«Невербальные средства коммуникации»

Актуальность данной темы обусловлена нарастающим интересом к невербальному (внеречевому) общению; а также временем, когда общество стремится развиваться и самосовершенствоваться, в том числе, и в общении друг с другом.

С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу. Если мы говорим не всегда, то движения производим постоянно, даже не замечая этого. Та роль, которую играют жесты в человеческом общении, давно вызывала интерес со стороны ученых. Ещё две тысячи лет назад Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинтилиану, который жил в первом веке до нашей эры. Исследование невербальных средств коммуникации изучается на конференциях, семинарах, обсуждается на страницах ведущих журналов. Объектом изучения является педагог дополнительного образования Центра дополнительного образования детей «Юность». Предметом исследования –невербальные средства коммуникации.

Целью исследования является теоретическое обобщение и использование в своей педагогической практике невербальных средств коммуникации.

Задачи курсовой:

  • изучить литературу по данной теме;

  • узнать, какие бывают невербальные средства коммуникации, их сущность;

  • рассмотреть классификацию основных невербальных средств коммуникации;

    15 стр., 7390 слов

    Культура речи и средства эффективного общения

    ... культура речи. 2. Выявить сущность, компоненты и функции общения. 3. Выявить средства эффективного общения. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения Культура речи ... цели и средства, коммуникация (информационный обмен), направленность. Истоки духовно-практического общения становятся понятны, ...

  • изучить невербальное общение в деятельности педагога дополнительного образования;

  • сформулировать выводы и сделать заключение по данной теме.

В нашем внешнем поведении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнера. Как заметил однажды признанный знаток людей, легче изменить свое мировоззрение, чем свой в высшей степени индивидуальный способ подносить ложку ко рту. В общение людей оказываются, закономерно включены эмоции общающихся. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует невербальный аспект обмена информацией – невербальную коммуникацию.

Структура настоящей курсовой работы представлена на 38 листах печатного текста, состоит из введения, двух глав (основная и эмпирическая), заключения, выводов, списка литературы, а так же приложения.

Глава I . Классификация и сущность основных невербальных средств коммуникации

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровне, не только в себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет).

Кроме того, само по себе невербальное поведение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут не совпадать в разных национальных культурах. Болгары несогласие с собеседником выражают кивком головы, который русский воспринимает как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у русских, болгары могут легко принять за знак согласия.

6 стр., 2869 слов

Средства коммуникации: невербальные средства общения

... 2. Формы невербальной коммуникации 2.1. Кинесика Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Жесты — это ... тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное общение часто возникает бессознательно. ...

В разных возрастных группах для осуществления невербальной коммуникации тоже выбираются различные средства. Так, дети часто используют плач, как средство воздействия на взрослых и способ передачи им своих желаний и настроений.

Выделяют следующие формы невербальной коммуникации:

кинестетические выражения (поза, телодвижения);

проксемика (пространственная организация общения);

пара– и экстралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи, а также запинки, оговорки, паузы и молчание;

такесика (прикосновения, рукопожатия);

выразительные движения (жесты, мимика);

движения глаз, взгляд.

1.1 Роль невербального общения.

Слова хорошо подходят для логической информации.

  • подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию;

  • передаем информацию сознательно или бессознательно;

  • выражаем свои эмоции и чувства;

  • регулируем ход разговора;

  • контролируем и воздействуем на других лиц;

  • восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде.

Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы. Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления. Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.

5 стр., 2336 слов

Проблема педагогического общения. Совершенствование личности ...

... внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно. Мускульная мобилизованность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости ...

Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуемо нервном напряжении. Сжатые в замок руки – о закрытости. Преобладание согласных в речи – о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем “лирик”. Чтобы правильно «читать» и применять выразительные движения, необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения. К невербальным средствам общения относятся:

1.2. Мимика.

Название наиболее изученного компонента невербальной коммуникации происходит от греческого слова mimikos – подражательный. Под мимикой мы понимаем движения мускулатуры лица. Ее не следует путать с физиогномикой (наука, с помощью которой по форме лица можно судить о психических свойствах того или иного человека).

Как установлено еще Дарвином, мимика человека уходит корнями в мир животных. У животных и человека немало общих мимических выражений – мимика страха, испуга, тревожности и т.п. Однако у человека имеются специфические чувства и их мимические выражения – состояние вдохновения, восхищения, сочувствия, энтузиазма и др. Многие выразительные средства человека развились из движений, которые в мире животных имели приспособительное значение. Так, выражение ненависти у человека приподниманием верхней губы филогенетически связано с устрашающим обнажением клыков у животного, готовящегося к борьбе.

Мимика связана с распространением интенсивного возбудительного процесса на двигательную зону коры головного мозга – отсюда её непроизвольный характер. При этом происходит и соответствующее возбуждение всей симпатической нервной системы. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи. Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения генетически связаны с органическими ощущениями.

Мимика бывает разная:

Сильно подвижная мимика

Малоподвижная мимика.

Монотонность и редкая смена форм.

Сопряженная мимика.

Так же мимические движения подразделяются на:

1)мимику агрессивно-наступательную – гнев, злость, жестокость и др.;

2)активно-оборонительную – отвращение, презрение, ненависть и др.;

3)пассивно-оборонительную – покорность, приниженность и др.;

4)мимику ориентировочно-исследовательской направленности;

5)мимику удовольствия-неудовольствия;

6)маскировочные выражения – мимика сокрытия истины, двусмысленности, нечестности и т.п.

Одним из наиболее важных элементов мимики является взгляд. Взгляд живого существа, и особенно взгляд человека, — один из самых сильных раздражителей, несущий в себе большую информацию. В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся около глазная область.

6 стр., 2706 слов

Сочинение правила общение делового человека

... допускается, в нашей деловой культуре по этому поводу нет определенных правил, хозяин офиса определяет, ... Цель этого вида презентации - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной ... компромиссов по вопросам, которые, на ваш взгляд, вызовут наиболее жаркую дискуссию. Реализация данной ... партнера, т.е. посмотреть на вещи его глазами. 1. Компромиссный метод. Участники переговоров должны ...

Впечатление, производимое взглядом, зависит от просвета зрачков, положения век и бровей, конфигурации рта и носа, общего абриса лица… По мнению антрополога Эдуарда Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. Взглядом можно выразить своё отношение к собеседнику (уважение, симпатию, любовь, нежность, презрение, равнодушие и т. п.), к его поведению (например, насмешливый взгляд на завравшегося собеседника).

Взглядом можно задать вопрос или дать ответ. Например, кратковременное закрытие век означает ответ: «Да». Исследования показывают, что в какие-то моменты диалога взгляд обязателен, в какие-то – нет. Обычно визуальный контакт происходит в конце предложений, не происходит во время пауз нерешительности и на стыках двух реплик. Воздействие взгляда зависит от дистанции общения. Воздействие взгляда на собеседника тем сильнее, чем ближе находится к вам собеседник. Особенно большое влияние оказывает безразличный и пристальный взгляды, которые могут быть весьма неприятными для собеседника.

1.3 Визуальное взаимодействие (контакт глаз)

Окулесика — наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения. Глаза — это одна из тех частей тела, которые сложно контролировать. Они расположены рядом с мозгом и напрямую выражают его мыслительные процессы. Движение глаз уже означают, что собеседник начал размышлять.

Главные характеристики: направление взгляда и его тип (способ визуального воздействия).

Знаковость языка глаз зависит от таких признаков, как длительность, интенсивность, статичность/динамичность взглядов. В окулесике принято выделять следующие виды взглядов: односторонний взгляд, взгляд в лицо, прямой взгляд в глаза, совместный взгляд, контакт глаз, (визуальный контакт), избегание взгляда, пропуск взгляда. Главными характеристиками становятся направление взгляда, тип взгляда (способ визуального воздействия).

14 стр., 6522 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека

... жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи . О чем же осведомляют и как регулируют общение неречевые средства? Место невербальных средств в процессе общения ... реакцией (движениями) собеседника. Фонационные невербальные средства Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. ... до демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с ...

Это может быть прямой взгляд в глаза, который обычно трактуется как взгляд вызова. Обычно он гипнотический или агрессивный, вызывая у адресата возбуждение, ставит его в затруднительное положение. Поэтому правилами этикета принято, что­бы прямой взгляд был коротким по длительности. Основные коммуникативные функции глаз описаны Г. Е. Крейдлиным. Когнитивная функция проявляется в том, что собеседник стремится передать некоторую информацию и прочесть ее отклик в глазах адресата. Эмотивная функция передает знаковость выражения глаз и считывание с них испытываемых чувств. Следующая функция — контролирующая. Это проверка, как воспринято и понято ли переданное сообщение. Регулятивная функция — выражаемое глазами требование отреагировать на передаваемое сообщение.

Соответственно функциям, выражения глаз могут иметь следующие смыслы: готовность к коммуникации; подавление воли или влияния другого, контроль над партнером и его поведением; желание установления контакта и получения информации; выражение чувств. Многие авторы подчеркивают влияние пола на визуальное коммуникативное поведение людей. Так, мужчины чаще бросают взгляды в сторону женщин с ростом расстояния между ними, в то время как для женщин соотношение между числом взглядов и расстоянием между мужчиной и женщиной обратно пропорциональное. Контакт глаз в беседе женщин обычно больше, чем между беседующими мужчинами. В смешанных парах женщины смотрят дольше на мужчину, чем наоборот, даже если этот мужчина им не нравится. Это объясняется тем, что женщины более эмоциональны, стремятся сохранить «тепло» беседы, поиск участия со стороны мужчин, стремление получить одобрение, проявление зависимого положения.

Это относится к людям европейской и североамериканской культур. В Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшими. Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения. Арабы и южноамериканцы определяют малое число ответных взглядов как невнимание и проявление невежливости. Индейцев навахо учат никогда не смотреть на собеседника. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз и это — общепризнанный знак проявления уважения к собеседнику. Кочевники в Северной Африке, чьи лица прикрыты вуалью или иной материей, общаются друг с другом только «глаза в глаза». Это дает возможность получить максимальную информацию при общении. В Древнем Китае по типу глаз и глазных выражений классифицировали и сравнивали людей, их свойства и характеры. Особое внимание в общении людей занимают зрачки. Как правило, они расширяются при повышенном эмоциональном состоянии, при удивлении. Девушек с большими зрачками воспринимают красивыми, женственными и привлекательными, с маленькими — злыми, эгоистичными, холодными.

1.4 Дистанция общения (пространственная организация)

Начало исследованиям этого вида коммуникации положил американский учёный Э. Холл

Проксемическое поведение людей вытекает из филогенетического прошлого людей (территориальность людей, феномен толпы), из психофизиологического процесса восприятия и из организации пространства в зависимости от влияния культуры. Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры. Эти нормы определены четырьмя расстояниями (концентрические пространства с субъектом общения в центре):

3 стр., 1291 слов

Реферат слово и жест в публичных выступлениях

... фразы, предложения, сопровождающиеся определенными жестами, часто воспринимаются легче и понятнее. Умелое использование жестово-мимических средств делает выступление ярче, увлекательнее, насыщеннее. Неречевые средства общения Правила пользования жестами При жестикуляции пользуйтесь ...

1) интимное расстояние (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей;

2) персональное расстояние о 45 до 129 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми;

3) социальное расстояние от одного метра до четырёх метров оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми и при официальном общении;

4) публичное расстояние от четырёх до семи с половиной метров используется при выступлении перед различными аудиториями.

В основном изменение величины расстояния в рамках культурного стереотипа носит групповой характер. Увеличивается дистанции общения с лицами, которые старше по возрасту, отдаляются «незнакомые», приближаются «родственники». Любой человек всегда реагирует, если реальная дистанция не соответствует норме, но наиболее чуткими оказываются лица с повышенной тревожностью (у них преобладает реакция «избегания»).

Выбор дистанции общения практически осуществляется неосознанно, однако при этом всё же имеют значение социальный престиж собеседника, его национальность, культура поведения, возраст, пол, степень близости и темперамент. Нарушение оптимальной дистанции общения вызывает у людей негативную реакцию, они пытаются её изменить, что приводит к возникновению «эффекта движущегося общения».

Один из проксемических компонентов невербальной системы – ориентация (расположение партнёров по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу) и угол общения. Например, место, которое занимается партнёром за столом, определяется характером общения. Если партнёры – соперники, то они садятся напротив, если единомышленники – на одной стороне стола. Обычная беседа и, особенно, случайная, даёт позицию «наискосок» — через угол. Проксемикой изучается и персональное пространство – пространственная сфера вокруг человека, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить (не является кругообразным, его удалённость в разные стороны не равна).

Мерой персонального пространства служит расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой человек.

Наряду с персональным пространством существует пространство группы. Вокруг общающихся людей образуются своеобразные «границы». При расстоянии 100-125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа, другой человек спокойно может вторгаться в их пространство, критическое расстояние – 90 см. В ситуациях длительной групповой изоляции, в условиях скученности, у человека возникает дистресс, поскольку происходит совмещение (наложение друг на друга) персональных пространств и персонализированной территории (удлинённое личное пространство, включающее собственную территорию – место в камере, квартире, транспорте и т. д. – и различные объекты), а, следовательно, возникает информационная перегрузка. Интересная гипотеза М. Аргайла и Д. Дина о равновесии между такими системами невербального поведения, как такесика (физический контакт), визуальное взаимодействие (контакт глаз) и дистанция. По мнению учёных, при слишком интенсивном использовании одной из этих систем происходит торможение проявления других элементов невербального поведения. Например, чем ближе подходит партнёр с целью физического контакта, тем меньше контакт глаз, до полного исчезновения.

7 стр., 3374 слов

Роль мимики, жестов и позы в деловом общении

... сигналов, которые обеспечивают повседневное (и в том числе деловое) общение человека посредством мимики, взглядов, жестов, позы, движений головы и тела. Невербальные сигналы играют большую роль в коммуникации, они влияют на ее процесс и ...

1.5. Жесты

Интерес к языку жестов, возрастая со временем, вызван той ролью, которую играют жесты в человеческом общении. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи. Жесты могут:

  • Выражать то же, что и речь;

  • Выражать нечто, что противоречит содержанию речи;

  • Предвосхищать значения, переданные речью;

  • Акцентировать ту или иную часть речевого сообщения;

  • Быть связанными с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

  • Сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

  • Заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику (например, поиск подходящего слова);

  • Заменять отдельное слово или фразу;

  • С опозданием дублировать содержание вербального сообщения.

В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических (знаковых) систем:

Жесты-знаки

Жесты-сигналы

натуральные

  • Натуральные (естественные и потенциально естественные) жесты в норме употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения.

  • Дактилологические жесты – система жестов глухонемых;

  • Конвенционные (условные, символические) жесты относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К конвенционным жестовым системам относятся: тайный «язык» жестов кочевых народов, «язык» жестов американских индейцев, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижёров, водолазов, строителей, военных и т. д.) и др. Существуют различные классификации жестов с точки зрения их эмоциональной тональности.

    4 стр., 1981 слов

    Невербальная культура

    ... правильного понимания невербального языка при переходе от одной культуры к другой: )неправильная интерпретация, )неполная интерпретация, )избыточная интерпретация. [1] Таким образом, видим, что проблема невербального общения чрезвычайно актуальна и заслуживает всестороннего ...

Выделяются следующие тональности общения:

  • Возвышенная;

  • Нейтральная;

  • Нейтрально-обиходная;

  • Фамильярная;

  • Вульгарная.

Возвышенная тональность характеризуется торжественностью и эффективностью; к ней относятся жесты, которые описываются в пособиях по ораторскому искусству и ритуальные жесты наподобие возложения руки на Библию или на Конституцию во время принесения присяги. Нейтральной тональностью характеризуются конвенционные жесты (например, регулировщиков дорожного движения или строителей), которые полностью лишены эмоциональности и несут ясное и недвусмысленное сообщение. Жесты с нейтрально-обиходной тональностью применяются обычно для установления контакта: это, например, жест остановки машины или жест готовности отвечать у школьника. Большинство жестов, используемых в непринуждённой обстановке, имеют фамильярную тональность, как то: похлопывание собеседника по плечу или спине. Несанкционированные обществом жесты относят к вульгарной тональности; они воспринимаются как грубость и не допускаются в приличном обществе, хотя и приемлемы в непринуждённой мужской беседе. Особенно в общении культурных людей недопустимы жаргонные жесты, тем более со стороны учителей и родителей – во избежание копирования их детьми. В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Например, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом общения. Выбор основного коммуникативного компонента обуславливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, то выбираются одни жесты, если отчитать – другие.

В одном случае важна мимика, в другом – жест. К примеру, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить горе – обнимают за плечи.

Жесты должны соответствовать словесно выражаемым мыслям. Поэтому при отборе жестов нужно быть очень внимательными. Иногда в процессе общения важна скупость жестов, их сдержанность, определённое направление жестов, наличие зачаточных форм, своеобразных «полу жестов».

1.5.Пантомимика.

Каждый человек, иногда сам того не замечая, показывает свое внутреннее эмоциональное состояние окружающим. Если вы умеете видеть внутренними эмоции, отношение человека к кому или чему-либо, то вас можно поздравить, так как вы умеете читать невербальный язык.

Пантомимика

Мимика и пантомимика представляет собой группу выразительных движений мышц глаз, тела, лица человека. Они являются результатом психического состояния каждого человека. Это универсальный язык для общения, который понятный как иностранцам, детям, так и животным. Мимика и пантомимика представляют собой внешнее проявление внутренних ощущений (это может быть испуг, боль, удовольствие и пр.).

С их помощью выражаются также и сложные интеллектуальные процессы. Мимико-пантомимические особенности могут зависеть от факторов, которые формируют и влияют на мышечный тонус, движения. На формирование мимической выразительности оказывает также влияние внутреннее состояние клетчатки, находящейся под кожей и кожных лицевых покровов.

У ребенка невербальные средства общения более ярко проявляются, чем у взрослого человека и пантомимика отличается наибольшей экспрессивностью. Но на протяжении взросления человека и его воспитания, мимический диапазон значительно расширяется и увеличивается количество сознательного контролирования мимических реакций.

На развитие мимической экспрессивности влияют соматические факторы. К примеру, когда человеку приходится голодать, изменяются не только характеристики его мышц, кожи, но и общая выраженность любых мимических проявлений.

Стоит отметить, что жесты мимика и пантомимика – это совокупность выразительных человеческих движений, благодаря которым можно понять намерения состояние человека.

Функции пантомимики

Жесты служат для уточнения речевого общения. Они подразделяются на указательные, поясняющие, иллюстративные, выделяющие и выразительные, которые показывают эмоциональное состояние личности. Так, некоторые типы жестов на протяжении развития историко -общественной практики, приобрели обобщенное символическое общение. Актеры, танцоры и ораторы наибольшее количество своей профессиональной деятельности посвящают отработке жестов.

Развитие мимики и пантомимики помогает развить вашу память и снять напряжение в речедвигательном аппарате. Для детей это полезно тем, что воспитывает в них волевую сознательную само регуляцию. Так же, делая комплекс определенных упражнений, вы научитесь держать под контролем свои эмоции и уметь контролировать их мимическое проявление, что очень важно для людей бизнеса, ораторов и пр. Нет сомнений, что эти навыки положительно скажутся на вашем будущем. Развивать мимику и пантомимику можно и находясь дома.

Пантомимика – это целое искусство, поэтому приведем примеры всего нескольких пантомимических движений:

  1. Жест открытости. Раскрытые руки, расстегивание пиджака – эти жесты свидетельствуют о добродушном расположении собеседника к вам, о его открытости.

  2. Жесты скрытности. Машинальное потирание лба, подбородка, при этом взгляд отводится в сторону, говорит о желании вашего собеседника что-то скрыть от вас, он сомневается в вашей правоте.

  3. Жесты защиты. Скрещивание рук, скрещенные кисти рук обхватывают плечи — это знак того, что собеседник видит в данной ситуации угрозу, опасность, он негативно к вам настроен.

Итак, искусство пантомимики является очень многогранной совокупностью движений, понимая которые, можно найти общие точки соприкосновения с любым человеком.

Глава II . Эмпирические исследования

2.1 «Методика экспертной оценки невербальной коммуникации»- разработана А.М. Кузнецовой

Методика

Инструкция: постарайтесь по приведенным ниже вопросам выразить свое мнение о некоторых особенностях поведения человека в общении с вами. На каждый из вопросов предлагается 4 варианта ответов. Вам нужно выбрать тот из них, который, на ваш взгляд, наиболее точно характеризует данного человека. Обведите в бланке ответов ту букву, которая соответствует выбранному вами ответу. С помощью приведенного опросника оценивают невербальные проявления человека. Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, и каждому варианту приписывается определенный балл (от 1 до 4) (А – 4 балла; Б – 3 балла; В – 2 балла; Г – 1 балл).

Методика дает возможность диагностировать 3 параметра невербального общения.

Подсчет результатов

Подсчет результатов

1. Общая оценка невербального репертуара человека с точки зрения его

разнообразия, гармоничности, дифференцированности — вопросы 1, 5, 8, 12,

15, 17.

2. Чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению

другого (эксперта-наблюдателя), способность к адекватной идентификации —

вопросы 2, 4, 7, 11, 14, 18, 20.

3. Способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно

цели и ситуации общения — вопросы 3, 6, 9, 10, 13, 16, 19.

Уровень развития каждой из описанных способностей вычисляется как

сумма баллов за ответы на соответствующие вопросы (за ответы на вопросы 5,

8, 12, 19 полученные баллы вычитаются из общей суммы по каждому из 3 параметров).

Количественные оценки каждого из трех параметров могут варьировать:

1 шкала — от -9 до +9 баллов;

2 шкала — от 7 до 28 баллов;

3 шкала — 2 до 23 баллов;

Суммарная оценка — 0 до 60 баллов.

Для каждого испытуемого получают оценки трех экспертов, включая его

самого. По каждому оцениваемому параметру находится среднее арифметическое значение 3 экспертных оценок. Эти оценки рассматриваются как показатели уровня развития каждой из 3 выше описанных способностей субъекта к невербальной коммуникации. На основе суммарных оценок по 3 анализируемым параметрам определяется общий показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей человека. Примерное время тестирования 10-15 минут.

Вопросы:

1. Считаете ли вы, что он (она) умеет хорошо дополнять содержание своих слов неречевыми средствами (мимикой, жестами, позой и т. д.)?

2. Понимает ли он (она) ваши эмоции по выражению вашего лица?

3. Может ли он (она) найти подходящие интонации голоса для выражения своих чувств и отношений к другим людям?

4. Считаете ли вы, что он (она) умеет правильно понимать значение ваших взглядов (проявление симпатии, интереса, привлечение внимания, проявление волнения и др.)?

5. Считаете ли вы что у него (нее) бывают лишние жесты и движения, когда он (она) старается выразить свои мысли и чувства?

6. Умеет ли он (она) сдерживать проявление своих отрицательных эмоций и отношений?

7. Как вы считаете, реагирует ли он (она) на изменения вашего голоса (на проявление иронии, волнения и т. п.)?

8. Бывает ли, что его (ее) неречевое поведение не соответствует тому, о чем он (она) говорит?

9. Умеет ли он (она), по вашему мнению, выражением глаз и взглядом проявить внимание к другим людям, приветливость, заинтересованность?

10. Как вы считаете, может ли он (она) управлять своей мимикой во время конфликтной ситуации?

11. Отличается ли его (ее) мимика выразительностью, разнообразием, гармонией?

12. Есть ли у него (нее) позы или движения, непривлекательные с вашей точки зрения?

13. Использует ли он (она) мягкие, доверительные интонации, чтобы снять у других напряжение, вызвать на откровенность, расположить к себе?

14. Умеет ли он (она) по изменению вашей походки, позы определить ваше самочувствие, настроение, состояние?

15. Может ли он (она) передать оттенки, нюансы своих чувств, эмоций, используя различные неречевые средства поведения?

16. Умеет ли он (она) достаточно тонко и понятно показать через мимику свое доброжелательное отношение к другим?

17. Можно ли сказать, что по его (ее) выразительному поведению легко понять, какие он (она) испытывает чувства к окружающим?

18. Может ли он (она) понять ваше отношение к нему, даже если вы не демонстрируете его специально?

19. Бывает ли он (она) скован в движениях и жестах, зажат, когда попадает в непривычную, незнакомую ситуацию?

20. Как вы считаете, понимает ли он (она), когда вы огорчены, расстроены, не расположены к общению?

Количественные градации оценок результатов тестирования в данной версии соответствуют следующим условным критериям, выраженным в процентах:

крайне низкие 0

низкие 1-20

пониженные 21-40

средние 41-60

повышенные 61-80

высокие 81-99

крайне высокие 100

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.

Методика: Экспертная оценка невербальной коммуникации.

Ф.И.О:

Доп. данные:

Диаграммы структур невербального поведения:

1.ОНР (Оценка невербального репертуара)

2.СНП (Сензитивность к невербальному поведению)

3.УНР (Управление невербальным репертуаром)

ОНК ( Оценка не вербальной коммуникации)

1)Общая оценка невербального репертуара.(6+9+6+9):4=7,5

2) Сензитивность к невербальному поведению.(13+14+10+12):4=12,3

3) Способность к адекватному управлению своим невербальным репертуаром (13+14+13+15):4=13,8

Тестовые показатели:

1.Общая оценка невербального репертуара — ОНР = 7,5 (83,3%)

2.Сензитивность к невербальному поведению — СНП = 12,3 (44%)

3.Способность к адекватному управлению своим невербальным репертуаром — УНР = 13,8 (60%)

________________________________________________________________

Интегральная оценка невербальной коммуникации — ОНК = 7,5+12,3+ 13,8=33,6 (62,4%)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

1. Высокая общая оценка невербального репертуара человека с точки зрения его разнообразия, гармоничности, дифференцированности.

2. Средняя чувствительность, сензитивность человека к невербальному поведению другого (эксперта-наблюдателя); средне выраженная способность к адекватной идентификации.

3. Средне выраженная способность к управлению своим невербальным репертуаром адекватно цели и ситуации общения.

Выводы: Общий показатель уровня развития перцептивно-коммуникативных возможностей педагога дополнительного образования: повышенный.

БЛАНК ОТВЕТОВ

ДАТА ____________Ф. И. О. ________________

А – «всегда»;

Б – «часто»;

В – «редко»;

Г – «никогда».

1 А Б В Г

2 А Б В Г

3 А Б В Г

4 А Б В Г

5 А Б В Г

6 А Б В Г

7 А Б В Г

8 А Б В Г

9 А Б В Г

10 А Б В Г

11 А Б В Г

12 А Б В Г

13 А Б В Г

14 А Б В Г

15 А Б В Г

16 А Б В Г

17 А Б В Г

18 А Б В Г

19 А Б В Г

20 А Б В Г

2.2 Экспериментальное наблюдение по выявлению проблемы развитости невербальных средств общения у педагогов дополнительного образования.

Результаты наблюдения за деятельностью педагога

С целью выявления частотности употребления педагогом невербальных средств общения в педагогической деятельности было проведено исследование. Суть его заключалась в том, что на протяжении пяти занятий шло наблюдение за деятельностью педагога, и попутно отмечались те средства невербального общения, которые были использованы ими в процессе педагогического общения. В роли контингента выступили шесть педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД «Юность» Среди них: один мужчина и пять женщин –педагоги –руководители детских объединений декоративно-прикладного и изобразительного направления. Возрастной диапазон респондентов колеблется от 32 до 60 лет, т.е. наблюдались как опытные педагоги, с большим стажем работы, так и молодые специалисты, только начинающие свою педагогическую деятельность.

Наблюдение проводилось с 10 сентября 2014 года по 23 декабря 2014 года. При определении невербальных компонентов общения за основу была взята классификация, предложенная В.А.Мижериковым и Т.А.Юзефавичусем.

Результаты таблицы отражены в таблице №1

«Результаты наблюдения использования невербальных средств общения в деятельности педагогов дополнительного образования».

Диаграмма наблюдения использования невербальных средств общения в деятельности педагога дополнительного образования.

Из данных, приведённых в таблице и диаграмме, видно, что в деятельности педагогов дополнительного образования преобладают такие невербальные средства общения как жесты (движения руками), визуальное взаимодействие и мимика. Данные компоненты соответствуют 2 рангу. Их используют все респонденты. И это не удивительно, ведь взаимодействие людей зачастую всегда сопровождается контактом глаз, жестикуляцией и мимикой, а в деятельности педагогов обязательное владение данными невербальными компонентами является ещё и профессионально-значимым требованием.

3 ранг занимает проксемика — её использовали 90,4% педагогов. Действительно, ему часто приходится перемещаться по классу. Часто, но не всегда. Это зависит от формы занятия. На самом деле, проксемика должна присутствовать на каждом занятии. По наблюдениям зона наиболее эффективного контакта в классе- это первые 2-3 парты. Именно первые парты попадают в персональную зону педагогу на протяжении всего занятия. Остальные обучающиеся находятся на публичном расстоянии от него. Если педагог непринуждённо перемещается по классу, то он, меняя дистанцию по отношению к воспитанникам, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым ребёнком.

4 и 5 ранги занимают открытая и закрытая позы. Они используются 85,7% и 16,6% преподавателей соответственно. При этом нужно отметить, что такое невербальное средство общения как поза используется педагогом всегда, в силу их профессиональной деятельности. Педагог постоянно находится в поле зрения воспитанников и принимает ту или иную позу. В зависимости от темперамента и его психологического состояния он может использовать как открытую, так и закрытую позу или может использовать обе попеременно. По данным в таблице (а именно: 16,6% педагогов использовали позу закрытого типа) можно сделать вывод, что либо все педагоги, применившие этот невербальный компонент, флегматики и меланхолики, и отгораживаться от окружающих, используя позу закрытого типа, для них просто психическая особенность их темперамента, либо педагоги испытывали дискомфорт во время занятий. Тем не менее, «закрытая поза», не зависимо от причин её использования, — это то невербальное средство, которого на занятиях быть не должно. Ранее упоминалось, что поза закрытого типа воспринимается воспитанниками как поза критики, недоверия и недовольства, что является одной из причин наличия эмоционального напряжения на занятии.

Менее употребляемый невербальный компонент общения — такесический компонент. Его использовали 33,3% респондентов, что соответствует 6 рангу. В этом нет ничего удивительного. В современном обществе данный жест обладает рядом норм и ограничений, поэтому является редко употребляемым элементом общения. Но в педагогической деятельности он представляет собой один из наиболее выразительных средств общения. Так, погладив по голове шалуна или обиженного, иногда можно достичь большего, чем всеми другими средствами, вместе взятыми. Но право на это имеет только тот педагог, который сумел построить доверительные отношения с воспитанниками детских объединений Центра. Поэтому, для достижения психологического комфорта на занятии, педагогу необходимо тщательно строить свои отношения с детьми, на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

Таким образом, проанализировав данные, полученные в ходе наблюдения, можно сделать следующие выводы:

1. В своей педагогической деятельности абсолютно все педагоги дополнительного образования используют те или иные невербальные средства общения, что говорит о том, что невербалика имеет место быть в педагогической деятельности и, более того, является значимым элементом педагогического общения.

2. Среди всех невербальных средств общения наиболее употребляемыми являются мимика, контакт глаз и жестикуляция, что является естественным явлением в педагогическом процессе, где общение играет важную роль.

3. Также некоторые педагоги используют и такие невербальные средства, которые желательно избегать в педагогическом общении, например: поза закрытого типа, которая воспринимается детьми как поза недовольства, недоверия и раздражения.

4. Есть и такие невербальные компоненты, применение которых необходимо в педагогическом процессе, но, по данным нашего исследования, они являются самыми редко употребляемыми невербальными средствами. Так, такесический компонент использовала только третья часть респондентов, несмотря на то, что он является одним из наиболее выразительных невербальных компонентов общения.

5. На лицо проблема использования невербальных средств общения педагогов в их профессиональной деятельности: необходимо больше внимания уделять тем невербальным компонентам, которые являются профессионально-значимыми для педагога, и вести работу по устранению тех невербальных компонентов, использование которых негативно сказывается на педагогическом общении

Заключение.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением “невербалики” для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка — языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого. Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях. Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом — самим человеком.

Итак, подводя итоги данной работы, следует отметить, что невербальная коммуникация играет далеко не последнюю роль в процессе взаимодействия людей. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. Среди таких средств выделяют внешность, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу.

Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.

Выводы.

Осуществлен подбор и анализ литературы по теме: «Невербальные средства коммуникации». Изучены невербальные средства коммуникации, их сущность, рассмотрены классификации основных невербальных средств коммуникации (мимика, визуальное взаимодействие (контакт глаз), дистанция общения (пространственная ориентация), жесты, пантомимика), исследована экспертная оценка развитости перцептивно- коммуникационных качеств и невербального общения у педагогов дополнительного образования. Сделаны заключения и выводы по данной теме.

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/neverbalnaya-kommunikatsiya-v-izobrazitelnom-iskusstve/

1. Азарова Е.А. «Общение и его характеристика», Учебное пособие 2010г

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2011г.

3 . Кнапп М.Л. «Невербальные коммуникации», изд. М., «Наука» 2011г

4.

5.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2010г.

7.

8. Радугин А.А. «Психология и педагогика» изд. М. Центр 2011 г

9.

10. Хорст Рюкле « Ваше тайное оружие: мимика, жесты, движение», изд. М.2012г.

11. Холл Э. «Беззвучный язык» 2010г.

12. Холл Э. «Скрытое измерение» 2011г.

13. Хомич Е.О. « Как читать мысли человека по лицу» изд. Харвест — 2008г

Приложение

Таблица №1.Мимические коды эмоциональных состояний

(разработанная В.А. Лабунской)

Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия