Воображение и инженерное творчество

Но вот тут мы и подходим к разговору о том, что воображение, и в особенности мечты, тесно связано с главнейшими чертами, свойствами личности.

Одним, к сожалению, кажется, что от осуществления мечты их отделяет только время, и они пассивно ждут, когда пройдут годы и желаемое само собой станет действительностью. У таких людей мечты редко сбываются. Не надо надеяться на пословицу о том, что все мечты сбываются. Ведь никто же при этом не говорит, что они сбываются сами собой.

Но мечты могут служить и путеводной звездой для человека, определять его судьбу, повышать его активность.

Великие мечты всегда выходят за рамки личных интересов, в осуществлении их заинтересованы многие люди, они нужны обществу. Следует заранее приучить себя к мысли, что, чем выше мечта, тем труднее ее бывает осуществить, тем больше надо проявить трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости. Мечтая, человеку важно постоянно соразмерять желания со своими возможностями. Но не следует быть в мечтах и излишне робким. Сильный характер помогает выходить победителем из самых, казалось бы, неблагоприятных положений. Хилый, болезненный мальчик становится закаленным воином и великим полководцем Суворовым; лишившийся ног Маресьев садится за штурвал самолета; советский пианист Петр Никитин, получивший в бою тяжелое ранение руки, вновь выступает в концертах — вот результаты умения добиваться намеченной цели, вот что значит уметь мечтать.

3. Роль воображения в инженерном творчестве.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

10 стр., 4762 слов

» Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста» ...

... значение игры в дошкольном возрасте, в качестве основного вида деятельности, на данном этапе жизни. Объект исследования – роль игры в развитии личности ребенка Предмет исследования – игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста . Глава I. ...

Роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости от того, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.

Инженерная деятельность предполагает способность к техническому творчеству, что является условием профессиональной успешности.

Человечество переступило порог третьего тысячелетия. Общество связывает свои надежды с ожидаемыми переменами. Нельзя допустить того, чтобы способности и творческую индивидуальность личности оставались в тени. Специалист, не имеющий основательной методологической подготовки, не может должным образом ориентироваться в непрерывно обновляющемся многообразии мира техники, даже в относительно узкой «своей» специальной области, не говоря уже о межотраслевых задачах. Для полной деятельности совершенно не достаточно иметь даже очень хорошую, но относительно узкую подготовку. Необходимо сформировать свою мировоззренческую позицию, связанную с научным и инженерным творчеством в деятельности.

Существует много подходов к описанию процесса творчества. В одних описывается деятельность выдающихся ученых, педагогов, мыслителей, предпринимателей, артистов и других творческих личностей. Рассказывается творческая лаборатория деятельности, но нет выхода на обобщения, позволяющие говорить об общей методологии творчества. Проблемы творчества не связываются с системным подходом и законами развития систем.

В других подходах рассматриваются проблемы методологии творчества при изобретательстве и проектировании систем. Системный подход в них явно не используется, входит как-то интуитивно и подменяется другими понятиями.

Ряд работ посвящен анализу творческой деятельности, психологии творчества, влиянию человеческого фактора на принятие решений, но без связи с системным подходом, и закономерностями развития систем.

Необходимо привлечь внимание к формированию мировоззренческих позиций инженеров, научных работников и преподавателей. Каждому из нас необходимо овладеть искусством системного подхода, использовать объективные законы и закономерности развития техники и на их основе принимать практические творческие решения. В принятии этих решений немаловажную роль будет играть творческое воображение.

В соответствии с предложенной концепцией тремя составными частями инженерного творчества являются системный подход — законы развития техники — методы принятия решений.

Системный подход как методология изучения объекта состоит в том, что его недопустимо рассматривать без учета всей его полноты и сложности строения, целостности, взаимодействия и взаимообусловленности всех составляемых элементов между собой и со средой, из которой этот объект (система) выделен. В сложности строения рождается новое качество, которое отсутствовало у элементов, ее составляющих. Сущность системного подхода и проста, и сложна. И ультрасовременная и древняя, как мир, ибо уходит корнями к истокам человеческой цивилизации.

Законы развития техники должны быть основой и мощным ускорителем ее развития.

Техника — это одно из проявлений творческой человеческой деятельности, то, что называют иногда второй природой (антропогенным миром), полагая при этом первой природой естественный мир.

Методы принятия решений необходимы для поиска решений все более усложняющихся технически х задач. Овладеть разнообразным инструментарием мыслительного процесса для интенсификации творческой деятельности это настоятельная задача инженера. В целом речь идет о повышении общей культуры мышления, воображения, и творчества. Деятельность инженера, должна опираться на творчество. Недостаточно узкой специальной подготовки для полноценной научной и инженерной деятельности. Непрерывно обновляющееся многообразие мира техники неразрывная связь не только с естественными, но и социальными проблемами с межотраслевыми задачами требуют от специалиста основательной методологической подготовки, укрепления своих мировоззренческих позиции и совершенствования творческого арсенала.

4 стр., 1816 слов

Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...

... личностного развития, предоставленные деятельностью. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и ...

Существует теория и алгоритм решения изобретательских задач (ТРИЗ и ЛРИЗ) Г.С.Альтшулдера.

Эти приемы разработаны известным изобретателем Г.С. Альтщуллером [1-3]. В основе ТРИЗ лежит представление о закономерном развитии технических систем, а также патентный фонд, содержащий описание многих миллионов изобретений, справочный фонд физических эффектов и явлений. На базе ТРИЗ создан ряд алгоритмов решения изобретательских задач АРИЗ-77 и ТРИЗ-85 как альтернатива малоэффективному и неперспективному старому способу «проб и ошибок» и другим методам.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) является в настоящее время единственной методологией поиска новых решений, дающей стабильные положительные результаты, доступной для массового изучения и использования в производственных условиях. Так считают многие сторонники и последователи Г С Альтшуллера разработавшие «изобретающую машину».

Теоретическим фундаментом ТРИЗ, наряду с законами развития технических систем, является анализ и обработка больших массивов патентной информации. В качестве ключевых понятий в ТРИЗ выступают:

  • изобретательская ситуация (описание технической системы с указанием на тот либо иной недостаток);

— техническое противоречие. Это понятие основывается на том, что поскольку техническая система представляет собой целостный «организм» (систему), то попытки улучшения одной ее части (функции, свойства) приводят к неминуемому ухудшению других частей.

Решить изобретательскую задачу — значит выявить и устранить техническое противоречие.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) — пример применения материалистической диалектики и системного подхода к процессу технического творчества. Методика основана на учении о технических противоречиях (ТРИЗ).

«Процесс решения — это последовательность операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия. Последовательность, направленность и активизация мышления достигаются при этом ориентировкой на идеальный конечный результат, т.е. идеальное решение, способ, устройство».

Развитие творческого воображения и интуитивного мышления позволит ученым, инженерам, изобретателям и другим творческим личностям добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/injenernoe-tvorchestvo/

  1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретательства, 2-е изд. М.: Московский рабочий. 1973г,164с.;
  2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов радио, 1979г., 216с.;
  3. Альтшулдер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука. 1985г. 196с.;
  4. Вайнцвайг Д. Десять заповедей творческой личности. М.: Питер, 1990г.;
  5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Питер, 1979г.;
  6. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М.: Питер, 1989г.;
  7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.;
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб.: изд. Питер, 2000г.;
  9. Палагина Н. Воображение у самого истока: Психологические механизмы формирования. / Отв. ред. А.А.Брудный. Бишкек: Илим, 1992г.;
  10. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976г.;