Литературное творчество школьников

Сочинение — это творчество: оно развивает воображение, дис­циплинирует мысль и речь, в сочинении происходит акт самовы­ражения.

Кто не мечтает о творчестве?! В нем человек видит свой идеал счастья. Каждый человек может припомнить в своей жизни мину­ты и часы, окрыленные вдохновением. Творчество — это созида­ние, оно противостоит разрушению.

Изучение родного языка (неродного, разумеется, тоже) и осо­бенно литературы постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества: это и ведение дневника, и переписка, и описания кар­тин природы, пусть даже по заданию учителя, и рисование кар­тин, и декламация стихов, и инсценирование, выпуск газет и жур­налов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество — это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений.

Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой рабо­той, с клубами. В современной системе образования известны следующие формы организации творческих работ типа сочинения или близких к этому:

  • а) самостоятельное творчество дома, иногда скрываемое: днев­ники, записи событий или чего-то интересного, важного для школьников, сочинение стихов и пр. Это все делается без заданий учителя, и бывает, что учитель узнает о скрытой творческой дея­тельности ученика спустя годы. На этом основании эта форма творческой жизни личности не только недооценивается, но даже большей степени, чем взрослый, имеет право на спою тайму, па нестандартное поведение;
  • б) кружки, организуемые школой и другими учреждениями: литературно-творческие, кружки изучения родного языка, теат­ральные, детские клубы, литературные объединения, школьный театр, различные праздники, утренники, встречи, совместные по­ездки;
  • они дают возможность общения в свободных условиях;
  • в) различные конкурсы, олимпиады, соревнования: конкурс за­гадок, стихотворных поздравлений к Новому году, к 1 сентября. Конкурсы объявляются в рамках школы, всего города, даже в рамках всей страны. Победителям присуждаются звания лауреа­тов, как у взрослых;
  • г) выпуск газет и журналов детского творчества. Эти издания те­перь выпускаются в сотнях гимназий, обычных средних школ, а не­редко для начальных классов выходит самостоятельный журнал.

Приведем несколько примеров из практики. Составление загадок.

2 стр., 669 слов

Пример сочинения «Роль учителя в жизни человека»

... мальчику. школах должно быть больше педагогов-мужчин Сочинение-эссе «Роль учителя в моей жизни» помогло мне по-настоящему задуматься о ... что роль педагога в жизни ребенка — одна из решающих. Этот человек преподает конкретный предмет, но вместе с этим и «уроки жизни»: ... Справедливость — тоже очень важное качество Уверен, что люди этой профессии создают собственный «микроклимат». Ведь каждый знает, ...

Дано начало. Мохнатенька, усатенька…

Дети продолжают. На солнышке лежит,

Прищурившись глядит.

Другой предлагает. Ее мыши боятся.

Третий. У нее одна забота:

Ночью ходит на охоту!

Конкурс загадок., Два конца, два кольца, а посередине гвоздик

Колючий недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки — ни одной.

Здесь тоже указаны признаки ежа, но загадка поэтична, весела.

Еще пример. Мы спросили Алешу, победителя на прошлогод­нем конкурсе, как он придумал свою загадку про лимон. Вот что он сказал.

— Сижу за столом. На тарелке лежит лимон. Я сочинил начало:

Лежит круглый, золотистый, На тарелочке на чистой., Что же дальше?, Рот раскрыл я, сколько мог,, Откусил большой кусок., Думал я. что будет сладкий,, Оказался кислый, гадкий!, Копилка поэтических образов.

Волна на волну набегала,

Волна подгоняла волну.

(М.Ю. Лермонтов.)

Плавное, ритмическое звучание, повторяется звук [л].

Вот еще слуховой образ, «грохочущий»:

  • .. Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.И.Тютчев.)

Далее контрастный зрительный образ:

Черный ворон в сумраке снежном.

(А. Блок.)

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

(С.Есенин.)

Красною кистью рябина зажглась.

Падали листья. Я родилась…

(М.Цветаева.)

Пройти школу поэтического образа небесполезно каждому.

Личный дневник.

Мы знаем сохранившиеся дневники великих и малых: это зер­кало души. Пример -дневники Л.Н.Толстого.

Не следует понимать эту рекомендацию о детских дневниках как призыв к мукам совести в 9-летнем возрасте. Но разговор с самим собой и уместен, и полезен. И в обогащении духовного ми­ра, и в развитии свободы речи, языковых навыков.

Издание газет и журналов,, Стихотворения

Элла К. Жаворонок …………………………………………………….3

Костя М. В сосновом лесу ………………………………………….…4

Женя С. Друзьям ………………………………………………….……5

Рассказы

Коля Ш. В нашем классе что случилось! ……………………………6

Тома С. Каникулы на Волге ………………………………….………9

Саша Ш. Шарик и Жучка ……………………………………………12

Очерки

Жора М., Галя К. На экскурсии в Кремль ……………………..……14

Новости нашей жизни

Четыре письма из Воронежа …………………………………………16

Конкурс на лучшего чтеца ……………………………………………18

Фантастика и юмор

Петя Л., Денис К. Капитан дальнего плавания (комиксы) …………20

Новые книги

В библиотеке (информация) ………………………………………..…23

М.И.Нечаева (учительница).

Мифы Древней Греции ………………23

Журнал издает «Клуб сочинителей».

Чаще всего в журнале представлены не только I—IV классы, но и V-VI; общешкольные журналы бывают труднодоступны для младших школьников.

82 стр., 40928 слов

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством ...

... возраста в цикле статей "Фольклор для маленьких". Такой яркий и выразительный материал, как малые фольклорные формы, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста. ...

Опыт великих педагогов. Толстой Л.Н. Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят? (отрывки из статьи):

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых — не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне пред­ставляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. Один раз, прошлого зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

  • Ну-ка, напишите кто на пословицу, — сказал я.

Лучшие ученики Федька, Семка и другие — навострили уши.

  • Как на пословицу, что такое? Скажите нам! — посыпались вопросы.

Открылась пословица: Ложкой кормит, стеблем глаз колет.

  • Вот, вообрази себе, — сказал я, — что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, — и выйдет к тому, что «ложкой кормит, а стеблем глаз колет».
  • Да как ее напишешь? — сказал Федька.

Поиск Л.Н.Толстого привел к блестящим результатам, Лев Николаевич с трепетом увидел, как расцветает в душе ученика цветок поэзии… «Нужно заронить искру интереса и помочь детям на первых порах» — к такому выводу он пришел.

К стихам — через шутку. Создав в классе атмосферу раскопан­ное, учительница Р.В. Келина (Самара) подсказала детям пер­вую строчку, т.е., в сущности, подсказала тему и ритмику:

Только бабушка заснула…

И получила сборник веселых стихов:

Только бабушка заснула,

Мурзик быстро слез со стула,

Стал по комнате ходить,

Прыгать, бегать, всех будить.

  • ..Утро-наконец настало,

Погулял беглец немало,

Приплелся шалун домой

Грязный, мокрый и хромой.

Первый снег упал на землю,

Сразу стало всем светло!

Он пушистый, яркий, белый,

На земле лежит легко.

Общие советы учителю в связи с первыми попытками учащих­ся в литературном творчестве:

  • не давать никаких заданий, никаких упреков и тем более — уни­зительных замечаний: полная свобода творческих попыток;
  • создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее на­строение, можно читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М.Ю.

Лермонтова, С. Тхенина, А.С. Пушкина и т.п.;

  • помощь оказывать преимущественно индивидуальную;
  • Л.Н.Тол­стой допускал помощь в выборе темы, в составлении отдельных фраз, в записи текста — в частности в орфографии;
  • особенно высоко ценить удачный образ, точно выбранное сло­во, юмор, умение замечать детали описываемого;
  • выполнять некоторые организационные функции: помогать в организации конкурсов, утренников, обсуждений, издания жур­нала и, конечно же, в редактировании.