Хореографическое наследие Адыгеи (на примере деятельности государственного академического ансамбля танца «Нальмес»)

Адыгейские танцы. Каждый из них, будь то «Зафак», «Загатлят» или «Исламей», удивителен по-своему. Когда в кругу танцуют девушки в прекрасных сае и джигиты в черкесках, невозможно оставаться равнодушным. Завораживают их виртуозность и плавные движения. Появление и развитие адыгских танцев имеют интересную и глубокую историю. В их основе лежат религиозно-культовые пляски. В седую древность пляски с участием больших масс людей являлись магическими актами, которые должны были обеспечить удачу в борьбе с силами природы, принести успех в труде, на охоте, в бою с врагами и т.д.

Древнейшей формой пляски была подражательность, но она не могла долго удовлетворять далеких предков адыгов. Усложнение обрядов порождало и другие магические акты. Процесс изменения танцев лучше всего прослеживается в культовых плясках «Шиблеудж» (танец в честь бога грома) и «Тхьашхоудж» (танец в честь великого бога), бытовавших у адыгов до недавнего прошлого. Посещавший часто Кавказ путешественник Ж.Б.Тавернье писал: «Когда гремит гром, все тотчас же выходят из селения, и вся молодежь обоего пола начинает петь и танцевать». Культовые танцы, в том числе «Шыблэудж» и «Тхьашхоудж», имеют общие черты с дошедшим до наших дней «Удж-хъураем» (круговым хороводным танцем).

Современный «Удж-хъурай» также, как упоминали Л.Я. Люлье и В.В.Васильков, исполняется «вкруговую» и с однообразным притопыванием ногами. Эти особенности исполнения соответствовали старинному ритуальному танцу, где ритмически организованное действие в виде однообразных притопываний имело магическое значение. В дальнейшем появляются новые формы адыгского танцевального искусства. Это можно проследить на примере «чъэкъашъу» — танце козла, который исполнялся на больших празднествах и стал новым выражением народного искусства. «Этот традиционный образ воплощает в себе все виды древнего искусства: в нем легко обнаруживаются обрядовые истоки драмы, главным образом, непосредственной народной сатиры и элементы звукоподражания птицам и животным, а также начало театрализованного мимического и хореографического искусства».

Со временем магические формулы с их обрядовыми ритуалами постепенно переплетаются с обрядами семейных, общинных, племенных и общенародных празднеств, приурочиваемых к различным событиям и памятным датам, к сельскохозяйственному календарю и так далее.

На протяжении длительного исторического периода танцы адыгов выполняли комплекс функций в жизни общества. Разнообразные игры, военная гимнастика и джигитовка воспитывали физическую силу, ловкость и выносливость. Протяжные, заунывные песни, игра на камыле, шичепшине, темпераментные танцы выражали характер народа, отношение к жизни. Танцами и песнями были насыщены свадебные обряды, обряды взаимопомощи, куначества, воинские обряды, начало и конец сельскохозяйственного года, победы и неудачи в сражениях и т.д.

13 стр., 6062 слов

Значение рисунка танца при создании художественного образа в хореографии

... танца при создании художественного образа в хореографии. Объект: Создание художественного образа в хореографии. Предмет: Значение рисунка танца при создании художественного образа в хореографии. Задачи: Охарактеризовать хореографию как вид искусства, основные выразительные средства хореографии. Охарактеризовать рисунок танца ...

Если говорить о сегодняшних адыгских танцах, то они прекрасны в исполнении Государственного Академического ансамбля танца «Нальмэс». Зажигательные и искрометные, танцы так и зовут каждого в круг.

Актуальность темы исследования. Глава республики назвал Адыгею городом удивительной судьбы. Ведь не случайно это единственный город России, удостоенный редкой чести дать свое имя целой археологической культуре — Майкопской, названной так по уникальному кургану эпохи бронзы Ошад, чьи драгоценные находки составляют славу Золотой кладовой Государственного Эрмитажа. А майкопский Золотой бычок, ставший символом города, признан первым в истории мировой цивилизации ювелирным изделием. Безусловно, Адыгея, имеющая такие значимые для мировой истории материальные и духовные ценности, являющаяся столицей национальной республики с богатейшим историческим наследием, достоин иметь свой стиль, свои «изюминки», обладать «лица не общим выраженьем».

Адыгея должена сохранить ауру доброты, уважительного отношения к людям, истинно майкопскую тонкую интеллигентность, которая позволяет в равной степени гордиться просветительским наследием братьев Соловьевых и творчеством Евгения Шварца, всемирно знаменитым историческим наследием, искрометными танцами «Нальмэса», задором «Казачат», самобытностью «Исламея». Цели исследования. На примере анализа деятельности государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс» определить пути сохранения и развития хореографического наследия Адыгеи, а так же необходимые условия для плодотворной работы Государственного хореографического коллектива.

Задачи исследования

1. Обосновать необходимые условия для организации работы и творческой деятельности хореографического коллектива:

2. Условия для организации работы и творческой жизни государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи.

3. Историческая справка о государственном академическом ансамбле

4. народного танца Адыгеи» Нальмэс»

5. Учебно — воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в государственном академическом ансамбле народного танца Адыгеи «Нальмэс»

6. Репертуар государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс»

7. Международная пресса о государственном академическом ансамбле народного танца «Нальмэс»

Структура дипломной работы. Состоит из ведения, пяти глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. условия для организации работы и творческой жизни государственного академического ансамбля народного танца адыгеи

По моему мнению, самым главным и первоочередным для создания плодотворной работы коллектива является наличие:

  • во-первых, организатора, идейного лидера, сильной творческой личности, художественного руководителя, который будет определять идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива;
  • во-вторых, наличие материальной базы (танцевального зала или сценической площадки, музыкальной аппаратуры, концертмейстера).

    6 стр., 2981 слов

    Грузинские народные танцы. Государственный Академический Ансамбль ...

    ... грузинских танцев. Произведенная И.Сухишвили и Н.Рамишвили реформа грузинского танца- утонченный танец массовки ,трансформация народных ... гимн Грузии, один из главных государственных символов Грузии, наряду с флагом и гербом, с апреля 2004 г. Грузинский текст гимна ??????????? ???? ????? ????????, ?????? ????? ???????, ?????????? ???-????, ?????????? ?????????. ??????????? ???? ????? ???????? ?????? ...

Танец — это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передаёт без помощи речи, средствами движения и мимики.

Художественный руководитель — это передовой человек своего времени, человек высокой культуры и глубоких знаний, в совершенстве владеющий основами профессионального мастерства. От его мировоззрения и эстетических позиций зависят направления творчества и гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива.

Он должен разбираться в сложных явлениях современного искусства, отличать прогрессивные тенденции от ошибочных, вредных. Должен уметь мыслить хореографическими образами, быть мыслителем, психологом и педагогом.

Художественный руководитель не только балетмейстер, но и воспитатель. Он должен быть сам воспитанным человеком, обладать выдержкой, уметь ладить с людьми, а так же быть в какой-то степени и дипломатом — умет владеть искусством «стратегии» и «тактики». Ведь большой творческий коллектив — это множество живых людей, с разными характерами, привычками и представлениями о нравах и способах, какими можно скорее и эффективнее достичь успехов в жизни и на сцене. Конечно: «Балетмейстеры — народ очень разный, как впрочем, и все люди: С одним работалось легко и спокойно, творческие радости и огорчения по-братски делились пополам; другие жестоко требовали беспрекословного соблюдения своей воли, ни на шаг не поступаясь своим замыслом в угоду исполнителю». Культура поведения балетмейстера на работе и в жизни имеет огромное воздействие на коллектив, а так как хореографические коллективы — это в основном молодёжь, то можно себе представить, какое огромное как положительное, так и отрицательное влияние оказывает личная жизнь, личный пример художественного руководителя.

Художественный руководитель всегда на виду и скрыть свои пороки не удастся, поэтому планка требований к себе как к личности, как к воспитателю подрастающего поколения должна быть очень высока. Надо постараться воспитать в себе лучшие качества, искореняя по возможности такие как: самовлюблённость, зазнайство, высокомерие, чёрствость и равнодушие к участникам коллектива, несправедливость в решении спорных вопросов, пристрастное отношение к одним и неприязненное к другим, необходимо избегать легкомыслия в профессиональных оценках и стараться никогда не давать невыполнимые обещания. Начинать работу необходимо с организации самого себя, только в этом случаи художественный руководитель может рассчитывать на прочный и устойчивый успех во всех начинаниях. Талант, ум, долг, справедливость, чистая совесть никогда не подведут, это должно быть творческим крэдом художественного руководителя коллектива. Иначе сколько ни тверди о нравственности, коллектив всегда увидит безнравственное поведение своего руководителя — и авторитета как не бывало! Во время создания новых хореографических номеров, подготовки ответственных концертов, участники коллектива часто находятся в состоянии большого нервного и психического напряжения, без чего невозможен настоящий творческий процесс. По этой причине иногда из-за пустяков возникают споры, конфликты. И только взаимное уважение, вежливость, внимание и бережное отношение друг к другу могут оградить от ненужной нервозности весь коллектив. И тон всем этим отношениям должен задавать балетмейстер, художественный руководитель. «Поведение с актёрами — целая наука.

12 стр., 5799 слов

Ансамбли народного танца

... народно-сценического танца. 3 Рассмотреть народно-сценический танец как особый жанр сценической хореографии на примере ансамбля народного танца имени И. Моисеева, ансамбля «Березка» имени Н.С Надеждиной и ансамбля народного танца ... выведен весь репертуар описанных коллективов. 1. История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства Танец - это самый древний ...

ансамбль репертуар хореографический академический

Глава 2. Историческая справка о государственном академическом ансамбле народного танца Адыгеи «Нальмэс»

Танец — это язык наших тел и наших душ, наших предков и наших детей. Адыгский танец — это особый вид искусства. Он родился с народом, прошел с ним сквозь века. Все, что пережил народ за многовековую историю, отражается в танцах. Адыги были сдержаны в проявлении чувств, немногословны, но в танце можно было увидеть энергию народа, его неукротимое стремление к свободе, силу и мощь духа. Вся красота обычаев, присущие адыгам достоинство, изящество, аристократичность проявлялись в танцах. Композиция танцев, костюмы, атрибутика обоснованы, имеют конкретное, обусловленное национальным духом и характером содержание. Танец — это больше, чем вид искусства. Это целый пласт духовной составляющей жизни адыгского общества, проявляющийся в необычайно выразительной пластике. И сегодня, в современном мире, танец остается самым понятным и доступным каждому видом искусства.

Хореографическое искусство адыгов — это богатейшая сокровищница, уникальной частью которой является Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс». Родился ансамбль в 1936 году, когда решением Адыгейского обкома партии в Майкопе был открыт ансамбль песни и пляски. Его главной целью стала пропаганда лучших образцов песенного и танцевального народного творчества. Первым директором стал Абдул Беджашев, а художественным руководителем Шабан Кубов. Все артисты ансамбля прекрасно пели и танцевали, а музыкальная группа состояла из широко известных в Адыгее исполнителей на народных инструментах. Молодой коллектив успешно гастролировал по всему Советскому Союзу, но в 1941 году, с началом ВОВ работа ансамбля была приостановлена.

Возродился коллектив после войны. В 1945-46 гг. был произведен второй набор молодежи для пополнения творческого состава. В ансамбль пришли Масхуд Бешкок, УмарТхабисимов, Ереджиб Мамий, Юсуф Хаджаев и многие другие, чьи имена вошли затем в историю культуры адыгского народа. С приходом молодых артистов репертуар ансамбля значительно расширился, работа шла успешно.

А в 1950 году произошло очередное обновление творческого состава ансамбля песни и пляски. Гисса Чич, Юрий Чич, Чеслав Анзароков, Шхамчерий Туов, Ибрагим Курашинов, Алий Темзок и другие артисты вывели работу ансамбля на новый, более совершенный уровень. К концу 50-х годов профессионализм коллектива был столь высок, что в декаде литературы и искусства Адыгейской и Карачаево-Черкесской автономных областей в Москве, посвященной 400-летию присоединения адыгских народов к России, основным номером творческой программы было выступление адыгейского ансамбля песни и пляски.

1960-е годы привнесли изменения в общественно-политическую ситуацию в стране. В связи с этим, менялись и задачи, стоящие перед творческими коллективами. Появилась возможность более полного, яркого проявления национальных особенностей, характерных для каждого народа. Это был своеобразный «ветер перемен», который дал толчок развитию культуры и искусства. Творческий потенциал ансамбля позволял развиваться в духе времени. Так, возникла идея о создании Государственного ансамбля народного танца Адыгеи. Для воплощения этого замысла при Тбилисском государственном хореографическом училище открыли трехгодичную студию. Был произведен набор учащихся в количестве 30 человек. Параллельно была организована студия в Майкопе под руководством Масхуда Бешкока и Николая Игнатенко, в которую были приняты 20 человек.

6 стр., 2631 слов

Структура культуры. Народная, элитарная и массовая культура

... порядке. Контролируя процессы социализации и инкультурации индивидов, культура акцентирует различия между стратами и утверждает иерархии и, таким образом, содействует доминированию и субординации определенных групп и классов. Благодаря культуре люди научаются определять ...

В 1971 году выпускники обеих студий выступили в совместном отчетном концерте. Тогда же Масхуду Бешкоку было предложено возглавить новый коллектив в качестве директора и главного балетмейстера. На должность балетмейстера был приглашен Григорий Гальперин, который в то время являлся главным балетмейстером Кубанского казачьего хора. Творческий состав ансамбля был поистине звездным. Многие артисты стали впоследствии великолепными танцорами и основателями творческих династий. Амербий, Нурбий и Лидия Куловы, Мурадин и Марзият Хаджаевы, Азамат и ТагангуашБасте, Нурбий и Лариса Хасиновы, Адам Барчо, Хазрет Барчо, Магамет Кемечев, Руслан Бжецев, Людмила и Нальбий Гучетль, Мира и Интихам Мамиек. Музыкальная группа ансамбля ничем не уступала артистам балета в мастерстве и одаренности. Имена Керима Тлецерука, Валентина Маньшина, Чеслава Анзарокова, Сары Даутовой, Юрия Чирга, Шхамчерия Туова хорошо известны не только в Адыгее, но и далеко за ее пределами. Многие из них и сегодня находятся в самой гуще культурных событий Адыгеи, а Керим Тлецерук занимает в истории культуры адыгов особое место. Талантливый музыкант внес неоценимый вклад в адыгское искусство, занимаясь сбором музыкального материала, оркестровкой, аранжировкой, а также педагогической деятельностью. Основы, заложенные Керимом Хамедовичем в музыкальную культуру, эстетику народной музыки и по сей день являются незыблемой платформой, на которой держится современное исполнительское искусство. Сейчас его ученики достойно продолжают дело, которому Керим Тлецерук посвятил всю свою жизнь.

21 мая 1972 года Адыгейский Государственный ансамбль народного танца сдал свою первую программу на оценку «отлично». Так коллектив подтвердил свою способность решать задачи, изначально стоящие перед каждым профессиональным творческим коллективом: сохранение и развитие народной культуры.

Репертуар был разнообразным: адыгские народные танцы «Исламей», «Загатлят», «Тляпатет», грузинский народный танец «Картули», танцевальные композиции и сюиты. Ансамбль постепенно, но уверенно оформляется как профессиональный, совершенно непохожий ни на какой другой, самобытный творческий коллектив с большим потенциалом. Оркестр ансамбля представляет собой группу талантливых исполнителей, которые украшают каждый танец грамотным музыкальным сопровождением. Звучание народных инструментов еще глубже и полнее раскрывает красоту танца. Музыка и танец становятся одним целым.

В последующие годы ансамбль значительно расширил свой репертуар. В разные годы балетмейстерами работали талантливые хореографы Хаджисмел Варзиев, Хашир Дошуев, Григорий Гальперин, Мурадин Хаджаев, Амербий Кулов. Каждый из них оставил в ансамбле частичку своей души в виде новых постановок, многие из которых долгое время были основой репертуара. В 1974 году ансамбль стал лауреатом премии комсомола Кубани им. Н.Островского, а в 1978 году лауреатом Всероссийского конкурса народных ансамблей танца и ансамблей песни и танца России.

3 стр., 1309 слов

Чувашский фольклор как ресурс развития профессионального искусства ...

... Федерации и Чувашской Республики, Лауреат государственной премии РФ «Душа России», профессор кафедры Чувашского государственного педагогического университета имени Яковлева, художественный руководитель народного фольклорного ансамбля «Уяв»). 9. Наиболее характерными танцами верховых ...

90-е годы прошлого столетия ознаменованы новым витком в развитии ансамбля. Коллектив возглавляет Амербий Кулов, с приходом которого начинается «новая эпоха» адыгской хореографии. Талантливый танцор и балетмейстер, как никто другой чувствует, что ансамбль уже способен выйти на совершенно иной уровень работы, соответствующий требованиям современности. На основе народных танцев он создает хореографические композиции, которые по своему замыслу и исполнению приближаются к классическому искусству. Его работы — это новое слово в развитии национальной культуры. Созданные Амербием Куловым танцы и хореографические композиции прошли испытание временем и являются основой репертуара и сегодня. «Нальмэс» стал лауреатом Всемирного фестиваля адыгской культуры в Нальчике, обладателем Гран-При Международного фестиваля танца в Турции. 1996 год был знаковым для ансамбля. «Нальмэс» принял участие в Днях культуры Адыгеи в Москве, где своим блистательным выступлением покорил столичных зрителей и достойнейшим образом представил культуру адыгов. Ансамблю было присвоено высокое звание «академический». В этом же, 1996 году, за неоценимый вклад в сохранение, развитие и пропаганду адыгской народной культуры «Нальмэс» удостоен высочайшей награды нашей республики — медали «Слава Адыгеи».

Именно Амербий Кулов взрастил целую плеяду молодых артистов, ставших на долгие годы «звездами» ансамбля. Имена Адама Алибердова, Мухамеда и Миры Куловых, Аслана и Риммы Намитоковых, Владислава Тхаркахо, Аскера Гучетля, Марины Гучетль неразрывно связаны с периодом творческого взлета ансамбля под руководством Амербия Цуовича. Сегодня в ансамбле успешно работают их дети — продолжатели знаменитых династий. Оркестр ансамбля, состоящий их талантливых музыкантов Аскера Гонежука, Галима Зубаила, Нафисет Ашиновой, Залима Иругова, Анзора Жудова, Фатимы Духу, — талантливые музыканты, которые достойно продолжили традиции оркестра, заложенные Керимом Тлецеруком.

2000-е годы открыли в истории ансамбля новую страницу. Пришедшие в ансамбль выпускники Майкопского училища искусств АйдамирНаниз, Тамара Алибердова, Тамара Схаплок, Саният и Махмуд Алибердовы, Схатбий Берзегов, Ирина Догбай и другие, несомненно, украсили «Нальмэс». В настоящее время некоторые из них уже ушли на заслуженный отдых, и нашли себя в педагогической деятельности, а другие продолжают блистать на сцене. В качестве директора и художественного руководителя в коллектив пришли блестящие в прошлом танцоры Азамат Басте и Мухамед Кулов (воспитанник знаменитого Амербия Кулова и продолжатель славной династии).

Имеющие многолетний опыт успешной работы в ансамбле, наделенные большими организаторскими способностями, новые руководители осознавали необходимость строить работу ансамбля с учетом современных требований. Художественный руководитель «Нальмэса» Мухамед Хаджибечирович Кулов осуществил ряд постановок, имеющих в основе национальные хореографические традиции и понятные современному зрителю. «Нальмэс» совершил очередной взлет. Расширилась география гастролей, обновился репертуар, творческий состав пополнился молодыми, талантливыми, энергичными артистами.

Особой гордостью ансамбля являются артисты из числа наших соотечественников, вернувшихся из-за рубежа на историческую родину. Около 20 лет блистает на сцене Батурай Шагуч. Он прошел сложный путь от начинающего артиста до ведущего солиста ансамбля. Сегодня имя народного артиста Республики Адыгея Батурая Шагуча известно каждого адыгу. Он является не только одним из лучших артистов ансамбля, но и балетмейстером-репетитором. Успешно работают в ансамбле и подают большие надежды Мурат Кансат и Гушау Едыдж. Всех их привели на сцену любовь к культуре родного народа, адыгскому танцу, и огромное желание танцевать в известном на весь мир ансамбле.

22 стр., 10955 слов

Условия функционирования вокально-инструментальных и эстрадных ансамблей

... академический симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, ансамбль солистов "Классик-авангард" и др. Сохраняют и приумножают хоровые традиции ведущие коллективы республики - Государственная академическая хоровая ... Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла и инструментальная музыка, которая отличается богатством жанров и разнообразием музыкальных инструментов. ...

В 2013 году, после назначения Мухамеда Кулова министром культуры Республики Адыгея, ансамбль возглавил представитель известной танцевальной династии Хаджаевых, заслуженный артист Кубани Аслан Хаджаев. Его приход в коллектив не случаен. Аслан Мурадинович имеет богатый опыт сценической деятельности, в течение 5 лет работал в «Нальмэсе» в качестве главного балетмейстера и его постановки являются украшением репертуара. Вместе с ним в ансамбль пришли выпускники хореографического отделения Адыгейского республиканского колледжа искусств им.У.Тхабисимова.

Приход молодых артистов каждый раз становится важной вехой в истории ансамбля и дает новый импульс к его развитию.

Продолжается активное развитие гастрольной деятельности. Заключены договоры с импресарио о международной гастрольной деятельности. Руководство Республики Адыгея оказывает всестороннюю поддержку прославленному коллективу.

Сегодня «Нальмэс» является одним из профессиональных творческих коллективов, удостоенных чести представлять за рубежом не только Адыгею, но и Россию.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ АКАДЕМИЧЕСКОМ АНСАМБЛЕ НАРОДНОГО ТАНЦА АДЫГЕИ «НАЛЬМЭС»

В целях повышения эффективности и оптимизации деятельности Государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс» Кабинет Министров Республики Адыгея постановляет:

1. Переименовать Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» в государственное учреждение «Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс».

2. Реорганизовать государственное учреждение культуры «Творческое объединение «Дружба» путем присоединения к государственному учреждению «Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс».

3. Министерству культуры и печати Республики Адыгея:

1) в месячный срок утвердить положение о государственном учреждении «Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс»;

2) провести в соответствии с действующим законодательством все необходимые мероприятия по реорганизации государственного учреждения культуры «Творческое объединение «Дружба».

4. Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям внести в реестр государственной собственности Республики Адыгея соответствующие изменения в установленном порядке.

5. Внести в Перечень подведомственных государственных унитарных предприятий Республики Адыгея и государственных учреждений, определенный постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 августа 1996 года N 333 «О мерах по выполнению Указа Президента Республики Адыгея от 5 июня 1996 года N 98 «О совершенствовании структуры республиканских органов исполнительной власти и их отношений с подведомственными организациями» (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2004, N 8; 2005, N 3), в раздел «Министерство культуры и печати Республики Адыгея» следующие изменения:

16 стр., 7655 слов

Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...

... в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе на селе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности. Утратить все эти ... игнорирует народный. Он либо вовсе отрицает содержание в танце, превращая его в цепь изощренных телодвижений, либо обращается к эротическим или мистическим темам. Изломанные, дерганные, расслабленные движения ...

1) исключить строку «Государственное учреждение культуры «Творческое объединение «Дружба»;

2) строку «Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» заменить строкой «Государственное учреждение «Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс».

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры и печати Республики Адыгея.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением подпункта 1 пункта 5, который вступает в силу с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности государственного учреждения культуры «Творческое объединение «Дружба».

Премьер-министр Республики Адыгея А.ХАГУР

Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» является собирателем, хранителем и интерпретатором народных танцев. Репертуар ансамбля богат и разнообразен: старинные адыгские танцы, хореографические композиции по мотивам адыгского эпоса «Нарты», танцы народов Северного Кавказа и зарубежной адыгской диаспоры.

Творческий состав ансамбля насчитывает 70 человек, средний возраст артистов — 20 лет. Среди солистов «Нальмэса» есть заслуженные артисты России, народные и заслуженные артисты Республики Адыгея, Кубани, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик.

Ансамбль располагает зданием со зрительным залом на 1000 мест, имеются 3 репетиционных зала, пошивочный и обувной цеха, звукозаписывающая студия. Концертный зал «Нальмэс» — самая большая концертная площадка в республике.

Сегодня Государственный академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс» по праву называют «визитной карточкой» Адыгеи. Коллектив является лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей, обладателем высшей награды Республики Адыгея — медали «Слава Адыгеи».

Гастрольные маршруты ансамбля.

1975 — Болгария, 1976 — Чехословакия,1980 — Япония, Индия, 1986 — Польша, Болгария,1991 — Турция,1993 — ОАЭ, Иордания, 1996 — Бельгия, Франция,2003 — Франция, 2005 — Турция, 2006 — Турция, 2008 — Италия, Сирия, Турция, 2009 — Ливия, 2010 — США, Турция, 2011 — Киргизия, 2012 — Германия, 2013 — Турция, Иордания.

Глава 3. Учебно-воспитательная работа в процессе репетиционных занятий в государственном академическом ансамбле народного танца Адыгеи «Нальмэс»

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

37 стр., 18025 слов

Организация работы и творческой деятельности хореографического коллектива

... коллектива в эстетическом, культурном воспитании, общеобразовательном процессе и развитии личности. для выполнения дипломной работы ... народного, современного танца, сочиняют бальные танцы. Одни создают большие балеты, другие их репетируют, ведут педагогическую работу. Значит, мы должны разделить балетмейстеров ... искусства для балетмейстера очень важно, так как неотъемлемой частью его работы ...

Репетицию можно представить как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции.

Художественный руководитель вынужден постоянно искать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. У каждого руководителя вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения репетиционных занятий, организации работы коллектива вообще. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения репетиций, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приёмы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере. Особенно это касается молодых, начинающих художественных руководителей, которым порой трудно найти наиболее подходящую форму и интересную методику репетиционных занятий, подготовить за короткий промежуток времени коллектив к выступлению. «Когда-то Пришвин сказал, что не хотел бы снова стать юным, потому что опят пришлось бы мучиться от отсутствия мастерства. Ну, это, наверное, чересчур — жалко, когда уходит молодость. Но мастерство приходит действительно гораздо позже». Знание же ими основных методических и педагогических условий организации репетиционной работы и умение критически переосмыслить их в соответствии со своей индивидуальной творческой манерой и конкретными особенностями коллектива является важной предпосылкой успешной организации и проведения репетиций.

Хотелось бы сказать о самых важных моментах организации репетиции, и мне кажется, каждый художественный руководитель должен знать и обязательно использовать эти положения в организации репетиций своего коллектива.

Начинать репетицию необходимо вовремя, независимо от того, сколько пришло к назначенному часу участников. Это послужит хорошим уроком тем, кто опоздает, и приучит всех приходить на репетицию за 10 — 15 минут до начала. В противном случае, зная, что руководитель из-за несвоевременной явки участников задерживает репетицию, число опозданий может постоянно увеличиваться, что приведёт к потере времени, отведённого на репетицию. От этого снижается не только художественная отдача репетиции, но теряется и её воспитательный, нравственно-организующий смысл. Безответственное отношение одних порой раздражает, расслабляет в определённом отношении других, снижает в них чувство постоянного творческого «горения». В коллективе появляются нездоровые тенденции «исключительности» для некоторых участников, резко падает педагогическое значение репетиции. Таким образом, начало репетиций в строго установленное время — это и этическое, и педагогическое, и художественно-эстетическое требование.

Репетиция должна начинаться с разминки, чтобы разогреть исполнителей, подготовить их для длительной учебной и репетиционной работы. Но разминка не должна быть затянутой, так как у исполнителей должны остаться силы для работы над репертуаром коллектива.

Если вся организационная часть репетиции обеспечена должным образом, то усиливается и её воспитательное воздействие. Поэтому так важно продумать репетиционные занятия до мельчайших подробностей их организационно-методическую и техническую стороны.

План репетиции включает основные направления деятельности и задачи с их детальной расшифровкой, которые предстоит решить коллективу. Задачи должны носить конкретный характер и важно, чтоб они включали моменты не только технические, но и художественно-эстетические и педагогические. Воспитательные задачи формулируются в первую очередь для придания всей работе коллектива единой стержневой линии. Педагогические цели предстают в этом случае сверхзадачей. На её обеспечение направляются усилия коллектива и художественного руководителя, ей подчиняются все учебные и репетиционные занятия. Сверхзадача закладывается как бы внутрь деятельности коллектива, органически включается в её содержание. Исходя из плана, художественный руководитель предварительно ставит перед участниками конкретные задачи: выучить движения, представить образное содержание исполняемого номера, его художественно-исполнительские особенности и т.д. Введение в эту работу специальных элементов, формирующих и развивающих нравственные качества личности, способствуют решению педагогических целей. Эта деятельность относится к числу наиболее сложных, требующих особого дара развитого педагогического перспективного мышления, мастерства, чутья и видения развития личности, умения проектировать этот процесс, придавать всей учебно-творческой деятельности и репетиционной работе воспитательную направленность, сочетать с развитием технических и художественно-исполнительских навыков у участников их нравственно-эстетическое развитие, формирование общей культуры поведения.

Очень важен темп репетиции. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, даже если его исполнение не устраивает художественного руководителя. Возможно, что исполнители не поняли поставленных перед ними задач (невнятно объяснено, невнимательно слушали) или же они не могут выполнить в силу слабой технической подготовки. Для исправления допущенных ошибок нужны более конкретные объяснения. Если и после этого участники не смогут выполнить требований, исполняют с ошибками — следует пойти на компромисс: или потом отдельно поработать с исполнителями, у которых не получаются движения, чтоб не отвлекать всех от работы, или заменить отдельных участников и поставить в номер других, более подготовленных в техническом и художественном отношении исполнителей.

Многократные повторения одного и того же номера снижают внимание, чуткость к жестам, объяснениям руководителя, притупляют творческую мысль у исполнителей. Занятия превращаются в скучные и назойливые поучения. Эта опасность подстерегает даже балетмейстеров профессиональных коллективов. «Надо быть, по возможности, ровным и точным, но нельзя быть скучным. Надо одну репетицию, например, чуть-чуть, похулиганить!». Принцип интереса и увлечённости — это одно из основных условий для плодотворной работы хореографического коллектива.

К темпу репетиции относиться и умение художественного руководителя вовремя сделать перерыв в занятии. Оправданнее, целесообразнее всего его сделать через 45-50 минут после начала работы. Вторая часть репетиции может длиться 40-45 минут. Практика показывает, что при таком временном соотношении первой и второй половины репетиции достигается максимальная активность участников.

Нужно сказать, что репетиция — это подготовка участников, поддержание в них творческого настроения. Создание творческой и соответствующей морально-психологической обстановки в коллективе вынуждают искать эффективные методы работы, варьировать подходы к достижению намеченной цели.

Проведение генеральной репетиции имеет свои особенности, определяющиеся тем, что она является репетицией с одной стороны, но в то же время несёт на себе приметы концертного выступления (костюмы, грим, свет, звук и т.д.).

Генеральная репетиция является итоговой для определённого этапа подготовки репертуара к концерту, и поэтому на ней решаются такие задачи:

  • как подготовить психически исполнителей к концерту;
  • проверить программу, её выстроенность.

На генеральной репетиции не нужно делать частые остановки. Важнее пройти все номера с начала до конца, дать почувствовать исполнителям всю программу в целом, этим самым как бы равномерно распределить силы и эмоциональное напряжение на все номера. И лучше проводить генеральную репетицию (если есть такая возможность) в том зале и площадке, где предстоит выступление за два дня до концерта. В этом случаи (если это необходимо) ещё есть время отработать нюансы, связанные с переодеванием, зарядкой костюмов, выходов на сцену, настройкой света звука и т.д.

Глава 4. Репертуар государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи «Нальмэс»

Репертуар — лицо хореографического коллектива.

Социально-педагогический смысл хореографического коллектива заключается в органичном сочетании художественно-исполнительского и воспитательного процессов, придании им идейно-нравственной направленности. Решение этой задачи связанно во многом с репертуаром, с теми художественными произведениями, вокруг которых строится работа хореографического коллектива. От их качества, идейно-художественного уровня, социально-педагогического потенциала зависит во многом эффективность выполняемых хореографическим коллективом функций.

Подбор репертуара требует от художественного руководителя коллектива чёткого перспективного видения педагогического процесса как цельной и последовательной системы, в которой каждое звено, каждое структурное подразделение, каждый фактор дополняют друг друга, обеспечивая тем самым решение единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Одним из критериев при подборе репертуара для хореографического коллектива является его реальность, соответствие репертуара техническим, художественным и исполнительским возможностям участников коллектива.

При создании репертуара коллектива необходимо придерживаться определённых требований, хотя «по рецепту» сочинить танцевальный номер, требующий от руководителя несомненных творческих способностей, невозможно. Эти требования можно свести к следующим:

1. Необходимо помнить, что постановки должны соответствовать возрасту (каждому возрасту — свои номера) и уровню развития детей, они должны быть понятны им самим, тогда их поймёт и примет зритель;

2. Для одной и той же возрастной группы необходимо создавать танцы разного жанра: игрового, сюжетного;

3. При решении номера его содержание и образность должны исходить из его темы, диктуемой музыкальным материалом;

4. Учитывать учебно-тренировочные цели;

5. Помнить о возрастной психологии детей к конкретному отвлечённому и ассоциативному восприятию содержания поставленного номера и исходить из индивидуальных возможностей исполнителей при постановке танцев;

6. Создавать танцевальные произведения в расчёте на весь коллектив, отдельных сольных исполнителей, на пять — шесть человек (это позволяет работать с двумя составами), так как важно занимать всех участников коллектива;

7. В балетмейстерской практике пользоваться материалом из народных танцев и современных с соответствующей выразительной пластикой. Классика, имеющая специфический язык, как бы цементирует весь материал, создавая некий обобщённый образный сплав.

Полезно было бы так же разобраться в деятельности тех различных по профилю коллективах, которые функционируют в наше время, — этнографических, в которых учувствуют чаще всего люди преклонного возраста, непосредственные носители традиций; различных ансамблей народного танца, где можно увидеть все уровни работы с фольклором — от воссоздания аутентических образцов до стилизации и создания авторских сочинений по мотивам фольклора (их большинство); групп, в которых народный танец соединяется с различными видами современной пластики. Ведь при всей, казалось бы, очевидности задач практика показывает, что на местах от этнографических и фольклорных коллективов требуют сценических постановок, созданных по всем законам театрального искусства, порой упрекают балетмейстеров, которые создали авторские произведения, за отрыв от народных традиций…«Удивительный, однако, секрет в этом часто повторяемом слове «традиции». С одной стороны — их вечно ломают, чтобы пробиться к чему-то новому. С другой — оставшись без них, теряют почву».

Ответственность за репертуар лежит на художественном руководителе хореографического коллектива. Интересы интернациональной культуры предполагают наличие национальных, а они традиционно передаются из поколения в поколение «носителями»; в данном случае, владеющими знанием танца, законов его созидания и выразительных средств. А танец в своём прекрасно-увлекательном коде несёт глубочайшие пласты информации. Сохранение и использование традиций означает и учёт современных веяний, требований, применение специфических художественно-выразительных средств. Народные произведения в этом отношении предоставляют огромные возможности, но их творческое использование требует высокого эстетического вкуса, чувства меры, сохранения подлинной связи с глубинными истоками искусства.

Репертуар:

1.Приветственный танец с бурками. (Постановка — А.Кулова)

В ходе всенародных черкесских игрищ всегда присутствовали конные состязания. В этом танце перед зрителями встает захватывающие фрагменты конных состязаний как преодоление препятствий, джигитовка, поединки всадников «сражения коня грудью».

Одним словом идет демонстрация сражений и поединков, в которых испытываются военная выучка, и отвага мужчин. В конце праздника самая красивая девушка торжественно вручает победителю состязания специальный богатырский кубок, наполненный винным напитком.

2. Хореографический триптих «Тыргъэтау. Старинный зафак. Молодежный танец». (Постановка — А.Кулова)

«Тыргъэтау» — девушка, переодетая в мужской костюм война, представляет эпоху двух тысяч лет назад. Народная легенда гласит, что две тысячи лет назад царица Тыргатау переодевшись в мужские доспехи, взяла в руки оружие, что бы отомстить мужу за совершившую измену. Она собрала войско, которое направила против войска неверного мужа, и победоносно разгромив их, отомстила ему за нанесенное ей оскорбление.

Вторая пара представляется в костюмах отражающие эпоху 19 века. В танцевальном диалоге этой пары раскрываются отношения, которые устремлены друг к другу в лирико-поэтическом характере. Но, не смотря на это, им удается сохранять в своем танце и в костюме сдержанность, строгость и монументальность, которая была присуще представителям высших сословий общества той эпохи.

Третяя пара представляется в костюмах, которые отражают современную эпоху. В танцевальном диалоге этой пары раскрываются отношения соревновательного характера. Они в более свободной, веселой и подвижной форме выражают свои эмоции, которые характерны танцевальной лексике сегодняшней молодежи. Костюмы, в которых они представлены, более стилизованы и приближенны к современной эпохе.

3. В ритмах народного танца «Загатлят» (Постановка — А.Кулова)

В ритмах народного танца «Зыгъэлъат» — традиционный танец, без которого не обходятся ни одни народные массовые празднества и свадьбы. Хореографическая композиция выстроена так, что юноши устраивают состязания между собой и в эмоциональном, темпераментном порыве демонстрируют друг другу свое мастерство. После чего они приглашают девушек, и у них завязывается своеобразный хореографический диалог, который по существу переходит в пляску-соревнование. Но при всем этом пластические движения девушек мягки и уверены, они полны грациозности, гордости и достоинства.

4. Удж (Постановка — А.Кулова)

Адыгейский народный танец «Удж» — это древний адыгский праздничный парный танец.Во время исполнение этого танца раскрывается новый этап взаимоотношений танцующих, а потому их движения, взгляды, расположение в танце по отношению друг к другу выражают согласие в мыслях и чувствах. Общий орнамент танца складывается из разнообразных рисунков и многочисленных переплетений прямых линий и диагоналей. При внешней строгости и подтянутости исполнительской манеры взаимоотношения в парах остаются непринужденными. Однако возможность близкого общения танцующих не нарушает сложившихся в народе этических норм.

5. Старинный адыгский танец «Исламей» (Постановка — А.Кулова)

Ислъамый» — танец носит имя юноши впервые исполнивший его в далеком прошлом. В народе сохранился как жизнерадостный лирический танец подвижного характера. Его композиция насыщена разнообразием линий, диагоналей и круговых мотивов, сочетающихся с различными перестроениями, неожиданными поворотами и разводами. Наблюдая за динамикой этого танца, создается впечатления, что мужчина как орел парит над орлицей девушкой. Есть основания думать, все, что происходит между ними — танец двух влюбленных.

6. Праздничный абхазский танец (Постановка — М.Кулова)

Абхазы — один из родственных народов адыгам (черкесам) сохранившие до сегодняшних дней в своей материальной и духовной культуре много общего. «Праздничный абхазский танец», где за основу сюжета взят, элемент народного свадебного обряда. Старейший рода перед началом большого веселья и свадебного пиршества выходит, к гостям с палкой в руке, куда нанизаны печень и сердце животного принесенного в жертву в честь праздника и своими молитвами благословляет жениха и невесту, приглашая гостей и молодежь на свадебное торжество.

7. Попурри на темы адыгских мелодий

Исполняет оркестровая группа ансамбля (Обработка — З.Иругова)

Попурри на темы адыгских народных мелодий Богата и разнообразна танцевальная музыка адыгов.Каждый танец может, сопровождается множеством разнообразных танцевальных мелодий с присущими им конкретными темповыми и ритмическими особенностями. Музыкальное оформление танцев в программе обогащается наличием в оркестре различных музыкальных инструментов бытующих сегодня в народе. Также отдельным инструментальным номером в программе ансамбля оркестровая группа исполняет попурри на темы адыгских народных мелодий.

8. Ей мардж, Нальмэсыр къашъо (Постановка — А.Кулова)

Хореографическая композиция «Танцует Нальмэс» построена на основе адыгейского народного танца «Зафак». Исполняется в строгой классической манере. Музыка и слова написаны известным адыгским композитором, который воспевает красоту ансамбля и его участников.

9. Ритмы Кавказа

Захватывающая игра на национальном инструменте ШъотIырпI (Доли).В инструментальном номере звучат ритмы разных народов Кавказа. А также исполнители демонстрируют свое высочайшее искусство, виртуозно жонглируя инструментом.

10.Ожерелье народных танцев адыгской диаспоры (Постановка — А.Кулова)

Сегодня во многих странах Ближнего Востока, Европы и Америки проживает многочисленная адыгская (черкесская) диаспора. Не смотря на то, что они находятся вдали от своей исторической родины, бережно сохраняют народные традиции, обычаи и культуру. Танец под названием «Ожерелье народных танцев адыгской диаспоры» представляется как единая хореографическая композиция, которая состоит из нескольких народных танцев, возвращенных на историческую родину.

11. Мэкъуаохэр

Хореографическая миниатюра Различные трудовые танцы во все времена имели большое общественное значение, через них и воспроизводили процесс трудовой деятельности народа. Они всегда способствовали совершенствованию приобретенных навыков за время охоты, земледелия, молотьбы и тому подобное. В шуточной хореографической миниатюре «На сенокосе» сюжет развивается в трудовом поле, куда рано утром пришли три брата косить сено. По прибытию на место один из братьев понял, что много работы, начал под всяким предлогом самоустранятся от работы. Ему это удался, он целый день проспал в тенечке. К вечеру, когда братья уставшие вернулись после работы, поняли, что не только он их обманул, но и лишил обеда, который им еще днем принесла младшая сестра.

12. ЛъэпэчIас (Постановка — М.Кулова)

По мотивам народного танца «ЛъэпэчIас», что в дословном переводе означает «воткнуть палец» или «танец на пальцах». Древний народный танец импровизированного характера, всегда был и остается любимым и популярным в народе. В танцевальных состязаниях танцевать на пальцах, считается вершиной исполнительского мастерства, об этом рассказывают даже в нартских сказаниях. Танец дает возможность ярко и темпераментно раскрыть индивидуальные способности исполнителей, открывает возможность показать свое мастерство именно в танце на пальцах.

13. Хореографическая композиция «Сказания о нартах» (Постановка — А. Хаджаева )

Хореографическая композиция Героический эпос «Нарты» адыгского (черкесского) народа — сокровищница мировой культуры. Он является своеобразным автографом народа, создавшего его на протяжении многих столетий. В стране Нартов женщины всегда славились своей красотою, днем они светились, как солнце, а ночью как луна. Нарты (положительные герои адыгского эпоса) всегда радостно любовались красотой своих женщин, и с большим упоением возносили их в своих рассказах. Но в один прекрасный день Иныж (Великан, отрицательный герой адыгского эпоса) со своими варварами бессовестным образом нападают на Нартские земли, сжигая и разоряя домашние очаги мирных жителей, угоняют скот, и забирают у людей огонь, оставляя их без еды и тепла. Тогда мудрая наставница и хранительница домашнего очага Нартов Сэтэнай, которая бережно воспитала своего сына Саусырыко (герой Нартских сказаний) дает в руки оружие и отправляет его, вернуть Нартам огонь. Преодолев множество трудных препятствий в пути, преодолев множество кровавых поединков с варварами Иныжа, Нартские витязи во главе с Саусырыко забирают огонь и возвращают Нартам.

14. КъэмэчIас

«Танец с кинжалами», истинный адыг (черкес) должен уметь мастерский владеть кинжалами. Солист, исполняющий этот танец, демонстрирует высочайшее искусство владением кинжалами. Он одновременно и по отдельности разными виртуозными движениями втыкает кинжалы в пол, и каким то чудом ему удается удерживать большое количество кинжалов в зубах. Танец с кинжалами в исполнении солиста ансамбля зрители всегда воспринимают с большим восторгом.

15. Удж-хъурай

Древний хороводный праздничный танец «Удж хъурай» — один из древнейших хороводных танцев народа, который традиционно исполняется в завершении церемониальных действий на танцевальных площадках. Распорядитель праздника, со специальной палкой в руке, украшенной фундуком, орехом и разными пестрыми лоскутками из материи созывает всех участников праздника на хоровод. Хоровод исполняется по кругу, под песню, в которой, он воспевает самую красивую девушку из числа присутствующих. Ее определяют обычно уважаемые люди, старейшины общества. Затем хороводный праздничный танец плавно переходит в массовое народное гуляние, выражая радость, веселья и способствуя выходу скрытой творческой фантазии.

Глава 5. Международная пресса о государственном академическом ансамбле народного танца «Нальмэс»

Триумф «Нальмэса»: Артисты из Адыгеи покорили заокеанского зрителя!

Всякий раз выступление прославленного коллектива из Адыгеи — зрелищное и впечатляющее действо, которое способно поразить воображение любого, даже самого искушенного зрителя.

Приехать и удивить.

Напомним, что «Нальмэс» в апреле участвовал в Международном фестивале искусств в городе Норфолк, штат Вирджиния, Соединенные Штаты Америки, где были представлены буквально все жанры. Участие в этом празднике искусств приняли более 50 творческих коллективов из 25 стран. Свое мастерство продемонстрировали королевский Бирмингемский балет, Шекспировский театр, Национальный симфонический оркестр Франции, знаменитый Ричмондский балет из США и многие другие не менее известные коллективы. Поскольку в Норфолке проводился еще и международный фестиваль военной музыки, ансамбль из Майкопа представил хореографическую композицию «Моя Адыгея». Многочисленные зрители могли увидеть ее в пяти больших гала- концертах. «Нальмэс» достойно выступил на этих двух фестивалях, представляя Россию. О нем знатоки и ценители самобытного народного искусства говорили, как о ярком и имеющем высочайшую творческую репутацию.

Выступления перед зарубежным зрителем, по мнению руководителей и артистов коллектива, ответственны вдвойне. А заметили танцоров профессионалы еще в 2007 году, когда они выступали на фестивале «Кремлевская заря». В торжественной части открытия и финала этого фестиваля «Нальмэс» выступал на сцене вместе с балетной группой кубанского казачьего хора. По телевидению США показали фрагменты этого выступления. Именно тогда на этот коллектив и обратил внимание заокеанский импресарио. Таким образом наш ансамбль был приглашен на гастроли за океан.

А уже во время выступлений в Америке поступили предложения по новым гастролям в США, Корее и Канаде.

Труд артиста

Считается, что истинный уровень ансамбля определяется в ходе выступлений в республиках Северного Кавказа, где каждый знает толк в танце, а все увиденное на сцене оценивается с профессиональной точки зрения. Тут ошибок и неточностей, как правило, не прощают. Но артисты из Адыгеи, выступая перед заокеанским зрителем, нисколько не расслаблялись. И все, кто стал свидетелем необыкновенно зажигательных и проникновенных выступлений сходились в одном — впечатление о них остается незабываемое. А такой результат возможен лишь в одном случае — коллектив активно развивается, совершенствуется, находит новые творческие идеи и проекты, интересные хореографические и музыкальные элементы, оригинальные решения.

Для каждого артиста «Нальмэса» сцена — это прежде всего бесконечные репетиции, что называется «до седьмого пота», строжайший режим, постоянный самоконтроль, немалые физические нагрузки, огромная ответственность.