Муза дальних странствий (Н. Гумилев — поэт «серебряного века»)

В истории русской поэзии был уникальное время, когда в литературу сразу пришло много ярких молодых поэтов, талантливых и ищущих новые пути. Хобби поэзией было массовым — примерно как сейчас ходят на концерты, рок-концерты. Поэт, получив известность, становился культовой фигурой. Имелось в виду, что именно ему Богом предоставлено понять Истину — и объяснить ее другим. Каждый из поэтов чувствовал себя наиболее ответственно, потому что на нем лежала огромная ответственность — выбрать единственно верный путь и указать его другим. Великие поэты объединялись в группы по интересам, потом к ним примыкала множество подражателей. Символисты, акмеистов, футуристы, имажинисты — каждая из этих течений находили своих горячих сторонников и поклонников, а также не менее лютых врагов. Но так как талант редко умещается в рамки теории, рано или поздно крупнейшие представители течения порывали с ней — так было и с Блоком, Ахматовой, Маяковским.

Так произошло и с Гумилевым, одним из ярких представителей русской поэзии «серебряного века». Николай Гумилев — вообще странное явление, и как поэт, и как личность. У него прекрасные не только поздние, более зрелые стихи, но и юношеские романтические — как бы не упрекали их критики в излишней декоративности и экзотичности, но они и сейчас завораживают — именно своей романтикой и экзотикой. Да и вся его лирика в дождливый серый день — как глоток свежего морского воздуха, сплошное воплощение мечты … Его стихи — сплетение таланта, прекрасного настроения и темперамента. Как и в Брюсова, у него много хороших стихов и на исторические и литературные темы, но это, скорее, признак эпохи. Интересен он другим — своей страстной любовью к дальних странствий, к опасностям и тревог. Он и поэзию свою называл — Музой дальних странствий. Трижды он ездил в Абиссинию, где знакомился с министрами и вождями, а также с местными пророками, охотился на диких зверей и акул, исследовал опасные места, поражая своих спутников энергией и бесстрашием. Выступая в роли этнографа, воображал себя покорителем — о чем мечтал подростком:

7 стр., 3478 слов

Поэзия К. Бальмонта

... Ярко было всегда его солнце...» В «Русской литературе XX века» (под редакцией профессора С. А. Венгерова, 1915) читаем: «Вся поэзия Бальмонта — неперестающая весна». После «скорбной школы русской поэзии, привязывавшей поэзию ... тишиной «всемирного молчания». Действительно, жизнь для Бальмонта по-прежнему — «кошмар», «царство льдов» (названия разделов), где поэт — «дух бесстрастный, дух бесприютный» — ...

Я Конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропасть и бездна и отдыхаю в радостном саду.

Любовь в Африку он пронесет сквозь всю свою жизнь. «Есть музей этнографии в городе этом Над широкой, как Нил, многоводной Невой, В час, когда я утомлюся быть только поэтом, Ничего не найду предпочтительнее его. Я хожу туда трогать дикарские вещи, Что когда я сам издалека привез, Чуяты запах их странный, родной и зловещий, Запах ладана, шерсти звериной и роз. И я вижу, как палящее солнце пылает, Леопард, изогнувшись, ползет на врага, И как в хижине чадно меня ждет Для веселого охоты мой старый слуга. Стихи о местах, где пришлось побывать, или где хотелось бы, о экзотични племена, о прекрасных животных — написаны в заснеженной России … Современники любили сравнивать его с Киплингом. У них действительно много одинаковы — и не только любовь к экзотике. Оба были людьми с ярко выраженным мужским началом — первооткрыватели земель и завоеватели по своей природе.

Поэтому неудивительно, что в начале первой мировой войны Гумилев уходит на фронт добровольцем. Да, мы знаем, что это была «плохая» война — лучшая, образованная часть страны не принимала нее. Но такой он был человек — его, как магнитом, притягивала какая-либо опасность. Современники отмечали, что он был храбрый до безрассудства. О его презрение к смерти ходили легенды. Он получил два солдатских «Георгия» — Редчайший награда в то время. И стихи его той эпохи, при всех ужасах войны, которые он не мог не испытать на собственном опыте, так же пьянят какой отчаянной романтикой.

И залитые кровью недели Ослепительные и легкие, Надо мной рвутся шрапнели, Птиц быстрее взлетают клинки.

И это, пожалуй, самое удивительное в его жизни и творчества. Легко мечтать о боях и опасные путешествия с книжкой на диване — но продолжать оставаться романтиком после всей грязи, боли, смертей, всего … Вот такой он был, поэт-воин, поэт-путешественник. Для него немыслимо иное отношение к женщине, кроме рыцарского поклонения. И просто — такие нежные, такие прочувствованные строки:

Сегодня, я вижу, особенно грустный твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф …

Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году за «недонесение» на своего друга, с которым учился и вместе был на фронте. Вот такие «предрассудки дворянской офицерской чести» …

Муза дальних странствий (Н. Гумилев - поэт «серебряного века») 1 Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Читайте также: