Принципы этики оратора. этика ораторского выступления. Этика ораторского выступления

Курсовая работа

Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или данной группе людей, а что нет; этика оперирует нравственными категориями. В чем-то они могут совпадать: говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали, но вот вежливого обхождения от вас требует лишь этикет, но не этика.

Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения, о которых должен думать каждый человек.

Начиная с античных времен, теоретики и практики ораторской речи, специалисты по общению придавали и придают нравственной позиции оратора (говорящего).

Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – от начального момента подготовки к выступлению до самокритичного анализа состоявшейся речи. Речь является всегда выражением позиции личности, средством передачи идей, слушатели оценивают не просто манеру и характер речи, а жизненную позицию оратора, его философское или профессионально « credo».

Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический климат в аудитории; прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора – как человека, вызывающего доверие, уважение. Неслучайно в античной риторике главным требованием к оратору считалась не собственно красивая и эффективная речь, а то, что оратор был «добродетельным человеком». Оратор должен иметь моральное право говорить и учить других. Существует этическая ответственность за качество речи.

«Что до состояния самого ритора надлежит, — пишет М.В.Ломоносов, — то много способствует к возбуждению и утолению страсти: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестливый человек. А не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен, ибо он тогда не токмо словом, но и видом и движением действовать будет…»

В «Российской риторике», изданной в 1824 году, подчеркивается: «Что касается до оратора, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности честные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. Искусство всегда получает более важности и почтения, когда оно соединяется с благородными качествами человека, владеющего оным; особливо в убеждении умов самый образ жизни оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на собственном убеждении. Положим, на примере, что искусный оратор в прекрасных и трогательных выражениях преподает нам правила честности, с которыми весьма несообразно его поведение; он влечет нас, покоряет силою витийства; но в ту самую минуту, когда мы совершенно готовы ему верить, по несчастию приходит нам на ум мысль, что тот самый, кто предлагает нам столь мудрые правила, удаляется от оных своею жизнью: тогда очарование искусства в глазах наших исчезает, вместо наставника мы видим перед собой хитрого лицемера, и за стыд себе почитаем иметь столь недостойного руководителя».

4 стр., 1888 слов

Правла служебного этикета. Этика приказа и просьбы; этика наказания; ...

... выходит за рамки прямых служебных обязанностей. Этика наказания – важный элемент служебного этикета общения. Здесь речь идет не столько об эффективности наказания ... направлены не на вас, а на свой поступок. Формула увольнения включает в себя шесть пунктов, и ни один из ... они предлагаются. Вызвав к себе подчиненного для разговора об увольнении и предложив ему сесть, формулируйте следующее: 1. Если вы ...

Зарецкая Е.Н. в работе «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации» утверждает, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за внешне вполне корректными речами. Истинные чувства проявляются непроизвольно в мимике, жестах, интонации. При негативной нравственной установке вряд ли могут быть осуществлены важнейшие принципы речевой коммуникации – принципы сотрудничества и вежливости.

Речевое воспитание начинается не с речи, а с философско-этического мировоззрения и идет параллельно с выработкой определенных взглядов, жизненной и профессиональной позиции, которую оратору предстоит защищать своим единственным оружием – речью. Недаром еще Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора философию, а в ней особое внимание обращал на этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слушателей к себе и не добьется успеха.

Этика оратора

Каждая эпоха рождает свои философско-этические требования к поведению человека. В то же время этическая культура (как и каждая культура вообще) развивается таким образом, что последующая эпоха не отрицает достижений предыдущей, а вбирает их в себя, усложняя и обогащая новой информацией.

Возьмем этические (точнее религиозно-этические) требования, зафиксированные в одном из рассуждений отца церкви Василия Великого: «Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлоблив на дерзких, человеколюбив к смиренным, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не позволяй, чтобы и другие говорили о тебе… и т.д.»

Этот перечень этических наставлений начат некоторыми основополагающими качествами характера: доброта, кротость, человеколюбие, отсутствие презрения. Каждое из них может быть выражено в определенных поступках (прежде всего речевых), словах, и если мы попытаемся представить человека «доброго» или «кроткого», то непременно представим при этом и определенный характер речи. В речи необходимо соблюдать этические, нравственные нормы высказываний.

Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости, отсутствии назидательного, поучительного тона.

Сейчас в России господствует моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему нравственных ценностей, свой «моральный кодекс», который и определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого. Моральный плюрализм может привести к моральной неразборчивости, стать серьезным барьером для установления нормальных взаимоотношений при обсуждении и решении тех или иных вопросов.

3 стр., 1085 слов

Урок развития речи по русскому языку » -рассуждение на морально-этическую ...

... V. Работа по написанию сочинения – рассуждения А) Работа над вступлением. Тезис – проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и ... нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели ... совести, напоминает ему о содеянном. Определите, тип речи, стиль речи. Определите, тему и основную мысль данного текста. Б) Работа ...

В процессе речевой коммуникации партнеры должны активизировать добрые начала, способствующие гармоническому сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции. Нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия. Поэтому риторическое обучение и воспитание должны сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием.

Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось высоко в обществе. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. Например, если человеку в данный момент не нужно общение, он должен найти корректный способ уйти от него, не обидев собеседника. Немало вредит бытовому и деловому общению использование нецензурных и бранных выражений, грубости, неуместных слов и др.

речевой этикет

Речевое взаимодействие в процессе общения требует соблюдения ряда принципов (максим), определяющих вклад участников речевого общения. Г.П.Грайс в книге «Логика и речевое общение» рассматривает четыре максимы, состоящие из нескольких постулатов (положений):

  • максима полноты информации;
  • максима качества информации;
  • максима релевантности;
  • максима манеры.

Первая максима полноты информации включает в себя следующий постулат количества: твое высказывание должно содержать не меньше, но и не больше информации, чем требуется для общения. Следующая максима качества информации содержит в себе следующие постулаты: не говори того, что ты считаешь ложным, и не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Максима релевантности (уместности) содержит постулаты последовательности высказываний, запрещает отклоняться от темы речи, говорить не по делу. Максима манеры содержит постулат ясности, требует избегать неоднозначности, ненужного многословия.

Этикет речевого общения требует соблюдения постулата, принципа вежливости, такта. Соблюдение этого принципа как бы создает «среду позитивного взаимодействия», обеспечивая благоприятный фон для реализации общения.

Этикет в поведении и в речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели.

В общении, в социальных контактах употребляются слова, сочетания и целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных . По словам нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень образования, и общественную принадлежность, а иногда даже профессию говорящего. Этикетные слова, принятые в молодежном общении, не употребляются среди немолодых людей. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета.

Обычно называют более десяти важнейших ситуаций, отчетливо отличающихся одна от другой и имеющих свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов. К этим ситуациям относятся:

14 стр., 6579 слов

Коммуникативные аспекты культуры речи. Чистота и выразительность

... коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия. В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи, носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, ...

  1. Обращение – официальное или дружеское, фамильярное, интимное; обращение к одному человеку или ко многим; к знакомому или незнакомому; к мужчине или к женщине; к молодому или пожилому человеку и т.п.
  2. Приветствие при встрече – на улице, на работе, дома, в официальных условиях, среди знакомых и незнакомых и т.п.
  3. Прощание – дружеское и официальное, повседневное или надолго, с пожеланиями и без них и т.п.
  4. Благодарность;
  5. Знакомство;
  6. Поздравления; пожелания; извинения; просьбы; приглашения; одобрение и др. Ситуации, в которых требуется этикет, бесконечно разнообразны.

Средства речевого этикета по своей языковой природе близки к фразеологии. Они устойчивы, подчас эквивалентны или синонимичны. Слова, например, «спасибо» и « я вам очень обязан» – взаимозаменяемы.

История возникновения этикетных слов и речений весьма поучительна, она отражает мир нравственных поисков наших предков. Например, слово «спасибо» идет от «спаси тебя (вас) бог»; «пожалуйста» – от вежливого приглашения «пожалуй, т.е. приди, войди ко мне в дом» с частицей учтивости «ста»; «благодарю» – от «дарю тебе благо, т.е. добро». Пожелания добра легли и в основу таких сочетаний, как «всего доброго». « до скорого свидания», «спокойной ночи» и т.п.

Многие этикетные обороты речи иносказательны, метафоричны: «приношу вам свои извинения» (метафора – «приношу»); « не знаю, как мне отблагодарить вас»; «не судите меня строго» и др.

Несмотря на свою устойчивость, даже стандартность, этикетные речения очень гибки и легко поддаются индивидуальному варьированию: « здравствуй, здравствуйте, здорово, будь здоров, будьте здоровы, сто лет здравствовать, здравия желаю, здорово живете, доброго здоровья».

Средства речевого этикета весьма чутки к историческому времени, к изменениям в общественной жизни. Так, за 10-20 лет произошли существенные сдвиги в обращениях «товарищ, гражданин», чаще стали употребляться формы, заимствованные из английского языка.

В употреблении речевых этикетных слов и выражений огромное значение имеет интонация. Этикетные формы только тогда эффективны, когда отражают действительные чувства, правдиво передают отношение говорящего к своему адресату. Интонации, выражение лица, особенно глаз, выдадут любую фальш и натяжку в этикете.

В то же время уже давно признано: привычка к этикетным формам общения, проще говоря – вежливое поведение, не только дисциплинирует человека, но и способствует усвоению нравственных норм, добрым отношениям между людьми. Таким образом, у этикета общая цель с риторикой.

В условиях устной речи, устного диалога выбор этикетных слов и оборотов речи протекает очень быстро, он должен быть усвоен до автоматизма, вежливые слова должны войти в привычку.

Этикет, как и язык в целом, усваивается как в (т.е. в речи), так и в целенаправленном обучении или самообучении.

Мы уже говорили, насколько важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей, но начальные фразы несут и большую этическую нагрузку. Некоторые авторы даже выделяют т.н. «самоубийственные» начала выступления, затрудняющие контакт со слушателями: «я не знаю, как начать», «я, правда, специально не готовился», «вряд ли вам понравится то, что я скажу», «вам, конечно, пока не известно, что» и т.п.

4 стр., 1839 слов

Культура речи оратора

... определённый оратор и его выступления). Поэтому у аудитории может быть разный настрой на восприятие выступления. Определение культуры речи оратор аудитория культура речь Культура речи это ... что следует усовершенствовать. Дикция это ясное и четкое произношение своей речи. Считается, что если у оратора отсутствуют в речи скороговорки, он не проглатывает слоги и звуки, то его дикция находится на ...

Существует ряд правил речевого этикета, учитывая воздействие которых на собеседника, оратор соблюдает этику речевого общения. К ним относятся:

  1. Проявлять уважительность, доброжелательность к собеседнику. Запрещается своей речью наносить собеседнику оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и прямых отрицательных оценок личности партнера по общению. Все это не способствует успешному общению.
  2. Вежливо относиться к собеседнику. Рекомендуется смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность. Необходимо учитывать возраст, пол, служебное положение партнера по общению.
  3. Не выпячивать собственное «я». Не следует навязывать собеседнику собственное мнение (но не запрещается убеждать!), уметь встать на точку зрения партнера.
  4. Тема коммуникации должна быть понятна, уместна и интересна.
  5. Учитывать порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограниченны. Исследования показали, что лучше всего воспринимается устное высказывание из 5-9 слов, при этом без паузы оно может длиться от 45 секунд до полутора минут. Рекомендуется употреблять короткие фразы, давать передохнуть слушателю.
  6. Учитывать невербальные средства коммуникации. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные мимические и жестовые сигналы, дополнительно пробуждая в нем внимание и понимание.

Эти правила тесно связаны с правилами для говорящего и слушающего. Они представляют собой определенную последовательность действий, рекомендуемых для того, чтобы добиться успеха в речи. Мы уже говорили об этих правилах в восьмой лекции, но теперь рассмотрим их в связи с речевым этикетом. Слушание выдвигается на первый план, когда люди хотят достичь согласованности в действиях. Если кто-либо обратился к вам с речью, необходимо прервать дела, чтобы выслушать его. Если это сделать невозможно, то следует объяснить – почему. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему. Имейте такт, терпение, приложите старание к тому, чтобы выслушать внимательно и до конца. Выслушивая, ставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Вербально и невербально подчеркивайте заинтересованность в общении с ним (взглядом, мимикой, кивками головой, междометиями, словами).

В роли слушателя надо уметь вовремя оценить мысль собеседника, согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленные вопросы. Умело вступать в диалог, не уходя от роли слушающего. Выслушивая собеседника, не перебивайте его, не сбивайте с мысли, не договаривайте за него, не переводите слушание в собственное говорение. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную к другому. Но, если тот, к кому направлены слова, не реагирует, то другой может взять на себя ответ, тем самым спасая положение в общей беседе. Правила для слушающего теснейшим образом связаны с правилами для говорящего, т.к. они – две неразрывные стороны общения. По мнению Ю.В.Рождественского, действия слушающего определяют действия говорящего. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации вежливость. Надо не забыть поблагодарить, поздравить, одобрить какое-либо высказывание, идею и т.п. Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», надо быть скромным в самооценках, не навязывать категорично свое мнение. Предписывается ставить в центр внимания слушающего, учитывая его личность, осведомленность в теме разговора, следует смотреть на собеседника, постоянно поддерживая контакт внимания. Необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации. Говорящий должен помнить, что в устном общении слушатель не только слышит, но и видит его, следовательно, принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации: жесты, мимику, позы. Следует ограничить свою жестикуляцию, сохранять определенную дистанцию.

4 стр., 1514 слов

Взаимодействие оратора с аудиторией

... т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию. Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том ...

Этикет проявляется в том, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией. Этот аспект изучается специальной наукой – проксемикой. здесь таковы: расстояние между говорящим и слушающим определяется родом и жанром речи (наибольшая дистанция 3-4 м в ситуации официальной речи); превышение обычной дистанции затрудняет контакт, говорит о неуверенности оратора, о высокомерии и отрицательно влияет на успех речи; уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется и как стремление навязать чужое мнение.

Все аспекты риторики сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Оратор одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему.

Вопросам этики и этикета письменной речи уделялось большое внимание еще в письмовниках России 18-19 вв. «Первая обязанность пишущего – помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем», — требовали от составителя письма «Табель о рангах».

Из произведений античной литературы известно, что уже в те времена существовал этикет делового письма. Так, письма античного периода должны были начинаться с имени отправителя, затем следовало имя адресата, потом приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и только затем шел текст.

С годами видоизменялись категории морали и нравственности, этические нормы и формы выражения, что не могло не коснуться этикета письменной речи. После второй мировой войны в этике письменной речи западных стран произошли значительные изменения, выразившиеся в актуализации форм изложения от третьего лица, в отказе от многих традиционных формул вежливости, в демократизации и упрощении языка текста.

П.В.Веселов в книге «Современное деловое письмо в промышленности» пишет: «Давно пора и в отечественной деловой переписке преодолеть скептицизм в отношении словесных «формул вежливости» и ввести в деловую письменную речь аспект содержания, посвященный речевому этикету». Далее он формулирует некоторые правила речевого этикета.

  1. Формы обращения. Уже сложились формы обращения в официальной письменной речи, одной из которых является «Уважаемый».
  2. Категории одушевленности (неодушевленности).

    Иногда составители текста не различают эти категории, что может привести к нарушению этики. Например, текст следующего объявления: «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выписываются в архив, а затем уничтожаются» – может нанести обиду тем, кому он адресован.

  3. Местоимение «я» в деловой переписке. Имеет место тенденция к утрате местоимения «я» в деловом письме. Для обозначения лиц и предметов употребляется местоимение «он».
  4. Тон служебного документа. Основное требование, предъявляемое к официальному письму, — объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейтральность тона изложения, не допускается иронизирование, проявление грубости и т.п. Не следует впадать и в другую крайность – использование чрезмерной вежливости.
  5. Роль вида глагола. Когда нужно подчеркнуть, что действие свершилось, используется совершенный вид глагола, а если действие находится в развитии — несовершенный вид.

Более подробно о деловой документации мы поговорим в семнадцатой лекции.

7 стр., 3011 слов

Структура ораторской речи, её подготовка и выступление

Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. «До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она должна ... на небольшом возвышении, сцене, чтобы вас мог видеть каждый из слушателей. Если у оратора есть возможность перемещать слушателей, он должен собрать их вместе. Очень трудно оказывать воздействие ...

Лекция 12. Оратор и аудитория. Виды полемики. Правила ведения полемики.

  1. Психологическая культура оратора. Взаимодействие оратора и аудитории. Основные каналы влияния оратора на аудиторию.
  2. Спор, виды спора.
  3. Основные приемы ведения полемики.

Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателей. Круг проблем, которые при этом возникают и которые нам помогает решать психология, таков: как организовать и привлечь внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; каковы социально-психологические особенности различных аудиторий; как должен оратор учитывать эти особенности аудитории и многие-многие другие.

Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями по общей и , а также уметь на практике их использовать.

психологическая культура оратора

Главная цель оратора – передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете на выступление. Не случайно говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Таким образом, ораторская речь – это не тот заранее заготовленный текст, который более или менее отшлифован и отрепетирован оратором, а затем просто «озвучивается» в аудитории. Нет, это постоянная импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления и многие другие, часто случайные факторы. Аудитория как бы становится соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнить поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории.

Оратор для воздействия на аудиторию обладает целым комплексом воздействия: звуковые и визуальные каналы (собственно речевые, вербальные и непосредственно связанные с речью средства – голос, интонация, темп речи и т.п.; а также невербальные средства – жест, мимика, поза).

4 стр., 1893 слов

Структура ораторской речи. Подготовка речи и выступление

... фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление. Все части ораторской речи переплетены и взаимосвязаны. Объединение всех частей ...

Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогают влиять и на разум, и на чувства слушателей.

Например, широко известно простое , предписывающее т.н. «начальную» паузу перед выступлением. Для того, чтобы правильно варьировать длительность паузы, при определенных условиях вовсе отказаться от нее, необходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы – психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать возможность рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность приготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться, в свою очередь – рассмотреть аудиторию, выяснить, насколько она соответствует его представлению. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи – ошеломить их. В обоих случаях – это особый психологический приём, цель которого – приковать внимание, пробудить интерес.

Понятие «внимание» – ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей, «возбуждать» внимание. По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание – это дверь в сознание человека и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы -–быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы. Рассмотрим эти приемы.

Композиционные средства

  1. Интригующее начало;
  2. Прерывистое (пунктирное) развертывание тезиса;
  3. Вопросно-ответный ход рассуждения;
  4. Контрасное сопоставление аргументов;
  5. Экспрессивное заключение.

Речевые средства активизации внимания и интереса:

  1. Использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;
  2. Использование разностилевой, экспрессивной лексики;
  3. Художественность изложение (использование тропов, риторических фигур);
  4. Драматизация речи;
  5. Интонационная выразительность: варьирование силы, высоты голоса, темпа речи, психологические и логические паузы.

Методические средства:

  1. Рассмотрение проблемных ситуаций;
  2. Выделение основных моментов речи;
  3. Полемический характер изложения;
  4. Зрительный контакт с аудиторией; использование обращений к аудитории для возобновления внимания;
  5. Использование наглядности, технических средств.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями , для реализации которой необходима коммуникативная стратегия «близости», «чувства аудитории». Всякая хорошая речь в своей основе – общение со слушающим. Речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

5 стр., 2003 слов

«Риторические приемы и принципы построения публичной речи»

... утверждением. Кроме того, в конце выступления оратор может вновь повторить основные положения, сделать аудитории комплимент, вызвать смех, использовать цитату, создать кульминацию. Композиция публичного выступления – не застывшая форма, она подчинена ...

Коммуникативность речи или «чувство аудитории» проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим: обе стороны общения решают одни и те же вопросы: один – излагая свои мысли, другие – следя за развитием, изложением его мысли. Для возникновения контакта важно и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и аудитория во время выступления должны испытывать сходные чувства. возникновения контакта является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению, когда говорят не слушателям, а со слушателями. Каким же образом возникает этот «эффект общения»? Назовем три важнейших средства, с помощью которых он достигается:

  1. Разговорность речи;
  2. Зрительный контакт;
  3. Голосовой контакт.

Самым эффективным стилем публичной речи признан естественный – разговорный стиль . Именно такой стиль свидетельствует о благоприятном, комфортном состоянии оратора, а это ощущение передается слушателям, вызывая снятие напряженности, положительные эмоции. Опытные ораторы умеют имитировать разговорную речь, что вызывает у слушателей иллюзию естественного, непринужденного общения. Можно дать несколько советов для создания иллюзии разговорной речи: старайтесь, чтобы фразы были короткие, ибо длинные фразы – принадлежность письменной речи; они затрудняют восприятие, в них легче запутаться, забыв, с чего началась фраза; следует избегать книжных устойчивых оборотов, способных создать впечатление официального общения; следует представить себе, что вы разговариваете со своими знакомыми; старайтесь поставить себя на место слушателей вашей речи.

направление

Рекомендуется иное: старайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного слушателя на другого (глаза не должны «бегать», но и не стоит смотреть как бы «в упор» на слушателя, чтобы тому стало неудобно), нужно ощутить зрительный контакт с тем, на кого смотрите (японские специалисты рекомендуют смотреть на переносицу: вы и сталкиваетесь глазами и не смотрите в упор); следите за тем, чтобы не смотреть в одну сторону аудитории слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создаст у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним.

голосовой контакт.

Как определить, удалось установить контакт с аудиторией или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также и в поведении самого оратора. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова оратора, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты, ««рабочая»»тишина в зале).

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, не видит слушателей, не реагирует на их поведение. Контакт – это величина переменная: он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, меняться в процессе выступления.

Интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, большое влияние на установление контакта оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, как человек, у которого слово с делом не расходится, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Немаловажное значение имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Опыт показывает, что несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальности – раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию. Речевые ошибки имеют и еще один отрицательный эффект – они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения, что приводит к уменьшению или исчезновению контакта с аудиторией.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Причиной неудач многих ораторов было плохое знание своей аудитории, своего адресата. Оратору приходится обращаться к «образу» аудитории неоднократно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной; а, во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.

аудитория

Рассмотрим основные особенности аудитории. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, что чем однороднее аудитория, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории — ее количественный состав.

Приёмы, используемые в той или другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения, обращение к мало- и многочисленной аудитории различны. Иногда интересуются: в какой аудитории легче выступать? Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», они теряют дар речи. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Малочисленной аудиторией легче управлять, но здесь оратор должен очень хорошо знать вопрос, о котором идет речь, ибо в такой аудитории текст нельзя читать, необходимо говорить, обращаясь к своим слушателям.

В любой аудитории есть объединяющие и разделяющие признаки.

Аудитория

Объединяющие признаки : Разъединяющие признаки :

  • Общий субъект слушания;
  • Уровень понимания;
  • Общие условия слушания;
  • Мотивы прихода и слушания;
  • Общая деятельность. Отношение к оратору.

Итак, как мы видим, этих людей объединяют , в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор).

Аудитория – не просто «сумма личностей», ее составляющих. Как мы уже отмечали в группе человек ведет себя по-иному, по-иному чувствует, общение протекает иначе, чем если бы оратор воздействовал на каждого слушателя в отдельности. Смех, возмущение, восторг мгновенно охватывают большинство слушателей и выражаются довольно бурно.

Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разделяют аудиторию на разные группы. Прежде всего, слушатели неоднородны по тем причинам (мотивам), по которым они пришли послушать оратора (кто-то пришел, подчиняясь долгу, приказу; есть те, кого больше интересует сам оратор или тема выступления; некоторых больше волнует просто желание «побыть на людях», сама ситуация общения).

Цель оратора – увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы первой и третьей групп в интеллектуально-познавательные. Чтобы добиться этого, оратор должен хорошо представлять себе, какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими потерями информации приходится считаться, а также учитывать, что, по словам П.В.Гете, «каждый слышит лишь то, что он понимает» и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, всеми средствами обеспечивать ее понимание. Вспомните о процессе слушания из восьмой лекции.

Соглашательский тип —

Слушатели – это одновременно и зрители речи, которые оценивают оратора уже при первом его появлении на трибуне. В первую очередь привлекает в ораторе его . А.Ф.Кони советовал:» Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, т.к. психологические действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления…перед публикой».

Следует ознакомиться с условиями помещения, где будете выступать. Аудитория внимательно следит и за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения оратора отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения. Обращают внимание и на позу оратора. Иные, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте, постоянно хватаясь то за свой галстук, то за очки, то за карандаш, записи и т.п.

Форма преподнесения речи также влияет на взаимоотношение оратора и аудитории. В зависимости от формы выступления различают четыре типа ораторов: оратор-чтец, оратор-декламатор (наизусть читает текст), оратор-архитектор (импровизатор), смешанный тип. Найти правильный способ передачи своей мысли для данной аудитории – значит обнаружить свое ораторское мастерство.

полемическое мастерство»

Давайте разберемся, что же такое спор, с какими видами спора приходится иметь дело, его задачи, рассмотрим стратегию и тактику спора, уловки в споре.

Под спором мы понимаем словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями.

В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Иногда они рассматриваются как синонимы, но нередко служат для обозначения различных разновидностей спора. Например, дискуссия – публичный спор, целью которого является сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса; диспут – публичный спор на научную или общественно-важную темы; полемика – спор, при котором имеется конфронтация, борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу. Словами «дебат» и «прения» именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений и т.п.

Люди, вступая в спор, преследуют разные цели, руководствуются различными мотивами. По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины; спор для убеждения кого-либо; спор для победы; спор ради спора.

Первый вид – самый благородный, он может доставить настоящее наслаждение участникам спора: расширяются знания о предмете спора, появляется уверенность в возможность выяснения истины.