Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и умение ориентироваться в потоке информации, предъявляют повышенные требования к интеллектуальным качествам личности, ее творческим способностям. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества.

Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике.

Школьное образование служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях. Поэтому наряду с решением типовых задач школа призвана вооружить учащихся знанием методов творческого подхода к выполнению действий, когда исходные данные начала решений не определены. Существенные изменения претерпела и ранее сложившаяся модель трудовой подготовки школьников. Формирование и развитие творческой деятельности учащихся уже в курсе новой образовательной области «технология» остается актуальной проблемой.

Определение индивидуальных путей интеллектуального развития учащихся является в настоящее время одним из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе.

Свой неоценимый вклад в методологическую базу сделали: В.Н. Терский (он определил задачу самодеятельности как процесс воспитания активных, самостоятельных, инициативных тружеников, способных к творчеству в созидательной деятельности), А.Н. Лук (определил творческие способности, творческий климат и мотивы творчества как условия успешного развития личности) а также И.П. Волков (эффективность использования межпредметных связей на уроках, творческие уроки), В.Я. Брагин (формирование творческих способностей учащихся с помощью метода проектов).

Исходя из всего выше сказанного мы определили следующие элементы нашего методологического аппарата:

Объект нашего исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:

задачи исследования

4 стр., 1536 слов

Общество как социокультурная система. Личность и общество

... соотношение между нормой и действительностью, влияние культуры на социальные процессы и различные стороны жизни общества. Социальная культурология предполагает отношение к культуре, основанном на объективном и аналитическом, не «погруженном», а «отстраненном» взгляде на культурную жизнь общества. Это не освоение ...

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
  • определить сущность творческих способностей;
  • обосновать педагогические условия для формирования творческих способностей в процессе обучения;
  • изучить особенности развития творческих способностей у учащихся;
  • провести эксперимент;
  • разработать методику формирования творческих способностей у учащихся в процессе обучения.

Гипотеза:

Для решения исследовательских задач был использован комплекс различных методов:

Организационные:, Эмпирические, Методы математической обработки данных:, Методы исследования:, База исследования.

1. Психолого-педагогические положения творческих способностей

1.1 Характеристика творчества в учебно-воспитательном процессе

Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. В жизни человека прикладное искусство осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и художественный образ, который выражает их назначение и несёт обобщенную информацию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи.

Чтобы сформировать умение творческой работы, требуется постоянный целенаправленный учебный труд. Только тогда, когда человек достигнет определенного уровня навыков в ремесле, получит багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи в готовые изделия. Таким образом, знание ремесла, трудовые навыки, не должны отрываться от решения творческих задач.

Вопрос единства обучения ремесленным навыкам и творчеству не так прост, и нельзя достичь успеха, если организовать подготовку только посредством их механического соединения. Учет материала, уровень и совершенство технологии воплощения замысла в конкретное произведение является фактором, влияющим на качество окончательного результата труда. Особое внимание на творческий замысел, на воображение, образное мышление. Эти факторы оказывают в тех видах искусств, которые связаны со сложными технологическими процессами. Например, невозможно воплотить свой творческий замысел создания платья или другого изделия, если в сознании существовал лишь отвлеченный художественный образ без связи, с опытом в области конструирования, моделирования, технологии изготовления и т.д.

Творческий замысел — это еще не существенный образ, возникающий в сознании человека. А на сознание влияет воспитание, воображение, память, знания, уровень жизни, общественные отношения в среде, круг друзей, функциональная, нравственная, эстетическая оценка предмета. Детское творчество — это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны, основная цель детского художественно-прикладного творчества — формирование творческого мастерства.

3 стр., 1144 слов

Творческая работа

... человека. Руководящая роль здесь принадлежит педагогу, который направляет развитие познавательной деятельности и предполагает формирование умений и навыков как репродуктивной, так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа ...

К объектам труда учащихся нельзя относиться только как к деталям учебного процесса: ведь они изготовляются для использования человеком и призваны не только обучать, но и воспитывать. Изделия, сделанные детьми доступны глазу наблюдателя, и следовательно, приносят удовлетворение от общения с ними и наблюдения за их работой. Школьный предмет Технология не предполагает большого производства, а представляет единичное ручное изготовление тех или иных вещей. Изучение основ Технологии, объектов труда, возможностей конструирования и других проблем показало целесообразность обучения мастерству ручного труда на синтезе декоративно-прикладного и технического творчества. Такое сочетание представляет собой творческий процесс. Художественная обработка материалов невозможна без специального инструмента и оборудования. Изделие, изготовленное с любовью, представляет собой предмет искусства, доставляет радость и удовлетворение.

1.2 Психологические особенности способностей

Способности — это такие психологические способности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний и умений не сводятся. По оценке на экзамене, ответу у доски, удачно или неудачно выполненной контрольной работе невозможно сделать окончательное заключение о способностях человека. Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. творческий школьник педагогический

В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (В семье, в школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими способностями, знаниями, умениями, как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.

Способность — это возможность, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет художником. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленные педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья и многие другие условия, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществиться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях к рисунку у ребенка, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выполняться работа.

Серьезной ошибкой являются скоропалительные, без серьезной про верки утверждения, что у данного школьника нет способностей, на таком лишь основании, что ребенок не овладел ещё необходимыми прочными знаниями. Известно немало случаев, когда в детстве человек не встречал со стороны окружающих признания тех способностей, дальнейшее развитие которых принесла ему заслуженную славу.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, то есть в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важным для данной деятельности.

2 стр., 593 слов

ЛЮБОВЬ И СПОСОБНОСТЬ ЖЕРТВОВАТЬ РАДИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА (по новелле ...

... при­несли друг другу в дар самое дорогое, что может быть в мире, – свою любовь. Этот дар оказался настоящим рождественским чудом, а способность пожертвовать ради близкого и любимого ... в тот момент, когда она осознала действительность, отчаяние охватило ее. Чудесные гребни, о кото­рых она мечтала, принадлежали теперь ей. Но не было уже ее ...

Говоря о способностях, необходимо охарактеризовать их качественные и количественные особенности. Для педагога в равной мере важно знать, к чему обнаруживает способности ученик, а следовательно, какие индивидуальные особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности, как обязательное условие её успешности, и в какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладеет навыками, умениями и знаниями по сравнению с другими.

Рассматриваемые со стороны качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс определенных свойств человека, обеспечивающих успех деятельности. В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут быть сочетания различных способностей личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя трудясь упорно и настойчиво.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.

Качественная характеристика способностей неразрывно связана с количественной характеристикой.

Количественная характеристика способностей направлена на выявление уровня способностей направлена на выявление уровня способностей используются различные тесты, которые представляют собой ряд вопросов или задач, успешность решения которых начисляется в сумме баллов или очков.

Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в процессе обучения и воспитания.

Следующий способ определения способностей — это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения, т.к. с помощью взрослых ребенок приобретает необходимые знания и умения.

Способности представляют собой совокупность определенных качеств личности, имеющих сложную структуру. Структура как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Структура математических способностей включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач.

Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образцов памяти, чувство языка, богатую фантазию. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских и других способностей.

Изучая конкретно характеристику различных способностей можно выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многим видам деятельности и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дают возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей. Структура каждой конкретной способности отличается значительной сложностью, включая в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные.

30 стр., 14686 слов

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...

... педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы, Предмет дипломной работы В связи с объектом и ...

1.3 Типы способностей, психические процессы, влияющие на формирование творческих способностей

К общим способностям относятся необходимые для всякой деятельности: наблюдательность, воображение, хорошая память и т.д. Эти качества необходимы для учебной работы и для овладения различными видами труда. В зависимости от преобладания тех или иных общих особенностей, школьников подразделяют на 3 типа:

1) мыслительный — хорошо развиты умственные способности;

2) художественный — особенно хорошо развиты художественные способности;

3) средний — примерно в равной степени развиты те и другие способности.

Специальными называются способности, необходимые не для всякой, а для лишь определенной деятельности: технические, математические, спортивные, музыкальные и другие. Есть ученики, у которых наблюдается быстрое развитие только одной какой-то способности, у других учеников могут одновременно развиваться различные способности. Они легко усваивают и физику и литературу, увлекаются спортом и музыкой.

Большую роль в формировании и развитии творческих способностей личности играют психофизиологические процессы (воображение, мышление, внимание и др.) Воображение — психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений; или по-другому: воображение — мысленное воспроизведение чего-либо, кого-либо, фантазия. Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда очень много неизвестного, оно порождено трудовой деятельностью человека и развивается на её основе.

Воображение бывает двух видов: репродуктивное (воссоздающее) и творческое. Воссоздающее воображение обеспечивает передачу информации от одного лица к другому и его можно отнести к конструктивным видам деятельности. Творческий процесс носит «расходящийся» характер. Лица творческих профессий движутся в своем поиске в разных направлениях — в соответствии со своим опытом и творческой индивидуальностью. Творческое воображение — это характер новизны создаваемого им продукта. С психологической точки зрения творческий акт — это решение остропроблемной задачи при напряжении умственных способностей. Творческая деятельность учащихся имеет иные масштабы, иной уровень, чем творческая деятельность взрослых. Все, что происходит в окружающем мире, оно происходит в пространстве, поэтому любой зрительный образ является пространственным. Пространственное воображение может возникать при восприятии наглядной информации и при восприятии словесной информации.

Человеческое сознание обладает высокой динамичностью, это проявляется в непрерывной сменяемости его содержания. За одной мыслью следует другая, один образ сменяется другим, все это иногда может происходить непроизвольно. Поэтому очень важно развивать у учащихся способности пространственного воображения в процессе обучения.

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. Мышление проявляется в разных качествах: предметно-действенном, наглядно-образном, абстрактном и владеет различными мыслительными операциями: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, абстрагирование.

Пространственное воображение и пространственное мышление имеют как сходство так и различие.

Сходство заключается в общности изготовляемых объектов, которые отражаются каждым из этих процессов. В обоих случаях психический процесс включает:

13 стр., 6340 слов

Педагогические условия развития творческого воображения у старших ...

... 3. Определить особенности художественной деятельности и ее значение для развития творческого воображения. 4. Выявить уровни развития творческого воображения у детей. 5. Экспериментально апробировать педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в художественной деятельности. Методологические основы исследования: ...

некоторый исходный образ,

определенные умственные действия,

получение конечного информационного продукта.

Но между пространственным воображением и мышлением существуют различия:

  • конечный результат и переработка исходного образа специфичны. При мышлении, для решения задачи требуется развернутое рассуждение (сравнение, изменение, счет и т.д.)

— второе различие связано с характером, масштабом и значением функций, которые выполняют воображение и мышление. При решении технических творческих задач воображение выступает в качестве вспомогательного процесса, а мышление — в роли главного, ведущего.

Под вниманием понимается направленность психической деятельности и сосредоточенность её на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Внимание — элемент сознания, которое характеризуется объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Объем внимания — количество элементов, которые учащийся может воспринять в ограниченное время в связи с задачей. Степень сосредоточения на предмете и виде деятельности, называют концентрацией внимания. Важным показателем концентрации внимания является его устойчивость, то есть длительное сосредоточивание. Большое значение для концентрации внимания имеет интерес к выполняемой работе, волевые качества.

Распределение внимания необходимо для успешного выполнения работы, задания, для развития умений и навыков. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без волевых усилий со стороны учащихся и действует, пока есть сильный раздражитель, оно держится на интересе.

Произвольное внимание возникает в результате волевого усилия и отличается целенаправленностью, организованностью, устойчивостью. Для развития внимания у учащихся имеет четко поставленная задача. Например, после объяснения учащимся, что точность — основной показатель качества изделия, то они работают аккуратнее, внимательнее, ответственнее.

Когда работа начинает захватывать учащихся, они все больше погружаются в нее, увлекаются, начинают работать творчески. Появляется непроизвольное внимание, вызванное сознательно поставленной целью и не требующее волевых усилий. Послепроизвольное внимание относится к высшему виду внимания, оно вызвано творческим отношением к делу. Произвольное внимание может легко

переходить в послепроизвольное, поэтому очень важно развитие у учащихся всех видов внимания.

Внимание обычно вызывается интересным началом инструктажа, показом новых приёмов и способов выполнения технологических операций и т.д.

Красивые таблицы, рисунки являются благоприятными условиями для развития внимания, творческих способностей.

Сопоставления, сравнения, анализ при решении практических заданий требуют от учащихся поиска ответов, новых данных, развивает творческое мышление.

1.4 Характеристика творческих способностей младших школьников

Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формулировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты;
  • использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  • представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
  • преодоление психологической инерции мышления;
  • оценивание оригинальности решения;
  • сужение поля поиска решения;
  • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
  • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения. Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
  • самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,
  • комбинирование ранее усвоенных способов.

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности возрастного периода младших школьников, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание — образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование

Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

2. Основные направления и содержание работы учителя по формированию творческих способностей учащихся

2.1 Проблемное обучение в формировании творческих способностей учащихся

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания — философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

К моменту поступления в школу ребенок становится субъектом разнообразных видов деятельности, у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако, у него нет потребности и способности к самоизменению. И то, и другое может возникнуть, оформится и развиться в процессе школьного обучения. И.Я. Лернер выделил два компонента содержания образования: базовый, включающий систему знаний и навыков, и продвинутый, содержащий опыт творческой деятельности (перенос знаний, умений и навыков в новую ситуацию).

Природосообразная личностно ориентированная дидактика Дж. Дьюи выдвигает на первый план активность ученика, развитие его природной сущности и освоение способов деятельности в изучаемых областях.

В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.

В процессе формирования творческих способностей нередко возникает явление психологической инерции действия. Инерция действия является как бы крайним воплощением приёма переноса готового решения в новые условия и приводит учащихся к затруднениям, иногда к невозможности разрешения проблемы в целом. Формирование приёмов, обеспечивающих преодоление привычных представлений, сложившихся установок — важное условие создания гибкого, пластичного, творческого мышления.

Выделяют три проблемных уровня: допроблемная ситуация характеризуется тем, что учащийся не испытывает затруднений в решении какой-либо задачи (например, работа по образцу); проблемная ситуация возникает при столкновении с новой, неразрешимой задачей для учащихся. Под сверхпроблемной подразумевается ситуация, когда перед учащимся стоит неразрешимая проблема.

Наиболее благоприятные условия для возникновения проблемных ситуаций появляются, когда учащиеся не знают как выполнить проблемное задание, ответить на вопрос, объяснить новый факт. Проблемная ситуация возникает и потому, что школьники об одном и том же предмете на разных этапах обучения получают знания различного уровня. При использовании имеющихся знаний в новых условиях так же нередко возникают проблемные ситуации. Возникновение проблемной ситуации неизбежно и тогда, когда проявляется несоответствие между теоретически возможным путем решения задачи и практической невыполнимостью или нецелесообразностью выбранного для этого способа. Поскольку замысел возник, они ищут пути его осуществления. Искусственно снимать подобные ситуации, прямо отвергать идею учащихся в данном случае нецелесообразно. Наоборот, необходимо создать такие условия, чтобы они сами поняли недостатки своего замысла.

Научиться правильно выполнять действия можно только в ходе многократных упражнений. Однако бездумным механическим повторением одних и тех же действий нельзя достичь мастерства, поскольку оно всегда связано с рациональностью, закономерностью движений и своевременной реакцией на сигналы обратной связи. Обучение необходимо строить таким образом, чтобы во время создания образа действия учащиеся воспринимали не только последовательность операций, но и видели закономерности их выполнения, легко переносили имеющиеся умения в новую ситуацию.

Структуру проблемной ситуации входят следующие компоненты:

  • неизвестное знание или способ действия,
  • познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности,
  • интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Такую технологию обеспечивает подход, связанный с развитием творческой одаренности учащихся. Опираясь на имеющийся положительный опыт, следует отметить объективную потребность образования в определении средств организации процесса развития творческих способностей младших школьников, способствующих освоению доступных видов творческой деятельности, обеспечению накопления субъективного творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

А.В. Хуторской справедливо отмечает, что вопрос о «выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса». В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся.

2.2 Методы и приемы преподавания, влияющие на формирование творческих способностей учащихся

Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.

Для более активной мыслительной деятельности учащихся применяется один из различных методов обучения — беседа. При беседе ставятся вопросы для обсуждения предстоящей работы, уточняются и дополняются ответы учащихся. Часто в процесс е выполнения учащимися трудовых заданий применяется индивидуальное собеседование для выяснения степени осмысливания школьником к отдельных приемов работы, так и всего задания, или причины ошибок. Беседа может носить характер свободной дискуссии, развивает самостоятельность суждения творческого замысла.

Замысел является основой творчества, высшим уровнем человеческого сознания, преображающего мир; условием стимулирования и формирования творческих способностей у школьников, свободой сознательной деятельности.

Начальная стадия и исходная форма любой работы — замысел, представляет собой сознательное (идеальное) производство продукта труда. Этот процесс включает в себя предвидение конечного результата труда, своеобразное «проигрывание» в уме всего технологического процесса: подбора материалов, инструментов, системы трудовых операций до окончательной отделки изделия. Без замысла немыслима успешная работа. Беседа помогает развивать у детей культуру замысла, продумать заранее свою работу. План тоже является разверткой замысла любого дела по следующим его действиям.

Есть ряд причин, препятствующих осуществлению замыслов, это недостаточное материальное обеспечение трудового процесса (отсутствие материалов, нехватка инструментов, оборудования).

Но остается актуальной передача наставником своих умений учащимся.

Замысел наполняет всю работу в целом, так как продумывается весь путь к получению результата труда, цели труда: использование материалов, средств труда, последовательность операций и подготовка к работе. Подготовка — промежуточная форма работы, звено между замыслом и исполнением. Она включает в себя заготовку и подбор сырья, наладку инструментов, раскладку их на рабочем месте.

Исполнение — это венец, высшая форма работы, — представляет собой непосредственное изготовление изделия, завершает подготовку, реализует замысел. Подготовка сберегает время для исполнения, поэтому учащимся нужно прививать серьёзное отношение к подготовке, тогда будет успех в осуществлении замысла. Исключительную роль в достижении успеха при исполнении играет владение школьниками необходимыми умениями, навыками, привычными действиями, которые они получают в процессе практической или теоретической деятельности.

Для того чтобы учащиеся сознательно усваивали знание и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил использовали их в труде, чтобы у них формировались творческие способности, чтобы развивалась творческая личность, в процессе беседы для воплощения замысла в реальность следует при менять различные группы приемов: мотивационные, оказания помощи, стимулирующие.

К мотивационным приемам относятся такие приемы: постановка целей, показ практической значимости деятельности и результатов труда. Результаты труда можно увидеть и проанализировать на проводимых творческих выставках работ учащихся. За каждое выполненное изделие ученикам выставляется оценка, значит этой же оценкой можно оценить замысел и творческие способности учащихся.

Вместе с тем, до сих пор не существует методик комплектной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одарённость. Недостаточно изученным остаётся вопрос о дивергентном мышлении. На данном этапе пристальный интерес исследователей сместился от типа учёного осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся в основном необходимой для создания произведений искусства, всё больше и больше признаётся также и основой научных достижений. Никакой текст в единственном числе не может претендовать на исключительную роль. Неэффективно и использование, даже с комплексом методик, одноразовой процедуры диагностики. Поэтому в систему диагностической программы должны быть положены различные методики и учтены различные уровни диагностики.

Сравнительная характеристика методик на различных уровнях диагностики развития творческих способностей младших школьников

Уровень

Методы исследования

Функция психологического моделирования

Прогнозирующая функция

1. компонентная диагностика

Срезы отдельных компонентов

Отдельные проявления и показатели индивидуальных проявлений

Малодостоверный прогноз

2. структурная диагностика

Срезы по нескольким компонентам

Связи, корреляции отдельных сторон процесса

Достоверность кратковременного прогноза

3. системная диагностика

Экспериментальные ситуации, генетический метод, комплекс методик, по всем компонентам психологические модели

Создание имитационной модели

Определение различных зон и перспективы развития личности

Следующая группа приемов связана с выполнением учебного задания.

Иногда на занятиях встречаются ситуации, когда учащиеся по различным причинам затрудняются выполнить ту или иную работу. С этой целью используются приёмы оказания помощи. Все учащиеся имеют различный уровень сформированных знаний, навыков, умений, способностей.

Некоторых из них парализует мысль о том, что «все равно ничего не получится». К приёмам оказания помощи относятся: напоминание, конкретизация, постановка наводящих вопросов.

Приём напоминания применяется, если необходимые знания или способы действия не удерживаются в памяти учеников к моменту их использования, и допущенная в самом начале ошибка может повлиять на дальнейший ход работы.

Конкретизация обеспечивает правильное осознание учащимися задания. Она позволяет использовать примеры, представление о которых уже сформировалось у школьников.

Суть приема наводящих вопросов заключается в том, что в затруднительных для учащихся случаях задаются вопросы, направленные на развитие способностей при проблемной ситуации. Наводящий вопрос выполняет роль «посредника» между известным и неизвестным для учащихся. Использование этого приёма развивает техническое мышление школьников, творческие способности, принятие правильного решения.

С целью активизации в формировании способностей учащихся используются приёмы, воздействующие на эмоционально-волевую сферу: убеждение, одобрение, поощрение. Убеждение применяется тогда, когда учащийся не уверен в своих силах, слабо концентрирует в своей деятельности волевые усилия. Наибольшее воздействие оказывает приём одобрения на нерешительных учащихся, которые сомневаются в правильности выполнения задания. При этом учащиеся заражаются эмоционально-волевыми усилиями.

Распространенным средством в формировании способностей учащихся является поощрение. Оно может быть направлено на оценку различных сторон их работы, настойчивости и выполнения задания и т.п. Поощрение может выражаться похвалой и выставлением положительности оценки. Похвала — выражение учителем удовлетворения не только процессом труда, но и результатами работы ученика. При использовании этих приёмов лучше выявляются творческие задатки школьников, тренируются, формируются и развиваются способности.

2.3 Творческие задания в начальной школе

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт, определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое». Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, это сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.).

Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

  • открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
  • соответствие условия выбранным методам творчества;
  • возможность разных способов решения;
  • учет актуального уровня развития;
  • учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, Г.В. Терехова предлагает программу, в которой выстраивается система творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе. Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности.

При отборе содержания для системы творческих заданий Г.В. Терехова учитывала два фактора:

  • творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
  • творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

Галина Владимировна Терехова, автор методических материалов «особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» к программе «Уроки творчества», приводит следующую классификацию тематических серий творческих заданий.

Тематические серии групп творческих заданий

Тематические серии

Содержание творческих заданий

Типы заданий

Возможности учебных предметов

“Театральная”

Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Художественный труд

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

“Бионика”

Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники

Создание

Преобразование

Окружающий мир

“Нарния”

Анализ взаимоотношений героев произведений Клайва Степлза Льюиса

Познание Создание

Дополнительная учебная программа

“Винни-Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Обучение грамоте

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

“Технический мир”

Изучение и создание различных технических объектов

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Обучение грамоте

Художественный труд ОБЖ

“Природный мир”

Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений

Познание

Преобразование

Обучение грамоте

Окружающий мир

ОБЖ

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

Русский язык

“Организм человека”

Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

“Головоломки”

Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов

Создание

Преобразование

Математика

Окружающий мир

ОБЖ

Обучение грамоте

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

Русский язык

“Признаки”

Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений.

Познание

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Математика

Окружающий мир

ОБЖ

Обучение грамоте

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

Русский язык

“Космос”

Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Обучение грамоте

Художественный труд

Окружающий мир

“Страна несделанных дел”

Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование

Использование в новом качестве

Окружающий мир

ОБЖ

“Бесприродный технический мир”

Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными

Преобразование

Использование в новом качестве

Художественный труд

“Фантастические сюжеты”

Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р.Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов

Познание

Создание

Преобразование

Обучение грамоте

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

“Да-Нетки”

Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов

Познание

Математика

Окружающий мир

ОБЖ

Обучение грамоте

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

Русский язык

Художественный труд

“Безопасность”

Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Окружающий мир

ОБЖ

Художественный труд

“Проблемы третьего тысячелетия”

Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство)

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

Разгадывание секретов построения рекламных трюков

Познание

Создание

Дополнительная учебная программа

“Гениальные” задачи”

Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом

Создание

Преобразование

Использование в новом качестве

Дополнительная учебная программа

“Достойный ответ”

Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения

Познание

Использование в новом качестве

Обучение грамоте

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

Окружающий мир

“Что такое хорошо?”

Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия )

Познание

Математика

Окружающий мир

ОБЖ

Обучение грамоте

Литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov/

Русский язык

Художественный труд

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа — развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Приведем в качестве примера несколько занятий по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста, предлагаемые доктором психологических наук Евгенией Яковлевой.