Форма и содержание в хореографическом произведении

При сочинения танца хореограф должен четко ответить на вопросы: ради чего он осуществляет постановку этого танца? Танец, как и другие виды искусства, должен вызывать возвышенные чувства у зрителей, воспитывать эстетические вкусы и идеалы. Показывая зрителю определенный круг жизненных явлений, постановщик несет через танец значимое содержание, будь то сюжет на историческую или современную тему.

Идея — это решение какого-то вопроса, какой-то темы. Весь процесс создания произведения — это процесс раскрытия и решения темы и ее трансформации в идею.Идея никогда не является открытой и не бывает статичной. Она гибнет, как только перестает развиваться, или становится банальной и вредной.Плодотворная идея может жить тысячелетия, она не пропадает в конце произведения, а уходит с человеком и появляется всякий раз, когда к произведению обращаются вновь.

Существуют идеи перспективные и не имеющие развития. Есть идеи, которые временно теряют свою актуальность и как бы замирают в историческом небытии, а затем оживают заново. Идеи бывают субъективного характера и объективного. Субъективная идея проверяется объективными закономерностями. Бывают случаи, когда автор, намереваясь обличать одно явление, на самом деле борется с другим, так как первоначальная идея либо незначительна, либо ложна и не выдерживает проверки объективной закономерностью, то есть жизнью. Иногда появляются произведения с ложной идеей, они появляются чаще всего в несвободных обществах. Ложной идее, как правило, сопутствует ложная форма. Идеи, как и темы, бывают главные и побочные. В подлинном произведении происходит борьба идей, в ходе которой главная идея либо побеждает, либо погибает, если она была ложна

Идея в балетном спектакле — это авторская главная мысль, концепция, основа, ценностно-идеологический аспект, квинтэссенция произведения, некий «чувственный образ», соответствующий эстетическому идеалу автора. Отражает закономерность исторического периода, идеологию эпохи. Влияет на социальную жизнь через художественные образы. Она всегда подчинена закону драматургии и его пяти разделам, пронизывает всё сочинение, все его компоненты, как внешние, так и внутренние — психологические.

Идея — это принцип миропонимания, в котором выражается философский, социальный, нравственный, политический аспекты, позиции, мышление и отношение к миру. Это единство мысли, чувство — знания, и интуиции, опережения, предвидения и предвосхищения. Идея передаётся через психологизм поведения образов и столкновение их характеров. Она раскрывается в процессе развития темы, сюжета. В чистом виде художественная идея несёт отвлечённый характер, и ценности художественной не имеет. Ценность идеи тем выше, чем отчётливее борьба противоборствующих сил.

6 стр., 2639 слов

Основная идея произведения «Слово о полку Игореве»

... а потому — несокрушимым. Какова идея «Слова о полку Игореве»? В чем заключается главная мысль произведения? Автор заставляет читателя пережить горечь ... автор обращает внимание в качестве проблемы в своём произведении. Отец князей, Святослав Всеволодович, сокрушается о безрассудстве собственных детей. ... половцам. Лучшим средством борьбы были походы русских князей против половцев. Так, в 1184 г. ...

Идея позволяет автору делать нравственно-психологические выводы, выносить на общественный суд зрителя свои мысли и чувства и, в то же время, вызывать, провоцировать у зрителя определённые эмоции, вызывать сопереживание, сочувствие, через соучастие (непосредственного зрителя).Идея имеет способность к саморазвитию, т.к. дифференцируется в мировоззрениях автора, исполнителей, зрителей и отношении их к произведению и к миру.

Сюжет (от франц. SUJET — тема, предмет) — важнейшая сторона содержания танца, раскрывающая его тему и идейный смысл, — это ход событий, развитие действия в балетном спектакле или в любом другом виде хореографии. Действие в сюжетном танце — движущая сила его драматургии, его идейно-художественного уровня. Пластический язык, на котором говорит хореография со зрителем, таков, что понятен человеку любой национальности без перевода.

Сюжетный танец — танец, имеющий определенный сюжет, где средствами танца раскрывается определенное действие -это как бы маленькая пьеса, новелла, где отражаются жизненные события, конфликты, показываются действия и переживания героев с их индивидуальными характерами, взаимоотношениями, внутренним миром, чувствами и мыслями. Содержанием танца может быть: радость, любовь, молодость, задор, бытовой юмор и т.д. Действуя в танце, раскрывая сюжет, герои его всегда несут определенный образ. Характер раскрытия образа танца диктуется идеей танца. В сюжете обязателен конфликт-столкновение различных сил, характеров, мыслей, чувств, их борьба, приводящая к победе одной их конфликтующих сторон. Работая над сюжетным танцем, балетмейстер как художник выступает в трех основных качествах: драматург, хореограф и режиссер. Отсюда становится понятным, какой объем знаний и умений требуется автору сюжетного танца. Авторами либретто-сюжетных танцев, как правило, бывают сами хореографы. Поэтому им необходимо помимо соответствующих знаний в области танца, музыки, режиссуры и оформления сцены владеть мастерством драматурга. Этой взволнованностью хореограф должен заразить всех исполнителей и музыкантов на период сочинения и постановки сюжетного танца.

Только тогда возможен успех. Выбор сюжета, темы — ответственный момент в работе руководителя. Художник должен чувствовать время, в котором он живет и для которого творит. Главным в творчестве балетмейстеров всех времен было стремление отразить в своей работе окружающую действительность, найти средства для решения того или иного замысла. В то же время мало «выносить» сюжет и тему. Надо еще подумать о том, можно ли это показывать? Нужен ли такой танец, постановка людям? Принесет ли он пользу? Обогатит ли ваша работа зрителя? Разумеется, обращаться следует к материалу, который руководитель хорошо знает. В своих постановках каждый город, каждая область, район, село, естественно должны стремиться отразить то, что самобытно и присуще данной местности. И конечно, в центре постановки должен находиться современный человек. Выявление, выбор темы и сюжета потребует немалой затраты времени, труда и энтузиазма как со стороны руководителя, так и участников коллектива. Когда руководитель выберет сюжет и определенную тему для постановки, он должен определить для себя, в каком жанре будет ее решать, чтобы яснее раскрыть ее замысел и тогда уже в соответствии с жанром подбирать выразительные средства.

13 стр., 6216 слов

Хореографическая постановка «Связанные»

... постановках различные техники и стили танца. Первым педагогом и хореографом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, ... к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения ... на сюжетах античной и библейской мифологии. Прежде всего она стремилась создать драматически насыщенный язык танца, ...

Под выразительными средствами мы понимаем: танцевальные движения, пантомиму, музыку и оформление. Осуществляя постановку, руководитель подбирает такие выразительные средства, которые наиболее ясно выражали бы содержание постановки. Музыка и характерные выразительные движения должны строго соответствовать жанру, иначе тема и сюжет останутся не раскрытыми, они не «прозвучат». В зависимости от исполнительских возможностей можно браться за постановку сюжетов той или иной психологической сложности. Надо начинать с работ, не требующих большого технического и актерского мастерства; и постепенно переходить к более крупным постановкам. Как правило, руководители коллективов сами находят материалы и составляют сценарий будущего танца. Руководители, имеющие небольшой опыт в постановках тематических и сюжетных номеров, должны с особой тщательностью отнестись к хореографической разработке сценария, заранее увидеть глазами художника свою будущую постановку, суметь представить ее сценическо-хореографическое воплощение. Итак, у балетмейстера родился замысел, иначе говоря, творческое видение образа. Но от замысла до его воплощения лежит сложный тернистый путь творческих поисков и находок, взлетов и падений.

Хореограф заранее должен «увидеть» свою будущую постановку. При этом он всегда должен помнить, что между решением темы, сюжетом и музыкой должно быть полное соответствие. Как рождается танец? Естественно, у каждого балетмейстера по-разному, каждый идет к цели своими путями. Здесь не может быть канонов, точных определений, строгих правил. Один сразу «видит» весь танец, другой только отдельные кульминационные моменты, элементы движений, характеризующие образ, развитие действия, а третий начинает ставить танец с первых тактов музыки и в процессе работы над постановкой сочиняет, находит те образные, выразительные движения, которые у другого балетмейстера родились еще до начала работы. Но определяющим началом для всех балетмейстеров является одно: они должны быть хорошо знакомы со всеми компонентами постановки -музыкальным материалом, планировкой сценической площадки, костюмом исполнителя. Первый барьер на подготовительном пути создания постановки — либретто, в котором драматургия сюжетного танца находит свое первое рождение. Именно здесь, в литературной форме заложена идея, тема, сюжет и характеристика персонажей будущего хореографического произведения. Только после того, когда станет ясно, во имя чего он сочиняет танец, о чем он хочет рассказать зрителю и какими средствами сценической выразительности, будут пользоваться, осуществляя свою постановку, можно приступить к разработке либретто.

Уже в либретто определяется время и место действия. Но бывает, что балетмейстер сам сочиняет сюжеты танца. Здесь на одном вдохновении далеко не уедешь. Необходимо глубоко и всесторонне изучать предмет своего внимания, искать ситуации, активно развивающие сквозное действие, окружать героев обстоятельствами, полнее раскрывающими их главные характерные черты. Всем хорошо известно, что музыка и танец неотделимы друг от друга, что музыка — душа танца. Она должна быть образна, выразительна, содержательна и эмоциональна. Очень часто неудачи постановок являются следствием того, что выбранная тема или сюжет не могут быть решены средствами хореографии, в то время как музыкальный материал хорошо подобран. Бывает и наоборот. В постановочной работе только в исключительном случае можно использовать музыку разных композиторов, но здесь важно помнить о том, что музыка должна быть единой по стилю и полностью отвечать драматургии, задуманной хореографами.

2 стр., 856 слов

В. М. Шукшин, «Микроскоп». Анализ и краткое содержание произведения

... В. М. Шукшин («Микроскоп», содержание которого было нами рассмотрено чуть раньше) заставляет нас анализировать моральную сторону рассказа. Не зря ... этой штуковине? Что преподносит читателю В. М. Шукшин? «Микроскоп» - фантастически-реалистическое сочинение, которое правдиво описывает характеры людей. Бактерии ... на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин ...

Составление композиционного плана — это очень ответственный период в работе руководителя. Если в плане окажется ошибка, она непременно повторится в музыке. Руководитель разбивает постановку на части, и это находит отражение в композиционном плане, где точно указывается время и место действия. Время действия — исторический период, либо время года, часть дня -рассвет, утро, вечер. Место действия — географическое положение: Сибирь, Урал, Кавказ; потом, где происходит действие на лужайке, на берегу реки, на улице, на балу в помещении. Затем надо изложить суть всего номера или постановки с перечислением действующих лиц. Подробно поясняется: кто должен находиться на сцене после открытия занавеса, очередность появления и ухода исполнителей, что происходит на сцене. Композиционный план представляет собой сюжетно-тематическую схему будущего музыкального произведения. Руководитель должен точно рассчитать, сколько ему нужно минут для каждой части и для всей постановки. Часто танцы проигрывают от того, что бывают очень длинны, затянуты. Смотришь такой танец и видишь: все, что руководитель задумал, хотел сказать в своей постановке, траты творческих сил. И не всегда радостные находки сопровождают эти поиски. Иногда рождаются, возникают многочисленные, порой противоречивые варианты, но если найден единственный из всех возможных — это результат большого творческого труда!

Сюжетно-тематические постановки можно разделить на тир группы: — сюжетные — игровые — тематические. К игровым — относятся обрядовые и игровые танцы в народных хорах, иллюстрирующие содержание песни, а также танцы, созданные балетмейстерами. В своей основе они могут иметь сюжет, но отличаются от сюжетной постановки тем, что характеры героев здесь не раскрываются, они статичны. В тематической постановке показываются отношения к событию, факту, жизненному явлению или роду человеческой деятельности. Это массовый танец, но здесь могут быть и отдельные герои, действия и поступки которых способствуют раскрытию общего замысла постановки. Сюжетно-тематические постановки строятся и развиваются по законам драматургии. В начале танца руководитель должен как бы ввести зрителя в курс действия, показать среду, взаимоотношения, условия, в которых возникает в дальнейшем конфликт, — это называется экспозицией. Далее следует событие, с которого начинается действие и благодаря которому появляются последующие события, — это называется завязкой. Она порождает углубление конфликта, выражающегося в ряде поступков, взаимодействий, — это будет развитие действия. Развитие действия, в свою очередь, приводит к наибольшему напряжению в борьбе, к кульминации. После нее наступает последний этап -заключение, показ того, что создалось в результате развития всего действия, в результате борьбы, — развязка, в которой дается логический вывод, подсказанный всем ходом развития конфликта.

18 стр., 8784 слов

Курсовая «Форма и содержание в хореографическом произведении»

... 1. ФОРМА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. Форма — это способ раскрытия содержания. Есть формы специфические для каждого отдельного вида, есть общие для всех видов хореографического искусства. К общим формам относятся сольные и массовые танцы. Формы классического танца: ...

Для сюжетного танца в каждой части этого пути имеются свои особенности. Музыка в сюжетном, как и в любом другом танце, является его образным и организующим началом, а также одним из выразительных средств. Движение (хореографический текст) в сюжетном танце — это художественный синтез всех пластических возможностей человека, раскрывающий во времени и пространстве в условной сценической форме законченную мысль. Этой же цели служат вводимые иногда в танец элементы пантомимы. Поза, как пауза в музыке, — это остановленное движение, но не прерванная мысль. Одним из динамических средств выражения действия в сюжетном танце служит рисунок пространственного перемещения исполнителей. Исполнительская техника должна выступать в сюжетном танце не как самоцель, а как средства раскрытия художественного образа. Актерская работа над образом требует глубокого проникновения во внутренний мир героя, тонкой передаче всех его эмоциональных побуждений условным языком танца. Успеху танца способствует удачное художественное оформление сцены, костюмы и грим.

Итак, работа над сочинением и постановкой сюжетного танца подходит к концу. Многие вещи можно увидеть только на зрителе. А увидев, радоваться удаче или исправлять ошибки. Таким образом, работа над танцем нередко продолжается и после премьеры.

2.2 Закон « единства формы и содержания»

Один из важнейших законов хореодраматургии, необходимое условие которого — это органическая связь формы произведения с его содержанием и обусловленность им. Существует и обратная закономерность; содержание проявляется только в определенной форме. Эстетика исходит из того, что форма есть выражение определенного содержания, содержание и форма неотделимы друг от друга как в творческом процессе, так и в завершенном произведении. Еще раньше эту мысль точно выразил Белинский: «Когда форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно, что отделить ее от содержания, значит уничтожить самое содержание; и наоборот: отделить содержание от формы, значит уничтожить форму». Иными словами, становление художественной формы, выбор изобразительно-выразительных средств и технических приемов зависит от особенностей жизненного материала, положенного в основу произведения, и от характера идейно-эстетического осмысления этого материала, т. е. от содержания произведения. Поиски совершенной художественной формы в творческом процессе только тогда оказываются плодотворными, когда они связаны со стремлением художника глубоко, правдиво и впечатляюще отобразить определенное жизненное содержание. Замысел может остаться нереализованным, если художник не найдет для него выразительной формы, и наоборот: интересные находки автора в области формы окажутся бессмысленными, малозначащими, если они носят самоцельный характер. Единство содержания и формы обусловливает органическую целостность, эстетическую ценность произведения, ибо прекрасное в искусстве есть правда жизни, выраженная в совершенной художественной форме. Единство содержания и формы выражается в том, что данному, конкретному содержанию соответствует данная, конкретная форма, в которой оно выражено.Органическая слитность содержания и формы является необходимым условием эстетического наслаждения, получаемого от произведения.

11 стр., 5208 слов

Методика преподавания русского народного танца

... острая необходимость в возрождении, сохранении и развитии на сцене богатейшего наследия фольклорных традиций, национальной хореографической культуры народов России, авторской музыки в жанре ... Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. I ГЛАВА. ПОНЯТИЕ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ» И СПЕЦИФИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ. 1.1 Истоки форм русского народного танца, ...

Заключение

Композиция — это процесс работы над созданием хореографического произведения, представляющего собой гармоническое единство формы и содержания и отличающегося специфичностью выразительных средств и особенностей. Она является его основой, его конструкцией, вытекает из темы, идеи, сюжета, замысла. Организует и связывает все части произведения в единое целое. Форма — это способ раскрытия содержания. Есть формы специфические для каждого отдельного вида, есть общие для всех видов хореографического искусства. Выделяются: формы классического танца: па-де-де, па-де-труа, адажио, вариация и т. д.; формы народно-сценического танца: хоровод, пляска, кадриль; формы историко-бытового танца: гавот, менуэт. Содержание — это правдиво выраженное идейно-эмоциональное отношения художника к действительности в её эстетическом значении, вызывая положительное воздействие на чувства и разум человека, способствует его духовному развитию. К содержанию относятся: тема — это наиболее широкий круг вопросов, проблем жизненных явлений, о которых рассказывается в произведении. Тема отвечает на вопрос: « О ЧЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?»; идея-та главная мысль, которую автор хотел внушить, передать зрителю и отвечает на вопрос: « ЧТО ХОТЕЛ СКАЗАТЬ АВТОР ЗРИТЕЛЮ?»; сюжет — связь событий в сюжете раскрывает движение характеров и чувств конкретного действия и взаимоотношений героев.

Один из важнейших законов хореодраматургии, необходимое условие, которого — это органическая связь формы произведения с его содержанием и обусловленность им. Единство содержания и формы обусловливает органическую целостность, эстетическую ценность произведения, ибо прекрасное в искусстве есть правда жизни, выраженная в совершенной художественной форме. Форма содержательна, асодержание оформлено.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/retsenziya-napo-horeografii/

1. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера / И.В.Смирнов М.: Просвещение , 1986 . 192 с.

2. Мелехов А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца/ А.В. Мелехов Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2015. 128 с.

3. Захаров Р.В. Сочинение танца/ Р.В. Захаров М.: Искусства, 1989. 242с.

4. Батырев А.П., Бурцева Г.В. Композиция танца/ А.П.Батырев, Г.В. Бурцева: Барнаул, НМЦ, 1991. 175с.

5. Бурцева Г.В. Хоровод — художественная форма народно-сценической хореографии/ Г.В. Бурцева: Барнаул,АГИИК,1998. 29с.

6. Смирнов И.В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением/ И.В. Смирнов М.: Министерство культуры РСФСР/заочный народный университет искусств, 1979.230с.

7. Захаров Р.В. Беседы о танце/ Р.В. Захаров М.: Профиздат, 1963 . 169с.

8. Шорохов Е.В. Композиция/ Е.В. Шорохов М.: Просвещение, 1986. 176с.

9. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет/ Г.Н. Добровольская Л.: Искусство, 1983. 230с.

11 стр., 5170 слов

Миф как форма культуры, возникновение и развитие искусства

... мифа, а с другой стороны, становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, трансформируются и теперь выполняются религией, искусством и философией. Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование ... вплоть до нашего времени -- вместе с другими ее формами. 1. Что представляет из себя миф и мифология? Миф - это всего лишь сказание, героями которого являются ...

10. Карп П.М. Младшая муза/ П.М. Карп М.: Искусство, 1997. 123с.