Требования современного общества к личности гражданина предполагают актуализацию не только проблемы обучения, но и проблемы воспитания, в первую очередь — нравственного.
Нравственное воспитание — это процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе, организуемой на уроке разнообразной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
В детстве возникают нравственные привычки, которые переходят в автоматизм действия. Когда ребенок вырастает, он способен сознательно пересмотреть нравственные нормы, которые вменялись ему с детства, принять другую систему ценностей и следовать ей. Но такой процесс всегда представляет собой трудную морально-психологическую ломку, возможно даже душевную революцию, так как ценности и тип поведения, «впитанные с молоком матери», прочно оседают в подсознании, порой руководя человеком как бы помимо его воли. Вот почему приобщение школьников к основам современной морали — такой важный и ответственный элемент всей системы воспитания.
Нравственное воспитание — это основа, на которой формируется полноценная и принимаемая обществом личность. В нашей же стране, к сожалению, нравственное воспитание, в школе, осуществляется минимально или же совершенно не должным образом. Особенно это видно у старшеклассников — почти сформированных личностей. Большинство из них смутно владеет знанием понятий морали, толерантности, патриотизма. У них нет гражданской позиции, и у таких детей проявляется исключительно потребительское отношение к обществу. И это — серьезная проблема.
Поэтому актуальность данной работы очень высока. Одним из инструментов решения данной проблемы является воспитание всех моральных и этических качеств, то есть нравственности, через уроки истории, что мы и собираемся проиллюстрировать в данной работе.
Анализ итогов работы по данной проблеме, которую проводили В. Н. Сухомлинский, А. А. Радонежский, Сергеева О. Ю., И. В. Павлов, В. А. Сластенин и другие, показал, что нравственное воспитание в урочной деятельности способствует формированию позитивной мотивации школьников и развивает ответственность, сотрудничество, самооценку.
Несомненно, нравственная позиция ребенка, его моральный облик формируется всеми условиями его жизни. Однако, именно исторические факты, получившие нравственную оценку общества, осмысленные им, привлекают внимание личности к вопросам морали, прививают интерес к высшим жизненным ценностям, способствуют повышению нравственной культуры и тем самым помогают развивать моральное самосознание личности. Поэтому можно выразить уверенность в том, что, акцентируя внимание учащихся на проблемах морали на уроках истории и православной культуры, учитель помогает им сформировать устойчивые морально-ценностные установки, продуманные убеждения, учу сознательно и разумно относиться к нравственным проблемам.
Формирование нравственной культуры личности младших школьников
... нравственной культурой личности, то есть он должен понимать и принимать установленные нормы и морали. Школьные годы – это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности. ... в реальные отношения между объектами. Таким образом, работа в аспекте формирования нравственной культуры личности у младших школьников будет осуществляться успешно, если эта работа ...
Таким образом, объектом исследования данной работы является процесс воспитания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования — нравственное воспитание учащихся на уроках истории.
Целью же исследования является изучение особенностей нравственного воспитания учащихся на уроках истории. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:
1. Изучить сущность и содержание нравственного воспитания учащихся.
2. Изучить роль в нравственном воспитании уроков истории.
3. Рассмотреть методы, средства, формы нравственного воспитания на уроках истории.
4. Изучить опыт учителей по нравственному воспитанию на уроках истории.
Нами были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы, обобщение педагогического опыта и наблюдение.
1. Теоретические основы нравственного воспитания учащихся на уроках истории
1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания
Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
В современных условиях учащиеся столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество духовнее, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись».
Таким образом, дело вовсе не в методике преподавания истории, не в отсутствии учебников по изучению предмета, а в целях исторического образования. Ряд педагогов бьют тревогу по вопросу о необходимости срочного пересмотра стратегии исторического образования.
Педагог Л. С. Выготский считает, что нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идет вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Его вывод таков: нравственное воспитание должно идти впереди личностного развития. [2; 39]
Религия и воспитание человека
... религиозное воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия сопровождает историю ... человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и ... христианской веры - проявляется и ... традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и ...
Ряд современных ученых проводят диагностику нравственной сферы. Их выводы сводятся к следующему; не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Психолог А. Гармаев даже вывел законы, связанные с падением нравственности человека. Они выглядят следующим образом:
1) в обществе действует закон оскудения нравственных сил, вызванный
дефицитом добра, любви в душах людей по причине того, что у них отсутствует
2) закон хранения истины, суть которого сводится к попытке отыскать
3) закон опережения нравственного развития над умственным.
Вывод А. Гармаева совпадает с точкой зрения Л. С. Выготского: духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное. Практически это означает, что сначала надо воспитывать нравственные чувства в учениках, подключать их к нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому педагогика нравственного воспитания должна строится, в основном, на внутреннем духовном росте ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.
О роли учителя в деле нравственного просвещения рассуждает историк А. Гуревич. По его мнению, педагог-историк должен: 1) развивать в ученике собственное самосознание; 2) научить понимать ученика историческую изменчивость человека; 3) показать ученикам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде. А. Гуревич считает, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать.
А. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика — попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод — подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а её оценка. Вот почему современные учебники так полярно порой подходят к интерпретации известных фактов.
Итак, какие элементы нравственного воспитания может развивать учитель на уроке истории? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо дать формулировку следующим понятиям: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность.
Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы
... произведений вносит существенные сдвиги в формировании нравственного сознания, но мало эффективен в отношении формирования культуры нравственного поведения некоторых детей. Это можно объяснить несколькими причинами: отсутствием системы в использовании художественного слова в нравственном воспитании младших школьников, отсутствием ...
Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.[25; 68]
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.
Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым. нравственный воспитание учащийся потенциал
Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.
«Духовно-нравственные ценности и воспитание»
... классный руководитель ставлю перед собой задачи по воспитанию нравственных ценностей: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания ... свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен ... подвигу, и чем больше будет людей, способных на него, тем светлее будет мир, радостнее и легче совместная ...
1.2 Воспитательный потенциал уроков истории
Неоценимую роль в формировании гражданской позиции учащихся играют и уроки истории, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности. Формами проведения таких уроков выступают практические и семинарские занятия, традиционные уроки и викторины. При этом широко использую проблемный метод изучения истории, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод позволяет формировать способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. По некоторым проблемам провожу итоговые уроки в форме «круглых столов» или семинарских занятий, внеклассные мероприятия. Например, «круглый стол» по теме «Петр 1- гений или тиран?» (для учащихся 7 класса), викторина 7-8 кл. «Знатоки истории», семинар 9 кл «Можно ли было избежать гражданской войны?».
Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организовывается таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик ставит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом, у ребёнка должен возникнуть личный интерес.[11]
Проблемный подход стимулирует активную познавательную деятельность учеников, заставляет их делать осознанный выбор в сложных ситуациях, что, несомненно, отразится на гражданской позиции школьников.
Чувство патриотизма, гражданственности, ответственности каждого за судьбу России формируется на уроках истории при изучении тем «Движение декабристов», «Смутное время в России в конце XVI — начале XVII вв.», «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке» и многих других. На примере героических подвигов нашего народа и отдельных героев — Александра Невского, Михаила Ярославича Тверского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Михаила Илларионовича Кутузова, Георгия Константиновича Жукова и многих других — у учащихся формируется чувство патриотизма, преданности интересам своего народа и своей Родины, что в последнее время стало утрачивать ценность среди молодёжи. А ведь патриотизм, нравственность являются важнейшими качествами гражданина — достойного члена общества.
Воспитание нравственных качеств младших школьников (на материале ...
... Раскрыть сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственная культура». 2. Охарактеризовать основные формы и методы в воспитании нравственной культуры младших школьников. 3. Экспериментально подтвердить эффективность практических методов и средств воспитания нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения. Методы исследования: анализ используемой ...
Ведущей педагогической идеей является вовлечение учащихся на уроках истории и православной культуры в решение задач освоения современных моральных норм и принципов. При этом используются различные пути актуализации субъективного опыта ребёнка, его творческих возможностей, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.
Несомненно, нравственная позиция ребенка, его моральный облик формируется всеми условиями его жизни. Однако, именно исторические факты, получившие нравственную оценку общества, осмысленные им, привлекают внимание личности к вопросам морали, прививают интерес к высшим жизненным ценностям, способствуют повышению нравственной культуры и тем самым помогают развивать моральное самосознание личности. Поэтому можно выразить уверенность в том, что, акцентируя внимание учащихся на проблемах морали на уроках истории и православной культуры, учитель помогает им сформировать устойчивые морально-ценностные установки, продуманные убеждения, учу сознательно и разумно относиться к нравственным проблемам.
1.3 Методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся на уроках истории
Существуют группы методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) возрастно-оценочные. Они сформулированы в работе Л. И. Маленковой.[27; 124]
Методы убеждения направлены на рациональную сферу отношения. Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и сознательное отношение к ней учащихся, воспринимающих информацию исторического характера. Процесс убеждения предполагает изменение сознания ученика, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.
Основное назначение методов убеждения — убеждать учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого.
Существуют 4 группы методов убеждения:
1) информационные, когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Наука побеждать» А. В.Суворова);
2) поисковые, когда учащиеся включаются в поиск ответов на поставленные проблемы (например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории, деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и т.д.;
3) дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем (например, по какому пути могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция и т.д.);
По истории России «Николай II» учащихся по истории (9 класс)
... личность Николая II. В нем сочетались широкий кругозор, образованность, прекрасная память. Он был человеком, хорошо знающим историю своей ... которая была собрана с целью проверки знаний. Десятилетний Николай отлично справился с этой задачей. Для дальнейшего обучения ... он был священнослужителем. Распутин оказывал большое влияние на Николая II. Император по одному слову Распутина, мог поменять ...
4) взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.).
Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их исполнения. Назовем некоторые из них:
- компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;
- актуальность избранной темы;
- опора на имеющийся ученика опыт;
- тщательный отбор содержания, обеспечение активной позиции ученика;
- общий позитивный фон (такт, тон, стиль);
- учетно-возрастные и половые особенности детей;
- ставка на индивидуальность;
- оснащенность пособиями и техническими средствами;
- этико-эстетическая выразительность педагога (речь, внешний вид, организационная четкость).
Другая группа методов — методы организации деятельности учащихся, которые призваны воздействовать на поведенческую деятелъностную сферу формирующегося отношения. Их цель научить учащихся определенным навыкам умениям, формам поведения от простейших действий до сознательных актов. В их основе лежит практический опыт людей, которые приобретали его деятельно. Богатая палитра этих методов выглядит так:
1) педагогическое требование — перевод воспитания от внешнего к внутреннему и превращение механизма воспитания в самовоспитание. Содержание требования определяется общественными нормами истины, добра, красоты. По форме они могут быть прямыми (предписания, инструкции, памятки) и косвенными (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка);
2) приучение — организация выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут осуществляться в форме следования определенным правилам культуры поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета;
3) упражнения многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
4) создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик становится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения;
5) пример из истории в форме социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев.
Методические правила позволяют педагогу технологически верно инструктировать различные варианты методов организации деятельности учащихся. Вот некоторые из них:
- цель организации должна быть полезна для общества, других людей и субъективно переживаться как личностно-значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников,
коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной;
- обеспечение активности каждого ученика как участника деятельности, технологическая четкость;
- позитивная оценка и постоянный педагогический анализ и корректировка;
- скрытая педагогическая позиция учителя, организующего деятельность детей.
Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится одобрению и осуждению, поощрению и наказанию. Их назначение, регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Методические аспекты проблемы использования исторических документов ...
... историческими документами. В 1960-е - 1980-е гг. значительный вклад в создание методики использования источников на уроках истории ... взаимосвязь обучения, воспитания и развития. ... работ (докладов, сочинений, рефератов) на основе ... учителю истории» предложили приёмы работы с историческими документами, проанализировав опыт Стивена Л. Шехтера по работе с печатными текстами. Заслуживает внимания памятка ...
Основными формами нравственного воспитания являются: урок — лекция, беседа, диспут, кинофильмы, читательские конференции, рассказы и др.
Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия этики, нравственности, толерантности и т.д.
Беседа — широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение — эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании школьников.
Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности.
Кинофильмы, книги с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.
Читательская конференция — интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики.
Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий: кружки, секции и другие.
Группы средств нравственного воспитания: художественные такие как художественная литература, изобразительное искусство, кино, мультфильмы, музыка; социально-средовые — события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда; деятельностные, то есть разные виды детской деятельности, праздники, развлечения.
Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания: соответствие возрасту, эмоциональная насыщенность, адекватность уровню развития детских интересов и др. Принципы сочетания средств воспитания: интеграция, изолированность, дифференциация, умеренность, степень воздействия и др.
2. Обобщение педагогического опыта по нравственному воспитанию учащихся на уроках истории
2.1 Воспитание нравственности личностью учителя
Как повысить нравственную значимость школьного урока? Ответ на этот вопрос составляет основу данного раздела в обобщении педагогического опыта. С нашей точки зрения, не смотря на сложность поставленной задачи на уроке её можно решить практически, действуя в 3-х направлениях: 1) через самого педагога; 2) через саму историю; 3) через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока. Если по каким-то причинам сделать этого нельзя, то любое из выбранных направлений может стать источником нравственного воспитания. В широком смысле учитель должен стремиться к тому, чтобы каждый урок по истории стал уроком нравственности, а в узком смысле, задача учителя сводится к попытке пробудить в учениках желание нравственного самосовершенствования.
Сказка как одно из средств нравственного воспитания младших школьников
... сказки как средства нравственного воспитания на уроках литературного чтения в начальной школе. Объект работы – процесс воспитания нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Предмет работы – сказка как средство воспитания нравственных ... познающий мир; владеет основами умения учиться; знает свою родословную, любит свой дом и малую родину; доброжелательный, коммуникативный, толерантный; ...
Сложность данной задачи объясняется тем, что процесс нравственного воспитания происходит невидимо, незаметно, в недрах души. Его трудно зафиксировать, продиагностировать. Но эффективность нравственного воспитания столь велика, что это необходимо делать на всем протяжении учебно-воспитательного процесса, так как никто не знает, когда и при каких обстоятельствах ученик проявит свои нравственные задатки.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания? Вправе ли учитель навязывать свою систему ценностей ученикам? Что делать, если понятия о взглядах на поведение человека в ряде ситуаций у учителя и ученика не совпадают? На эти и другие вопросы мы попытаюсь ответить в этом разделе.[4; 250]
Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с нашей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Вторая часть этой формулы касается в основном возрастно-оценочных методов. Урочная система не сама цель, не идол, которому раболепно поклоняются, она должна пониматься инструментально. Урок должен мыслится, как встреча детей и педагога. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания.
Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться — все это в тонкостях подмечается детьми. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Нужно уметь привносить себя в класс. Ошибка многих учителей заключается в том, что, входя в класс, они становятся, как бы другими людьми, изображая того, кем в действительности не являются. А дети должны видеть в своем учителе живого человека. Важно, чтобы слова педагога не расходились с его делами или тем, что преподает учитель.
Русская педагогика оставила нам в наследство величайшее сокровище педагогической мысли, которое необходимо использовать для формирования в учениках нравственных качеств, ценностей. Ниже предлагается текст памятки учителям, составленной на основе русских педагогических идей, воплощенных в трудах А.Радонежского, К. Победоносцева, С. Рачинского, К. Ушинского, Н. Ильминского. Вот её текст:
1. Учитель, ты делаешь великое дело и нельзя его делать с пренебрежением.
2. Помни, учитель не тот, кто наставляет словом, а тот, кто учит делом. Многие учат, но не у всех учатся.
3. Плодотворно то образование, которое не только развивает ум, но и облагораживает сердце.
4. Настоящее учение совершается тогда, когда ученик понимает, для чего он учится.
5. Помни, учитель: то, что есть в ученике — важнее всего, то необходимо и развивать.
6. Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает.
7. Будь внимателен к ошибкам ученика, через них можно понять, что умеет ученик, к чему он способен и что может расти в нем дальше.
8. Дело учителя — дать работу уму, сердцу, воле, умению каждого ученика и вслед за этим требовать добросовестного исполнения работы, какую способен понять и сделать ученик.
9. Учитель знает, что ученик глубже своего сознания, проницательней своего мышления, могущественнее своего рассудка, богаче своего разума.
А вот как выглядят педагогические заповеди В. А. Сухомлинского для достижения положительных результатов на уроке. Вот некоторые из них:
1. Береги, щади неприкосновенность, уязвимость каждого человека.
2. Знай, что твое неразумное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить.
3. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит, самому быть безнравственным.
4. Большое зло уничтожать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой».
5. Дорогим для тебя должно стать не «моё», а «наше», т. е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.
Третья памятка составлена на основе трудов А. Макаренко, С. Шацкого, Я. Корчака и В. Сухомлинского и отражает совокупность поощрений и наказаний, которые использует учитель в своей деятельности. Вот каковы её положения:
1. Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе
2. Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждениями и организации жизни и деятельности детей.
3. Ведущим может быть метод поощрения, вспомогательный — наказания.
4. Поощрения и наказания должны быть индивидуальными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.
5. Имеется большой перечень ситуаций, когда поощрения и наказания не могут быть применены (нельзя наказывать, если ученик осознал свою ошибку).
6. Наказание должно происходить по следующей формуле: «наказываю тебя не потому, что ненавижу, а потому, что люблю».
Следующая памятка адресована учителям истории и носит, как и все вышеизложенные, рекомендательный характер. Составлена она на основе педагогического опыта различных воспитательных систем, учитывая нравственное содержание педагогического процесса.
Учителю истории.
1. Задача учителя истории — дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках, как компас, открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.
2. Задача учителя любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты её преподаешь.
3. Воспитывать историей — это значит решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.
4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.
5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его защитой.
6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.
7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.
8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.
9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.
10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.
11.Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.
В сущности, деятельность учителя сводится к исполнению простого известного правила: не навреди и помоги. Чтобы не навредить и помочь, необходимо знать психологию возраста учеников, которых обучает педагог.
Так как данная работа в основном строится на обобщении опыта деятельности учителя истории в старшем звене, приведу некоторые психологические характеристики учащихся 9—11 классов, которым в основном от 14 до 16 лет.
Важнейшей особенностью данного возраста является становление самосознания подростков. В мышлении преобладает рефлективный характер. Происходит расширение жизненного пространства ребенка. Впервые наступает осознание будущего, появляются жизненные перспективы. Возникают профессиональные намерения. В этом возрасте ребенок мало, что воспринимает на веру, проявляет потребность в доказательствах. Поэтому уроки истории целесообразно проводить в проблемном ключе, полагаясь на самостоятельную деятельность учеников по добыванию и оцениванию знаний.
Для этого возраста характерны две особенности: жажда впечатлений и склонность к общению. Ученики проявляют заинтересованность к новому, неизведанному, пытаясь перенести на себя впечатления других людей в иных или подобных обстоятельствах. Функция учителя сводится к грамотному построению урочной деятельности учеников и в стимулировании их заинтересованности в изучении предмета, а так же в проблемной постановке ряда нравственных задач.[5; 52]
Склонность к общению и выражению своих чувств благоприятствует организации и проведению этического диалога между различными субъектами и объектами на уроке. Как это сделать практически и помочь учащимся сохранить интерес к предмету и обсуждаемым нравственным проблемам? Эта тема будет рассмотрена в следующих разделах работы.
Таким образом, если педагог искренне любит детей, отдает им себя без остатка, стремится к живому контакту, воспринимает учеников как личности,- в этом случае предметная урочная система получает новые силы и возможности.
2.2 Воспитание историей
Существует и другая возможность воспитывать нравственные качества в учениках, которая связана с содержанием изучаемого учебного материала. Учитывая явные недостатки современных учебников по истории, которые были рассмотрены выше, огромную роль играет деятельность учителя на уроке по стимулированию интереса ученика к изучаемой теме. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо выполнить первую часть формулы В. О. Ключевского — любить историю. Для этого учитель должен попытаться найти нравственную составляющую на каждом уроке при изучении того или иного материала, а это значит восполнить дефицит информации нравственно-побудительного характера на уроке. Побудить у учеников желание — постоянно размышлять о нравственности — задача не из легких, но если, учитель хочет добиться желаемого результата, он должен держать учеников в непрерывном потоке событий, поступков, коллизий, имеющих нравственное содержание. Задумываясь над ценностями прошлого и проблемами морали людей, живущих в разных исторических эпохах, подростки начинают оценивать свое поведение, поступки людей различать мотивы действий, качества личности. Это способствует формированию нравственных идеалов, пониманию необходимости соглашаться или отвергать нормы и требования, изучаемые в курсе истории. Чтобы решить эту задачу необходимо:
1) изучать шире и глубже моральные убеждения людей в процессе исторического развития;
2) изучать деяния людей;
3) излагать детальнее факты, упомянутые в учебнике, особенно если они носят воспитательный характер;
4) включать дополнительные тексты для анализа учениками;
5) ставить нестандартные вопросы, включающие одновременно работу сердца, ума и воли учащихся;
6) нацеливать учеников на самостоятельный поиск трудных вопросов и ответов на них, которые уже дала история;
7) составлять совместными усилиями памятки-наставления, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств;
8) поощрять внеурочные виды деятельности, связанные с расширением кругозора учащихся.
Для того, чтобы успешно справляться с этими направлениями деятельности, необходимо производить процесс воспитания историей в определенной системе. Учитывая разнообразие в подходах и методике исторического исследования и изучение исторических событий, автор данной работы пришел к мысли о создании ряда памяток-рекомендаций для учеников, с помощью которых можно упорядочить их деятельность на уроке, придать изучению истории системные элементы и одновременно дать алгоритм для поиска решения воспитательных задач. Текст этих памяток будет приведен ниже, а каждая памятка будет содержать необходимые комментарии при её использовании на уроке.
Памятка № 1. Заповеди истории.
1. Помни, что история дана в наставление, пойми смысл истории, чтобы понять смысл своей жизни.
2. Помни, что прошлое долго для понимания настоящего, настоящее не совпадает с прошлым, но прошлое может повториться.
3. Стремись постичь правду истории разумом и сердцем.
4. Знай, что история одна, а оценок истории тысячи, меняется не история, а её оценка.
5. Отличай факт от мнения, гипотезу от истины.
6. Не искажай историю в своих целях.
7. Помни, что в истории нет ничего случайного, ненужного, забытое — это тоже история.
8. Стремись к познанию мировой истории, она — часть истории твоей страны.
9. Стремись к познанию отечественной истории, она часть твоей истории.
10. Почитай свою родословную, там твои корни.
Использование данной памятки применимо к любому содержанию учебников истории, к любым сообщениям исторического характера, к любым точкам зрения, встречающимся в исторической литературе. Эту памятку целесообразно зафиксировать с учащимися на первых уроках в начале учебного года в 9 -11 классах. Если ученики научатся ею пользоваться, то они получат возможность разобраться в хаосе исторической информации и проводить самостоятельную работу по добыванию и оцениванию разного рода исторических знаний.
Памятка «Заповеди истории» помогает учащимся понять как правильно ориентироваться среди исторического материала, что вооружает их умением извлекать уроки из прошлого, обрабатывать исторические факты, исходя из собственной системы ценностей, не стать заложником чужого мнения, включая в работу свой разум и свое сердце, что в последствии повлияет на формирование собственной позиции.
Памятка № 2. Мораль истории.
1. История — это компас во времени.
2. Кто поймет время, тот поймет себя самого.
3. История может воспитывать только правдой.
4. История позволяет увидеть издалека то, что скоро окажется вблизи.
5. Нельзя знать все, мудрость — это знание не многого, но самого главного. Великое счастье — знать, откуда ты и куда ты идешь.
6. Цель истории — воскресить, сохранить, дать увидеть, услышать и понять наше материальное и духовное наследие.
7. Разным народам в разные исторические времена поручено раскрыть разные стороны истины.
8. История не учит, у неё учатся.
9. История должна служить самой высокой науке — умению жить на земле любя, созидая и помня.
10. Нельзя подать в суд на свое прошлое, надо отвечать за свое настоящее.
11. Исторический дар это не только великое наследие, но и великая ответственность.
12. Опыт прошлых поколений помогает отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного.
13. История существует для понимания своего настоящего и создания будущего.
Появление памятки «Мораль истории» отвечает следующим требованиям:
1) найти нравственную составляющую в истории для всех изучаемых событий и уроков;
2) показать на ценность нравственного опыта народов, эпох, личностей, религий, культуры и т.д., который является связующим звеном между
поколениями и лично с живущими в настоящее время,
3) побудить учащихся искать ответы на нравственные вопросы, связанные с их жизнью, используя положительный и отрицательный опыт прошлых веков с поиском своего пути.
Такая памятка поможет ученикам бережно относится ко всему изучаемому и несет установку выявления для каждого ученика того набора ценностей, которые возьмет он с собой, как опыт истории в свое настоящее и будущее. Это сделает их «соучастниками» событий, которые они изучают, пытаясь понять, почему история развивалась так, а не иначе.
Памятка №3. История как понятие.
1. История всегда обращена к истине (правде).
2. История ищет начало (истоки).
3. У любой истории есть свой источник.
4. История это зеркало для историков.
5. Чистота нашей жизни — вот лучшее усвоение уроков истории.
6. Тайные истории не мыслимы без поиска.
Памятка №3 помогает учителю включить ребенка в познавательный процесс, нацелить его на те или иные действия, связанные с изучением истории. Эти действия в основном связаны с поиском исторической правды, новой информации, которая не лежит на поверхности и которую надо добыть, поработав с источниками. Эта памятка как бы уточняет, в каких координатах находится исследователь, если он хочет разобраться в сущности изучаемого. В памятке показано как слова «история», «исток», «источник», «истина», «поиск» близки по смыслу, но имеют различное назначение.
Памятка № 4. Мысли об истории,
1. Глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить её по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю.
Плутарх
2. История есть священная книга народов, зеркало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Н.М.Карамзин
3. История есть ключ к пониманию народов.
П. Я. Чаадаев
4. История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа.
М. Ю. Лермонтов
5. История не упрекнет вас злом, которое и до нас существовало, она накажет нас за собственные злодеяния.
Н. М. Карамзин
6. У наемного историка два зеркала: одно увеличительное — для своих, другое — уменьшительное — для нас. Но потомство разобьет вдребезги оба и выставит свое, в котором мы не будем называться пигмеями.
А.В.Суворов
7. Изучение истории превращает юношу в мудреца, не наделяя его морщинами и сединой, доставляет ему жизненный опыт до того, как он столкнется со всеми слабостями и немощами преклонных лет.
Фуллер
8. Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признавать себя случайностями, незнающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего, мы живем, как и к чему, мы должны стремиться.
В. О. Ключевский
9. Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь, без зачатков положительного нельзя пускать поколения в путь
Ф.М.Достоевский
10. Школой примера является весь мир, а наставники в этой школе — история и опыт. История абсолютно необходима, чтобы подготовить нас к усвоению опыта и сопровождать нас, пока мы приобретаем его.
Болингброк
11. История это не знания, которые следовали одно за другим. Она проникновение в душевный мир других людей, взгляд на ситуацию, в которой они находились их глазами и решение для себя вопроса, правилен ли был способ, с помощью которого они хотели справиться с этой ситуацией.
Коллингвуд
12. Сейчас люди живут не только в своем пункте, но и во всей стране и не своим веком только, но и всеми столетиями своей истории.
Д.С.Лихачев
13. История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а самостоянье человека превращает его в историческую личность.
Ю. М.Лотман
Памятка «Мысли об истории» систематизирует исторические высказывания, произнесенные в разные эпохи. Приведенные выше фразы свидетельствуют о нравственном смысле истории и раскрывают разные грани этого смысла. Такую памятку можно использовать постепенно по мере изучения содержательной части исторического наследия и применять его либо в качестве эпиграфов к уроку или как аргумент в пользу воспитательной цели урока.
Так мнение М. Ю. Лермонтова может быть использовано для изучения любой исторической личности, а фраза Ф. М. Достоевского может быть применена, для побуждения извлекать из истории положительный опыт. Афоризм А. В. Суворова прекрасно работает на уроках, где учащиеся встречаются с откровенной фальсификацией истории. Ещё лучше эту мысль применить на уроке в 11 классе при изучении вопроса о причинах Великой Отечественной войне, где в качестве точки зрения фигурирует мнение другого Суворова — Резуна, бывшего советского сотрудника внешней разведки, бежавшего из СССР на Запад в годы холодной войны.
Мысль Ю. М. Лотмана можно использовать на уроках, которых затрагивается частная жизнь людей. А мнение Д. С, Лихачева будет не лишним при обсуждении вопроса об ответственности перед историей за свою жизнь.
Чтобы побудить учащихся к разрешению вопроса о необходимости своего поиска смысла жизни, лучше всего обсудить фразу В. О. Ключевского, чтобы ещё лучше представлять связь времени и связь поколений ушедших и современных.
Данная памятка помогает учителю истории выйти на разрешение воспитательных задач нравственного характера, затрагивая опыт всех цивилизаций от древних до современных и подойти к решению этой проблемы с разных сторон.
Памятка № 5. Мысли о русской истории.
1. Истинный защитник России — это история.
Ф.Тютчев
2. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю наших предков, которую дал нам Бог
А.С. Пушкин
3. Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает Отечество.
Н.М.Карамзин
4. Русская история имеет значение всемирной исповеди. Она может читаться как житие святых.
H.С.Аксаков
5. Спросим человека, с кем он знаком, и мы узнаем человека, спросим народ об его истории, и мы узнаем народ… Русский народ — более чем народ. Это народ, собирающий вокруг себя народы.
С. Соловьев
6. Гражданин не состоится в человеке, который оторван от корневой системы своего народа.
Л. Леонов
7. Для меня история священна и неделима.
Б. А. Рыбаков
8. Опыт страданий и опыт духовной радости — вот чем богата история России. Как важно сохранить его для человечества.
Памятка № 5 включает в себя ряд высказываний о роли русской истории в истории всемирной. Как нам представляется, изучение российской истории должно быть приоритетным направлением в гуманитарном образовании в России. Знакомство с патриотическими ценностями должно находится в основании воспитания подрастающего поколения. Только освоение таковых сделает понятным общечеловеческие ценности.
Один философ высказал такую мысль о том, что Россия вырастила поколение людей на своей земле, думающих о ней на языке других цивилизаций. Отсюда и начинается не понимание собственных истоков и пренебрежение ими. Поэтому ложно иметь славную историю Отчества, но оставаться не способным её понимать, а значит обречь себя на отрыв от него. Подобная мысль принадлежит перу Гете: «Кто был хорошим гражданином своей эпохи, тот имеет наибольшее основание быть современником всех эпох будущего.[17; 81]
Русский философ И. Ильин пишет о том, что истинное величие всегда почвенно: «Истинный гений всегда национален».
Ф. М. Достоевский, к примеру, покорил японцев не тем, что в его творчестве были японские мотивы, а тем, что он был подлинно русским гением. Взойдя на гору своей земли, он открыл миру другие земли, но одновременно, стал, виден отовсюду. Патриотизм открывает глаза на своеобразие других народов и прививает уважение к их ценностям. Вывод очевиден: от патриотических ценностей к общечеловеческим ценностям, а не наоборот.
Памятка № 5 усиливает потребность в поиске нравственного потенциала русской истории. Фраза Ф. Тютчева говорит о том, что все лучшее, что создано в России хранится в её истории и в любой момент этот нравственный дух встанет на её защиту.
Почему Н. С. Аксаков сравнивает историю России с житиями святых? Очевидно, что нравственный потенциал русской истории так велик, что его хватит для других народов, ибо святые интернациональны. Что может послужить источником нравственного воспитания? И православное наследие русской истории, и отечественная культура, и патриотический опыт русских и советских полководцев, и русская иконопись, и шедевры русского искусства, и нравственное содержание советского кинематографа, и народные обычаи и традиции, и деятельность выдающихся деятелей науки и т.д.
Расширение диапазона исторических знаний нацеливает учеников на один результат пробудить любовь к Отечественной истории. Для этого можно использовать памятку № 6. «Любить историю».
1. Любить историю — это любить ту землю, которая подняла тебя на ноги, и на которой ты вырос.
2. Любить историю — это любить природу, которая отдала тебе свою силу и богатство.
3. Любить историю — это любить страну, чьи ценности ты унаследовал.
4. Любить историю это любить народ, к которому ты принадлежишь, который дал тебе жизнь.
5. Любить историю — это уважать то и тех, что было до тебя, без чего не было бы тебя.
6. Любить историю — это учиться у прошлого, жить здесь и сейчас.
7. Любить историю — это понимать время и тех, кого сейчас нет, чувствовать их рядом с собой и любить тех, кто ныне рядом с тобой.
8. Любить историю — это заботиться о грядущем и вечном.
Использование памятки № 6 позволяет показать горизонты, которые даются ученика для постижения смысла истории, для того, чтобы учащиеся почувствовали связь времен на себе. Эта памятка носит побудительный характер. Смысл этих положений сводится к тому, чтобы обратить ученика к качественной самооценке своей жизни, анализируя прошлое, жизнь людей, которые решали жизненные проблемы, находясь в разных исторических ситуациях.
История должна дать ученику истинные представления о вере народа (ценностях), истоках народа (откуда он пошел, и что сделало его сильным), качествах народа (то, что отличало его от других), ошибках народа (то, что ставило его под опасность существования), о выдающихся типах величия (полководческое, государственное, творческое, научное, святое), о выдающихся достижениях (о том, что оставил народ всему миру), о роли его семьи в истории народа.