По мнению Годовиковой Д.Б. любознательность, это своеобразная ступень познавательной активности, а в качестве ее существенного показателя определяет «инициативу в познании, стремление строить полной и точный образ нового, в конечном счете, образ мира» (Годовикова, 1985, С. 34 — 36).Кудинов С.И. дает следующее определение любознательности: «Любознательность – есть целостная структура инструментально – стилевых и мотивационно – смысловых характеристик, которые обеспечивают и готовность и стремления индивида к освоению новой информации». Инструментально – стилевые характеристики отражают здесь разнообразие способов и приемов реализации любознательного поведения, их силу стремлений, тип регуляции и эмоциональных переживаний индивида, действенность и продуктивность их осуществления в различныхжизненных сферах. Касательно мотивационно – смыслового аспекта любознательности, то он выражается через совокупность смысловых значений и побуждений субъекта (Кузина, 2009, С. 27 — 29).Таким образом, любознательность это своего рода стадия развития познавательного интереса, которая представляет собой активное стремление ребенка познавать окружающую действительность, удовлетворение и переживание которого сопровождается исключительно положительными эмоциями.
Любознательность, в процессе своего развития входит в структуру личности ребенка, чем обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве.Теоретический интерес связан не только со стремлением личности познать различные проблемы конкретной науки и сложные теоретические вопросы, но и с использованием их как инструмента познания. Это своего рода ступень активного воздействия личности на окружающую действительность, на переустройство мира, что непосредственно связано с убеждениями в возможностях и силе науки, с мировоззрением личности. Данная ступень характеризует человека как личность, субъекта, деятеля, а не только его познавательное начало в структуре личности (Кузина, 2009, С. 27 — 29).В действительности все вышеперечисленные ступени познавательного интереса представляют собой очень сложные взаимосвязи и сочетания. В познавательном интересе, в связи со сменой предметной области, обнаруживаются как рецидивы, так и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность (Волостникова, 1994, С. 39).1.2 Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возрастаНе секрет, что дошкольный возраст является периодом расцвета детской познавательной активности.
Развитие познавательного интереса младшего школьника на уроке музыки
... познавательного интереса. В процессе уроков музыки происходит развитие певческой культуры младших школьников, их общее и музыкальное развитие, воспитание духовного мира, становление мировоззрения, формирование будущей личности. ... различают следующие последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто ...
Уже в 3-4 года ребенок начинает задумываться и приглядываться к тому, что не находится у него непосредственно перед глазами. Он начинает предпринимать попытки объяснить и упорядочить для себя, то, что его окружает, установить в окружающем его мире закономерности и связи. В этот период ребенок буквально засыпает взрослых большим количеством вопросов: «Что это?»; «Зачем?»; «Почему?» и т.п. Однако следует отметить, что детские вопросы далеко не всегда выражают стремление получить ответы на свои вопросы, в основном, дети преследуют целью, привлечь внимание к себе значимых взрослых и поделиться с ними своими переживаниями. Зачастую, в этот период, дошкольники перебивают взрослых, не дослушивают ответы на заданные вопросы, перескакивают к новым вопросам. Также, для детей в этот период характерно «потрошение» игрушек, что также является показателем присущей дошкольникам любознательности (Короткова, 2007, С. 56).Развитие познавательного интереса ребенка происходит постепенно, под влиянием педагогов и родителей, которые сообщают ему различные сведения, обучают его, отвечают на его вопросы.Уже в старшем дошкольном возрасте познавательное развитие является очень сложным комплексным феноменом, который включает в себя развитие таких познавательных процессов как воображение, внимание, память, мышление, восприятие, которые регулируют деятельность дошкольника и представляют собой различные формы его ориентации в себе самом и окружающей среде (Кузина, 2009, С.
35).Следует отметить также, что к старшему дошкольному возрасту заметно вырастают возможности инициативной преобразующей активности старшего дошкольника. Данный возрастной период очень важен для развития познавательных потребностей дошкольника, которая находит выражение в форме исследовательской, поисковой активности, которая направлена на обнаружение и познание всего нового. Именно поэтому в этот период у детей преобладают следующие вопросы: «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Зачастую дети предпринимают попытки самим найти ответы на свои вопросы, при этом используют свой небольшой опыт для объяснения нового и непонятного, а порой проводят «эксперименты». Познавательные интересы являются характерной особенностью данного возраста, они выражаются в самостоятельном поиске интересующей ребенка информации, во внимательном рассматривании предметов и явлений, в стремлении узнать у взрослых, почему, что, где и как живет, растет, обитает, существует. Ребенок в этом возрасте проявляет живой интерес к явлениями живой и неживой природы, постоянно проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать (Кузина, 2009, С. 36).Старшие дошкольники уже способны группировать и систематизировать объекты живой и неживой природы не только по внешним признакам, но и по признакам среды обитания.
У детей этого возраста особый интерес вызывают явления природы (туман, иней, град, гроза, метель, снегопад), переход различных веществ из одного состояния в другое, например: переход воды в лед и наоборот льда и снега в воду и т.д. Они уже постепенно начинают осознавать, что состояние, изменение и развитие, происходящие в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним людей. И как результат познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания эта деятельность осуществилась, являются знания (Чехонина, 2007, С. 13 – 16).В этот период вопросы, которые задает ребенок, обнаруживают наблюдательность, пытливый ум, уверенность во взрослом как источнике интересных новых объяснений, знаний. В результате психологических экспериментальных исследований было выявлено, что уровень развития познавательной сферы личности определяет отношение и характер взаимодействия с окружающим миром и природными объектами. То есть, чем выше уровень знаний субъекта об окружающем мире и природе, тем больше он проявляют познавательный интерес к данным явлениям, при этом ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта. Как подчеркивают психологи, решающим типом деятельности, для развития ребенка является именно та деятельность, в которой приобретались знания.
Эволюция учебной книги в русской литературе для детей и юношества. ...
... Тургенева и др. Детская литература тесно связана и с развитием науки. Тематика познавательных книг для детей зависела от того, ... букв кирилловского алфавита, затем приводится «впятословие», так русские книжники называли позднее алфавит, данный в обратном порядке. ... «Сказания». Из 73 сохранившихся рукописных списков XIV - XVIII веков более половины древнерусского происхождения. «Сказание о письменах» ...
Следует учитывать, что познавательная деятельность, это поиск знаний, приобретение знаний под руководством взрослого либо самостоятельно, а не только процесс усвоения знаний, умений и навыков. Именно поэтому взрослому необходимо в процессе обучения создавать детям условия для самостоятельного поиска информации и поддерживать познавательную активность, потому что знания формируются в результате взаимодействия личности с какой-либо информацией. По мнению Парамоновой Л.А., знание рождается, когда присвоение информации происходит через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях (Кузина, 2009, С. 38).Таким образом, познавательный интерес в процессе развития детей дошкольного возраста выступает в различных ролях: и как предпосылки формирования готовности ребенка к непрерывному образованию, и как сильный мотив, к длительному и интеллектуальному протеканию познавательной деятельности, и как средство живого, увлекающего ребенка обучения.ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1 Специфика и принципы детской литературыДетская литература — это часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.
Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. А. М. Горький называл детскую литературу «суверенной» областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.Особенности детской литературы определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей, а ее основной отличительной чертой является органическое слияние искусства с требованиями педагогики. Под педагогическими требованиями подразумеваются, в частности, учет интересов, познавательных возможностей и возрастных особенностей детей. Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство, а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства, а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми, стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный» (Зубарева, 2004, С.29).Наиболее талантливые педагоги всех периодов, требуя истинно образного и эмоционального отражения жизни в произведениях, адресованных детям, не отрицали и наличие специфических черт детской литературы, которые тесно связаны с ее педагогической направленностью. Это значит, что детская литература должна ориентироваться на развитие эстетического сознания ребенка, на формирование его мировоззрения и познавательного интереса.Говоря о возрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека: 1. ясельный, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы; 2. преддошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст; 3. младшие школьники — 6—8, 9—10 лет; 4. младшие подростки — 10—13 лет;5. подростки (отрочество) — 13—16 лет; 6. юношество — 16—19 лет (Гриценко, 2008, С. 13)Книги, адресованные каждой из перечисленных групп, имеют свои отличительные особенности. В настоящей работе нас интересуют дети дошкольного возраста, поэтому рассмотрим особенности детской литературы для детей дошкольного возраста.После трёх лет кругозор чтения младших дошкольников значительно меняется, по сравнению с предыдущим возрастным этапом: постепенно на задний план отходят самые простые книжки с короткими стихами, на их приходят более сложные стихи, в основе которых лежат игровые сюжеты, например «Цирк» или «Карусель» С. Маршака. Вместе с развитием кругозора юного дошкольника, он продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира. Особый интерес у детей младшего дошкольного возраста с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому их любимым жанром становятся стихотворные сказки: дети «от трех до пяти» легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К.И. Чуковского, потому что в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку. Сюжеты сказок и стихов Корнея Чуковского близки к детским играм — в прием гостей, в больницу, в войну, в путешествие, в путаницу, в слова и т. п. «Муха-Цокотуха», «Тараканище» и «Краденое солнце» образуют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев, они и построены по единой схеме. «Муха-Цокотуха» (сказка впервые вышла в 1924 году под названием «Мухина свадьба») и «Тараканище» (1923) даже начинаются и заканчиваются одинаково — развернутыми картинами праздника (Зубарева, 2004, С.30 — 34).Чуковский не жалел ярких красок и громкой музыки, чтобы маленький читатель без вреда для себя мог из праздничного настроения окунуться в игровой кошмар, а затем быстро смыть с души страх и убедиться в счастливом устройстве мира.В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных: «Репка», «Колобок», «Теремок» и др., а позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом.Постепенно книга в жизни дошкольника начинает играть все большую роль. Он учится читать самостоятельно, требует рассказов, стихов, сказок о своем сверстнике, о природе, животных, о технике, о жизни разных стран и народов. То есть специфика литературы на данном возрастном этапе определяется ростом сознания и расширением круга интересов дошкольников. Произведения для детей шести — семи лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни.Специфика детской литературы должна выражаться не столько в выборе специальных «детских» тем, да еще поданных изолированно от реальной жизни, сколько в особенностях композиции и языка произведений.Таким образом, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов (Зубарева, 2004, С. 34 — 36).2.2 Роль детской литературы в развитии познавательных интересов ребенкаЯвляясь неотъемлемой частью художественной литературы, литература для детей своими специфическими средствами способствует не только воспитанию подрастающего поколения, но и развитию его познавательной сферы.О роли детской литературы в развитие ребенка говорили такие выдающиеся писатели 19 века, как Чернышевский Н.Г. и Одоевский В.Ф.Н.Г Чернышевский отмечал, что детская литература воспитывает в ребенке черты характера. Он требовал уважительного отношения к детям, утверждая, что ребенок стремится быть активным участником жизни, способен понимать гораздо больше, чем обычно считают взрослые. Чернышевский выступал как последовательный борец за включение в чтение детей необходимых талантливых произведений для развития личности.В.Ф. Одоевский считал, что в ребенке необходимо развивать, прежде всего, человека и гуманиста. Он полагал, что именно литература способна пробудить ум и сердце ребенка.В самом деле, невозможно переоценить развивающее значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Первые книжки, книжки прочитанные детям взрослыми, расширяют представление о мире, знакомят с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка, с родным языком, приучают их логически мыслить, устанавливать самые простые связи между предметами и явлениями окружающего их мира. В процессе чтения рассказов, стихов, сказок, басен, фольклорных произведений у детей возникают свежие представления о многообразии жизни, природных явлениях, человеческих чувствах и т.д. (Зубарева, 2004, С. 45).
Развитие культуры общения ребенка, воспитывающегося в условиях детского сада
... развития культуры общения ребенка, воспитывающегося в условиях детского сада. Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста. Предметом исследования выступают процессы речевого развития и культуры общения детей дошкольного возраста. В ... повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в ...
Произведение война и дети софья радзиевская
... сочинения. Дети-солдаты Сегодня мы поговорим о книгах, посвященных ребятам, чьё детство омрачила война. Ученик: Русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей. Родился и ... наизусть). Ученик: Дети войны - и веет холодом,, Дети войны - и пахнет голодом. Дети войны - и дыбом волосы: На челках детских седые волосы. Земля омыта слезами детскими, Детьми советскими и не ...
Изучение тестопластики для развития художественного творчества ...
... развития творческих способностей посредством тестопластики, мною разработана система мероприятий, которая охватывает учебную, самостоятельную и совместную с воспитателем деятельность дошкольников. При организации занятий по тестопластике учитываю уникальную черту детского ... творчество детей в детском саду Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает ...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/literaturnoe-razvitie-doshkolnikov/
1.Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7 — 45.
2.Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф. Добрынин, А. М. Бардин Н.В. Лаврова. — М.: Просвещение,1965. – 295 с.
3.Годовикова, Д.Б. Как измерить «детскую любознательность» / Д.Б. Годовикова // Семья и школа. – 1985. — № 10. – С. 34 – 36.
4. Гриценко З.И. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению: учеб. для студ. фак. дошк. воспитания высш. учеб. заведений / З.А. Гриценко. — М.: Академия, 2008. — 224 с. [фрагмент].
5.Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средстве развития познавательного интереса у детейстаршего возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 28 с.
6. Зубарева Е.Е. Детская литература. М.: Высшая школа, 2004. — 551 с.
7. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
8.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003.№ 3. С. 4-12.
9. Морозова Н.Г. Учителю о Познавательном интересе. М.: Значение, серия Педагогика и психология»,1979 № 2. – 47 с.
10.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 2002. – С. 10 -12.
11. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М., 2007. – 144 с.
12. Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности: учеб. – метод. пособие / авт.-сост. А.Ю. Кузина. Тольятти: ТГУ, 2009. – 60 с.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. М.., Минск, 2001. – 705 с.
14. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
15. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. – Л., 1975. Вып .1. – С. 132 – 139.
16. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 1971. – 351 с.