Серебряный век русской культуры (3)

Конец XIX — начало XX века в истории русской культуры принято называть Русским Ренессансом или, в сравнении с золотым пушкинским веком, «Серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, сконцентрировал в себе чрезвычайно важные события, открыл целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. Никогда ещё не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее.

Неповторимость культуры серебряного века обусловлена «пограничностью» ситуации в России, сложившейся к тому времени, с конфликтом эпох, который с одной стороны представлялся закатом европейской цивилизации (О. Шпенглер «Закат Европы», Н. Бердяев «Кризис искусства»), кризисом христианского сознания, с другой — выходом в обновленную жизнь и искусства, возможно, достичь небывалых творческих достижений. И все это отягощено эсхатологическими настроениями ожидания конца XIX — начала нового XX века — как конца света, как неминуемой катастрофы исчерпавшей себя цивилизации.

Но именно благодаря этим настроениям культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима.

Началом начал можно считать призыв к познанию вечных духовных ценностей. Были произнесены и другие, не менее заветные слова — «нравственность» и «культура». Нравственность есть высшая цель развития культуры.

В период «Серебряного века» великие классики русской литературы (А.М. Горький, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн, М.М. Пришвин, И.А. Бунин и другие) создают свои выдающиеся произведения. Пишут свои лучшие стихи десятки поэтов первой величины — А.А. Блок, Н.С. Гумилев и т.д., в том числе и совсем молодые — С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, И. Северянин, В.В. Маяковский и другие.

Журналы «Весы», «Новый путь», «Мир искусства», «Северный вестник», «Золотое руно», «Перевал» сыграли огромную роль в развитии идей культурного ренессанса. Многие издания пестовались лучшими умами России. Серьёзные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры.

8 стр., 3789 слов

Викинги : жизнь, быт, культура, связь с русской нацией

... говориться в одной из поэм 10 века.. Даже религия северян была воинственна. Пантеон викингов включал три верховных божества: Одина, отца богов; ... в атмосферу этих ярмарок свои привычки и обычаи и культуру. Они меняли серебро, шёлк, вина и мечи на ... Поэтому именно аристократы и их младшие отпрыски были настоящими викингами. "Быть викингом" означало в сопровождении своих сподвижников отправиться в далё ...

Изобразительное искусство начала века было не менее ярким и противоречивым. Отказ от реализма и утилитаризма XIX в., провозглашение пути «чистого искусства», освобожденного от оков «общественного служения» накладывают отпечаток на живопись.

Актуальность темы исследования вызвана:

  • мировоззренческим кризисом в отечественном сознании, возникшим в постсоветской России;
  • необходимостью выработки и систематизации новых ценностных ориентиров для создания гражданского общества;
  • требованиями возрождения и поддержания традиций отечественной культуры;
  • недостаточной изученностью феномена культуры «серебряного века» и места в ней человека.

Актуальность данной темы базируется также на том интересе, который наблюдается в научной литературе к творчеству писателей и философов «серебряного века» и переоценке ценностей в российском обществе и постоянным возвращением к ценностям религиозно-нравственной культуры.

В моей работе речь пойдет о культурной истории «Серебряного века». Многое уже делается в этом направлении, написано множество книг, поэтому я постараюсь обобщить наиболее ценные данные и заключения, но в то же время максимально точно рассмотреть литературные течения этого периода, раскрыть основные достижения в русском искусстве и архитектуре, науке, театре и музыке.

серебряный литература театр живопись

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/

1. Серебряный век в литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/

Понятие «Культуры серебряного века» распространяется на разные области бытия: наука, техника, философия и теософия, искусство. Но первое, что приходит на ум при упоминании термина «Серебряный век» — это, безусловно, литература.

Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века. С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются устойчивые традиции «критического реализма» XIX в. Ведущие позиции занимают корифеи — Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький.

Вместе с тем всё громче начинают звучать голоса иного поколения, предъявляющего свой счёт представителям реализма, протестующего против главного принципа реалистического искусства — принципа непосредственного изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал — материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать» существующий мир, творить новую реальность.

В чём же состоит само понятие эпохи, обозначаемой «серебряный век», и в чём особенности творчества её художников, чем-то отчётливо ощущаемые, но не так легко дающиеся в руки, объединяемые поверх всех барьеров?

Особенность века состоит в том, что ореол создавали самые разные писатели, нередко полярно различные по своим творческим принципам, по направленности таланта, жесточайшим образом друг с другом полемизировавшие.

5 стр., 2129 слов

Символизм русской живописи

... философскими и мифотворческими исканиями. Символизм русской живописи В русской живописи символисты заявили о себе с 1904 г., когда в Саратове состоялась выставка под ... Иногда он прямо осуществляет "постановку" сцен из символической поэзии: "Пляска смерти" (1907 г.), "Балаганчик" (1909 ... видение мира. Борисов-Мусатов приходит в искусство на рубеже двух веков, в эпоху чрезвычайно сложную и исключительно ...

Но всех их объединяло одно, главное: осознание своей эпохи как совершенно особой, выходящей за пределы того, что было прежде, в девятнадцатом веке в первую очередь, и одновременно с этим — деятельное, действенное отношение к этой эпохе и её проблемам.

Естественно, что это определение общее и достаточно условное, но в качестве рабочего инструмента оно открывает возможность отделить от писателей «серебряного века» с одной стороны, скажем, Льва Толстого и Чехова, всей плотью своих книг привязанных к веку прошедшему, а с другой стороны — А. Серафимовича и Е. Чирикова, стремившихся «влить новое вино в старые мехи», осознать своё время (бесспорно, и им казавшееся принципиально неповторимым) с непоколебленных позиций традиционного художественного зрения, как бы существующего независимо от всяческих изменений.

Раздвоенность творчества, внутренняя трагедийность при блестящей внешней беспечности — это как раз и есть следы «серебряного века», вносящие в галантность прежних эпох, их праздничность и яркость переживания эпохи совершенно другой, сознающей своё время, как судорожное напряжение между двумя безвременьями, опрокинутое в пространство.

Итак, «серебряный век» — не только время, но и отношение художника к этому времени, которое может, конечно, выстраиваться совершенно по-разному, но всегда осознаётся как целенаправленное волевое воссоздание образа мира и времени в своём творчестве именно в тех рамках и формах, которые диктует эпоха. И ещё одно важно отметить: чаще всего — во всяком случае, в тенденции — такое воссоздание происходило не только в поэзии и прозе, но и в жизненных устремлениях художников.

В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.

1.1 Символизм

Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. Движение русских символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу.

Символизм возник в России не изолировано от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия (Верлен, Рембо, Малларме), и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше. Русские символисты ловили отголоски философии Ницше и Шопенгауэра. Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии — в книгах Тютчева, Фета, Фофанова, простирая свои родственные притязания даже на Пушкина и Лермонтова. Бальмонт, например, считал, что символизм в мировой литературе существовал издавна. Символистами были, по его мнению, Кальдерон и Блейк, Эдгар По и Бодлер, Генрик Ибсен и Эмиль Верхарн. Несомненно, одно: в русской поэзии, особенно у Тютчева и Фета, были зерна, проросшие в творчестве символистов. А тот факт, что символистское течение, возникнув, не умерло, не исчезло до срока, а развивалось, вовлекая в своё русло новые силы, свидетельствуют о национальной почве, об определенных её корнях в духовной культуре России. Русский символизм резко отличался от западного всем своим обликом — духовностью, разнообразием творческих единиц, высотой и богатством своих свершений.

16 стр., 7572 слов

Русская поэзия Серебряного века

... о литературных направлениях «серебряного века»: символизм, акмеизм и футуризм. Символизм Символизм (от греч. simbolon - знак, символ) - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России и положившее начало «Серебряному веку». Начало теоретическому самоопределению символизма ...

По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.).

В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.).

Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символизм был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма. Символисты предлагали читателю красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

С символизмом, прежде всего, связано понятие «Серебряный век». При этом понятии как бы вспоминается ушедший в прошлое золотой век литературы и искусства, время Пушкина. Называют время рубежа девятнадцатого-двадцатого столетий и русским ренессансом. В самом деле: в России той поры творили писатели Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Леонид Андреев; художники Суриков и Врубель, Репин и Серов, Нестеров и Кустодиев, Васнецов и Бенуа, Коненков и Рерих. И при всех конфликтах и противостояниях никем не велось войны на истребление.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение.

1.2 Акмеизм

В 1910 году символизм сменил акмеизм, сформировавшийся как реакция на крайности символизма. Акмеизм (от греческого слова «акме» — высшая степень чего-либо, цветущая сила) возник на отрицании мистических устремлений символистов, была по существу на взлете, но своим происхождением акмеизм был обязан символистам. Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

6 стр., 2581 слов

Русское искусство конца XIX-начала XX века

... процессе принадлежала группе художников «Мир искусства», устраивавших собственные выставки и ретроспективные показы русского искусства XVIII в., ... слова -- через лирически-эмоциональное постижение народной поэзии, через усвоение и переработку характерных мотивов ... искусства к жизни понималась художниками середины века и передвижниками как задача отражения жизни в искусстве, само же искусство ...

Организаторами группы явились Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Также в группу входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зиневич, Владимир Нарбут и М. Кузьмин. Они составили ядро «Цеха поэтов».

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

1.3 Футуризм

Одновременно с акмеизмом возникло другое модернистское течение — футуризм, но в отличие от первого он возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Объявляя классику и всю старую литературу как нечто мёртвое, футуристы утверждали своё право на произвольное слово, слово-новшество, «самовитое» слово, над которым не тяготеет его бытовое значение, и смысл которого связан только звучанием. Опыты такого изобретения слов давали Велимир Хлебников, А. Крученых. В десятых годах в России существовало несколько групп футуристов, враждовавших и соперничавших друг с другом: эгофутуристы, кубофутуристы, «Мезонин поэзии», «Центрифуга». Группу эгофутуристов возглавлял Игорь Северянин. Этому поэту был присущ футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, к изобретению. Толпы слушателей и читателей упивались «поэзами» Северянина. Книги Северянина выходили неслыханными тиражами. Из кубофутуристов творчески значительными были три поэта: Хлебников, Маяковский и Каменский. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему; этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. Системой был сам авангард. А футуризмом его окрестили в России по аналогии с итальянским. И течение это оказалось значительно более разнородным, чем предшествующие ему символизм и акмеизм.

6 стр., 2824 слов

«Русский пейзаж. Поэзия природы» — описание

... Русский пейзаж. Поэзия природы». Каким одним словом мы можем назвать музыку, живопись, литературу, кино, театр? (ответы ребят). Верно, искусство. А зачем нужно искусство ... сосулькам и ручейкам свои определения, не такие, как у Бориса Пастернака. Сосульки…………….., ... в них скрытая могучая сила, которую может почувствовать ... что нас окружает; будем пробовать создавать свою красоту – красоту русского пейзажа, ...

1.4 Имажинизм

На основе литературной практике футуризма в первые революционные годы в России возникает имажинизм. Он был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

9 января 1919 г. в Московском городском отделении Всероссийского союза поэтов прошел первый поэтический вечер имажинистов. А уже на следующий день была опубликована первая Декларация, в которой провозглашались творческие принципы нового движения. Ее подписали претенциозно назвавшиеся «передовой линией имажинистов» поэты С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф и В. Шершеневич, а также художники Б. Эрдман и Е. Якулов. Так появился русский имажинизм, у которого с его английским предшественником общим было только название.

Среди исследователей и литературоведов до сих пор идут споры о том, следует ли имажинизм поместить в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, трактуя творческие достижения этой поэтической группы как «интересное явление литературы постсимволизма и как определенный этап развития», или корректнее было бы рассматривать это явление в ряду многочисленных течений и объединений 20-х годов XX века, которые, развиваясь в общем духе авангардизма, не смогли открыть принципиально новых путей развития поэзии и в итоге остались только эпигонами футуризма.

В состав объединения имажинистов входили поэты довольно (а иногда и совершенно) разные и непохожие. Большое значение для группы имели не только эстетическая позиция соратника и воплощавшая ее творческая деятельность, но и внелитературное поведение, бытовое общение и дружеские связи.

Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С. Есенина. К моменту образования группы у него уже была собственная программа, изложенная в трактате «Ключи Марии», где поэт на основании личного опыта размышлял о творчестве в целом и словесном искусстве в частности. В нем выражалось есенинское стремление творчески овладевать «органической фигуральностью» русского языка и содержался ряд весьма интересных соображений об опоре на национальную стихию и фольклор. Народная мифология была одним из главных источников образности Есенина, а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения.

Однако Есенин скоро отошел от имажинизма, уже в 1921 году печатно назвав занятия своих приятелей «кривлянием ради самого кривляния» и связав их адресованное окружающим бессмысленное ерничество с отсутствием «чувства родины». Творческие разногласия имажинистов в конце концов привели к тому, что группа разделилась на правое (Есенин, Ивнев, Кусиков, Грузинов, Ройзман) и левое крыло (Шершеневич, Мариенгоф, Н. Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержательную сторону, форму, образ.

6 стр., 2961 слов

Особенности культуры русского классицизма

... русском барокко и русском классицизме. В первую очередь, это труды Н.А. Герасимовой-Персидской о партесном концерте XVII века. Особенности культуры русского классицизма можно проследить по высказываниям великих русских ... единой христианской истины». Культура и искусство высшего слоя общества ... как во многих светских сочинениях можно заметить лишь более ... и вокальное изложение главной темы в арии Алкида из ...

2. Серебряный век в русском искусстве

2.1 Живопись

Искусство «Серебряного века» — одна из самых ярких страниц истории культуры этого периода. Возрождаются древние русские традиции. Заново было открыто иконописное искусство, чему немало способствовал сам Николай II, который был ценителем церковных древностей. Продолжили традиции демократического искусства, обогатили их иным содержанием, новыми художественными средствами представители младшего поколения передвижников: А.Е. Архипов, С.В. Иванов, Н.А. Касаткин, С.А. Коровин.

В тоже время, художники стремились экспериментировать с целью сделать живопись более утонченной и одухотворенной. Новаторы создали свое творческое объединение «Мир искусства», начали издавать журнал с одноименным названием. «Мир искусства», мирискусники — объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками, от имени которых получило свое название. В «Мир искусства» входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель , А. Головин , М. Добужинский , К. Коровин , Е. Лансере , И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов , К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников. Лозунгом кружка было «искусство для искусства» в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны. В то же время это объединение не представляло собой какого-либо художественного течения, направления, или школы. Его составляли яркие индивидуальности, каждый шел своим путем.

В 1903 г. возникает одно из самых крупных выставочных объединений начала века — «Союз русских художников». В него вошли на первых порах почти все видные деятели «Мира искусства» — Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Серов, участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов.

В 1907 г. в Москве была устроена выставка под названием «Голубая роза». В ней приняли участие П. Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов, С. Судейкин, К. Петров-Водкин. «Голуборозовцы» ближе всего оказались к символизму. Им характерна де-материализация живописи, неожиданные цветовые соотношения, использование приемов древнерусской иконописи. Художники создают свой, чаще всего весьма далекий от реальности мир.

Художники объединения «Бубновый валет», обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры — натюрморт — выдвигалось на первое место. Овеществленное, «натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр — портрет. Фактически с 1910 по1917 г. просуществовало это объединение, куда вошли П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк, А. Куприн.

7 стр., 3378 слов

История русской живописи

... Не исключением является и живопись. Для написания реферата я использовала «Очерки русской культуры IX-XVII веков» (авторы А.В Муравьев, А.М Сахаров), «Очерки истории русской культуры XVIII века» Б.И Краснобаева, «История русского искусства» В.Н. Александрова. В этих ...

Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.

2.2 Архитектура и скульптура

Творческий подъем в этот период переживала и скульптура. Ее пробуждение во многом было связано с тенденциями импрессионизма. Значительных успехов на пути обновления достиг П.П. Трубецкой. Широкую известность получили его скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина и др. Они наиболее последовательно отразили главное художественное правило мастера: запечатлевать пусть еще мало заметное мгновенное внутреннее движение человека.

Соединением тенденций импрессионизма и модерна характеризуется творчество А.С. Голубкиной. В обобщенно-символических образах стремилась передать могучий дух и пробуждающееся сознание рабочих («Железный», 1897; «Идущий», 1903; «Сидящий», 1912 — все гипс, Русский музей; «Рабочий», гипс, 1909, Третьяковская галерея).

Импрессионистическая текучесть форм, богатство теневых контрастов (характерных, прежде всего, для ранних работ скульптора), обращение к символике в духе стиля модерн (горельеф «Пловец», или «Волна», на фасаде МХАТа, гипс, 1909; «Березка», гипс, 1927, Русский музей) сосуществуют в творчестве Голубкиной с поисками конструктивности и пластической ясности, особенно проявившимися в ее остропсихологических портретах (Андрея Белого, гипс, 1907; Е.П. Носовой, мрамор, 1912; Т.А. Ивановой, гипс, 1925 — все в Русском музее; А.Н. Толстого, А.М. Ремезова, оба дерево, 1911, В.Ф. Эрна, дерево, 1913; Г.И. Савинского, бронза — Третьяковская галерея).

Значительный след в русском искусстве Серебряного века оставил С.Т. Коненков.(1874-1971) Выдающийся мастер русской скульптуры символизма и модерна, продолживший традиции «серебряного века» в совершенно новых исторических условиях.

Был членом «Мира искусства». Особое влияние на него оказало искусство Микеланджело, а также пластика архаических культур Средиземноморья. Эти впечатления прочно соединились в творчестве Коненкова с русским крестьянским фольклором, создав удивительно самобытный стилистический сплав.

Образы мастера изначально были полны огромной внутренней динамики. Его мужские фигуры часто представлены в борьбе с косной материей, с силой тяжести, которую они стремятся преодолеть (таков «Самсон, разрывающий узы», за которого он получил академическое звание художника, 1902; фигура не сохранилась) и напряженно-драматически преодолевают в искусстве («Паганини», первый вариант — 1906, Русский музей).

Женские же образы, напротив, полны юной и светлой гармонии («Нике», 1906; «Юная», 1916; обе в Третьяковской галерее).

Человек здесь, как это часто бывает в искусстве модерна, предстает как неотъемлемая часть природной стихии, которая либо поглощает его, либо отступает, побежденная его волей.

2.3 Музыка и театр

Начало XX в. — это время творческого взлета великих русских композиторов-новаторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. В своем творчестве они пытались выйти за рамки традиционной классической музыки, создать новые музыкальные формы и образы. Наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам.

11 стр., 5137 слов

Культура русского зарубежья

... расте или родившиеся за рубежом, получали образование на родномязыке и не порывали связ и с русской культурой, а продолжали ... социальных, политических и юридических наук, преобразованная затем во франко- русский институт, Православный богословский институт, Русская консерватор ия ... Во многих странах ревнители русской военной истории устраивали музеи, библиотеки и собрания военных реликвий. Помимо ...

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С.И. Мамонтова и С.И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова.

Молодые постановщики А.А. Горский и М.И. Фокин в противовес эстетике академизма выдвинули принцип живописности, в соответствии с которым полноправными авторами спектакля становились не только балетмейстер и композитор, но и художник. Балеты Горского и Фокина ставились в декорациях К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, Н.К. Рериха. Русская балетная школа «серебряного века» дала миру плеяду блестящих танцоров — А.Т. Павлову, Т.Т. Карсавину, В.Ф. Нижинского и др.

Примечательной чертой культуры начала XX в. стали работы выдающихся театральных режиссеров. К.С. Станиславский. В.Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли.

В 1898 году в Москве открывается художественный театр, основанный К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, что стало важнейшим событием культурной жизни России в XIX веке. В 1904 году в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926).

2.4 Наука

Начало XX века было периодом быстрого роста техники, хотя и неодинакового в различных отраслях.

Переход к массовому, непрерывно-поточному производству и комбинирование разнообразных технологических процессов были связаны с автоматизацией промышленного производства.

В начале XX века продолжают развиваться все разделы математики. Основы современной алгебраической теории чисел заложил русский математик Е.И. Золотарёв. Развивались и углублялись классические отделы алгебры. Подробно исследовались возможности сведения решения уравнений высших степеней. Более широкое применение в механике и физике получают вопросы линейной алгебры.

Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907 гг.) открыл так называемый периодический закон химических элементов, согласно которому все химические элементы определённым образом связаны между собой. Это было величайшее открытие одного из основных законов естествознания.

На основании периодического закона Д.И. Менделеев предсказал существование новых, ещё не открытых химических элементов и описал их свойства. Научные предсказания великого русского ученного подтвердились, когда эти химические элементы были найдены.

На рубеже XIX — XX вв. получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский /1847-1921/ — основоположник современной гидро- и аэродинамики. Он создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета, разработал вихревую теорию воздушного винта и др. Великий русский ученый был профессором Московского университета и Высшего технического училища. К.Э. Циолковский /1857-1935/ разрабатывал теоретические основы воздухоплавания, аэро — и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. В 1897 г., построив простейшую аэродинамическую трубу, совместно с Жуковским проводил в ней исследования моделей дирижаблей и крыльев самолетов. В 1898 г. Циолковский изобрел автопилот. Наконец, ученый, обосновывая возможность межпланетных перелетов, предложил жидкостно-реактивный двигатель-ракету /«Исследование мировых пространств реактивными приборами», /1903/.

Работы выдающегося русского физика П.Н. Лебедева /1866-1912/ сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Лебедев является также основоположником исследований в области ультразвука.

Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И.П. Павлова /1849-1934/ столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Ученый разработал и ввел в научную практику принципиально новые методы исследования /метод «хронического» опыта/. Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения первому среди русских ученых Павлову была присуждена Нобелевская премия /1904/. Десятилетия «последующей работы по этим направлениям привели к созданию учения о высшей нервной деятельности. Еще один русский естествоиспытатель И.И. Мечников /1845-1916/, вскоре стал Нобелевским лауреатом /1908/ за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук /биохимии, биогеохимии, радиогеологии/ заложены В.И.Вернадским /1863-1945/. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

Таким образом, конец XIX века — начало XX века приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство.

Заключение

Русская история культуры этого периода представляет собой итог сложного и огромного пути. В развитии общественного сознания, искусства и литературы той эпохи возникло и существовало множество направлений, течений, кружков, большая часть из которых оказалась очень нестойкой. Это, в частности, и подтверждало мысли о распаде культуры, ее конце.

Ощущение потребности в принципиально новом научном и художественном истолковании действительности стало всеобщим в общественном сознании. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюцию и реформы, и начало философии ненасилия, и создание культурной ауры нового типа.

Непревзойденный, блестящий интеллектуализм обобщений философии Ренессанса не был достойно оценен ни современниками, ни широкой западной общественностью того периода, хотя дал новое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие.

Серебряный век — это эпоха выдающихся художников, писателей, поэтов, живописцев, композиторов, актеров, философов. Это время создания новых направлений и открытий. Ни в одной стране, ни в одной национальной культуре мира XX век не дал такого ее взлета, как в России. Это был синтез, сплав реализма и романтизма, науки и полета фантазии, действительности и мечты, сущего и должного, прошедшего и настоящего, озаряемых грядущим.

Серебряный век в русской культуре — это своеобразное время, которое по-разному воспринимается различными деятелями культуры. Это время отказа от «социального» человека, эпоха тотального индивидуализма, интереса к тайнам подсознательного, к примату иррационального, время господства мистического в культуре. Это время создания нового менталитета, освобождения мышления от политики и социальности, время, породившее религиозно-философский Ренессанс. Эпоха серебряного века — это культ творчества как интегрирующего элемента в разломе «времени и личности художника».

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-serebryanogo-veka/

1. А.А. Радугин «Культурология», Москва, «Центр», 2001г.

2. Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова, Б.Г. Якименко

«Курс истории России с древнейших времен до начала XXI века», Москва, «Астрель», 2004 г.

3. Н.В. Банников «Серебряный век русской поэзии», Москва, «Просвещение», 1993г.

4. Л.А Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998

5. А.И. Кравченко «Культурология: Учебное пособие для вузов», Москва, «Трикста», 2008г.

6. История и культурология. Учеб. пособие. Под ред. Н. В. Шишовой. — М.: Логос, 1999.

7. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб.: Лань, 2001.

8. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. СПб.: Лань, 2000.

9. Т.И. Балакина «История русской культуры», Москва, «Аз», 1996