По анализу музыкальных форм

1) определение и характеристика анализируемой формы (жанра)

2) краткая эволюция данной формы (жанра); на каждом этапе эволюции дать

а)определение

б)описание характерных признаков – признаки формы и жанра всегда надо описывать с теоретической, а не исторической точки зрения

3) специфика данной формы (жанра) в творчестве композиторов, близких

автору (по временным, стилистическим, национальным признакам)

а)характеристика

б)краткое описание с выделением теоретических, а не исторических параметров

4) данная форма (жанр) в творчестве данного композитора

а)характеристика

б)краткое описание с выделением теоретических, а не исторических параметров

Характеристику творчества, биографию, описания творческого пути композитора и прочие общие исторические сведения в работу включать не нужно. Исключение делается только для работ, в которых анализируются неизвестные или малоизвестные произведения.

2 глава:

2.1. Форма-схема анализируемого произведения представляет собой таблицу и должна включать схематическое отображение основных параметров конструкции музыкальной формы (каждого ее раздела).Схема формы состоит из 10 рядов для произведений сложной формы или из 6 рядов для произведений простой формы; в музыке со словесным текстом добавляется еще один ряд для его анализа.

Для этого требуется определить и обозначить в соответствующих рядах схемы следующие параметры конструкции музыкальной формы —

В схеме произведения простой (формы:тональный план (тональный ряд)

тематическое содержание (буквенный ряд)

количество тактов в каждом разделе (масштабный ряд)

строение каждого раздела (структурный ряд)

а) определение структуры

б) подробная классификацию структуры

функции разделов (функциональный ряд)

структуру текста (в вокальной музыке)

итоговое определение формы в целом

а) определение формы

б) ее классификация (описание разновидности).

В схеме произведения сложной формы:

тональный план (Тональный ряд)

тематическое содержание каждого раздела

а) тематические соотношения внутри разделов формы — на уровне периодов, построений (малый буквенный ряд)

б) тематические соотношения на уровне сложной формы (Большой буквенный ряд)

3) количество тактов в каждом разделе формы

а) количество тактов в каждом периоде, построении (малый масштабный ряд)

6 стр., 2557 слов

Новые формы и виды жанров радио- и тележурналистики

... произведение имеет жанр, который объединяет наиболее общие закономерности, черты и свойства произведения. Теоретические основания для определения жанра, ... современных изобразительно-выразительных средств и усложнение многоролевой игры авторства явно творит принципиально новые жанры, в том числе и в привычных формах. ... проекты, да и стиль работы корреспондентов, которые трудились в программах ...

б) количество тактов в каждом разделе сложной формы (Большой масштабный ряд)

4) строение разделов простой формы (малый структурный ряд)

а) определение структуры

б) подробная классификация структуры

5) строение разделов сложной формы (Большой структурный ряд)

а) определение структуры

б) подробная классификация структуры

6) функции частей формы

а) функции каждого из периодов, построений (малый функциональный ряд)

б) функции разделов сложной формы (Большой функциональный ряд)

7) структура текста (в вокальной музыке)

8) итоговое определение формы

а) определение формы

б) описание разновидности

в) обобщенное описание структуры разделов формы.

2.2. Комментарий к форме-схеме.

Содержит последовательное описание строения каждого раздела формы. Он должен включать:

1) описание структуры всех разделов формы

а) тональный план (определение, логика +обоснование)

б) тематическое содержание

в) масштабную характеристику (количество тактов + пропорциональность)

г) форма раздела (определение + подробная тематическая, тональная и структурная классификация)

д) форма составляющих его более мелких частей – периодов, построений(определение, подробная тематическая, тональная, структурная классификация, масштабно-тематические структуры)

е) функция раздела (определение + обоснование)

ж) функции составляющих его мелких частей (определение +обоснование)

з) соответствие структуры, тонального плана и тематического содержания раздела, его функции

2) итоговое определение формы

а) определение формы с описанием ее разновидности

б) подробное обоснование итогового определения формы.

2.3. Анализ средств выразительности.

Описание экспонирующих разделов – подробное. В развивающих разделах указать те средства, которыми осуществляется развитие. В репризных — отличия в средствах выразительности по сравнению с экспозиционным изложением.

Все музыкальные приемы рассматриваются в связи с образным содержанием.

1) анализ мелодической линии

а) общий контур (место главной мелодической вершины) б) соотношение скачков и поступенности; характеристика наиболее заметных интервальных ходов (скачков) и диапазона участков поступенного движения

в) преобладающие типы мелодического движения

г) интонационная характеристика мелодии

2) анализ ладотональных средств

а) обоснованность выбора лада и главной тональности

б) характеристика тонального плана; частота и способы (модуляция, отклонение, секвенция) тональных перемен

в) внезапность и дальность смен тональностей (степень тонального родства)

г) глубина погружения и длительность пребывания в новой тональности

3) анализ гармонии

а) структура аккордов и фонизм гармонии

в) степень устойчивости (частота появления тоники)

г) частота и регулярность смены гармоний

4) анализ метроритмических особенностей

а) характеристика метра (регулярно-акцентный или нет); преобладаниедвухдольости или трехдольности; строение метра высшего порядка

б) соотношение мотива с тактом (метрический и эпизодический акценты) истроение метрического мотива (хорей, ямб, амфибрахий)

4 стр., 1655 слов

Структура дипломной работы

... Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВ И ПАРАГРАФОВ:, Основная часть работы, Первая глава дипломной работы ... задачи, описание целевой аудитории проекта, направления, формы, средства и методы реализации, смету (или калькуляцию) …. Текст дипломной работы, как всякий текст должен делиться ...

в) разнообразие ритмических длительностей, повторяемость простейшихритмических оборотов

г) наличие ритмоформул, их жанровая и национальная характерность

5) анализ фактуры

а) вид фактуры, определение всех функций ее голосов

б) все перемены и совмещения функций голосов. Виды фигурации

в) плотность фактуры

г) жанровая характерность фактурных приемов

6)произвольный анализ второстепенных средств выразительности – темпа, тембра, динамики, агогики

7) связь и взаимодействие выразительных средств между собой

а) основные средства создания кульминации

б) проявление гармонии в мелодии (преобладание аккордовых илинеаккордовых звуков в мелодии)

в) соотношение мелодии с метром (отношение неаккордовых звуковмелодии к сильной доле)

г) соотношение гармонии с метром (смены гармонии с сильной долей)

д) соотношение метра с фактурой (метрическая опорность баса)

е) соотношение ритма и метра (ритмическое выделение сильных долей)

ж) тип взаимодействия всех средств (параллельный, взаимодополняющий).

Выводы должны содержать обобщение данных анализа по следующим параметрам:

типичные черты данной формы

индивидуальные черты данной формы

наиболее характерные используемые выразительные приемы

связь выразительных средств со стилем

а) с индивидуальным композиторским стилем

б) с эпохальным стилем (со стилем творческого направления, к которому принадлежит композитор)

в) с национальным музыкальным стилем

Нежелательные качества (недостатки) работы:

неграмотность

неаккуратность компьютерного оформления текста

отсутствие отдельных составляющих работы:

содержание (план) работы

библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-muzyikalnoy-forme/

ксерокопия нотного текста произведения

форма-схема (по образцу)

комментарий к схеме

неправильность оформления отдельных частей работы: титульный лист

содержание (план) работы

библиография (неполнота списка, неполнота данных)

форма-схема (пропущенные ряды схемы).

5) нарушение пропорций работы

Образец титульного листа курсовой работы по анализу музыкальных формУО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра теории музыки и музыкального образования

Анализ формы и средств музыкальной выразительности

Третьей баллады для ф-но Ф. Шопена

Курсовая работа по анализу музыкальных форм

Студента 416а группы ФЗО Иванова П.В.

Научный руководитель

кандидат искусствоведения, доцент И.В.Ухова

Минск 2013

Методика составления схемы формы музыкального произведенияПисьменная работа «Схема простой формы»

Составить план-схему выбранного произведения простой формы. Отразить в нем (в соответствующих рядах схемы) следующие параметры конструкции данной музыкальной формы:

тональный план (тональный ряд)

тематическое содержание (буквенный ряд)

количество тактов в каждом разделе (масштабный ряд)

66 стр., 32893 слов

Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена средствами ...

... в работе, провести анализ научных сведений по истории развития тематической композиции, определение ее основных жанров, принципов художественного ... средств в создании композиции на тему. Объект исследования: процесс работы над тематической композицией учащимися среднего звена. Предмет исследования: формы и методы композиционно тематического рисования в среднем звене общеобразовательной школы. ...

строение каждого раздела (структурный ряд)

а)определение структуры

б)подробная классификацию структуры

функции разделов (функциональный ряд)

структуру текста (в вокальной музыке)

итоговое определение формы в целом

а)определение формы

б)ее классификация (описание разновидности).

Письменная работа «Схема сложной формы»

Составить план-схему выбранного произведения сложной формы. Определить и обозначить в соответствующих рядах схемы следующие параметры конструкции данной музыкальной формы:

тональный план (Тональный ряд)

тематическое содержание каждого раздела

а)тематические соотношения внутри разделов формы — на уровне периодов, построений (малый буквенный ряд)

б)тематические соотношения на уровне сложной формы (Большой буквенный ряд)

3)количество тактов в каждом разделе формы

а)количество тактов в каждом из периодов, построений (малыймасштабный ряд)

б)количество тактов в каждом разделе сложной формы (Большоймасштабный ряд)

4)строение разделов простой формы (малый структурный ряд)

а)определение структуры

б)подробная классификация структуры

5)строение разделов сложной формы (Большой структурный ряд)

а)определение структуры

б)подробная классификация структуры

6)функции частей формы

а)функции каждого из периодов, построений (малый функциональный ряд)

б)функции разделов сложной формы (Большой функциональный ряд)

структура текста (в вокальной музыке)

итоговое определение формы

а)определение формы

б)описание разновидности

в)обобщенное описание структуры разделов формы.

Методика анализа средств музыкальной выразительности

Самостоятельная работа по средствам музыкальной выразительности.

Сделать анализ начального периода выбранного музыкального произведения в соответствии со следующим планом.

Дать сначала краткую характеристику образного содержания произведения, потом – анализ различных приемов его воссоздания.

Все музыкальные приемы рассматриваются в связи с образным содержанием.

Письменное задание №1

1.Характеристика образного содержания

настроение, эмоциональное состояние

общежанровая принадлежность (эпическая, лирическая, драматическая)

жанрово-характерные признаки

степень динамической активности

колорит (светлый, темный, прозрачный

6) изобразительность

П.Анализ мелодической линии

1) общий контур (место главной мелодической вершины)

соотношение скачков и поступенностихарактеристика наиболее заметных интервальных ходов (скачков)

диапазон участков поступенного движения

преобладающие типы мелодического движения

интонационная характеристика мелодии

Ш.Анализ ладотональных средств

динамизм (степень напряженности) лада

красочность характерно-ладовых оборотов

обоснованность выбора главной тональности

способы тональных перемен (модуляция, отклонение, секвенция)

частота и удаленность тональных перемен (степень родства тональностей)

глубина погружения и длительность пребывания в новой тональности

14 стр., 6584 слов

Анализ произведения-антиутопии на примере книги О. Хаксли «О ...

... произведения О. Хаксли «О дивный новый мир» вносит ... того чтобы изучить произведение фантастики (антиутопию), необходимо дать определение самого жанра. Вследствие наличия фантастических ... произведения. В работе будет произведён анализ научной и художественной литературы по ... реальности условиях. Распространёнными формами социальной фантастики являются утопия и антиутопия. Главная цель социальной ...

IV.Анализ гармонии

1) точечный гармонический анализ (цифровка) 2)анализ каденций

структура аккордов (фонизм гармонии)

степень устойчивости (частота появления тоники)

частота и регулярность смены гармоний

связь гармонии со стилем

V.Анализ структуры

определение границ периода и предложений

тип периода по тональному плану

тематическое соотношение предложений

квадратное или неквадратное строение периода; тип неквадратностисредства расширения в неквадратном периоде

внутренняя организация периода (масштабно-тематические структуры).

Удовлетворительной признается работа, в которой содержится констатация всех приемов ( в соответствии со всеми пунктами плана).

Хорошей считается работа, в которой каждое средство музыкальной выразительности рассматривается в связи с образным содержанием.

Письменное задание №2.

Продолжить анализ начального периода выбранного музыкального произведения в соответствии со следующим планом.

VI.Анализ метроритмических особенностей

строгая или свободная метрика

преобладание двудольности или трехдольностистроение метрического мотива (хорей, ямб, амфибрахий)

соотношение мотива с тактом (метрический и эпизодический акценты)

метр высшего порядка

разнообразие ритмических длительностей

преобладающий простейший ритмический оборот

наличие ритмоформулжанровая и национальная характерность ритмоформул

VII.Анализ фактуры

тип и вид фактуры

функции голосов

все перемены функций голосов

совмещения функций голосов

виды фигурации

плотность фактуры

жанровая характерность фактурных приемов

VIII.Анализ темпа, тембра, динамики, агогики

диапазон каждого средства, частота перемен

контраст сопоставлений, постепенность или внезапность переходов

использованные характерные приемы

IX.Связь выразительных средств

основные средства создания кульминации

проявление гармонии в мелодии (преобладание аккордовых или неаккордовых звуков в мелодии)

соотношение мелодии с метром (отношение неаккордовых звуков мелодии к сильной доле)

соотношение гармонии с метром (смены гармонии с сильной долей)

соотношение метра с фактурой (метрическая опорность баса)

соотношение ритма и метра (ритмическое выделение сильных долей)

X. Основные и дополняющие средства выразительности

анализируемого музыкального произведения (его отрывка).

1) средства активно участвующих в создании образа

2) дополняющие и нейтральные средства выразительности

3) тип взаимодействия всех средств выразительности (параллельный,взаимодополняющий, внутренне-контрастный).

В обоих письменных заданиях требуется определить основные приемы, присущие разным средствам музыкальной выразительности. А также выяснить выразительный эффект этих приемов.

Удовлетворительной признается работа, в которой содержится констатация всех приемов (в соответствии со всеми пунктами плана).

Хорошей считается работа, в которой каждое средство музыкальной выразительности рассматривается в связи с образным содержанием.

15 стр., 7212 слов

Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора

... условий музыкального развития дошкольников через развитие у них музыкальных способностей средствами музыкального фольклора. Цель ... является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту ... в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей ... самого творца, либо на деятельность по организации психологического опыта человека [7,C.105 ...

Вопросы к экзамену1. Специфика музыки. Содержание и форма в музыке. Музыкальные стиль, язык, жанр [1,2,6]

2. Период и простые формы (двухчастная, трехчастная) [5,6,7]

3. Простые формы в вокальной музыке [3]

4. Функции частей формы, типы изложения, принципы развития[5,6,7]

5. Сложная двухчастная форма [1]

6. Сложная трехчастная форма [5,6,7]

7. Формы промежуточные между простыми и сложными [5,6,7]

8. Форма рондо [5,6,7]

9. Форма вариаций [5,6,7]

10. Сонатная форма: экспозиция, разработка реприза [5,6,7].

11. Особые виды сонатной формы. Рондо соната [5,6,7].

12. Основные средства музыкальной выразительности: мелодия, лад, тональность [1,2,6], гармония [1,2,5,6]

13. Основные средства музыкальной выразительности: метр, ритм, темп, фактура [1,2,6]

11. Дополнительные средства выразительности: тембр, громкостная, динамика, агогика, штрихи [1,2,6].

12. Циклические формы в инструментальной музыке: сюита, сонатно-симфонический цикл вокальный цикл [5,6,7]

13. Циклические формы в вокальной музыке:, кантатно-ораториальные формы и жанры [3]

14. Музыкально-театральные формы и жанры: опера. Типы оперы и драматургические особенности строения [7].

15. Основные элементы оперы – речитатив, сольный номер, ансамбль, хор, оркестровый номер – и их разновидности [3].

Учебные пособия:

Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений: учебное пособие / Л.А.Мазель. – М.: Музыка, 1986. – 527 с.

Ройтерштейн, М. Основы музыкального анализа: учебник для студ. пед. высш. учеб. заведений. / М.Ройтерштейн. – М.: Владос, 2001. – 112 с.

Ручьевская, Е.А. Анализ вокальных произведений: учебное пособие / Е.А.Ручьевская [и др.].– Л.: Музыка, 1988. – 352 с.

Ручьевская, Е.А. Классическая музыкальная форма: учебное пособие / Е.А.Ручьевская. – СПб.: Композитор, 1998. – 265 с.

Способин, И. Музыкальная форма: учебное пособие / И.Способин. – М.: Музыка, 1984. – 400 с.

Ходинская, Н.Н. Анализ музыкальных форм: учебное пособие / Н.Н.Ходинская, Р.Г.Коленько. – Мн.: Издательство БГУКИ, 2009. – 200 с.

Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений: учебное пособие: учебное пособие / В.Н.Холопова. – СПб.: Издательство «Лань», 2001. – 496 с.

Образец схемы формы музыкального произведения

Критерии оценки знаний по анализу музыкальной формы (экзамен)

К моменту окончания курса студент должен сформировать теоретические знания по дисциплине и практические навыки анализа музыкальных произведений. Он должен освоить методики составления формы-схемы и анализа средств выразительности и уверенно их использовать.

3 балла. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм, назвать все изученные музыкальные формы в порядке их усложнения. Не умея сформулировать грамотное определение каждой формы, он может охарактеризовать их отличия своими словами. Должен знать, что такое период и какие бывают периоды (определение и классификация формы).

Практика: студент должен суметь определить границы периода в музыке и классифицировать его.

4 балла. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм и дать им определения; назвать все изученные музыкальные формы, сообщить их точные определения и классификацию.

43 стр., 21340 слов

Дирижерско-хоровое отделение ГОУ СПО МО 2-го Московского областного ...

... имени Гнесиных. Хочется привести выдержку из протокола Государственного экзамена по дирижированию хором за 1969 год (Председатель комиссии, ректор МГПИ ... развитии музыкального Подмосковья, о тех победах на конкурсах, которые приносят студенты училища, о новых проектах и методиках работы молодых ... с полным составом хора. В конце первого полугодия дипломная программа вчерне была готова, и в стенах ...

Практика: студент должен уметь анализировать произведения простой формы – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов; в определении же формы в целом он может допустить неточности.

5 баллов. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм и 5 основных понятий музыкального анализа, а также дать им определения; назвать все изученные музыкальные формы, сообщить их точные определения и классификацию и разъяснить ее своими словами (но грамотно).

Практика: студент должен уметь анализировать произведения простой формы – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов, дать грамотное определение формы в целом (допустимы неточности в классификации простой формы).

6 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, типы изложения приныипы развития. Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить жанровую область применения: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные средства выразительности и дать их определения.

Практика: студент должен уметь анализировать небольшое произведение сложной формы (сложную трехчастную форму, сложную двухчастную форму, простое рондо, вариации) – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов и всех простых форм; в определении же сложной формы он может допустить неточности.

7 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, соответствующие им типы изложения (их тематические, тонально-гармонические, структурные признаки), принципы развития. Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить жанровую область применения: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные средства выразительности, дать им определения, назвать параметры, от которых зависит выразительность данного музыкального средства.

Практика: студент должен уметь анализировать небольшое произведение сложной формы (сложную трехчастную форму, сложную двухчастную форму, простое рондо, вариации).

Должен составить схему формы, в которой полно отразить верные результаты анализа всех периодов, всех простых форм (полная классификация); дать грамотное определение формы в целом (допустимы неточности в классификации сложной формы).

8 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, соответствующие им типы изложения (их тематические, тонально-гармонические, структурные признаки), принципы музыкального развития (обозначить их применение в различных формах).

58 стр., 28567 слов

Развитие музыкальной выразительности исполнения у младших школьников ...

... 3) выявить особенности и значение индивидуальных и групповых форм работы в кружке фортепиано для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников; 4) показать ... форм работы для развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников путем их практического применения на занятиях в кружке фортепиано; 5) подготовить методические рекомендации по развитию музыкальной ...

Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить область применения формы и ее разновидностей в конкретных музыкальных произедениях: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные и дополнительные (главные и второстепенные) средства выразительности, дать им определения, назвать параметры, от которых зависит выразительность данного музыкального средства, привести музыкальные примеры.

Практика: студент должен уметь анализировать произведение сложной формы (большое рондо, рондо-сонату, сонату, модифицированную или усложненную сложную трехчастную форму) – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех структурных разделов – периодов, простых форм, сложных форм, дать им полные структурные описания (в соответствии с классификацией).

В определении же формы он всего произведения может допустить неточности.

9 баллов. Теория: студент демонстрирует знание в объеме всего курса анализа музыкальных форм. В том числе –

всех понятий музыкального анализа,

разных музыкальных жанров (может назвать принципы их классификации),

музыкальных стилей (может охарактеризовать присущий им образный строй и типичные языковые средства, назвать основных представителей),

форм всех классов (может привести их определения, классификацию, область применения – при этом в качестве примеров на все разновидности каждой формы может назвать конкретные музыкальные произведения, принадлежащие разным эпохальным стилям),

средств музыкальной выразительности, основных и дополнительных (может сформулировать определения, назвать все аспекты, определяющие их выразительность, показать связь с другими средствами, соотнести их с разными эпохами и стилями),

функций частей формы, соответствующих им типов изложения (их тематических, тонально-гармонических, структурные признаков), принципов музыкального развития (может объяснить их применение в различных формах и привести примеры).

Практика: студент должен уметь анализировать не типовую, а индивидуализированную музыкальную форму, а также произведение смешанной или свободной формы, составить его подробную форму-схему и аргументированно обосновать свое определение формы в целом.

10 баллов. В процессе экзаменационного ответа студент должен продемонстрировать теоретические знания не только в пределах анализа музыкальных форм, но в объеме всего курса музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин (в котором анализ музыкальных форм является завершающим и обобщающим этапом).

Студент должен также свободно ориентироваться в музыкальной литературе, иллюстрируя свой ответ примерами музыки разной жанровой и стилевой направленности.

При анализе музыкального произведения студент показывает практические навыки в области анализа формы, ладотонального плана, гармонии, фактуры, тематизма, демонстрирует самостоятельность и зрелость аналитического подхода.

22 стр., 10610 слов

Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической ...

... музыкального восприятия: эмоциональная отзывчивость на музыку музыкальный слух мышление память способность к творчеству Все они наряду с самим понятием восприятия представляют отдельные самостоятельные разделы общей психологии. ... о ней... Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний ...