Николай Гумилев — поэт Серебряного века

Мой любимый поэт Серебряного века (Н. Гумилев)

Николай Степанович Гумилев жил и творил в тот период русской жизни, когда наконец после долгого затишья наступил момент подлинного расцвета поэзии, который носит название серебряного века. Еще в гимназические годы Николай Гумилев проявляет интерес к поэзии французских поэтов парнасцев и символистов. В 1905 году он выпускает свой первый сборник “Путь конквистадоров”, в котором дерзко уподобляет себя завоевателям новых земель, потому что считает поэзию завоеванием, цель которого — наполнить “сокровищницу поэзии золотыми слитками и алмазными диадемами”. За свою короткую жизнь (1886—1921) поэт успевает выпустить такие прекрасные поэтические’ сборники, как “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Колчан”, “Огненный столп”, которые действительно стали “бриллиантами” в сокровищнице русской поэзии. Н. С. Гумилев не только творит, он пытается стать одним из организаторов литературной жизни России. Из его литературных вечеров рождается объединение поэтической молодежи “Цех поэтов”, в недрах которого вызревает акмеизм — поэтическое направление, с которым связаны имена Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Кроме того, Н. С. Гумилев был тонким литературным критиком, теоретиком стиха.

Поэзия Николая Гумилева в разные периоды его творческой жизни неодинакова. Поэт начинает с юношеского желания изменить мир, подобно Будде или Христу. Иногда он категорически отрицает символизм, а иногда бывает настолько близок к нему, что трудно догадаться, что какое-то стихотворение принадлежит ему. Здесь вспоминаются слова А. Блока, поэта высоко ценимого Н. Гумилевым: “Писатель — растение многолетнее… душа писателя расширяется периодами, а творение его — только внешние результаты подземного роста души”. Так, ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов — К. Д. Бальмонта и В. Я. Брюсова, увлекался романтикой Р. Киплинга и в то же время обращался к зарубежным классикам — В. Шекспиру, Ф. Вийону, Т. Готье. Позже он отходит от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов и обращается к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения. Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. Он не приемлет в творчества того, что позже назовет литературной “неврастенией”. Талант, чистое вдохновение должны были, по его пониманию, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно и сурово учил молодых мастерству. Н. С. Гумилев является сторонником строгой и четкой поэтической формы, хотя подчеркивает, что внимание к форме не самоцель, а лишь свидетельство связи поэтов серебряного века (2)">поэта с многовековой поэтической традицией. Стихотворения акмеистического периода, составившие сборник “Седьмое небо”, подтверждают такой трезвый, аналитический, научный подход Н. С. Гумилева к явлениям поэзии. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”. “Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (от греческого слова, обозначающего: “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”).

2 стр., 534 слов

Великие люди о поэзии, поэтах

Истинный поэт грезит наяву, только не предмет мечтаний владеет им, а он — предметом мечтаний. Родник поэзии есть красота. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, ... тот поэт, кто рифмы плесть умеет. Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие — дело рассудка, которое оживляется чувством. Поэтическое восприятие жизни, всего ...

Главным их достижением Николай Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”, вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущением собственного незнания”. Поэт старается привлечь внимание читателей не только к миру внешних явлений, но и к области более глубоких пластов человеческого бытия. Обладая безусловным даром предвидения, Гумилев-критик намечает в своих работах пути развития отечественной поэзии, и мы сегодня можем убедиться, как точен и прозорлив был он в своих оценках. Свое понимание поэзии он выразил в самом начале своей программной статьи “Анатомия стихотворения”, открывающей сборник “Письма о русской поэзии”. “Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяются две, — писал Н. Гумилев, — предложенные поэтами же, задумывающимися над тайнами своего ремесла. Они гласят: “Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке” и “Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке”. Обе эти формулы основаны на особенно ярком ощущении законов, по которым слова влияют на наше сознание. Поэтом является тот, кто “учитывает все законы, управляющие комплексом взятых им слов”. Именно это положение и лежит в основе той громадной работы, которую после революции проводил Н.

С. Гумилев с молодыми поэтами, настойчиво обучая их технике стиха, тайнам того ремесла, без которого, по его мнению, настоящая поэзия невозможна. Н. С. Гумилев хотел написать теорию поэзии, этой книге не суждено было родиться, и отношение его к “святому ремеслу” поэзии сконцентрировано в нескольких статьях и рецензиях, составивших “Письма о русской поэзии”. Но с годами поэзия Николая Гумилева несколько меняется, хотя основа остается прочной. В сборниках военной эпохи в ней вдруг возникают отдаленные отзвуки блоковской, опоясанной реками, Руси и даже “Пепла” Андрея Белого. Эта тенденция продолжается и в послереволюционном творчестве. Поразительно, но в стихотворениях “Огненного столпа” Николай Гумилев как бы протянул руку отвергаемому и теоретически обличаемому символизму. Поэт словно погружается в мистическую стихию, в его стихах вымысел причудливо переплетается с реальностью, поэтический образ становится многомерным, неоднозначным. Это уже новый романтизм, лирико-философское содержание которого значительно отличается от романтизма знаменитых “Капитанов”, акмеистической “прекрасной ясности” и конкретности. Н. С. Гумилев подходит к пониманию единства и взаимосвязи всех пластов человеческой культуры, в том числе поэзии и общественной деятельности. В знаменитом стихотворении “Слово” Николай Гумилев выражает свое итоговое понимание высокого назначения поэзии и поэтического слова: Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, Что в Евангелии от Иоанна Сказано, что слово это — Бог.

2 стр., 781 слов

Муза дальних странствий (Н. Гумилев — поэт «серебряного века»)

... - своей страстной любовью к дальних странствий, к опасностям и тревог. Он и поэзию свою называл - Музой дальних странствий. Трижды он ездил в Абиссинию, ... и с Гумилевым, одним из ярких представителей русской поэзии «серебряного века». Николай Гумилев - вообще странное явление, и как поэт, и как ... такие «предрассудки дворянской офицерской чести» ... Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓ Читайте также:

Сочинения по русскому языку и литературе

Сочинение на тему «Николай Гумилев – поэт Серебряного века» 5.00/5 (100.00%) 1 vote

Серебряный век в русской литературе начался в 1892 году, но это достаточно условно. Эпоха подарила России поэтов, которые глубоко осмысливали происходящие в стране перемены. К одному из представителей модернистической школы поэзии Серебряного века можно с полной уверенностью отнести Николая Гумилева.

Отрицая социальные ценности, модернисты старались сформировать свое направление в поэтической мысли, которое бы содействовало духовному совершенствованию каждого человека. Одним из поднаправлений в модернизме считался акмеизм. Представители этого поднаправления провозглашали освобождение поэзии от символических порывов и призвали общество вернуться к материальному миру и естеству природы. В их поэзии ощущалась склонность к поэтизации чувств и эстетизму. Это наглядно продемонстрировано в творчестве Гумилева. Поэзии Гумилева отличается возвышенностью созданных им образов и красотой слова.

Автор назвал свою поэзию «музой дальних странствий» и был верен своему слову до конца своих дней. Какое же произведение принесло Гумилеву наибольшую известность? Это знаменитая баллада под названием «Капитаны» из сборника «Жемчуг». Читая его строчки, казалось бы, незамысловатые, но очень глубокие и выстраданные, можно понять, что все его стихотворения – это гимн людям, который бросают вызов судьбе и стихийным силам. Это дань уважения им, не покорившимся судьбе! Поэт предстает перед читателем, как человек, которому не чужд романтизм и который уважает людей, обладающих качествами отваги и смелости: «Быстрокрылых ведут капитаны — Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал малъстремы и мель. Чья не пылью затерянных хартий — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь»

Военная лирика Гумилева также не лишена налета романтизма. Вспомним его сборник «Колчан»: И залитые кровью недели Ослепительны и легки, Надо мною рвутся шрапнели, Птиц быстрей взлетают клинки. Я кричу, и мой голос дикий, Это медь ударяет в медь, Я, носитель мысли великой, Не могу, не могу умереть. Словно молоты громовые Или воды гневных морей, Золотое сердце России Мерно бьется в груди моей»

Совершенно очевидно, что Гумилев романтизировал подвиг человека. Это был поэт — яркий и экспрессивный, думающий и сопереживающий за судьбу Отечества. Он был наделен редким в наше время рыцарским началом. Современники отзывались о Гумилеве очень тепло. Многие осуждали Гумилева за его преждевременную горячность и за то, что он говорил правду в лицо, какая бы она ни была. Но Гумилев – это человек с большой буквы. Рассмотрим его отношение к войне.

Гумилев войну принял достаточно спокойно, с присущей ему прямолинейностью. Наверное, внутренне поэт был готов в войне. Он был одним из немногих, которых война не застала врасплох. Как известно, в годы Первой Мировой Войны находился на фронте, куда пошел добровольцем. В его прозе можно увидеть не только романтизм подвину, но и весь ужас человеческой смерти, крови и убийства.

5 стр., 2160 слов

Что мне близко в поэзии гумилева. Чем мне близка любовная лирика ...

... что Н. Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии и художественной литературы в целом. Его традиции продолжили другие поэты: Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, В. ... я знаю, я вам не пара, Я пришел из иной страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны… Он стоит выше большинства людей, ... близкую смерть. Поэт ассоциирует себя с тем трамваем: в своих духовных исканиях и в ...

Новая тема для Гумилева стала зарождаться в сборнике «Колчан». Это тема России. Именно в этом сборнике читатель с удивлением обнаружит новые мотивы – гений Андрея Рублева, ледоход на Неве и историю Древней Руси. Гумилев стремится расширить темы своего творчества, в своем апогее творчества он достигает величайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную жизнь:

«Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганъя красноватых век. Все товарищи его заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливанием пули, Что меня с землею разлучит».