Сегодня многие педагоги уже осознают, что цель внеурочной деятельности — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Ученые и методисты (К. Б. Бархин, А. И. Воскресенская, П. О. Афанасьев, С. И. Абакумов, Е. Е. Соловьева) считали: «Что основная задача учителя младших классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания».
Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого–педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...
... способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы, Предмет дипломной работы ... музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных ... у середніх школах України"), О.А. Апраксина ("Методика музыкального воспитания в школе"), О.Я. Ростовский ...
Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.
В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.
Творческая деятельность, по мнению Л. С. Выготского, такая деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке.
Цель — изучить пути развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности.
Объект исследования — процесс развития творческих способностей младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Предмет исследования — формы организации внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику развития творческого потенциала ребёнка.
3. Дать характеристику внеурочным видам деятельности.
4. Проанализировать формы организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
5. Изучить художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы.
Структура курсовой работы включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы.
§1. Понятие «Творческие способности младших школьников»
Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка [7, с.71].
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество — это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности. А детское творчество — это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя так, как дома, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости — все это в совокупности и составляют творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача педагога — выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности [1, с. 65].
Исследования на Международной
... исследования: нестандартные математические задачи являются достаточно эффективным средством развития творческого мышления младших школьников при соблюдении следующих условий: такие задачи предлагаются учащимся систематически как в урочной, так и внеурочной деятельности; ... Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников при решении нестандартных ...
Развить способности — это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий.
Творчество несёт человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившие крылатое обозначение — муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания, что мысль нe пошла в слова, как говорит Достоевский [7, с. 33].
Творческая деятельность — специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Главная составляющая творческой деятельности — умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные ощущения и предпочтения [1, с. 71]
Творческая деятельность — это такая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией [8, с. 237] .
Воображение — есть импульс к творчеству. Творческая деятельность включает в себя следующее:
1. Изобразительное искусство.
2. Декоративно-прикладное искусство.
3. Вышивка, мягкая игрушка.
4. Дизайн, конструирование, моделирование.
Группа искусств, основанных на воспроизведение конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике, получила название изобразительных. К ним относятся — скульптура, живопись, графика. Видимое сходство, подобие образа и реальности — характерная черта этих искусств. Достигается это сходство в каждом искусстве своими особыми средствами: в скульптуре — пластикой объемных форм, в живописи — красками на плоскости, в графике — линиями, штрихом, пятном в условном, чаще всего черно-белом цвете.
Предметы, которые употребляются в жизни, и вместе с тем служат украшением, называют декоративно-прикладным. Прикладное — значит, употребляемое в жизни. Декоративное — значит, украшающее жизнь. К этому виду искусства относится:
- лепка, керамика
- различные виды аппликации, коллаж
- флористика
- игрушки, куклы
- костюмы
- народная роспись, орнамент.
Дизайн — это особая область искусства конструирования, проектирования и моделирования предметного мира, на основе практических и эстетических данных. По моим наблюдениям учащиеся больше всего любят заниматься изобразительным искусством и декоративно-прикладным творчеством, а именно, аппликацией и коллажем из различных материалов, а также мастерить что-либо из подручных материалов [1, с. 71].
Аппликация — от латинского слова «applicacio» — прикладывание, широко распространяемая техника декоративно-прикладного искусства. Это разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломки, предметы декора, природный материал нашивают или приклеивают на материал другого цвета, фактуры или выделки. Необычайно интересны получаются детские аппликации, используемые в народном костюме и декоративных украшениях, а также при изготовлении поделок из кожи, различных панно, декоративных ковриков, выполненных из разноцветных лоскутков ткани и меха, наклеенных на суровое полотно, аппликации из птичьих перьев, яичной скорлупы, карандашных стружек и ватных, газетных комочков, разнообразные композиции из бумаги, выполненные различными способами.
Творческая работа
... предполагает формирование умений и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа - это персональное исследование по сегодняшним проблемам, на его основе делается вывод ... людей! Ты не можешь остаться таким же, каким был, после творческого акта. В период творчества ты становишься новым. Не каждый способен быть музыкантом, поэтом, ...
Способы выполнения аппликации также очень разнообразны: обрывная, коллажная, объемная, смешанная.
Такое множество разнообразных оригинальных способов творческой деятельности необычайно развивает ребенка, у него развивается фантазия творческое воображение, появляется эстетический вкус, что важно не только в искусстве, но и повседневной жизни. Разнообразные технологические приемы служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
Большую роль в развитии креативных способностей занимают занятия по моделированию и конструированию. Это первые попытки знакомства с дизайном. Здесь развиваются пространственное и логическое мышление, художественное видение, композиционное чувство. Ребенок применяет приобретенные практические навыки, умения и вкус для того, чтобы сделать что-то своими руками, проявить свою изобретательность, находчивость, смекалку. А, делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению [1, с. 72].
Таким образом, под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе ее выполнять преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.
§2. Педагогические теории о развитии творческих способностей младших школьников
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В процессе рисования, лепки, аппликации учащийся испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается [2, c.62].
В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Недаром еще Аристотель подчеркивал, что занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка. Об этом же писали такие выдающиеся педагоги прошлого, как Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие отечественные педагоги. Занятия рисованием и другими художественными деятельностями создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, и важно помочь детям осуществлять такое общение [25, c.62].
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый школьник может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.
Изучение тестопластики для развития художественного творчества ...
... развития художественного творчества Осуществляя комплексный подход к проблеме развития творческих способностей посредством тестопластики, мною разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников. При организации занятий по тестопластике ... рук. При создании продуктов творчества у детей формируется умение планировать работу ...
Свое понимание творчества, известный исследователь А. Лилов, выразил так: «…творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты творчества таковы:
- творчество есть общественное явление,
— его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и, особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью» [19, c.91].
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, учащийся младшего школьного возраста создает субъективно новое, новое для себя. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет. Но субъективная ценность его значительна.
Изобразительная деятельность детей как прообраз взрослой деятельности заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Известно, что этот опыт осуществил и материализован в орудиях и продуктах деятельности, а также в способах деятельности, выработанных общественно-исторической практикой. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый является носителем этого опыта и его передатчиком. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Вместе с тем и сама изобразительная деятельность, как типично детская, включающая рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию ребенка.
Известный советский педагог В.Н. Шацкая, говоря о детском творчестве и его значении для формирования личности ребенка, подчеркивала: «Мы детское художественное творчество рассматриваем в условиях общего эстетического воспитания скорее как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как создание объективных художественных ценностей» [28, с 8].
Известный исследователь детского творчества Е.А. Флерина писала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [26, с.181].
Волков Н.Н., характеризуя изобразительное творчество школьников, писал: «Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью).
Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...
... свои исследовательские и проектные работы на городских конкурсах научно-технического творчества молодежи, научно-практических конференциях и выставках декоративно-прикладного искусства. Мы считаем, что такого же распространения должна получить проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка, поскольку ...
Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими» [17, с.70].
Включая в содержание образования наряду со знаниями и умениями опыт творческой деятельности, И.Я. Лернер определяет такие черты творческой деятельности:
1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
2) видение новой функции предмета (объекта);
3) видение проблемы в стандартной ситуации;
4) видение структуры объекта;
5) способность к альтернативным решениям;
6) комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям. Создавая изображение, ребенок осмысливает качества изображаемого, запоминает характерные особенности и детали разных предметов и связанные с их передачей действия, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации [18, с.56].
Обратимся к работе Б.М. Теплова: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение» [26, с.148].
Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа, по мнению ученого, не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти, же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности.
Таким образом, возникает большая педагогическая проблема — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять» [26, с.148].
В процессе рисования, лепки ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь).
В работе над изображением ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создается изображение по заданию педагога, определяя композицию (расположение изображений на листе бумаги), цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.
Воображение и инженерное творчество
... позицию, связанную с научным и инженерным творчеством в деятельности. Существует много подходов к описанию процесса творчества. В одних описывается деятельность выдающихся ученых, педагогов, мыслителей, предпринимателей, ... как-то интуитивно и подменяется другими понятиями. Ряд работ посвящен анализу творческой деятельности, психологии творчества, влиянию человеческого фактора на принятие решений, но ...
Итак, анализ положений о детском творчестве известных ученых Г. В. Лабунской, B. C. Кузина, П. П. Пидкасистого, И. Я. Лернера, Н. П. Сакулиной, Б. М. Теплова, Е. А. Флериной и многолетние исследования проблем детского художественного творчества позволили нам сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что наработано учеными в области творчества, мы будем понимать под художественным творчеством детей дошкольного возраста создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации («для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
Из предполагаемого нами понимания художественного творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.
Для школьника творческое начало в создании изображения может проявляться в изменении величины предметов, изображаемых им. Например, дети лепят яблоки, и если кто-то из них, слепив яблоко, затем изображает яблоко поменьше или по больше, то для него это будет творческим решением. Проявлением творчества детей этого возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями: например, к выполненному яблоку малыш прикрепляет палочку (черешок), к шарику — веревочку и т.д. Творческий подход к изображению может выразиться в изменении цвета: например, нарисовав красное яблоко, ребенок (по своей инициативе) рядом рисует желтое или зеленое.
Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. Например, по заданию педагога рисуют птицу, кто какую захочет. Закончив изображение, мальчик из раскрытого клюва выводит тонкие волнистые линии: «Птичка поет, — объясняет он, — это ее голосок». И здесь мы видим проявление воображения и творчества. По мере овладения изобразительной деятельностью усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. Они с огромным удовольствием передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое.
Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ...
... музыкальная деятельность, методы музыкального воспитания; изучить виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; выявить формы организации музыкальной деятельности; разобрать методы обучения восприятию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Объект исследования - музыкальная деятельность детей дошкольного возраста. Предмет - использование различных методов обучения в ...
Положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей — важный стимул развития детского творчества. Поэтому необходимо отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать в группе детского сада, в зале, вестибюле выставки творчества, широко использовать их в оформлении детского учреждения.
Творческая деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.
Отсюда видно, что творчество является важнейшим инструментом интеллектуальной деятельности человека и средством познания детей. Поэтому и возникает необходимость стимулировать и развивать творчество младших школьников.
Развивая творческие способности младшего школьника, педагоги тем самым развивают личность ребенка, т.е. личность, умеющую легко разрешать жизненные задачи, получающую удовольствие от своей жизнедеятельности усвоение знаний [5, с.52].
§3. Формы и методы развития творческих способностей в процессе внеклассной деятельности
В педагогических словарях и энциклопедиях, специальных работах ученых 20-70-х годов чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха [12, с.148].
Внеурочная работа — это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.
В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., вместо внеклассной работы вводится понятие «внеурочная работа». Ее основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодежи в неформальном общении [23, с.387].
Совершенно очевидно, что в течение нескольких десятилетий произошла не просто смена используемых педагогами терминов. Изменилось их содержание. Если прежде внеклассная работа имела обязательную идеологическую направленность и велась преимущественно узким кругом учащихся при выполнении остальными роли пассивных участников и исполнителей, то во второй половине 80-х годов начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на личность ребенка и развитие его творческой активности.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для реализации потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Внеурочная работа, конечно, включает в себя и занятия в различных кружках, секциях, клубах. Однако кружковая работа в данном случае является не столько содержательной характеристикой, сколько временной. Имеется в виду, что классные руководители, вожатые, воспитатели, которые организуют внеурочную работу, должны выявлять интересы учащихся своего класса и направлять их для реализации в системе дополнительного образования [13, с.119].
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
... Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся уже в курсе новой образовательной области «технология» остается ... выполняться работа. Серьезной ошибкой являются скоропалительные, без серьезной про верки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на таком лишь основании, что ребенок ...
По сути дела, внеурочная работа предполагает, прежде всего, работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели. Реже организуются дела и праздники, охватывающие учащихся нескольких классов (5-7, 8-9, 10-11 классов).
Внеурочная работа имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, социально значимые дела` трудовые акции).
Внеурочная работа — хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между одноклассниками, между учащимися и классным руководителем, между разными группами в классе. Это возможность создать ученический коллектив и органы самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания [13, с.120].
Условием становления внеурочной работы как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ, удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести [13, с.99].:
1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности.
2. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования.
3. Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами.
4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения.
5. Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
Реализация индивидуальных образовательных потребностей дает возможность осуществить социально значимые цели развития личности.
Обучение детей во внеурочное время позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует ограниченность школьного образования путем эстетических, художественно-творческих запросов.
Таким образом, обучение детей во внеурочное время является необходимым компонентом современного образования. И есть основание полагать, что для некоторых детей оно является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.
Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе образования — кружок. Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем — как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внеурочной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний: приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.
В организационной структуре учреждения образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.
Кружок — это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных группах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби) [26, с.254].
Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени — от личных качеств и профессиональной квалификации педагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.
Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.
Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.
Деятельность кружков подразделяют на следующие направления:
- техническое;
- эколого-биологическое;
- туристско-краеведческое;
- профориентационное;
- спортивное направление;
- художественное.
Художественное направление ориентировано на развитие общей и эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей в избранных видах искусств.
В современной практике внеурочной работы закрепилось несколько наиболее широко представленных программ: программы музыкального творчества, программы театрального творчества, хореографического творчества, программы изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Программы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству включают в себя занятия по художественно-творческой деятельности таких как: аппликация, работа с бисером, вышивка, изонить, вышивка бисером, работа с бросовыми и нестандартными материалами и др.
Педагогическая работа по развитию художественно-творческой деятельности младших школьников во внеурочное время требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в кружке, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия — это подготовка необходимого для данной работы оборудования, с набором удобной мебели и их соответствующее оформление. Это подготовка набора качественных инструментов, материалов (различных тканей, бисера, ниток и др.), живописных произведений, магнитофонов и проигрывателей с набором записей соответствующих музыкальных произведений. Но одних материальных условий недостаточно, требуется еще атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства — закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным.
Руководитель кружка во внеурочное время формирует у детей умение и навыки обращения с простейшими инструментами для ручной обработки материалов, умения изготавливать и конструировать несложные изделия, подбирать и экономно расходовать материалы, планировать свою работу, организовывать и содержать в порядке рабочее место и инструменты.
Начиная работу с детьми, важно иметь представление об объеме знаний, полученных ими в детском саду. Дети уже имеют определенные навыки трудолюбия. Они умеют работать с бумагой, пластилином, глиной, природными материалами, а также конструировать, ухаживать
за комнатными растениями.
Выяснение знаний, умений и навыков, которыми дети владеют, помогает в дальнейшем более организовывать работу на любом уроке, а также внеурочном мероприятии. В свою очередь, стараются воспитывать у детей личную ответственность за их труд перед коллективом, стремление не только следовать в труде установившимся стандартом и шаблоном, но и вносить в него элементы творчества [10, с. 148].
§4. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса в начальной школе и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
В соответствии с ними внеурочная деятельность в начальных классах организуется по разным направлениям развития личности, одним из которых является художественно-эстетическое. Данное направление обеспечивает раскрытие и развитие способностей учащихся, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, приобщение к изобразительному искусству и народной культуре. Реализации художественно-эстетического направления способствуют разные виды деятельности, среди которых приоритетное положение занимает художественное творчество. Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда он видит красоту и разнообразие окружающего его мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее своими руками. При этом ребенок не только приобретает трудовые навыки, учится конструировать из разных материалов, но и развивает наблюдательность, воображение и, самое главное, творческий взгляд на привычные предметы. Дети всегда творят с радостью. После того как ребенок начнет что-нибудь создавать своими руками, он непременно начнет с любовью и заботой относиться к окружающему миру.
Для успешной реализации требований ФГОС НОО и достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начальной школы необходимо развивать творческий потенциал каждого ученика, активно включая его в художественно-творческий процесс.
В организации содержательного досуга младших школьников во внеурочное время особое внимание должно отводиться игровой деятельности. Как известно, игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает огромное воспитательное влияние на развитие ребенка и в последующие возрастные периоды. Потребность в игре – одна из важнейших и в дошкольном, в младшем школьном возрасте. В начальной школе учащиеся принимают участие в разнообразных играх: сюжетно-ролевых, играх-драматизациях, дидактических, подвижных. Взаимосвязь изобразительной и продуктивной деятельности с игрой создает личностно-значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность развития художественно-творческой активности (Е. А. Флерина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, В. С. Кузин, Н. А. Конышева и др.).
В связи с этим одним из направлений работы учителя с младшими школьниками во внеурочной деятельности является художественное развитие младших школьников на основе игровой мотивации [17, с. 86].
Опыт показывает, что эффективной формой организации совместной творческой деятельности педагогов с детьми является театрально-игровая деятельность. Театрализация доставляет учащимся немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале замечательные средства: сочинительство, изготовленные своими руками интересные персонажи, красочное художественное оформление, музыка и т.д.
Персонажей для театра игрушек младшие школьники изготавливают самостоятельно из равных материалов, используя при этом разнообразные технологии. Создание каждой игрушки – это серьезная творческая работа, ведь сначала надо придумать, как будет выглядеть персонаж, какой характер будет иметь.
Интересные игрушки – персонажи для театра можно выполнить из плотной бумаги или картона на основе конуса и цилиндра. Это могут быть забавные зверушки, фигурки людей и сказочные герои. Технология изготовления таких игрушек проста: к основе – конусу или цилиндру (туловищу) – приклеиваются остальные детали (голова, руки, предметы одежды или лапы и хвост).
В качестве основы для создания таких игрушек можно использовать и различные предметы, например, небольшую банку, коробку, флакон. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные пропорции фигурок, отсутствие у них ног, рук. Отделку игрушки можно выполнить способом аппликации, применяя цветную бумагу, или раскрасить красками – акварелью или и гуашью.
Не все знают, что пластилином можно рисовать почти так же, как красками. Его наносят на лист картона или фанеры сочными мазками или прикрепляют на основу отдельными разноцветными кусочками. Такая рельефная картина может украсить интерьер помещения, класса, а также может использоваться как декорация к игрушечному спектаклю.
В театрально-игровой деятельности активно применяются разные куклы. Дети – самые вдохновенные творцы кукол. Через кукольный мир они входят в жизнь полноправный членами общества. Полки современных магазинов радуют взор разнообразием кукол. Но самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.
Куклу можно сделать из лоскутков ткани. Простоватые на первый взгляд, очень разные по форме и декоративному исполнению, такие куклы не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления. Тряпичные куклы являются простейшим изображением женской фигуры. Более доступна для младших школьников технология изготовления куклы на ложке. Ложка – одно из средств создания предметов для игры. На основе обычной неокрашенной ложки любой младший школьник может сделать для себя куклу. Фантазия, воображение и личные предпочтения по «одеванию» куклы позволяет сделать ее такой, какой хочется. Изготовленную своими руками куклу можно использовать не только в театрально-игровой деятельности, но и в ролевых играх, например, в «дочки-матери» [17, с. 87].
В театрально-игровой деятельности можно использовать фигурки, созданные по мотивам дымковских и филимоновских народных игрушек. Это могут быть фигурки животных, птиц, человека. Вылепленные из глины игрушки расписывают разнообразными узорами, присущими определенному виду народного промысла. Игрушки получаются яркие, нарядные, веселые. К созданным своими руками игрушкам-персонажам младшие школьники относятся по-особому, как к живым.
Работа по изготовлению народной игрушки может начаться с такого приглашения учащихся на ярмарку:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли, тары-бары,
Всяки разные товары …
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите…
Знакомство учащихся с народным фольклором усиливает эффективность работы по их «вживанию в образ». При создании народных игрушек младшие школьники знакомятся с древними обрядами, легендами. Изучение истории, особенностей народных художественных промыслов России, технологии изготовления народных игрушек дают возможность познакомиться учащихся с некоторыми сторонами культуры русского народа, с народным творчеством.
Возрождение национального духа, возвращение к духовным ценностям русской национальной культуры становятся отличительной особенностью осуществляющейся сегодня модернизации образования.
Для развития художественного творчества младших школьников можно рекомендовать также конструирование из бумаги в технике оригами, квилинг, изонить, изготовление поделок из простых вещей и материалов, дизайн современной одежды. Главное, чтобы каждый ученик получил возможность для проявления своих способностей и их развития.
Как использовать развивающий потенциал театрализованный игры? Игрушками, выполненными из разных материалов, учащиеся заселяют некую сказочную страну. Как заставить население этой страны ожить? С этой целью используется методика «Оживи сказку» (Т. Г. Казакова, И. А. Лыков), в основе которой – идея «живого образа» (Н. П. Сакулина).
Эта методика предлагает вводить сказочные образы на занятиях по лепке и в ходе занятий художественным трудом, конструированием. Созданные руками учащихся куклы и декорации используются в организованной педагогом театрализованной деятельности или самостоятельной деятельности детей. Вначале учащиеся могут «оживлять» их на материале произведений устного народного творчества (потешек, песенок, детских литературных произведений).
В дальнейшем в театрализованной деятельности можно использовать собственные сценарии.
Художественное творчество позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого школьника. Эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда учащиеся почувствуют радость от процесса коллективного и самостоятельного творчества, потребность творить. Успех этой работы во многом определяется профессионализмом учителя. Важную роль в ней играет не только накопленный педагогом практический опыт в области художественного творчества, но и его желание и умение обучать этому своих воспитанников [17, с. 88].
В подготовке будущих педагогов к организации внеурочной деятельности младших школьников мы большое внимание уделяем творчески методам обучения, одним из которых является метод проектов. Реализация данного метода находит отражение в творческих проектах студентов, таких, как «Дымковская слобода», «Филимоново», «Цирковое представление дымковских игрушек», «Путешествие в сказочный лес» (баночный лес), «Чудо-дерево» (пластилиновая картина).
По разным видам художественно-творческой деятельности проводятся интересные мастер-классы. Так, группа студентов педагогического факультета вместе с преподавателем проводила мастер-класс для участников организованного Центром дошкольного образования Московской области круглого стола на тему «Организация театрализованной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста во внеурочной и самостоятельной деятельности», показав при этом хороший уровень профессиональной подготовки.
Заключение
Изучение и анализ литературы показал, что проблему формирования и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста изучали многие. В отечественной психологии развиваются направления, ведущие преимущественно исследование процессов творческого мышления, как решения творческих проблем.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы четко указывает на пристальное внимание ученых, методистов и учителей к проблеме детского творчества, развития потенциала школьников, который все чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме. Творчество ребенка превращается в непременный фактор социализации. В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания образования – личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2) В результате анализа практического опыта педагогов – практиков, научно-методической литературы можно сделать выводы, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников.
Под творчеством понимается создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).
С одной стороны, эти знания довольно специфически (т.е. относятся к области художественного конструирования), но, с другой стороны, они универсальны и способны сформировать у детей мировоззренческие установки относительно места человека и создаваемой им среды в системе мироздания. Особенно важно, что мы имеем возможность наблюдать, как эти две стороны неразрывно связаны между собой: наиболее совершенные конструкции являются и наиболее красивыми. Творчество детей активизирует процесс обучения. При этом развивается инициатива, самостоятельность и активность побуждает осваивать знания, умения, навыки. Развивается способность к самообучению и саморазвитию. Для развития творческих способностей необходимо не только создавать условия в процессе учебной деятельности, но и внеурочной. Так как для проявления творческих способностей необходимы условия: отсутствие рамок и оценок; свобода в мыслях и действиях и т.д. Разный уровень развития детей приводит к различным результатам, но важно отметить, что даже маленькие дети способны почувствовать выразительность, образность художественных средств – цвета, формы, звука. Поэтому нам следует уделить внимание большой педагогической проблеме – поиску таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять».
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy/
-
Александрова Л. М., Берзина Р. Ф., Гайсина Р. С., Петрова Т. И., Синдикова Г. М. авт. — сост., Методические разработки по организации художественно – эстетического воспитания младших школьников в условиях внеурочной деятельности: Методические рекомендации для студентов, обучающих по направлению «Педагогическое образование», профиль подготовки «Начальное образование»/ — Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. — 116 с.
-
Алексеева В. В. Изобразительное искусство и школа. — М.: Советский художник, 1968 — 286 с.
-
Богатеева З. А. Чудесные поделки. — М.: Сталкер, 1992. — 208 с.
-
Боголюбова Н. С. Форматирование творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода. — М.: Галактика, 1993. — 208 с.
-
Венгер. Л. А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).
— М. «Просвещение», 1969. — С. 3 — 284.
-
Волков Н. Н. Восприятие картины. — М.: «Просвещение», 1976. — 105 с.
-
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
-
Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с.
-
Голованова И. Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы с различными материалами. Автореф. канд. дисс. — М., 1995 – С. 3 -16.
-
Григорьева Г. Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности – М.: Академия, 2000. – 342 с.
-
Гросуп Н.В. Художественный замысел в системе знаний с детьми изобразительной деятельностью. Автореф. канд. дисс. — М., 1992. – С. 12- 16.
-
Дополнительное образование детей. / Под ред. О. Е. Лебедева. — М.: Владос, 2000. — 290 с.
-
Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. — М.: Владос, 2002. — 269 с.
-
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.: Мнемозина, 1995. -106 с.
-
Конышева Н. В. Чудесная мастерская: Учебники для учащихся начальной школы. — 4-е изд. — М.: Издательство «Ассоциация XXI век», 2001.
-
Кравцева И. Ю. Художественное творчество учащихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. — 2014. — № 1. — С. 85 – 89.
-
Леонтьев А. Н. Деятельность. — М.: Изд-во МГУ, 1964. — 224 с.
-
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Издательство: Педагогика, 1981. — 136 с.
-
Лилов А. Природа художественного творчества.- М.: Искусство, 1981. — 478 с.
-
Молчева А. В. Развитие декоративного творчества у детей с 2 до 7 лет (на материале народного искусства республики Башкортостан).
Автореф. канд. дисс. — М., 1995. С. 12 — 18.
-
Мухина В. С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. докт. дисс. – М., 1972. — 121 с.
-
Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика , 1981. — 223 с.
-
Педагогическая энциклопедия. — М.: Издательство: Большая Российская энциклопедия 1993. — 607 с.
-
Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. — М.: Издательство «Педагогика», 1977. — 272 с.
-
Развитие творческой активности школьника. / Под ред. А. М. Матюшкина; Научн. — наслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР — М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
-
Теплов Б. М. Психологические вопросы худ. Воспитания // Известия. АПН РСФСР М., 1947.
-
Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: АПН РСФСР, 1961. – 334с.
-
Шацкая В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». – М.: Советская педагогика, — 1976. – 168 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие творческих способностей младших школьников
Слова выдающегося педагога наших дней В. А. Сухомлинского о том, что очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружавший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью, стали девизом в работе учителей начальной школы № 300 Санкт – Петербурга с момента ее основания в 1991 г. Эту школу в обиходе называют «трехсоткой», ученики – «Школой радости», полное ее название звучит так: «Начальная школа № 300 развития индивидуальных возможностей средствами гуманитарно – эстетического образования».
В настоящее время в связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагогические коллективы школ получили большие возможности для воплощения своих творческих замыслов. В школе № 300 реализована специально – педагогическая инициатива по построению новой образовательной модели начальной школы, сориентированной на раскрытие и развитие потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста. Создавая школу, педагоги стремились, прежде всего, разрешить противоречие, существующее между традиционной системой обучения и богатейшими возможностями, которые присущи младшему школьному возрасту. Как известно, этот период жизни ребенка отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Школа № 300 – самостоятельная начальная школа, в учебном плане ее увеличен удельный вес предметов гуманитарно-эстетического цикла: музыки, изо, английского языка, истории города; созданы условия для индивидуализации обучения, открыта широкая сеть дополнительного образования. Школа обеспечивает своим воспитанникам получение основного и повышенного образовательного уровня. Здесь – все для детей, все дышит радостью: светлая окраска стен, веселые бумажные человечки, встречающие входящих, ажурная решетка лестницы, цветы в холлах и на лестничных площадках, а самое главное – множество детских рисунков. В школе две системы обучения – трехлетняя и четырехлетняя, в зависимости от возраста, уровня готовности к школе, состояния здоровья, характера, продвижения ученика в общей системе (вопрос о выборе системы решается совместно с родителями, но не обязательно раз и навсегда), два образовательных уровня: основной и повышенный (но классы « по уму» не комплектуются, в основе – внутриклассная дифферанциация), три уровня в изучении иностранного языка (в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка), по два часа музыки и изо в неделю с делением класса на подгруппы; содержание урока физкультуры отобрано с учетом половых различий школьников, занятия для мальчиков и девочек проводятся отдельно. Таким образом, в основе деятельности школы – ориентация на ученика, его возрастные и психологические особенности.
Кроме изменений в организации жизнедеятельности школьников, произошли изменения и в содержании образования. Педагоги исходили из того факта, что на современном этапе развития школы понятие содержания образования раскрывается во взаимосвязи с основными элементами социальной культуры.
Основная черта педагогов школы, которой руководит отличник народного просвещения, специалист высшей категории В. В. Колчик, — вера в ребенка, уважение его как личности, стремление помочь ему в достижении успеха. «Все дети способны» — вот принцип деятельности педагогического коллектива. Может быть, поэтому «трудные дети», направляемые в школу из других образовательных учреждений района, остаются в ней, а свои «трудные» не уходят. В школе работает большой творческий коллектив. Почти все педагоги имеют высшее педагогическое образование, а некоторые по два. Те же, кто пришел со средним специальным образованием, продолжают его в заочном отделении РГПУ имени А. И. Герцена, так как понимают: в современной школе без этого работать нельзя. Процесс повышения квалификации в школе идет непрерывно: здесь в течение ряда лет работают проблемные и творческие группы, руководят которыми как педагоги школы, так и преподаватели факультета педагогики и методики начального обучения РГПУ, методисты Центра педагогического опыта и кабинета начальных классов Санкт – Петербургского государственного университета педагогического мастерства: кандидат педагогических наук М. П. Воюшина, кандидат педагогических наук П. П. Чистякова, старший преподаватель Е. А. Гогун, В. А. Степихова, П. В. Григорян. Учителя школы принимают активное участие в исследовательской работе по отработке содержания начального образования, внедрения новых педагогических технологий.
Особое внимание педагогический коллектив уделяет созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду. Программы, по которым работает школа, подобраны с учетом этой направленности учебного процесса. Среди них программа по естествознанию (автор А. А. Плешаков ), математике ( авторы Н. Я. Виленкин, Л. Г. Петерсон), «Программа базового и углубленного обучения русскому языку во II — IV классах» Т. Г. Рамзаевой, авторские программы по музыке и изо ( авторы – творческая группа учителей школы), литературе (автор кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального обучения русскому языку РГПУ М. П. Воюшина), сориентированной на литературное развитие младших школьников и представляющей широкие возможности в удовлетворении потребностей детей в литературном творчестве. Исследования, проведенные М. П. Воюшиной в ряде школ города, показали, что к моменту обучения в начальных классах только 19% учащихся достигают высокого уровня восприятия художественного произведения, т.е. способны обобщить прочитанное, выйдя за рамки конкретной ситуации, конкретного образа, 31 % испытуемых обобщили прочитанное в пределах конкретного образа, что по данным психологов доступно уже восьмилетним детям, т.е. не продвинулись в литературном развитии под воздействием обучения, 37 % выпускников свойственна подмена обобщения пересказом прочитанного, 13 % находятся на фрагментарном уровне, т.е. не видят связи между отдельными событиями, не делают попыток обобщить прочитанное. Низкий уровень восприятия художественного произведения сказывается и на речевом развитии учащихся. Эти причины побудили учителей начальных классов школы И. Е. Евдокимову, М. И. Кузнецову, М. А. Ковалеву, Г. С. Максимову, Л. Н. Шепотенко принять участие в экспериментальной работе. Сейчас по этой программе работает вся школа.
На уроках литературы дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся «маленькими писателями», способными выражать в слове свои впечатления, переживания. Умение анализировать литературное произведение – умение творческое, учитель должен найти решение сам, здесь нет готовых рецептов. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Творческой деятельностью, — по выражению Л. С. Выготского, мы называем такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся в самом человеке.
Вот всем известное стихотворение С. Есенина «Черемуха».
- Я читал!
- Я знаю! – галдят ученики, прочитав тему на доске. Учитель предлагает послушать стихотворение еще раз:
- Может быть, мы откроем в нем сегодня что-то новое. Учитель читает, а детские губы беззвучно шепчут вместе с ним знакомые строки.
- О чем это стихотворение? Какова его тема?
- О черемухе! О весне! – раздаются ответы.
— Прочитайте третью строфу, — говорит учитель. – Что такое проталинка? Может ли цвести черемуха, когда кругом лежит снег? Значит, для поэта важна не природоведческая точность, не описание цветущей черемухи, а что-то другое. Попробуем определить тему и идею этого хорошо вам известного стихотворения.
Учитель напоминает детям, что природа в стихах Есенина живет своей особой жизнью, она обретает способность думать, мечтать, грустить и радоваться. Предлагается прочитать две первые строфы и сказать, какой характер у черемухи? (Она очень красивая, величественная. Она гордится своей красотой.)
- Как вы думаете, черемухе хочется, чтобы ее заметили, обратили внимание на ее красоту, любовались ею? (Она «завила» свои ветви, «что кудри», хочет быть еще прекраснее. Она источает аромат, привлекает к себе внимание.)
Работая над третьей строфой, дети сравнивают ее ритм с началом стихотворения.
- Чей характер передается с помощью ритма в третьей строфе? (Маленького, непоседливого, говорливого ручья. Ритм помогает представить, как вода пробирается между корней.)
При анализе последней строфы детям задается вопрос, откуда у «маленького ручья» берется «гремучая волна»? Ответ предлагается найти в четвертой строфе.
— Почему после описания маленького ручья поэт вновь обращается к рассказу о черемухе? Изменится ли что-нибудь, если изменить композицию стихотворения: сначала поместить все строфы о черемухе, а потом о ручье? Гремучая волна появилась у ручья после того, как он увидел черемуху. Ее красота придала ему силы и он «ей песенки поет», вкрадчиво, любуясь черемухой.
Так при анализе композиции стихотворения раскрываются отношения черемухи и ручья, их переживания. Последняя серия вопроса учителя направлена на то, чтобы выяснить, на кого похожа черемуха и кого напоминает ручей, почему именно ручей описывает поэт, а не реку или озеро?
Итак, ученики под руководством учителя делают вывод, что это стихотворение не только о черемухе, о весне. В нем говорится еще и о любви, двух началах в природе; женском – несущем красоту и покой, и мужском – полном движения, стремления к переменам. И пока они существуют, существует и жизнь.
На уроке дети вместе с учителем наблюдают, как «сделано» художественное произведение, знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, с композицией произведения, а затем создается и речевая ситуация, ставится речевая задача и идет поиск средств ее решения. При этом дети не копируют текст-образец, а используют аналогичные языковые средства в ходе решения собственной задачи. Так, прочитав рассказ Л. Н. Толстого «На что мыши нужны», учащиеся составляют рассказ по аналогии «На что воробьи нужны». Вот некоторые из работ учеников II класса.
На что воробьи нужны.
Никогда не думала об этом: зачем воробьи нужны? Маленькие серенькие птички, только и делают, что стаями летают да шумят сильно. Чирик да чирик. И все. А может, они на самом деле зачем-нибудь нужны? Надо подумать.
Вот летом все птицы в лесу, в поле, а воробышек – вот он, во дворе прыгает вместе с цыплятами. Воробьи всегда там, где люди. В городе все кустики проверят, нет ли где вредителя-жучка или гусеницы.
А зимой птицы на юг улетели: тихо, пусто, грустно. И вдруг слышишь: чик-чирик! Да это же воробей, старый знакомый! Дома остался, не захотел улетать от нас. Вроде бы и большая польза от них, воробьев, а посмотришь, и веселее станет вокруг.
Ольга К.
После чтения рассказов В. К. Железнякова «Рыцарь», Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» и «Багульник», В. Драгунского «Рыцари», где ученики наблюдали способы изображения персонажей, рассматривали композицию произведения, анализировали изобразительно-выразительные средства, учащиеся пишут сочинение:
Легко ли быть рыцарем?
Ребята были в бассейне. Они прыгали с вышек, плавали на спине. На мелкой части бассейна купались дети, которые не умели плавать. Вот раздался звонок, который обозначал, что плавание закончено, нужно выходить.
Мальчик Ваня вышел из воды и пошел по направлению к душу. Но вдруг выскочил взрослый парень и толкнул Ваню в воду на самую глубину. Ваня очень плохо умел плавать. Он испугался и закричал:
- Помогите!
Его друг Саша услышал крики и бросился на помощь. Он прыгнул в воду, нырнул и схватил Ваню. Саша тоже плохо плавал, но он крепко взял Ваню за руку и кое-как начал приближаться к лестнице. Ваня был сильно напуган и все еще не понимал, что с ним произошло. А Саша был очень счастлив, что помог своему товарищу и доказал самому себе, что способен на рыцарский поступок.
Андрей Б.
В течение нескольких уроков второклассники читали стихи об осени, анализировали то, как каждый из авторов относится к этому времени года, как его изображает, как показывает свое отношение к этой прекрасной поре. И вот урок развития речи.
Попробуем написать сочинение об этом, назовем его «Моя осень». У детей уже нетерпение в глазах, впечатлений много и от прочитанных стихов, и от того, что за окном летит «золотой дождь»… Блонский писал по этому поводу: «Надо приучать ребенка писать только о том, что он хорошо знает, о чем он много и глубоко думал. Нет ничего вреднее для ребенка, как давать ему темы, по которым он мало думал и о которых ему мало что есть сказать».
Моя осень.
Осень очень красивое время года. Осенний листопад похож на разноцветный дождь.
Если поставить мою собаку под разноцветный дождь, она исчезнет. Бывает такое время года, что осень называют бабьим летом. Почему? А потому, что осень бывает теплой. Значит – это старое лето. Жалко, что бабочки и другие насекомые не увидят это время года.
Осень самое мое любимое время года., Ксения П.
Занятия литературным творчеством послужили к созданию сборников творческих работ учащихся. Так в школе появились сборники сказок, рассказов, стихов. Вот названия некоторых из них: «О чем могут говорить листья», «Мой самый лучший друг», «Сокровища школьных тетрадей», «Летние путешествия и приключения», «Я так считаю …» (размышления IV «Б»), «На Большой Московской, 10». Часто эти сборники дети сам иллюстрируют под руководством учителя рисования.
Наравне с задачей формирования высокого уровня восприятия художественного произведения, развития творческих способностей эта программа успешно решает и другие задачи: формирование представлений о целостной картине мира, овладение необходимыми способами действий. Учащиеся приобретают опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Программа по литературе обеспечивает формирование полноценного навыка. В школе уже четыре года ориентируются на повышение нормы чтения – 90-120 слов в минуту на момент окончания начальной школы. Автором программы М. П. Воюшиной проведено специальное исследование по проверке уровня литературного развития детей, обучающихся по экспериментальной программе.
Работать по программе литературного образования младших школьников очень интересно как школьникам, так и учителям. Сегодня созданы все условия для ее массового внедрения (большая часть школ Центрального района уже работает по ней).
Учителя школ успешно используют в качестве дополнительного пособия в послебукварный период I класса сборник с заданиями и упражнениями для развития творчества «Путешествие в мир сказок» Е. Л. Сергеевой. Произведения, помещенные в сборнике, методический аппарат, сопровождающий тексты, соответствуют задачам уроков литературы по программе М. П. Воюшиной и представляют богатый материал для реализации взаимосвязи литературного и речевого развития. Автор предлагает творческие и речевые задания, а также задания, позволяющие побеседовать с детьми на темы по социальной адаптации. Например: с. 7 – «Составь прибаутку», с. 19 – «Пых», — Какие страшные или смешные истории случились с тобой?, с. 40 – Ю. Тувим «Письмо всем детям» — Что бы ты ответил на письмо? и т.д. В сборнике отведены страницы для создания самостоятельных авторских работ, рисунков, стихов, сказок, т.е. ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом. Ряд заданий сборника помогает в осмыслении идеи произведения (с. 23-25, 44, 45), развивает детское воображение (с. 25, 56), помогает формировать литературоведческие понятия. Задания обобщающего характера преподносятся в игровой форме (с. 30-31) – они интересны и доступны детям. Пособие – хороший помощник в организации труда учителя на уроке и представляет возможность интересной самостоятельной работы учащихся дома. Ряд школ города использует пособие в начале II класса, когда необходимо после каникул быстро восстановить навык чтения.
Особое место в реализации концепции школы, ее гуманистической направленности занимает вопрос внедрения новых педагогических технологий обучения, призванных изменить отношения между участниками педагогического процесса – учителем и учеником, в пользу большей активности и самостоятельности последнего. Наряду с общепринятыми формами (уроком) они используют педагогические мастерские (по методу ЖФЭН), где созданы условия для применения ребенком своего опыта, интуиции. Здесь педагог не сам выстраивает логику преподнесения учебного материала, навязывая тем самым ученику роль пассивного исполнителя чужой воли, а передает ее ребенку, дает возможность моделировать ситуацию, максимально приближающую учебную задачу к субъекту, решающему ее. Они позволяют развивать навыки межличностного общения, дают импульс к творческому началу учения, формируют у учащихся уверенность в себе, самоуважение, самооценку, т.е. помогают решать социально-значимые задачи. Подтверждением этого служат строки из сочинения ученика IV класса Анатолия З. «Школа, в которой я хотел бы учиться»:
«В моей будущей школе я хочу встретить умных и доброжелательных учителей, с которыми легко найти общий язык. Отношения ученика и учителя в моей школе должны быть дружескими и полными взаимного уважения. Жизнь школы должна быть построена так, чтобы ребята шли в школу с радостью».
В творческую группу этого направления, которое возглавляет большой друг школы, методист ЦПО СПб УПМ В. А. Степихова, входят как опытные учителя: И. Е. Евдокимова, Е. Н. Тимонина, Л. Б. Константинова, так и молодые: А. Л. Русакова, О. И. Зарудко, Н. А. Арсирий, О. Ю. Рябова, А. Н. Смирнова, Д. Г. Пожарицкая, Н. И. Баранов.
Творческая деятельность находит свое продолжение во внеклассной работе, которой руководит отличник народного просвещения, специалист высшей категории М. Н. Долматова. Во второй половине дня ученики школы по своему выбору могут заниматься в музыкальной студии (хор, ансамбль, фортепиано, кружок общего музыкального развития).
Для ребят, любящих спорт, работают спортивные секции: баскетбол, футбол, каратэ. Для занятий хореографией, бальными танцами, аэробикой существует прекрасный зал и мастерские для занятий техническим творчеством, изобразительной деятельностью. Пять лет работает в школе драматическая студия «Надежда». Без нее не обходится ни один праздник в школе, участники студии регулярно выезжают со своими спектаклями в Госпиталь ветеранов войны, детские дома, ежегодно приглашают к себе детей из детских садов, учащихся школ района. Возглавляет творческий коллектив педагог дополнительного образования, специалист 1-й категории Н. Б. Федотова.
По итогам городского конкурса педагогических достижений на лучшее образовательное учреждение коллективу присвоено звание «Школа года — 94».
В заключение хочется сказать, что школа открыта для общения и готова поделиться опытом. С предложениями можно обращаться по адресу: 191002, Россия, Санкт-Петербург, ул. Большая Московская, д. 10.