Этика менеджмента

Этика – это древнейшая наука, возникшая как составная часть философии и ставшая наукой об отношениях, существующих между людьми и об обязанностях, вытекающих из этих отношений. В отличие от закрепленных законодательно юридических норм, этические нормы таковыми не являются. Если юридические нормы фиксируются на бумажных носителях, то этические – нет. Несмотря на это, их роль в функционировании общества является более весомой, чем законодательства.

Использование норм и правил этики воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает навыками применения правил этики. Значит, следование правилам хорошего тона – это залог успеха в обществе. Особое место в правилах хорошего тона занимает этика деловых отношений.

В последнее время этике деловых отношений уделяется все большее значение. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в систему вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам: «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика менеджмента» и др. Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а так же в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

В связи с этим актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных придать формирующимся рыночным отношениям успешный динамичный характер. В России особенно актуален вопрос этических принципов и ценностей, используемых для достижения успеха, так как российским предприятиям еще предстоит создать свои традиции организационной этики.

Заслуга в постановке проблемы профессиональной этики принадлежит французскому социологу Эмилю Дюркгейму (1857-1917).

Главный труд по этой проблематике «Профессиональная этика и гражданская мораль».

Компромисс между экономической и нравственной сторонами жизни, сформулировал в своих работах Дж.М. Кейнс.

9 стр., 4322 слов

Этика общения в профессиональном коллективе

... впечатлением. 2.Особенности общения в профессиональном коллективе В деловом, официальном общении соблюдение правил культуры речи ... в конкурирующих отношениях. Это противоречие разрешается в зависимости от ситуации, разнице в статусе, установившихся отношений и личной воли старшего по должности. В ... обеспечения успеха в обществе, в своей социальной микрогруппе, в профессиональном коллективе. Современное ...

Причины повышения внимания к этике бизнеса исследовали В.Н. Шихирев («Этические принципы ведения дел в России») и Д.Д Вогель («Этика бизнеса прошлое и настоящее»).

Моральные аспекты процесса принятия управленческих решений изучали И.П. Гурова, Ю.Ю. Петрунин и др.

Целью моего исследования является получение и обобщение знаний в области этики и определение наиболее оптимальных путей реализация этических норм в процессе общения и взаимодействия людей на примере конкретной организации.

Задачи курсовой работы:

  • изучение теоретических основ «Деловой этикет», в частности деловой этики менеджера;
  • проанализировать исторические пути формирования этики менеджмента;
  • отработать практические навыки в оценке этике менеджмента на конкретном предприятии.

Объектом исследования является процесс становления и функционирования системы управления организацией.

Предметом – направления осуществления этики деловых отношений в конкретной организации на примере ОАО «ДСК-1»

Основными методами исследования этики менеджмента являются наблюдения, опросы и анализ деятельности.

Глава 1. Теоретические основы этики менеджмента

1.1 Формирование и история этики

Слово «этика» (от греческого ethos) означает нрав, характер, обычай. Его более 2300 лет назад ввел древнегреческий мудрец Аристотель (384 — 322 до н.э.), дав и название «науке о добродетели» — этика.

Однако формирование и развитие этики как науки, а также основных морально – нравственных ориентиров в жизни людей шло сквозь всю историю культуры. Поэтому понятие этики было исторически изменчивым. Оно трансформировалось и приобретало новые значения на разных этапах человеческого развития.

Так, в самых ранних культурных периодах (например, в первобытном обществе) люди еще не выделяли морально — этические ценности в разряд вопросов, требующих специальных, особенных форм рефлексии. Это было и невозможно, так как обычай, в рамках которого протекала жизнь человека, воспринимался как единственно верный и возможный. В этом случае, этика ярче всего соотносится с понятием обычая, укоренившейся привычки, общепринятым ритуалом, которые отражают принадлежность человека для всех членов племени целостной системе.

Когда же человек начинает задумываться над кругом моральных норм и ценностей, которым он подчиняется, то наступает совершенно иной этап в развитии и понимании этики. Так произошло в Древней Греции.

Античная этика, отражая идеалы греческой культуры о гармонии человека с действительностью, его духовном и телесном равновесии, здоровом отношении к материальному благополучию и миру вещей, акционирует наше внимание на счастье человека и основных способах и условиях его достижения. В качестве основных этических добродетелей греческие мудрецы выделяют мужество, благоразумие, доброжелательность и честность (справедливость).

Эти добродетели были не только провозглашены «в теории», им старались следовать как важнейшим жизненным принципам и использовали их в качестве основной стратегии для достижения успеха.

Средневековье знаменует другой этап размышлений о сущности и морально-нравственных ориентирах. В средневековой Европе на основе христианской религии создается новая иерархия ценностей. В качестве этического приоритета выдвигаются представления о добре и зле как соотношении божественного и дьявольского начал. Христианская этическая модель отражена в основных заповедях, о которых говорил Иисус Христос.

10 стр., 4825 слов

Основные черты эпохи возрождения

... ]. 2 Основные черты философии Возрождения 2.1 Гуманизм — возвышение человека Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем ...

В Новое время, в эпоху «неуверенности в сущем, когда каждый должен сам заботиться о своей нравственности» этические идеалы вновь получают гуманитарную направленность. Однако сфера нравственно – этических проблем стала все более соотноситься с процессами, происходящими в общественной жизни людей, приобретая социально – правовой характер. Немецкий философ И.Кант (1724 – 1804) отмечает, что «в морали человек подчинен своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству»1 .

Показательным является и тот факт, что происходят существенные изменения в ранее тождественных друг другу понятиях этики, морали и нравственности. Теперь они наделяются специальными значениями. Этика – это теория, а мораль и нравственность отражают реальные явления в жизни человека и общества. Причем нравственность – это поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям, ценностям и нормам. Нравственный человек автоматически поступает «как все», как послушный член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции и нормы. Таким образом, нравственность является условием вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества и индивидуального выбора; наоборот, она предполагает исполнение общепринятой нормы, подчинение традиционному образцу.

Мораль – это особое явление, возникшее параллельно с правом в западной культуре. Она появляется с развитием индивидуального, самостоятельного начала, с возникновением самостоятельно мыслящих личностей, способных к решению и выбору. Мораль – это не то, что есть, она скорее то, что должно быть. Этика является наукой о «должном», она регламентирует то, как «должен» поступать человек (формирует нравственные нормы и принципы).

Сложнейшие этические проблемы возникают с сознанием морали как сферы самостоятельного выбора. Проблема самостоятельности выбора и его этического измерения становится одной из ведущих в 19 – 20 веках. Появляются новые аспекты изучения (например, скрытые мотивы поведения человека).

Во второй половине 20 столетия появляется идея отказа от попытки определить основные моральные категории, поскольку описать их в рамках существующей научной традиции невозможно. Возникает метаэтика, главной своей задачей ставящая попытку анализа языка морали.

Раскрывая сущностные особенности этики, необходимо обратить внимание на ее универсальное значение. Универсальность этики соотносится с ее надындивидуальным (т.е. распространяющимся на всех людей) и жизнеопределяющим (необходимым для существования людей) характером. Это означает, что этика связана с изучением с изучением фундаментальных ценностей человеческой жизни (добро и зло, любовь, счастье, долг, справедливость и др.) и является основополагающим компонентом всей культуры, всего общества. Гуманист 20 века, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер (1875 – 1965) в своей знаменитой книге «Культура и этика» писал, что этическое является конструирующим элементом культуры2 .

Предпосылкой для институциализации этико-нравственных категорий в систему управления стали «система научного управления» Ф.У. Тейлора и концепция «человеческих отношений» Э. Мэйо. Исследования в области человеческих отношений в производственном процессе сформировали новое представление не только о субъект-объектных отношениях, но и обо всей системе управления в корпорациях в целом. Производственный процесс начинает изучаться с учетом всех групп интересов и выдвигают на первое место личностные взаимоотношения и их мотивацию. В конце 20 века широкое распространение получает прикладная этика. Это направление возникает как ответ на практические потребности и запросы современного общества. Возникает профессиональная этика, отражающая специализированные формы деятельности людей (этика бизнеса, этика делового общения, политическая этика, медицинская этика, педагогическая этика, этика цензуры и др.).

2 стр., 765 слов

Психологическое знание в моей личной и профессиональной жизни

... в профессиональной деятельности каждого специалиста, но помогают правильно расставлять приоритеты в личной и общественной жизни, ведь жизнь прекрасна в ... помощь. Конечно, ещё не все люди в нашей стране понимают, в чем заключается работа педагога–психолога, ... профессиональной деятельности, не забывая о личной, потому что в моём понимании важна самореализация в обеих этих сферах, ну а наука психология ...

Появлению профессиональной этики предшествовало создание научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов.

Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.

1.2 Понятие и сущность этики менеджмента

Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике (биоэтика, этика науки, этика бизнеса), т. е. к «профессиональной этике».

Если говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в 21 веке менеджмент.

10 стр., 4590 слов

Профессиональная этика адвоката

... профессиональная этика в наибольшей степени способна помочь решению этой проблемы. профессиональная этика адвокат защитник Сказанное позволяет выделить следующие объективные предпосылки специфики профессиональной этики: ... иной общей моральной нормы, определяя меру ответственности члена профессионального коллектива перед коллективом и обществом; в) особенности содержания профессионального долга как ...