Режиссура культурно-досуговых программ

Культурно-досуговые программы — это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме.

Культурно-досуговые программы функционируют в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговых программ присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

Досуг создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение.

Важнейшими компонентами культурно-досуговых программ выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.

Совершенствование культурно-досуговых программ во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.

Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

Вопросы, посвященные культурно-досуговой программе, исследованы в работах: В.С. Сенина, К.В. Кулаева, Б.В Емельяновой.

Понятие культурно-досуговой программы, раскрыты в работах: В.И Кузищина, И.М. Дъяковой, К.В. Авдеева, Г.И. Соколова, Б.И. Ривкина.

Особенности режиссуры, отражены в работах: Е.В Киреевой, Т.П Неклюдовой, Э.Б. Плаксиной, В.И. Сидоренко. Цель работы — рассмотреть особенности режиссуры в культурно-досуговых программах.

10 стр., 4916 слов

Сценарно-режиссерские основы культурно-досуговых программ и технология ...

... их достижений образуют основу сценария культурно-досуговой программы. Смыслом оптимального художественно-педагогического ... или взаимоисключать. Документальность не является особенностью только лишь массовых форм. ... в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. Драматургия и режиссура ... две одинаково важные стадии работы: подбор материала и написание ...

Объектом исследования является — культурно-досуговые программы.

Предмет исследования — специфика режиссуры в культурно-досуговых программах.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1. изучить особенности режиссуры в культурно-досуговых программах;

2.рассмотреть виды культурно-досуговые программы;

.изучить этапы культурно-досуговых программ.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой теме.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 18 источников.

1.Понятие и сущность культурно-досуговых программ

В рамках изучения досуговых программ под инновацией (нововведением) понимаются такие изменения в современном досуговом пространстве людей, которые характеризуются как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового время препровождения.

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени — творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа).

Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения — познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

12 стр., 5652 слов

Культура и досуг пожилых людей

... программ социальной поддержки пожилых людей; для дальнейшего использования в практике культурно - досуговых учреждений по работе с пожилыми людьми. Структура работы., Глава 1. Культурно 1.1 Представление о содержании культурно-досуговой деятельности В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно ...

Самый простой вид досуга — отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят — не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. И, тем не менее, такой отдых — неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив, восстанавливает силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят: спорт, туризм, посещение выставок, театров, музеев, чтение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:

·восстановительную;

·развития;

·гармонизации.

Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая — развитие его духовных и физических сил, третья — гармонию души и тела.

В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.

Традиционно «развлечениями» именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может быть пассивным или полупассивным. В процессе отдыха человек восстанавливает свое физиологическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядкой, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

20 стр., 9871 слов

Дом культуры как субъект организации культурно-досуговой деятельности

... особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры. .Проанализировать социально-культурную среду агрогородка. .Провести анализ культурно-досуговой деятельности клубного учреждения в организации досуга населения. .Выработать рекомендации по совершенствованию культурно-досуговой деятельности. Объект исследования: Культурно ...

Культурно-досуговые программы — это всегда инновации, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает новую потребность. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг.

В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности, к более сложным, от пассивного отдыха — к активному, от физических форм рекреации — к духовным наслаждениям.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

В культурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

1.1 Особенности культурно — досуговых программ

Культурно-досуговая программа — форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования. Эти отличия состоят в следующем:

·содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведение массовых досуговых мероприятий;

·овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с взрослыми и детьми в досуговое время;

·источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так сами дети и их родители;

10 стр., 4762 слов

» Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» ...

... развития игры - показать значение игры в дошкольном возрасте, в качестве основного вида деятельности, на данном этапе жизни. Объект исследования – роль игры в развитии личности ребенка Предмет исследования – игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста . Глава ...

·в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций — организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри.

В современной отечественной литературе, досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

Функции досуга:

·рекреативная — снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;

·развивающая — вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.

Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет говорить о культурно-досуговых программах как о различных формах рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

1.2 Типы культурно-досуговых программ

·разовая игровая программа;

·конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

·игра-спектакль;

·театрализованная игра;

·праздник;

·длительная досуговая программа.

Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Люди включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более в зависимости от возраста участников.

Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве.

Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:

8 стр., 3576 слов

Характеристика театрализованной игры

... личности в целом. Поэтому я и выбрала театрализованную игру как тему данного реферата. Характеристика игры и ее виды Игра - основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная ... подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения. 6. Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие ...

·при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;

·самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;

·основная задача КВН — привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.

Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой вид конкурсно-игровых программ — интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры — это игры, где успех достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Основные типы интеллектуальных игр: Викторина и Стратегия.

Викторина: форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.

Тестовая викторина: участники отвечают на вопросы и получают оценку, «О, счастливчик!» «Что? Где? Когда?».

Сюжетная викторина: организаторы придумывают игровой сюжет: лошадиные скачки, космическое путешествие, морская регата; участники соответственно становятся жокеями, космонавтами, моряками.

Стратегия: форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий.

Ролевая стратегия: путь к успеху — через наилучшее исполнение роли, данной участнику игры.

Экономическая стратегия: путь к успеху — через успешные приобретения и продажи.

Боевая стратегия: путь к успеху — через правильное планирование победы над противником. В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.

Особенность интеллектуальных игр — наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов

Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.

Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.

12 стр., 5808 слов

Технология подготовки и проведения концертной программы на базе ...

... актуально в культурно - досуговой индустрии. Объект исследования: конкурсная программа. Предмет исследования: специфика подготовки и проведения конкурсной программы. Цель исследования: изучить технологию подготовки и проведения Конкурсной программы. Задачи исследования: изучить историю становления ...

В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

·четко изложенные педагогические задачи;

·план подготовки игры;

·экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);

·сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;

·список литературы для подготовки детей к игре.

Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя — юного певца, танцора, гимнаста выступление — всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).

Важность воспитания у детей зрительской культуры — умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников — требует такой организации зрелища, при которой воспитанники смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.

Праздник — особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.

Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

·слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,

·приветствия, презентации, церемонии;

·гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

·физкультурные праздники;

·тематические недели, тематические дни.

В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.

Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.

Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.

22 стр., 10895 слов

Культурно-досуговая деятельность

... спрос. восприятие произведений искусства средств массовой информации 1.2 Субъективные цели и мотивы культурно-досуговой деятельно­сти . Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным ... существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой. 1.4 Субъекты культурно-досуговой деятельности ...

Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.

Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:

·наличие развивающей социальной идеи (сюжета);

·наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);

·разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);

·создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;

·конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.

В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования.

Обязательное правило такой программы — наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).

Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.

Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ — игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.

Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:

·пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;

·описание содержания программы;

·характеристику ее материального обеспечения;

·список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/muzyikalnoe-oformlenie-kulturno-dosugovyih-programm/

33 стр., 16036 слов

Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения ...

... фильмов России (1908 — 1919)». Менее разработан в истории кино феномен русского зарубежного кинематографа. В 2003 году вышла первая монография на эту тему — «Когда мы в Россию вернемся. ... зарождения и становления в России кино как нового вида искусства (синтезирующего опыт «старших» искусств, промышленного, массового). Во-вторых: прослежена эволюция культурно-национальных особенностей раннего ...

В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень участия в программе это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

1.3 Этапы подготовки культурно-досуговой программы

Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй этап подготовки программы — написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы — это подробная текстовая разработка, включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы.

Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход.

Сценарий — произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк — ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

. Экспозиция — начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог — прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления. Экспозиция длится до момента завязки.

. Завязка — момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

. Кульминация — высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

. Развязка — заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

. Финал — эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта.

Выводы по первой главе

Культурно-досуговая программа — форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа).

Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения — познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой.

Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

Спектр досуговых программ достаточно широк: ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления.

Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень участия в программе это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.

2.Особенности режиссуры культурно-досуговых программ

Для того чтобы создать культурно-досуговую программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности каждого выразительного средства, уметь использовать возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры. С помощью этих методов и различных выразительных средств создается программа, в которой решается актуальная социально — психологическая задача. Методы иллюстрирования, театрализации и игры способны самостоятельно осуществить художественное решение культурно — досуговой программы, с их помощью она из проекта переходит в реальную конструкцию.

Совершенствование культурно-досуговой деятельности во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно — досуговых программ. Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведенная по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

Как отмечалось, конструкция культурно-досуговой программы начинает формироваться с драматургического замысла. Поэтому первым методом методики культурно-досуговой деятельности справедливо называют монтаж. В каждом виде культурно-досуговой программы специалисты используют монтаж при разработке сценария.

В каждом сценарии используется документальный материал, отрывки из различных литературных произведений, которые необходимо соединить в определенном порядке. Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требуют монтажной организации материала.

Годовщина основания фирмы (или другая дата, ставшая традиционным Днем рождения компании) — один из самых важных праздников. Календарные праздники отмечает вся страна или даже весь мир. А день фирмы это день, наполненный особым смыслом, объединяющий и выделяющий именно сотрудников данной организации. Это лучший момент для воспитания корпоративного духа, самый подходящий день для награждений «передовиков» и принятия в коллектив молодежи.

Важными составляющими юбилейного торжества являются:

·подбор наиболее подходящего места проведения торжества в соответствии с пожеланиями и бюджетом Заказчика;

·оригинальные приглашения;

·составление праздничного меню (банкет, фуршет), в случае необходимости организация выездного ресторанного обслуживания;

·заказ транспорта для доставки гостей;

·праздничное оформление места проведения юбилея композициями из живых цветов, воздушных шаров, декораций.

Юбилей компании — это корпоративное мероприятие, которое проводится практически раз в пять лет, а то и целых десять. Это история компании, её достижения. И, чтобы работать еще лучше, повышая статус фирмы, нужно хорошо и отдохнуть, с кем каждый день закладывается фундамент благополучия компании и общего дела.

.1Основы режиссуры

Режиссура в современном понимании — как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем — в специально построенные здания. Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика.

Словарь Ефрона и Брокгауза еще в 90-х годах 19 века определял профессию режиссера следующим образом: «В наше время автор хотя и присутствует на репетициях, но уже не имеет больше надобности, заботится о деталях постановки; это — забота режиссера, от которого требуется не только основательное знание сцены, литературы и археологии, но еще много такта и умения ладить с артистами».

Все это подготовило театр к гигантскому скачку, который он совершил во второй половине 19 века, отмеченного деятельностью Р. Вагнера и Л. Кронега в Мейнингенском театре и завершившегося своеобразной революцией в сценическом искусстве на рубеже 19 и 20 веков, когда режиссеры повсеместно стали творческими руководителями театральных коллективов. Это явление знаменовалось появлением целой плеяды «великих», определивших облик режиссерской профессии на много лет вперед: в России — К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, А. Таирова, Е. Вахтангова; во Франции — А. Антуана, Ж. Капо; в Германии — М. Рейнгардта; В Англии — Г. Крэга. Возникла режиссура, как самостоятельный вид творческой деятельности.

Существует немало формулировок определяющих смысл профессии Режиссер. От «режиссура — это образ жизни», до «режиссер — это человек, который мыслит пространством».

Но при этом возникает много разных режиссерских профессий:

·режиссер драмы;

·оперный режиссер;

·балетмейстер;

·режиссер музыкально-драматического театра;

·режиссер пантомимы;

·режиссер цирка;

·режиссер кино (художественного, документального, научно-популярного, мультипликационного);

·режиссер телевидения;

·режиссер-постановщик.

Таким образом, творчество режиссера состоит, из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки).

Замысел — это исходное представление режиссера о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. План, заявка, набросок, экспликация — вот наиболее распространенные формы фиксации замысла. Некоторые режиссеры очень развернуто расписывают на бумаге свой замысел, стараясь как можно точнее его конкретизировать. Французскому режиссеру Рене Клеру принадлежит фраза: «Мой фильм уже готов — его осталось только снять.

Другие же режиссеры, например Микельанджелло Антонионни, стараются не конкретизировать замысел до начала работы на площадке.

В реализации же замысла режиссера главенствует изобразительность, — т.е. воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности.

Однако, несмотря на все значение подготовительной работы, замысла, все же основной момент творчества режиссера приходится на работу на площадке (репетиционный период в театре, съемочный период в кино и на ТV).

И как бы ни подготовился режиссер к работе, на этом этапе его творчество всегда носит импровизационный характер.

Импровизация — это творческий сиюминутный акт создания художественного произведения, фантазия на заданную тему. Именно в процессе импровизации наиболее отчетливо проявляются черты творческой индивидуальности режиссера.

От режиссера требуется творческая индивидуальность, неповторимое своеобразие личности, придающее уникальный характер результатам его творчества. Объем и достоинство созданного режиссером, или того, что он способен создать определяется тем, что он представляет собой, как индивидуальность. Режиссура — по самой своей природе созидательно-творческая, авторская, «драматургическая» деятельность.

Только творческая индивидуальность в искусстве обладает интуицией способностью непосредственно усмотреть скрытый целостный смысл в явлениях действительности, этим «»бессознательным, инстинктивно-образным принципом и стимулом творчества». (Бергсон).

Только индивидуальность в искусстве способна создать свою художественную концепцию — образную интерпретацию жизни, ее проблем. Концепция объемлет как все творчество режиссера, так и каждое его отдельное произведение, заключает в себе некую смысловую его доминанту. Для реализации своего замысла режиссер пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, т. е. системой исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи изобразительно-выразительные средства образуют художественную форму произведения искусства, воплощающую его содержание. В качестве элементов художественной формы изобразительно-выразительные средства имеют технико-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла.

Богатство и образность изобразительно-выразительных средств показатель художественности произведения искусства. Как правило, чем сложнее концепция произведения, тем более изощренные изобразительно-выразительные средства использует режиссер. Вершины сложности они достигают в так называемом интеллектуальном, элитарном искусстве.

Интеллектуализм в искусстве режиссуры — это особый тип, манера, форма, концептуально-философский склад художественного мышления, в котором мир предстает, как драма идей, персонажи которого олицетворяют и своими действиями передают, (разыгрывают в лицах) мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции. Интеллектуализм в искусстве обычно связан с использованием, так называемой, параболической мысли, включением в произведение притчи или иных вставных элементов, которые казалось бы, далеки от обсуждаемых в нем проблем. Однако, отход от этих проблем происходит не по прямой, а по параболе, которая как бы вновь возвращает отошедшую в сторону мысль к проблеме. Таким образом, философичность становится не только содержанием, но и структурой художественного произведения, изменяя сам его тип: спектакль-концепция, балет-концепция, фильм-концепция. Произведение становится носителем художественной информации.

Художественная информация раскрывает специфику художественного сообщения, которая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных художественных образов.

Нередко объединяя различную художественную информацию в единое целое, режиссер использует метод коллажа, то есть включения с помощью монтажа, в произведение искусства разнородных объектов или тем, для усиления общего идейно-эстетического воздействия. К этому методу обращались Бертольд Брехт и Евгений Вахтангов, Юрий Любимов и Эрвин Пискатор, Федерико Феллини и Андрей Тарковский.

Коллаж есть организация изобразительно-выразительных средств по параболическому принципу, и является структурной основой интеллектуализма в режиссуре, обеспечивающей многочисленные смысловые параллели и контрасты. Он оперирует всевозможными сближениями, аналогиями, вариациями, повторами, играющими подчас роль лейтмотивов. Монтируя эпизоды, кадры, мизансцены, реплики режиссер создает зримый интеллектуальный коллаж, несущий в себе художественно-образную информацию. Монтаж, организация материала, это и есть труд режиссера, его способ существования в искусстве.

Режиссер как создатель ролей осуществляет свою творческую волю не в собственных, им самим создаваемых материально-изобразительных средствах, а через творчество актера, сливая свою художественную инициативу с его волей, воплощая свое намерение — в его словесно-физических действиях. Режиссер выступает в качестве катализатора актерского искусства, узурпируя права актера, чтобы воспользоваться ими в интересах целостности постановки.

Таким образом, основным материалом творчества режиссера, является Актер, выражающий через свой психофизический аппарат замысел режиссера. Актер находится в самом центре сценических событий. Он — живая связь между текстом автора, сценическим решением режиссера и восприятием зрителя. Используя различный материал, включая разнородные элементы постановки, режиссер образует тот «лабиринт сцеплений», который, по словам Льва Толстого, и заключает в себе сущность искусства. Трехмерные сценические конструкции, звук и, главное, движения и позы актера, сплетаясь волею режиссера воедино, порождают принципиально новое художественное явление.

Создавая мизансцены и ими, оперируя, режиссура обретает специфический для нее эстетический предмет, который находится вне компетенции иных форм искусства. Это наглядно запечатленные фрагменты пространства с их постоянными изменениями во времени.

Весь комплекс художественно-выразительных средств позволяет режиссеру реализовать в постановке свои фантазии, свой художественный вымысел. Художественный вымысел, есть такой вид действия, в котором фигурируют персонажи и события, существующие первоначально лишь в воображении авторов постановки, а затем уже в воображении зрителя. Действие, относящееся к художественному вымыслу, является «несерьезным» действием, не накладывающим на авторов постановки (режиссера и драматурга) никаких обязательств.

Постановка есть реализованный в пространстве и времени художественный вымысел, поскольку всецело рождена фантазией авторов. В ней художественный вымысел осуществляется, по крайней мере, двумя «притворщиками»: режиссером и актерами.

Работа с актером, одна из ключевых проблем режиссуры. Существует три типа взаимоотношений актера и режиссера. Первый — идеальный, встречающийся довольно редко: полное творческое совпадение, совместное творчество и поиск истины. Второй — режиссер и актер пробиваются друг к другу, словно шахтеры, роющие туннель с двух сторон. И третий, самый огорчительный — полное несовпадение взглядов и желаний, когда режиссер просто навязывает рисунок роли сопротивляющемуся актеру.

Человеческое восприятие пространственных изображений всегда осуществляется во времени, оно всегда дискретно (прерывно).

Режиссер облегчает это восприятие, обозначая в своей постановке временные границы, в соответствии с которыми наше восприятие членится на отдельные ритмические такты. В творчестве режиссера время не только объект изображения, но и средство выразительности.

Вот как выглядит структура времени в пространственно-временных искусствах:

·эмпирическое время — время в той реальности, которая служит материалом для произведения;

·сюжетное время — организация фабулы во времени;

·зрительское время — учитывает длительность восприятия.

Другим существенным компонентом в работе режиссера является решение пространственных задач. Структура пространства в зрелищных искусствах делится на три компонента:

) Пространство, в котором расположены объекты;

) Пространство, где находятся зрители;

) Плоскость сцены (экрана) отражающая первое и предполагающая второе.

Принцип строения пространства тот же, что и принцип, реализуемый в структуре времени, так как обе категории — пространство и время, тесно связанны между собой. Однако между ними существуют и серьезные структурные и функциональные различия. Более того, имеются существенные различия в художественной выразительности пространства в объемной режиссуре (драматический театр, балет, опера, эстрада, цирк) и плоскостной (кинематограф, телевидение, театр кукол).

Художественная выразительность пространства объемных искусств заложена в слиянии пространства места действия, сценического пространства и зрительного зала, при непременной свободе в выборе угла зрения со стороны зрителя.

.2Режиссура в туризме

Туризм как способ организации свободного времени граждан приобретает в последнее время большую популярность. Этому способствует интенсификация труда, требующая эффективного воспроизводства затраченных на производстве психических и физических сил человека, увеличение количества свободного времени и отношение к нему как к ценности. Вместе с тем наблюдается рост культурных и познавательных запросов.

Режиссура в туризме является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей и за быстрые темпы в развитии она признана феноменом столетия.

Сегодня создание устойчивого развития режиссуры в туризме возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного человека в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития бизнеса.

Режиссура в туризме — это деятельность по разработке и представлению культурно — досуговых программ.

Режиссерское искусство в туризме заключается в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в ней людей.

Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований, расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

Говоря о режиссуре в туризме нельзя не вспомнить глубокое и плодотворное учение В.И. Немировича-Данченко о «трех правдах»: правде жизненной, правде социальной и правде театральной. Эти три правды тесно связаны друг с другом и в своем единстве, взаимодействии и взаимопроникновении призваны, по учению.

Каким бы ни был жанр простым или сложным, режиссер обязан реализовать в спектакле все ее жанровые особенности. А для этого он сам должен глубоко и искренне пережить все отношения, все чувства автора к предмету изображения: его любовь и ненависть, его боль и презрение, его восторг и нежность, его гнев и негодование, его насмешку и печаль.

Только глубоко и страстно переживаемое режиссером отношение способно обеспечить остроту, яркость и выразительность формы. Равнодушное отношение к жизни рождает или бледную, жалкую натуралистическую форму внешнего подражания жизни.

Включение методов и форм режиссуры в сферу туризма может осуществляться на основе моделирования досуговых программ. Моделирование (по В.С. Садовской) есть процесс систематизации способов, приемов и средств, с целью создания новых оригинальных условий включения личности в творческую деятельность. Таким образом, моделирование досуговых программ позволяет обогатить содержание туристского досуга, усилить его развивающие функции. Происходит трансформация туризма как «активной целенаправленной потребительской деятельности» в деятельность творческую.

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Выводы по второй главе

Режиссура в современном понимании — как личностное творчество, стала интенсивно формироваться в европейском театре лишь в 15-16 веках. Важную роль в этом отношении сыграло возникновение сценической коробки перенесение театральных представлений с уличных, площадных, ярмарочных подмостков в закрытое помещение дворца, а затем — в специально построенные здания. Стал тщательно разрабатываться зримый фон представлений, что вызвало к жизни знаменательную для европейского театра 17-19 веков фигуру художника-декоратора, в той или иной мере выполнявшего функцию режиссера-постановщика.

Совершенствование культурно-досуговых программ во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно — досуговых программ. Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной. Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований, расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

Заключение

Культурно-досуговая программа — форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.

Развитие культурно-досуговых программ всегда было неразрывно связано с развитием общества. Каждая историческая эпоха приносила свои новые требования, формы, построения в культурно-досуговых программ. Современная теория и практика обобщает в себе весь накопленный ранее опыт и анализ сегодняшнего состояния. Культурно-досуговые программы имеют тысячелетнюю историю своего развития. Массовые празднества Древней Эллады, средневековые мистерии, карнавалы, театрализованные шествия, празднества французской революции, русские народные гуляния — все это огромный опыт, который и теперь используется в современных массовых формах культурно-досуговых программ.

Богатство направлений культурно-досуговых программ, разнообразие содержания, использования выразительных средств дает неограниченные возможности специалистам социокультурной сферы. В современных условиях огромное значение для их деятельности является синтез знаний, профессионального мастерства, авторских концепций и социальных заказов общества.

Режиссура — искусство авторское. Режиссерское искусство заключается в творческой организации элементов спектакля, тех, которые создают художественный образ, воздействуют на зрителя, вызывают переживания, оставляют впечатления.

Работа режиссера очень сложна, любая неудача может отразиться на большом количестве людей, поэтому необходим фундамент для повседневной творческой работы. Необходимо говорить о профессионализме режиссера, о подготовке квалифицированных кадров.

Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных видов искусств, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет и развивать тему, тем самым влияя на культурную преемственность, являются сутью работы режиссера, которая в основе своей имеет педагогические функции: развивающую, образовательную и воспитательную.

Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов культурно-досуговых программ с целью создания единого, гармонически целостного досуга. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла и осуществляя руководство творческой деятельностью всех участвующих в коллективной. Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований, расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

Сегодня создание устойчивого развития режиссуры в туризме возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного человека в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития бизнеса.

Благодаря режиссуре культурно-досуговые программы в целом приобретает стилистическое единство и общую идейную целеустремленность. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований, расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства.

досуг конкурсный игра режиссура

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/muzyikalnoe-oformlenie-kulturno-dosugovyih-programm/

1.Аверинцев, С.С. Проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества / С.С. Аверинцев испр. — М.: Высшая школа, 2010. — 243 с.

2.Быстрова, А. Н. Возможности российского досуга / А.Н. Быстрова — М.: Высшая школа, 2009. — 324 с.

.Виппер, Б.Р. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / Б.Р. Виппер — М.: Высшая школа, 2010. — 157 с.

.Грибунина, Н.Г, Основы социально-культурной деятельности / Н.Г. Грибунина — М.: Высшая школа, 2008. — 87 с.

.Гулиев, H.A. Введение в специальность/ Е.В. Кулагина. Омск: ОГИС, 2002. — 199 с.

.Дмитриева, А.А. Досуг/ Очерки — М.: 1999. — 89 с.

.Дмитриева, Н.А. Свободное время и культура досуга / Н.А. Дмитриева- М.: 2009. — 78 с.

.Квартальнов, В.А. Туризм/ В.А. Квартальнов — М.: Финансы и статистика, 2007 — 335 с.

.Киреева, Е.В. О типологии досуговых программ. Европ: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Е.В. Киреева — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2010. — 174 с.

.Кузищин, В.И. Подходы к классификации интеллектуальных игр: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. И. Кузищин,- 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр Академия, 2009. — 480 с.

.Неклюдова, Т.П. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.П. Неклюдова — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр Академия, 2009. — 336 с.

.Новосад, Н.Г. Сюжетно-ролевая игра как программа деятельности коллектива: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Г. Новосад — Средне — Уральское книжное изд.: испр. — СПб.: Издательский центр Академия, 2009. — 330 с.

.Плаксина, Э.Б. Подходы к разработке досуговых программ. Стили и направления: учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования/ Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов — 3-е изд, — М.: Издательский центр Академия, 2008. — 224 с.

.Поликарпов, В.С. Индустрия развлечений/ В.С. Поликарпов — М.: Издательский центр Академия., 2010. — 150 с.

.Сидоренко, В.И. Возможности российского досуга: серия Среднее профессиональное образование/ В.И. Сидоренко — М.: Издательский центр Академия, 2008. — 228 с.