Методика обучения сочинения в 5 классах

написанию, необходима тщательная подготовка учащихся в рамках общего

информирования

по

и

объему

предстоящей

работы,

а

также

смысловая и содержательная поддержка. Следует предполагать, что учащиеся

на момент начала обучения в пятом классе имеют определенные навыки в

отношении написания творческой работы рассматриваемого нами характера.

Но все же необходимо четко озвучить и определить, что такое сочинение и

заявить о том, какая тема вынесена во главу угла.

Обратимся к структурным характеристикам сочинений трех видов: описания,

рассуждения

и

повествования. Что же являет собой сочинение-описание?

Описать — значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные

черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет

описания.

План работы над сочинением-описанием

1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о

нём

пойдет

речь.

Если

это

единичный

предмет,

назовите

его

основную

функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или

ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем

интересны в первую очередь.

2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его

узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия,

которые в нём или с ним происходят.

3.

В

соответствии

с

выявлением

этой

характеристики

используйте в

основной

части сочинения

для

опис ания

объект а

о ц е н оч н ы е

прилагательные,

наречия,

образные

выражения, глаголы

вневременного

значения,

которые

характеризуют

8 стр., 3563 слов

«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...

... такого урока является вступительное слово учителя, яркое, интересное. Цель: подготовить учащихся к восприятию темы сочинения, увлечь предметом описания, объяснить задачи работы. Очень важно направить ... школьной практике тематика сочинений-этюдов ограничивалась описаниями природы, то сейчас выбор объектов описания богат и разнообразен. Источник разнообразия: окружающая нас жизнь, внутренний мир ...

состояния

объекта

в

разные

периоды

времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в

сравнительных конструкциях и сложных предложениях.

4.

Сначала

опишите

самые

существенные

признаки

и

характеристики

объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и

мелочам,

дополняющим

образ,

используйте

оригинальные

определения

и

сравнения.

Завершая описание,

какой

результат

создают

названные

вами

признаки

и

какое

это

имеет

значение.

Сочинение-повествование –

это

рассказ

о

событиях,

происшествиях,

действиях.

План сочинения-повествования

1 .

В с т у п л е н и е

( м е с т о

в р е м я

д е й с т в и я ) .

2 .

Н а ч а л о

д е й с т в и я ,

е г о

р а з в и т и е

з а в я з к а .

3.

Кульминация

действия

(самый

напряженный

момент

сюжета).

4 .

Р а з в я з к а .

5. Заключение.

Как работать над рассказом

1 .

В ы бе р и т е

с о б ы т и е ,

о

кото р ом

в ы

буд е т е

р а с с к а з ы в а т ь .

2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.

3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его

и з

д р у г и х

и с т о ч н и к о в .

4.

Составьте

план,

указав

в

нем

вступление,

завязку,

кульминацию,

заключение.

5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),

элементы

описания

(возможно,

рассуждения),

причем

так,

чтобы

они

помогали

полнее

представить

ход

событий

и

характеры

персонажей,

о

которых Вы пишете.

Сочинение-рассуждение

это

вид

работы,

в

которой

последовательно

изложены мысли автора по поводу определенной ситуации, предмета или

явления, сделан четкий вывод.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.

2. Тезис.

3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры,

случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…

4. Вывод.

Четко определив тип работы, то есть вид требуемого текста, необходимо

направить учащихся в русло заданной темы. Составление ассоциативного

ряда, подбор синонимов, вводных слов и выражений, а также напоминание о

возможности использования различных фигур речи, таких как красочные

эпитеты и яркие сравнения.

На

заключительном

этапе

подготовки

учитель

8 стр., 3636 слов

Рассуждение с планом и примером

... План сочинения-рассуждения тезисы; аргументы (доказательства, примеры); вывод. Разберем на примере . Тема сочинения: ... кому это может понадобиться. Мальчик на лету подхватывает добрую мысль ... сначала написать основную часть сочинения, затем вывод и только тогда ... сочинение на 4 абзаца: 1 - вступление, тезис; 2 - первый аргумент; 3 - второй аргумент; 4 - вывод; ... на­зы­ва­ла, «ре­тру­хи». (12)Пап, ну скажи ...

должен

задать

несколько

наводящих вопросов, которые помогут ученикам продумать предстоящую

работу,

четко

ее

сначала

устно,

а

затем

письменно.

Например, если речь идет о сочинении-рассуждении, то вопросы могут быть

1.

Как вы начнёте свое сочинение?

2.

Какие аргументы вы приведете для доказательства вашего тезиса?

3.

Каким будет ваш вывод?

Таким образом, следуя данным рекомендациям, можно быть уверенным в

том,

что

сочинение

будет

написано

на

достаточно

высоком

уровне,

а

в

последующем

учащиеся,

получившие

определенные

навыки

в

написании

творческих

работ,

смогут

и

дальше

совершенствоваться

в

данном

направлении.