Образование XVIII века

В XVIII веке образование играло немаловажную роль. Обучение стало доступным не только для детей дворян, помещиков и прочих представителей высшего сословия, но и для детей менее состоятельных людей. Для них открылись солдатские школы, сыгравшие немалую роль в развитии просвещения в России. Солдатские школы — это общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. В этих школах учили не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Во второй половине XVIII века отставной солдат наравне с дьячком становится учителем грамоты и в деревне, и в городе. Именно солдатские дети и составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдатских школ принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII века на Северном Кавказе.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах в основном учились дети крестьян, мастеровых, солдат, ремесленников и т. д. В одном классе с ребенком мог обучаться и взрослый, 20 — летний мужчина.

9 стр., 4198 слов

Культура России XVIII века

... литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке. К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов. Глава 1. Культура России XVIII века ... этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в ...

Основными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Второй тип школ в России XVIII в.— это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Морском, Инженерном, Сухопутном, Артиллерийском) готовили главным образом офицеров для армии и флота. Но, несмотря на это, шляхетские школы давали широкое по тому времени общее образование. В шляхетских школах учились первые русские актеры братья Волковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектаклях придворного театра.

Благородные пансионы (частные и государственные) также входили в число сословных учебных заведений. Такими были Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Такие пансионы выпускали хорошо образованных дворян, воспринявших и понявших идеологию своего класса.

Третий тип учебных заведений XVIII века — это духовные семинарии и школы, в том числе и сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в эти школы не зачисляли. Их главной задачей было подготовить священников, преданных царю и церкви. Но воспитанники таких школ получали и общее образование.

Четвёртый тип учебных заведений — специальные школы (горные, штурманские, медицинские, и др.).

Этих школ было немного — около двух десятков. Также сюда относится основанная в 1757 г. Академия художеств. Хотя в таких школах училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

В XVIII веке люди могли обучаться не только в школах или пансионах, но и в университетах. Специалистов выпускали Академический университет, учрежденный при Академии наук и существовавший с 1725 г. по 1765 г., Московский университет, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский университет.

Московский университет окончили многие великие люди, такие как А. С. Грибоедов, Д. И. Фонвизин, в нём обучались, но не закончили обучение по различным причинам М.Ю. Лермонтов, А.Н. Островский, К.Д. Бальмонт и другие. Московский университет издавал «Московские ведомости» — собственную газету. Также при университете была собственная типография.

К концу XVIII века в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось около 70 тыс. учащихся. Судя по этим цифрам, грамотность в России существенно повысилась, но до уровня Западной Европы было ещё далеко — в России в среднем училось два человека из тысячи. В то время как в Англии в конце XVIII века только в воскресных школах обучалось более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тысяч.

Художественная культура XVIII века

Расцвет русской живописи пришёлся на XVIII век. Русская портретная живопись становится наравне с лучшими образцами европейского искусства. Портретная живопись достигает наивысшего расцвета в творчестве В.Л. Боровиковского, Д.Г. Левицкого и др. Дмитрий Григорьевич Левицкий создал такие произведения, как «Кокоринов», «М.А. Дьякова». Владимиру Лукичу Боровиковскому принадлежит известное полотно «М.И. Лопухина». Основоположниками портретного жанра являются И.Н. Никитин и A.M. Матвеев.

23 стр., 11182 слов

Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века

... Тредиаковского звание первого русского поэта [3]. В русской литературе XVIII века самохвальство было распространенной темой сатирических произведений: Ломоносов был не единственным русским поэтом, на которого обрушились упреки в этом грехе. ... не о том, отвечает ли Державин как поэт своим притязаниям на вечную славу, но о том, могут ли в принципе в России XVIII века — вне зависимости от личности ...

Кроме портретной живописи в XVIII веке успешно развивается живопись историческая. Наиболее известный живописец в данной области искусства — Антон Павлович Лосенко. Он написал такие картины, как «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Кроме исторической живописи, Антон Павлович Лосенко работал и в жанре портретной живописи.

Современная скульптура зародилась и начала развиваться в XVIII веке. Тут также большинство произведений выполнено в портретном жанре. В стиле классицизма работал скульптор Шубин Федот Иванович, создавший портреты — бюсты таких великих людей, как М.В. Ломоносов, А.М. Голицын, М.Р. Панина. Бартоломео Карло Растрелли тоже был скульптором, но творил он в стиле барокко. Он создал такие произведения, как бронзовый бюст Петра I, статуя Петра I верхом на коне и барельефы Петровского монумента на площади перед Инженерным залом. Он создал бронзовую статую «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», которое создал французский скульптор Этьен Морис Фальконе.

В русской литературе XVIII века предполагалось, что каждой теме соответствует свой жанр и стиль литературы, освященный именами великих писателей прошлого. Поэтому русские одописцы, воспевая государя и воинов, равнялись на оды, сочинённые в глубокой древности. Поэмы и басни слагались в том же стиле, подражая великим поэтам древности.

В XVIII веке активно развивается русская поэзия, осваивающая опыт мировой литературы. Тредиаковский Василий Кириллович провёл реформу русского стихосложения, предложив мерить стих не слогами, а стопами. Тем самым он сформулировал принципы силлабо-тонической системы стихосложения.

В XVIII веке жил великий русский учёный — Михаил Васильевич Ломоносов, который изучал многочисленные отрасли науки. В их число вошло и изучение литературы. Ломоносов был поэтом, основной жанр его поэзии — торжественная ода. Именно он создал канон русской оды, утверждая господство четырехстопного ямба, десятистрочную строфу, определенный характер рифмовки. Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина». Основным размером русской поэзии Ломоносов считал ямб.

Ломоносов разработал систему литературных жанров, изложил учение «о трёх штилях». Заслуги Ломоносова были высоко оценены его современниками и потомками.

Высший жанр классицизма в литературе XVIII века — это трагедия. Основой её конфликта было столкновение долга и чувства. Писалась трагедия высоким штилем, в ней герои противостояли злодеям. Создателем высокой классицистской трагедии в России стал Сумароков Александр Петрович. Он написал такие трагедии, как «Синав и Трувор», «Димитрий Самозванец» и другие. Всего Сумароков написал девять трагедий. Во всех них изображается конфликт между страстью и долгом.

2 стр., 941 слов

Русская литература XVIII века

... её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов. В.К. Тредиаковский - первый профессиональный российский ... годы, расцвет русского классицизма. Последняя четверть XVIII века - кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм. Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали ...

На последнюю треть XVIII века приходится расцвет комедии и лирической оперы.

В драматургии XVIII века наиболее значительным стало творчество Дениса Ивановича Фонвизина. В его пьесах поднимаются самые насущные общественные и нравственные вопросы. Персонажи Фонвизина — сложные характеры, уникальные в своих достоинствах и недостатках.

В конце XVIII века на смену классицизму пришёл сентиментализм. Самым видным представителем сентиментализма был русский писатель Николай Михайлович Карамзин. Его знаменитое произведение «Бедная Лиза» — сентиментальная повесть, написанная в 1792 году. Карамзин реформировал литературный язык, создав «новый слог», ориентированный на разговорную речь культурного общества.

Заметные изменения происходят и в музыке XVIII века. В 1715 году появляется новый национальный инструмент — балалайка. С середины столетия получает распространение гитара. Успешно развивается церковно — певческая и хоровая музыка, возникают новые жанры в музыке. Появляется военная музыка, которую исполняли духовые оркестры. Кроме военной музыки, появляется камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка.

В XVIII веке появляется первый профессиональный русский театр. Его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков.

По одному из указов Петра I ввелись ассамблеи — новая форма общения людей. Посетители ассамблеи — люди из высших слоёв общества. Собирались на ассамблеи затем, чтобы отдохнуть и весело провести время. Также в повседневную жизнь придворных людей входит традиция двуязычия.

Народное творчество XVIII века

В XVIII веке в народном творчестве возникали новые темы и образы, вызванные к жизни изменившимися историческими условиями.

Главное место в устном народном творчестве XVIII в. занимают песни, былины, предания о Емельяне Пугачеве. Создавались они во время боёв восставших с Царскими войсками. Народ видит в Пугачеве крестьянского заступника, человека, стоящего на стороне народа, поддерживающего крестьян, солдат, рабочих и др. Представление народа о Емельяне Пугачёве отразилось в народных песнях и преданиях. В них Пугачёв показан богатырём и героем-полководцем.

Также большой популярностью пользовались ранее созданные песни о Степане Разине, о «добрых молодцах, вольных людях».

В XVIII веке по-прежнему были широко распространены традиционные жанры народного творчества — сказки, пословицы, поговорки, былины и так далее.

Устная народная драма тоже пользуется в XVIII веке большой популярностью. Основные её мотивы — резкое обличение царя-злодея (драма «Царь Максимилиан»), насмешка слуги над разорившимся дворянином («Мнимый барин»), призывы к расправе над дворянами («Лодка»).

Противоречия того времени доходчиво и ясно отразились в этом жанре устного народного творчества.

В неприглядном виде показывал дворян и церковников, и русский демократический театр XVIII века. Характерные черты народного театра — выразительность жеста и диалога, резкий гротеск в обрисовке характеров и др.

Ярко отражают художественные вкусы народа произведения прикладного искусства. Встречаются изображения народного быта, сказочные образы, растительный и геометрический орнамент. Резьбой и росписью были украшены прялки, ткацкие станки, глиняные тарелки и прочие инструменты, и предметы быта трудового народа. Очень популярны были продаваемые на ярмарках детские расписные игрушки. На крестьянской посуде были изображены различные рисунки — животных и птиц, растений. Деревянные ковши и миски были покрыты тонкой изящной резьбой. Печи покрывали вышитыми полотенцами — рушниками, а молодые девушки украшали подушки, полотенца, подол сарафана красивой вышивкой.

16 стр., 7655 слов

Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...

... Истоки форм русского народного танца. Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои ... к началу XVIII формируется и русская народная хореография. К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный. (9) Характерный танец - ...

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/russkaya-kultura-veka-kratko/

И.Б. «Идеи о народном образовании в екатерининское время» // Исторический вестник, 1884. — Т. 15. — № 3. — С. 600—614.

П.Е. Бухаркин «Михаил Васильевич Ломоносов в истории русского слова» СПб., 2011.

Герман Вейс. «История культуры народов мира» М.: Эксмо, 2005

А.М. Горький «О русском искусстве. Собрание сочинений» т. 24. М., 1953.

Ф. Дасса «Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами» Москва, 2004, ISBN 5-17-012360-4

А.О. Ишимова, 1996 — А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей. 2 том». Санкт- Петербург, «Золотой век», «Диамант», 1996

Б.М. Кириков «Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. Стили и мастера» 2003

А.И. Кузьмин «У истоков русского театра» М. 1984.

А.Г. Миронов Русская лира. «Очерки о музыкальной России», 1971.

И.Б. Михаловский «Теория классических архитектурных форм» 2006 (1937)

Г.Е. Павлова «Михаил Васильевич Ломоносов: жизнь и творчество» / Г.Е. Павлова, А.С. Фёдоров. — М.: Наука, 1980. — 279 с.

А.Н. Петров «Русская архитектура первой половины XVIII века» 1954г.

Б.А. Рыбаков «Очерки русской культуры» Высшая школа МГУ 1990 г.

Д.Л. Сапрыкин «Образовательный потенциал Российской Империи» М.: ИИЕТ, 2010

А.Н. Ужанков «Стадиальное развитие русской литературы XI — первой трети XVIII века. Теория литературных формаций» //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 2 (28).

С. 66-80.

М. Шугуров Учение и ученики в XVIII веке (По поводу биографии А. Я. Поленова) // Русский архив, 1866. — Вып. 3. — Стб. 304—324.