Курсовая «Формирование нравственных основ»

Курсовая работа

Мы живем в стране высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Величайшей национальной ценностью России всегда была нравственность – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни, но к сожалению возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. проблема нравственного развития детей приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе.

Современное личностно-ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.

Проблема формирования чувства нравственности не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Новая воспитательная система с необходимостью должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «Решая проблему нравственного воспитания детей, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [4, 23].

Процесс формирования нравственных качеств у детей сегодня переживает период интенсивной трансформации. Поддерживая данную мысль, С. А. Винникова подчеркивает, что «Проблема актуализации нравственного аспекта в современном воспитании подрастающего поколения очевидна и весьма своевременна, обусловлена в большей мере духовным фактором» [7, 14]. Рассматриваемая область нашла отражение во многих работах педагогов (Г. М. Коджаспирова, В. А. Сластенин и др.).

33 стр., 16275 слов

Проблемы формирования интеллектуальной нации в СМИ

... целевой аудиторией формирования интеллектуальной нации; разработать рекомендации по оптимизации указанного влияния. Объектом исследования является проблема формирования интеллектуальной нации посредством СМИ. Предмет исследования: последствия СМИ на жизнь современной целевой аудиторией формирования интеллектуальной нации. При работе ...

Но к ней обращаются не только педагоги, но и современные философы, социальные педагоги (В. Н. Гуров, Н. Д. Никандров, В. К. Шаповалов, Г. Н. Филонов и др.), исследуя проблему нравственного воспитания детей и молодежи в обновляющейся российской действительности.

Определение сути понятия «нравственность» имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков .

Ценны слова К. Д. Ушинского, который считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовым наклонностями» [42,160].

Процесс формирования нравственных основ является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих детей в жизнь общества, становление их как активных субъектов конкретного этапа исторического процесса. Поэтому и исследования видных педагогов (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин и др.), показывают, что нравственные качества закладываются «В процессе жизни и бытия человека, находящегося в конкретной социокультурной среде» [8,45]. Так, идеологической основой процесса формирования нравственных качеств в условиях современной жизни являются духовно-нравственные ценности нации, а его сущность может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, доминантой которого служат гуманистические духовные ценности своего народа.

Вышеуказанные определения и высказывания педагогов позволяют сделать вывод о значимости проблемы формирования нравственных основ у подрастающего поколения, где базой для этого процесса, являются глубинные чувства морали, любви и привязанности личности к культуре своего народа, земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания. Это нравственное воспитание в широком смысле слова.

В большинстве сложившихся мнений педагогов заложена мысль о том, что наиболее благоприятными условиями для целенаправленной организации процесса воспитания нравственных основ у детей является младший школьный возраст — это период развития детей от 6-7 до 10 лет. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании нравственности.

Школа реализует данный процесс комплексно и немаловажную роль в этом играет внеурочная деятельность, так как она оказывает влияние на все сферы социальной жизни обучающихся и, следовательно, способствует формированию и развитию нравственных качеств у школьников.

Процесс формирование нравственных основ в младшем школьном возрасте является актуальным в наше время как никогда и связано это с тем, что сейчас много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру в светлое будущее и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходимо ввести цикл мероприятий по внеурочной деятельности направленный на воспитание нравственных качеств у младших школьников.

57 стр., 28019 слов

Воспитание нравственных качеств младших школьников (на материале ...

... уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы; предусматривается использование комплексов средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственная культура» в психолого-педагогических исследованиях Термин « нравственность» берет свое ...

Исходя из актуальности данной темы, мы определили проблему, цель и задачи нашего исследования.

Проблема исследования — каковы цели, задачи и методы нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности?

Цель исследования – рассмотреть проблемы и пути решения нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования – процесс формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – внеурочная деятельность как средство формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого – педагогическую, методическую литературу по проблеме нравственного воспитания младших школьников;

  2. Рассмотреть теоретические основы «Нравственность», «Нравственного воспитания»;

  3. Раскрыть психолого-педагогическую характеристику формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;

  4. Проанализировать организацию внеурочной деятельности в школе;

Методы исследования:

1.Теоретические:

— анализ психолого-педагогической и методической литературы;

— анализ нравственно — патриотических программ, используемых учителями школы.

2. Эмпирические:

-наблюдение;

-анкетирование;

— беседа.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями, родителями и студентами.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Основные понятия «Нравственность», «Нравственное воспитание»

У нравственности множество разнообразных и неоднозначных трактовок, но самое распространенное определение коротко и ясно – это моральное качество человека.

13 стр., 6272 слов

Сказка как одно из средств нравственного воспитания младших школьников

... исследовании сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания школьников. Цель: рассмотреть возможности использования потенциала сказки как средства нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе. Объект работы – процесс воспитания нравственных качеств у детей ...

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль нравственности в процессе личностного становления человека, указывали на ее многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что нравственность является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [42, 116].

Нравственность — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается высокие моральные качества, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Нравственность является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества [1, 48].

Нравственность представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Нравственность не заложена в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется [18, 23].

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга .

В современной науке нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития школьников. Именно в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

Нравственное воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, образовательных учреждений, общественных объединений, направленная на формирование высокого нравственного сознания [27, 4-6].

13 стр., 6168 слов

Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы

... в отношении формирования культуры нравственного поведения некоторых детей. Это можно объяснить несколькими причинами: отсутствием системы в использовании художественного слова в нравственном воспитании младших школьников, отсутствием преемственности в работе с родителями, недостаточным учетом возрастных и индивидуальных особенностей нравственного развития детей. ...

Нравственность должна воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Вершиной нравственного воспитания является осознание себя гражданином России.

Цель нравственного воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности [8, 23].

Таким образом, нравственность – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Воспитание культурного, нравственного человека, гражданина и патриота, знающего, любящего и уважающего свою Родину, – является одной из приоритетных направлений в системе образования России, а также важнейшей задачей современного общества, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.

1.2 Психолого — педагогическая характеристика формирования патриотических качеств у детей младшего школьного возраста

Для обеспечения эффективности процесса формирования чувства нравственности необходим учет возрастных особенностей младших школьников. Данный возраст – это период развития детей от 6-7 до 10 лет. В этом возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств [26, 23].

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности мышления[42,43].

Дети в этом возрасте очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь! Ребенок заметит, что муравей тащит веточку «задом наперед», что электричка «пищит», а паровоз «гудит» и т.д. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей (правда, главным образом, когда оно имеет отношение именно к ним), подмечают и потом воспроизводят в играх интонацию голосов близких, манеру двигаться. Способность наблюдать окружающий мир — очень важное преимущество детства, оно помогает познанию и проникновению в мир. Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность, отзывчивость, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании нравственности.

6 стр., 2601 слов

Творческая деятельность как средство художественно-эстетического ...

... доказывает необходимость воспитания ребёнка в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительности. Целостное отношение ребёнка к окружающему миру формируется различными видами художественно-творческой деятельности и неразрывно связано с самоопределением ребёнка в мире ...

По мнению В. И. Максаковой «Об успехах в процессе нравственного воспитания младших школьников можно говорить только при том педагогическом условии, когда у детей выработаны ценностные нравственные установки, собственный опыт патриотических чувств» [30, 176]. В младшем школьном возрасте, как подчеркивает Т.А.Бондаренко, в силу развитой подражательности «Дети нуждаются в нравственном просвещении со стороны взрослых и посредством общения с ними, что дает пример для их нравственного поведения» [8,27]. О.Р. Жавинина отмечает, что «Уже в возрасте 6–7 лет ребенок хочет, чтобы с ним считались, внимательно слушали его рассуждения, он способен к сопереживанию, сочувствию, толерантности, проявлению нравственно-патриотических чувств» [8, 49].

Таким образом, младший школьный возраст это период развития детей от 6-7 до 10 лет. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании нравственности.

Вывод по 1 главе

Изучение теоретических источников позволили сделать следующие выводы:

Нравственность – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Воспитание культурного, нравственного человека, гражданина и патриота, знающего, любящего и уважающего свою Родину, – является одной из приоритетных направлений в системе образования России, а также важнейшей задачей современного общества, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.

Младший школьный возраст это период развития детей от 6-7 лет до 10 лет. Данный отрезок жизни для ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на него, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании нравственности.

ГЛАВА II Внеурочная деятельность

2.1 Основные понятия «Внеурочная деятельность»

Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности обучающихся, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий [3, с.14].

Задачи внеурочной деятельности: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе, оптимизировать учебную нагрузку, учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, тем самым, улучшить условия для развития ребенка [33, с.18] .

16 стр., 7586 слов

Речевая деятельность школьников в процессе изучения литературы

... развитие школьников на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи ... уроков литературы заключается в формировании на протяжении всего процесса обучения определенных основ культуры чтения; умения пользоваться литературой, ... формы деятельности наиболее полно и ярко представлены в жизни ребенка. Психологи ...

Цели внеурочной деятельности: создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность [33, с.16].

Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе.

В современном образовательном пространстве имеет место несколько моделей в организации внеурочной деятельности:

1. модель дополнительного образования (на базе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);

2. модель «школы полного дня»;

3. оптимизационная модель (на базе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);

4. инновационно-образовательная модель.

Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

2.2. Организация внеурочной деятельности в школе

Правильно организованная занятость младших школьников во внеурочное время углубляет и расширяет их знания, которые получены на уроках, увеличивает их интерес к учебным предметам. Если ученики начальной школы не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или прочим понятием, или явлением, ученик постарается более глубоко понять его сущность, захочет получить дополнительную информацию [23, с. 916].

К внеклассной работе в начальной школе предъявляются следующие требования:

внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы;

нужна тесная связь учебно-воспитательной работы на уроках и на внеклассных занятиях, но внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы;

19 стр., 9026 слов

Роль совместной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста

... игр, занятий, литературного материала, которые могут быть применены педагогами-воспитателями ДОУ для обеспечения воспитания у детей положительных взаимоотношений. взаимоотношение дети дошкольный совместный Глава I. Теоретические основы роли совместной деятельности в воспитании детей ... результата деятельности, отвечающего общим интересам и ... Например, совместная деятельность группы детей (к примеру, ...

предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития;

содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся;

должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы;

необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

Посещая кружки и секции, младшие школьники хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, которая проводиться педагогом, более глубоко изучается материал. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Помимо того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы. В данной сфере знакомство младшего школьника с ценностями культуры осуществляется с учетом его личных интересов, его микросоциума. На сегодняшний деньв системе начального образования выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои отличительные особенности.

На наш взгляд, наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися младшего школьного возраста во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Для достижения поставленных целей, педагогам начальной школы необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в начальной школе в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности младших школьников.

2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между всеми участниками внеурочной деятельности — учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами; основными компонентами организуемой деятельности — целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным и др.

3. Принцип вариативности. В организации образования культивируется широкий спектр видов, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.

4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей.

5. Принцип успешности и социальной значимости. Важно, чтобы достигаемые ребенком итоги были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих.

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может проводиться: − в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учеников и т. п.; − с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово; − в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.; − в разных формах социального творчества и социальных практик младших школьников: трудовой, патриотической, экологической и др. направленности [23, с. 918].

13 стр., 6242 слов

Организация коллективной творческой деятельности младших школьников

... виды коллективно-творческой деятельности; 2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности; 3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности. Объектом исследования является коллективная творческая деятельность младших школьников. Предмет исследования - влияние коллективной творческой деятельности на формирование ...

В период каникул так же необходимо использовать возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, которые создаются на базе общеобразовательных школ.

Учреждения образования самостоятельно выбирают направления внеурочной деятельности, определяют временные рамки (число часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

Соответственно, вся система внеурочной деятельности призвана объединить в общий процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить формированию гибкой системы для осуществления индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.

Специфика социальной адаптации в значительной мере зависит от возраста личности, накопленного ею социального опыта. Как известно, с возрастом адаптивность человека снижается, он становится более подвержен воздействию внешней тревоги. Поэтому, наиболее благоприятным периодом для воспитания нравственных качеств можно считать младший школьный возраст.

Под младшим школьным возрастом понимают период жизни ребенка от 6-7 лет до 10 лет. В это время у ребенка формируется основа произвольного поведения, а ведущей и новой формой его деятельности, сменяющей игровую, становится учебная деятельность.

Младший школьный возраст открывает большие возможности для систематического и последовательного воспитания в самом широком спектре: патриотического, гражданского, нравственного, эстетического и т. д. Основы, заложенные в характер и мировоззрение ребенка в этом возрасте, имеют прочную и устойчивую основу[3, 56] .

Понятие воспитание «нравственных качеств» детей включает зарождение, формирование и развитие первоначальных понятий и представлений: о Родине, необходимости защищать ее от врагов, о подвиге и героизме. Пробуждается интерес к героическому прошлому и настоящему России, стремление походить на героев, быть мужественным и смелым, сильным и выносливым, честным и правдивым, уважительным к семье, друзьям и коллективу [7, 16].

Эффективными формами воспитания младшего школьника могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, реликвий (наград, газетных и других статей, личных вещей), посещение музеев, выставок, памятных мест, чтение стихов и произведений на нравственно-патриотическую тему, посещение спектаклей.

Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народа и героях, разучивать героико-патриотические песни. Детей следует знакомить с военной символикой: знаменами, орденами и медалями, почетным оружием, элементами военной формы – сравнивая и комментируя предметы разного времени. Особого эффекта можно достичь, если в доме есть ордена и медали, элементы военной формы, принадлежащие кому-либо из членов семьи.

В нравственном воспитании включается активная подготовка детей и проведение праздников, памятных дат в семье, школе и по месту проживания, посильное их участие по уходу за могилами-памятниками героев. Желательно предварительно познакомить детей с биографией или историей этого памятника.

Воспитание нравственно-волевых качеств младших школьников также заключается в формировании умений и навыков поступать целеустремленно, самостоятельно, проявляя выдержку и дисциплинированность, инициативу и смелость, преодолевать свою нерешительность и лень. Этой задачи можно достичь, приучая детей к выполнению общественных поручений, которые даются учителем (школой), поощряя их активное участие в общешкольных и внеурочных мероприятиях, экскурсиях и спортивных соревнованиях.

Об успехах в формировании нравственности можно говорить только при условии, если у школьников воспитаны соответствующие навыки и привычки поведения, т. е. собственный опыт этих отношений. Всякий опыт, как известно, вырабатывается путем продолжительных упражнений или иных видов деятельности поведения. Вот почему учителю необходимо вовлекать обучающихся в разнообразные виды практической, опытно – экспериментальной деятельности связанной с проявлением нравственности.

Важным является и сетевое партнерство с учреждениями культуры, в том числе с таким уникальным, как Дом дружбы народов Татарстана, совместно реализуются всевозможные проекты: литературно-музыкальные встречи, посвященные дню рождения А.С.Пушкина, К.Симонова, М.Цветаевой, народные традиционные праздники «Святочные забавы», «Кузьминки», «Масленица», городской конкурс «Добрый молодец и Красна девица». Сотрудничество с Казанским государственным институтом культуры, Ассамблеей народов Татарстана, Татарстанским отделением Русского географического общества, Казанским Федеральным университетом, КНИТУ, Казанским научным центром Российской Академии наук, РОО «Русское национально-культурное объединение РТ», «Казанское русское национально-культурное объединение», Центром русского фольклора города Казани, Национальным государственным музеем РТ, Государственным музеем изобразительных искусств РТ, Музеем художника Константина Васильева, Музеем-квартирой Н.Г.Жиганова, Татарстанским отделением Национального общественного комитета «Российская семья», взаимодействие с органами власти и общественными объединениями позволяет диссеминировать опыт.

Также можно использовать комплекс внеурочных мероприятий, направленный на формирование нравственных качеств у младших школьников.

Комплекс внеурочных мероприятий

Название мероприятия

1

Общегородской субботник

Акция «Посадка деревьев на пришкольном участке вместе с родителями»

2

Классный час «Российская Конституция – основной закон твоей жизни»

3

Конкурс рисунков « Доброе братство лучше богатства»

5

Классный час «ЗОЖ», просмотр мультфильма «Опасный дым»

Литературно-музыкальный вечер «Тукай в сердце моем»

6

Игра – путешествие « В стране вежливости»

7

Просмотр видеофильма «Россия – многонациональная страна»

8

Беседа «Друг в моей жизни»

9

Фотовыставка « Я и моя семья»

10

Экскурсия в Дом дружбы народов Татарстана « Урок добра»

11

Классный час «Откуда взялись правила поведения?»

12

Беседа « Разговор о разговоре»

14

Экскурсия в музей Н.Г.Жиганова (на базе гимназии)

15

Экскурсия в музей Гайдара (на базе гимназии)

16

Классный час «Священная война»

17

Акция «Письмо солдату»

Также можно использовать различные анкетирования, для того, чтобы иметь информацию о сформированности нравственного воспитания младших школьников. Вопросы анкеты могут содержать следующие вопросы:

Можешь ли ты помочь человеку в беде?

Можешь ли ты кого-нибудь обидеть?

Можешь ли ты сказать неправду о другом человеке?

Что такое честность?

Трудно ли быть честным человеком?

А ты считаешь себя честным?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

А ты доброжелательный человек?

Что такое ответственность?

Ты ответственный человек?

Каким ты хочешь быть человеком?

Кем ты хочешь быть?

Без чего нельзя прожить человеку?

Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?

Ты любишь животных?

У тебя много друзей?

Ты считаешь себя хорошим другом

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ -1 балл.

За неполный ответ – 0,5 балла.

За неправильный ответ – 0 баллов.

Максимальный – 17 баллов.

Критерии оценок: Высокий уровень -свыше 15 баллов; средний уровень- 10-15 баллов; низкий уровень менее 10 баллов.

Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Все эти направления непосредственно способствуют воспитанию патриотических качеств у обучающихся.

Патриотическое воспитание в школе, как и в других образовательных учреждениях, можно разделить по направлениям:

1. Историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы.

2. Гражданско-патриотическое направление — основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.

3. Экологическое направление — воспитание любви к природе, защите ее от загрязнения.

4. Трудовое направление — привитие трудовых навыков.

5. Семейное направление — утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений[33, с.20] .

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.

Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Все эти направления непосредственно способствуют воспитанию патриотических качеств у обучающихся.

Патриотическое воспитание в школе, как и в других образовательных учреждениях, можно разделить по направлениям:

1. Историко-краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы.

2. Гражданско-патриотическое направление — основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.

3. Экологическое направление — воспитание любви к природе, защите ее от загрязнения.

4. Трудовое направление — привитие трудовых навыков.

5. Семейное направление — утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений[33, с.20] .

Эффективность воспитания патриотических качеств зависит от организации и от форм проведения внеурочной деятельности.

Формы патриотического воспитания школьников через внеурочную деятельность:

— беседы, классные и информационные часы, читательские конференции;

-тематические утренники, проведение совместных праздников с родителями;

— торжественные линейки, уроки Мужества;

-экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания;

— просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности;

— конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

— ролевые игры, проигрывание ситуаций;

-встречи с ветеранами Великой Отечественно войны и труда, знаменитыми земляками;

— социальные акции, операции;

— работа с детскими общественными организациями.

При отборе содержания патриотического воспитания необходимо учитывать личный опыт обучающихся, полученный в ходе организации их жизнедеятельности и приобщения к реальной социальной действительности.

Содержание патриотического воспитания должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентиры, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее выполнение типичных социальных ролей в современном обществе.

Таким образом, внеурочная деятельность оказывает влияние на все сферы социальной жизни обучающихся, формирует чувства сопричастности и гордости за свою Родину, чувство уважения к истории к культуре народа, воспитывает нравственность, развивает гражданскую ответственность и правовое самосознание, и, следовательно, способствует формированию и развитию патриотических качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным. Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания, именно поэтому воспитание нравственного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача актуальная, и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения его культуры.

Нравственность – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого – естественные чувства человека. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине [20, 24] .

Развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные нравственные и патриотические качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. Растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений, воспитание нравственного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину [14, 18].

Нравственное воспитание уже в младшем школьном возрасте влияет на дальнейшую жизнь ребенка, и от личностных качеств педагога, от организации его работы зависит направят ли обучающиеся свою деятельность на служение во благо Родине, станут ли действительно патриотами Отечества.

Воспитание нравственных граждан и патриотов своей Родины — процесс длительный, требующий от учителя настойчивости, последовательности и большого терпения.

В большинстве сложившихся мнений педагогов заложена мысль о том, что наиболее благоприятными условиями для целенаправленной организации процесса воспитания нравственных качеств детей является младший школьный возраст.

Школа реализует данный процесс комплексно и немаловажную роль в этом играет внеурочная деятельность, так как она оказывает влияние на все сферы социальной жизни обучающихся и, следовательно, способствует формированию и развитию нравственных чувств у школьников. Процесс формирование нравственных качестве в младшем школьном возрасте является актуальным в наше время как никогда и связано это с тем, что сейчас много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру в светлое, доброе, любовь к народу, стране. Именно поэтому необходимо ввести цикл мероприятий по внеурочной деятельности направленный на воспитание нравственных качеств у младших школьников.

В нашей работе мы выяснили, что нравственное воспитание во все времена было актуально, несмотря на то, что воспитание нравственности достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.

Исходя из актуальности данной темы, мы определили проблему, поставили перед собой цель которую нам необходимо достичь, определили объект, предмет исследования.

Цель исследования – рассмотреть проблемы и пути решения нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности. Для достижения поставленной цели, мы решили ряд задач.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что задачи решены в полном объеме, цель достигнута , рассмотрены проблемы и пути решения нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алгазин, Д.А. Воспитание юных патриотов. — М.: «Просвещение», 2008. — 300 с.

2.Агапова, И. Патриотическое воспитание в школе/ И.Агапова, М.Давыдова. – М.: «Айрис-пресс», 2009. — 225 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб: Питер, 2009.- 400 с.

4.Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина // Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25.

5.Бублик, Л. А. Основы военно-патриотического воспитания : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Л. А. Бублик. – М. : Гардарики, 2008. – 324 с.

6.Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования/Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. – СПб.: КАРО, 2007. – 224 с.

7.Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–16.

8.Внеурочная деятельность школьников: метод.конструктор: пособие для учителя.-М.: Просвещение, 2011г.-322с.

9.Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А. Г. Вороненко. – Тюмень : ТГПУ, 2005. – 135 с.

10.Воронова, Е. Н. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры: метод. пособие / Е. Н. Воронова. – М. : Гардарики, 2008. – 153 с.

11.Выготский, Л.С. Собрание сочинений/Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2008. – 455 с.

12.Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе /А.Н.Вырщиков,М.Б.Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2007. – 172 с.

13.Гасанов,З.Т. Патриотическое воспитание граждан/З.Т.Гасанов// Патриотическое воспитание. — 2010. — №6. — С. 59-64.

14.Григорьева,Е.В. Внеучебная деятельность учащихся по ознакомлению с окружающим миром//Начальная школа.-2011г.-№3.-С.103-105.

15.Гревцева, Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников /Г.Я. Гревцева // Начальная школа. — 2009. — №9. — С. 14

16.Давыдов, В.В. Российская Педагогическая Энциклопедия/В.В.Давыдов, Э.Р.Днепров. — М.:БРЭ,2009г.-765с.

17.Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Н. Емельянова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.

18.Ефремова, Г.М. Патриотическое воспитание школьников / Г.М. Ефремова // Воспитание школьников. – 2008. — №8. – С. 23-29.

19.Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе/Н.А.Ивашкина // Начальная школа. — 2007. — №7. — С. 31.

20.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца 20 века: Учеб. пособие для педагогических учеб. заведений / под общ. ред. А.И. Пискунова. — 3-е изд., испр. и доп.- М.: ТЦ Сфера, 2007. — 496 с.

21.Индивидуальные варианты развития младших школьников / под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. – М. : Педагогика, 1973. – 280 с.

22.Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися.-М.: Просвещение, 2010.- 432с.

23.Казаренков, В.И. Основы педагогики: Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учеб. пособие. − М.: Логос, 2013г.-332с.

24.Караковский,В.А.Воспитание?Воспитание…Воспитание!/В.А.Караковский,

Л.И.Новикова,Н.Л.Селиванова . — М., 2007. – 159 с.

25.Краснощекова, Н.А. Из опыта патриотического воспитания школьников / Н. А. Краснощекова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №6. – С. 22-28.

26.Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: метод. пособие /Н.Г. Комратова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 207 с.

27.Леонтьев, А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа плюс до и после. – 2007. — №4. – С. 4-6.

28.Луговинов, В. И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В. И. Луговинов. – М. : Гардарики, 2007. – 132 с.

29.Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко // Избранные пед. соч. : в 2-х т. Т. 2. – М. : Правда, 1986. – С. 35–52.

30.Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников : пособие для учителя / В. И. Максакова. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с.

31.Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю / С. Е. Матушкин. – Челябинск, 2000. – 152 с.

32.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М.:АСТ, 2014.-736с.

33.Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: метод.рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.- 40 с.

34.Педагогика : учебник для вузов / под ред. Л. П. Крившенко. – М. : ТК Велби; Проспект, 2005. – 432 с.

35.Петрова, И. Современная начальная школа/И.Петрова.- М.:АСТ; Астрель, 2013.-287с.

36.Плехов, В.В. Патриотическое воспитание школьников: метод. материалы / В.В. Плехов. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 28 с.

37.Савотина, Н.А. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденция развития/Н.А.Савотина //Воспитание школьников. — 2009. -№5. — С. 2-5.

38.Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн.1. ФГОС. — М.:Баласс, 2015.-288с.

39.Сухомлинский, В.А. О воспитании/В.А.Сухомлинский.-М.: Республика, 2011.-270с.

40.Учебная деятельность и игра. Психология.- СПб.,2008.-247с.

41.Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание соч. : в 6 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 2000. – С. 160.

42.Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.

43.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]