Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.

Каждому периоду дошкольного детства соответствуют определенные состояния и изменения в развитии психики – психические новообразования, свидетельствующие «об успешности, либо неуспешности в общем развитии ребенка», в данном исследовании речь идет о развитии и формировании познавательных процессов.

Изучением познавательной сферы занимались П. Пиаже[21], Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др., которые установили ряд важнейших закономерностей и механизмов, касающихся изучения развития познавательных процессов у детей. В работах Л.А. Венгер[4], Л.С. Выготского, А.В. Запорожец[9] и др. было установлено, что во всех сферах психики дошкольника одновременно функционируют психические образования, различные по степени зрелости и сформированности. Следовательно, неравномерность развития познавательных процессов требует различных средств психолого-педагогического сопровождения. А.Н. Леонтьев[15], Д.Б. Эльконин[32], B.C. Мухина[17] и др. указывают на особую значимость этого периода для всего последующего развития человека.

Одним из эффективных методов развития познавательной сферы является экспериментирование. Экспериментирование- это способ материального или мысленного воздействия человека на реальный или материальный объект с целью его обследования, познания свойств, связей.

Так как, экспериментирование является одним из эффективных методов развития познавательной сферы, то мы изучили труды Н.Н.Поддьякова[19],А.П.Усовой,Е.Л.Панько,А.И.Ивановой[10], И.Э.Куликовской[11], О.В.Дыбиной[7].

Так в работах педагогов Н.Н.Поддьякова (1995 год),А.П.Усовой,Е.Л.Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование[20;с.29].

А.И.Иванова[10], И.Э.Куликовская[12], О.В. Дыбина[7], рекомендуют использовать метод экспериментирование в работе с дошкольниками. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность темы исследования, Проблема исследования., Цель исследования., Объект исследования., Предмет исследования., Задачи исследования.

1) Изучить и проанализировать научную литературу по теме развития познавательной сферы в процессе экспериментальной деятельности .

18 стр., 8613 слов

Музыкально обогащенная среда как средство развития эмоциональной ...

... развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в музыкальном уголке. Методы исследования 1. Психолого-педагогические особенности музыкального развития детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально обогащенной среды 1.1 Музыка - как средство ...

2) Выявить особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

3) Провести исследование по определению уровня развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.

Методы исследования.

1) Анализ литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskoe-tvorchestvo-kak-poznavatelno-poiskovaya-deyatelnost/

2) Методы диагностики развития речи: «Назови слова».

3) Методы диагностики мышления: «Раздели на группы».

4) Анкета.

5) Наблюдение.

Теоретическая значимость исследования.

Проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

Практическая значимость исследования., База исследования., Структура курсовой работы.

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

1.1. Характеристика познавательной сферы дошкольника

В современной психологии познавательная сфера отдельного человека рассматривается как упорядоченная совокупность тех внутренних «категорий», посредством которых он реально воспринимает и оценивает окружающий мир.

Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, которое обеспечивает нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире. В познавательной сфере можно выделить три компонента — информация и отношение к информации, психические (познавательные) процессы.

К первому компоненту познания относится:

  • что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.
  • как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.
  • как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

[8, с.124].

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Познавательные процессы – психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. Для полноценного развития важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, вовремя припоминать, не пасовать перед трудностями, если сразу не удаётся правильно решить практическую или умственную задачу. К познавательным процессам ребенка дошкольника относится: восприятие, память, мышление, речь, воображение.

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличие от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственно восприятие, он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на всё более развивающиеся свойства восприятия – предметность восприятия, целостность, структурность. Его восприятие становится всё более осмысленным,у него начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка, от особенностей его личности; сложные формы восприятия ( восприятие пространства, времени, движения и т.д.) продолжают развиваться и всё чаще ребенок использует их в качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях.

8 стр., 3546 слов

Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста

... мышления детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: в старшем дошкольном возрасте наиболее развитым является наглядно-действенное мышление. Задачи: 1) рассмотреть и дать общую характеристику мышления дошкольника; 2) провести исследование особенностей развития мышления дошкольника; ...

Особое место в познавательной сфере занимает память. Л.С. Выготский[6] считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно-образное мышление. В старшем дошкольном возрасте память преобладает непроизвольная образная, формируется и развивается способность к длительному запоминанию — долговременная память, значительно расширяется объем памяти, происходит развитие и формирование способности к быстрому и качественному запоминанию материала.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»[25].

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети).

К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления. Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста — ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В старшем дошкольном возрасте происходит формирование словесно — логического мышления.

35 стр., 17072 слов

Игра, как средство развития творческого начала детей младшего школьного возраста

... творческого начала детей младшего школьного возраста. Объект исследования – Предмет исследования – рабочую гипотезу : развитие творческого начала младших школьников средствами игры будет эффек- тивно при условии: систематического использования игровых методов ... детская игра. «Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных ... В таких играх совершенствуется мышление, включая действия ...

Мышление непосредственно связано с речью.

Речь – это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Исходя из определения, можно утверждать, что речь может быть устная и письменная.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления.

Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием и возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применять имеющие знания, пробовать свои силы. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

На протяжении дошкольного возраста активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей. В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности». Воображение важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят». Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух — трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов символическое значение действий, воображаемая ситуация» образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем).

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности.

Таким образом, на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.

1.2. Понятие экспериментальная деятельность.

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами[21].

Детское экспериментирование

По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями»[20].

Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

28 стр., 13798 слов

Импровизация как средство развития творческих способностей детей ...

... формы игровой деятельности как различные двигательные, ритмические и вокальные импровизации, сочинение музыкальных ... особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить ... Эмпирический (наблюдение, беседа, анализ музыкальной деятельности детей). 3. Обобщение собранного материала. Теоретическая ... одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. ...

«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы»[8].

Деятельность — специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. (Большой энциклопедический словарь, 2000)

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. [18]

По мнению академика Н.Н.Поддьякова, «….в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружение его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения»[20] .

Процесс познания- творческий процесс, и задача педагога- поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Эксперимент по Ефремовой- научно поставленный опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

  • По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями;
  • с животными;
  • с объектами неживой природы;
  • объектом которых является человек.
  • По месту проведения опытов: в групповой комнате;
  • на участке;
  • в лесу и т.д.
  • По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  • По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
  • По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

  • По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
  • По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

— По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

  • По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
  • По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольной образовательной организации эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

13 стр., 6213 слов

По аттестации Художественное экспериментирование с нетрадиционными ...

... исследовали экспериментирование детей в области физических явлений, Н.Е. Веракса - в области пространственно-временных отношений, Е. Бодрова - экспериментирование с художественными текстами, Л.А. Паромонова и Г.В. Уродовских - экспериментирование на материале конструктивной деятельности, Д. ...

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

Критика — враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.

Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.

Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.

Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.

Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэтапно:

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельны в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск).

Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, полученные не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский[13], И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский[28] и многие другие.

1.3. Развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования имеется эффективный метод развития познавательной сферы – метод экспериментирования. В дошкольной организации используют словосочетание «детское экспериментирование».

Познавательная экспериментальная деятельность идет от самого ребенка с первых дней его жизни и эффективно способствует формированию его личности. Из утверждений академика Н.Н.Поддьякова «Мышление дошкольника»[22] следует, что детское экспериментирование интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства. И развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника. Это подтверждают и результаты современных исследований, которые показывают, что возможности умственного развития ребенка дошкольника напрямую зависят от потребности в познании окружающего мира.

Ребенку–дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т. п. – удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Природа снабдила ребенка одним единственным инстинктом наполнения разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым. Специфическое мышление детей, основанное на обследовании объектов, названо ручным. Этим термином пользовались И.П.Павлов и Л.С.Выготский, позже он был заменен термином «действенное мышление». Бесспорно, что чувственное познание окружающего мира имеет исключительное значение в развитии и воспитании ребенка и для него должны быть созданы условия.

Чувственное и рациональное познание следует рассматривать как разные стороны единого процесса познания ребенком окружающего мира. Б.Г.Ананьев справедливо отмечал, что «проблема взаимосвязи чувственного и логического, ощущения и мышления будет являться одной из центральных проблем»[1].

Все это как нельзя лучше сочетается в таком виде деятельности как экспериментирование. В 1990 году профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддьяков, проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Для обоснования этого вывода им приводятся доказательства:

В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

В процессе экспериментирования достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни.

В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Исходной

формой экспериментирования, из которой развились все остальные, которая возникает в раннем возрасте, является манипулирование предметами. В последующие два–три года манипулирование усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую–то систему. После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период – любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка переходит в период любознательности (после 5 лет).

Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности.

Л.С. Рубинштейн под любопытством понимает тягу ко всему новому и анализирует данное явление как тенденцию манипулировать каждым познавательным предметом, связывает сущность любопытства с проявлением ориентировочно-исследовательского рефлекса, что выражается в том, что ребенок обращает внимание на новизну предмета . Любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность[25].

В.А. Сухомлинский подчеркивал важность развития любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способностей. Любознательность — «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить…[26]

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать, выделять существенные

признаки и связи, выдвигать гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. Из сказанного следует, что конечный результат во многом определяется качеством постановки работы во всех возрастных группах. Если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментальной деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться. Он умеет только манипулировать предметами.

Главное достоинство метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

— Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза. Сравнения и классификации.

  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, способности преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Как доказал Н.Н.Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем[20;31].

В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий: знакомится с миром, со свойствами объектов и причинно- следственными связями;
  • социальный: запоминает особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает мыслительные операции;

    • лингвистический: играет в словесные игры, занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента;
    • поведенческий: моделирует свое поведение в различных ситуациях.

    Многолетние исследования экспериментальной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений:

    1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
    2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

    3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
    4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
    5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

    Вывод к первой главе

    Экспериментирование пронизывает все сферы жизни ребенка, все формы его деятельности, дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой его обитания.

    В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

    Познавательные процессы в психологии являются очень важными. Сложно представить, как человек может обойтись хотя бы без одного познавательного процесса. Благодаря познавательным процессам, мы имеем возможность строить планы, достигать своих целей и полноценно наслаждаться жизнью.

    Глава 2. Эмпирические исследования развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

    2.1. Диагностика познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

    В связи, посвященной психолого-педагогическому анализу литературы по данной проблеме, мы ознакомились с особенностями организации экспериментальной деятельности и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

    Цель нашего исследования изучить особенности развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Выборка данного исследования является группа детей 5-6 лет в количестве 20 человек, которые посещают МБДОУ д/с №28 города Глазова.

    Для проведения данного исследования были подобраны следующие методики:

    для диагностики мышления: «Раздели на группы».

    Для диагностики развития речи: «Назови слова».

    Данные методики взяты из учебника Р.С. Рогова «Психология», книга 3 «Психодиагностика» [23].

    Методика «Раздели на группы». Приложение №1.

    Этот вариант методики, предназначен для диагностики мышления, она рассчитана на детей в возрасте 4 -5 лет. Цель данной методики — оценка развития образно-логического мышления ребёнка.

    Ему показывают картинку, изображённую в приложении 1 и предлагают следующее задание: «Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно больше число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одно общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак по которому они выделены». На выполнение задания отводится 3 минуты.

    Оценка результатов.

    10 — баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время меньше чем 2 минуты. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры, синие фигуры, большие фигуры, малые фигуры.Замечание. Одна и та же фигура при классификациях может войти в несколько разных групп.

    8-9 — баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время от 2 до 2,5 мин.

    6-7 — баллов. Ребёнок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3 мин

    4-5 — баллов. За время 3 мин ребёнок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.

    2-3 — балла. За время 3 мин ребёнок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.

    0-1 — балл. За время 3 мин ребёнок сумел выделить не более одной группы фигур.

    Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-1 балл — очень низкий. Для изучения развития мышления в дошкольном возрасте нами былапроведена опытно экспериментальная работа, направленная на определение уровня развития образно-логического мышления у детей в возрасте 5-6 лет.Для изучения развития данного вида мышления мы использовали следующую методику «Раздели на группы» (смотри Приложение №1).Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.

    Таблица №1. «Диагностика мышления дошкольников»

    Порядковый номер ребенка Оценка результатов Уровень развития
    1 ребёнок 7 средний
    2 ребенок 5 средний
    3 ребенок 7 средний
    4 ребенок 8 высокий
    5 ребенок 5 средний
    6 ребенок 6 средний
    7 ребенок 8 высокий
    8 ребенок 7 средний
    9 ребенок 5 средний
    10 ребенок 9 высокий
    11 ребенок 4 средний
    12 ребенок 7 средний
    13 ребенок 5 средний
    14 ребенок 5 средний
    15 ребенок 7 средний
    16 ребенок 4 средний
    17 ребенок 6 средний
    18 ребенок 8 средний
    19 ребенок 9 средний
    20 ребенок 4 средний

    Результат по таблице №1. Высокий уровень выявлен у пяти детей (25%), средний уровень у пятнадцати детей (75%).

    Таким образом, можно сделать вывод, о том, что уровень развития мышления у детей данной группы находится на среднем уровне. Дети, показавшие высокие результаты, очень быстро смогли переключаться с одного рисунка на другой, задание выполняли быстро и правильно.

    Методика «Назови слова»

    Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

    На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво­дится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.

    1. Животные. 2. Растения. 3. Цвета предметов. 4. Формы предметов. 5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета. 6. Действия человека.
    2. Способы выполнения человеком действий.
    3. Качества выполняемых человеком действий.

    Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

    Оценка результатов

    10 баллов

    8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относя­щихся к различным группам.

    6-7 баллов

    4-5 баллов

    2-3 балла

    0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов — очень высокий.

    8-9 баллов — высокий

    4-7 баллов — средний.

    2-3 балла — низкий.

    0-1 балл — очень низкий.

    Таблица №2.Диагностика развития речи детей.

    П/н ребёнка Количество слов Баллы Уровень развития
    1 ребёнок 27 4-5 средний
    2 25 4-5 средний
    3 27 4-5 средний
    4 35 8-9 высокий
    5 25 4-5 средний
    6 31 6-7 средний
    7 37 8-9 высокий
    8 27 4-5 средний
    9 26 4-5 средний
    10 40 8-9 высокий
    11 25 4-5 средний
    12 З2 6-7 средний
    13 28 4-5 средний
    14 25 4-5 средний
    15 31 6-7 средний
    16 25 4-5 средний
    17 26 4-5 средний
    18 36 8-9 высокий
    19 40 8-9 высокий
    20 26 4-5 средний

    Результат по таблице №2. Высокий уровень выявлен у пяти детей (25%), средний уровень у пятнадцати детей (75%).

    Таким образом, можно сделать вывод, о том, что уровень развития речи у детей данной группы находится на среднем уровне. Дети, показавшие высокие результаты, очень быстро смогли перечислять нужные слова, отвечали быстро и правильно.

    В нашей группе также проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к экспериментальной деятельности детей (смотри Приложение №2)

    65% родителей ответили, что дети любят узнавать из чтения детских энциклопедий.

    50% родителей ответили, что ребенок рассказывает о проведенных экспериментах

    62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: в играх с песком, водой, воздухом.

    52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

    41% родителей сказали, что проводят наблюдения с ребенком.

    Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

    2.2. Рекомендации воспитателям и родителям по развитию познавательной сферы в процессе экспериментальной деятельности.

    Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»[26;с.135].

    Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

    Поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

    Не отказывайтесь от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

    Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка, способствуют потери интереса к экспериментальной деятельности.

    Не указывайте на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности. Помните, что в младшем дошкольном возрасте дается только положительная оценка деятельности.

    Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях

    мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

    С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

    Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

    Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

    Всегда помните, что экспериментальная деятельность ребёнка формируется до семи лет и от её положительных результатов, накопленного сенсорного опыта, полученных знаний и умений зависит не только успех дальнейшей учебной деятельности, но и дальнейшая жизнь ребёнка.

    Любопытны наши дети!

    Знать хотят про всё на свете:

    Почему в реке вода?

    Облака бегут куда?

    Почему летают птицы

    И не могут заблудиться.

    Интерес чтоб не погас

    Вся надежда лишь на нас

    Тайн в природе очень много

    Мы покажем к ним дорогу.

    Для целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста была изучена, проанализирована специальная литература и был создан конспект занятия «Удивительные камни» в старшей группе (смотри Приложение №3).

    Вывод по 2 главе.

    Таким образом, мы провели исследования детей старшего дошкольного возраста по диагностике развития мышления и речи .Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно

    важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.

    Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение) развиваются с прямым участием речи.

    Также провели анкетирование родителей и для повышения уровня познавательной сферы дали рекомендации родителям и воспитателям. Для воспитателей предложили конспект занятия по экспериментированию «Удивительные камни».

    Заключение

    Итак, мы изучили особенности развития познавательной сферы в процессе экспериментальной деятельности. Накопленный в дошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению сложных и разнообразных знаний и умений. От младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту, который отличается ярким проявлением произвольности, ростом самосознания, глубокими личностными изменениями, происходит дальнейшая перестройка системной организации психических процессов; на фоне созревания нервной системы продолжает осуществляться специфическая для данного возраста интеграция и дифференциация психических процессов.

    Основными результатами работы явилось следующее:

    • изучены особенности познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;
    • изучена психолого-педагогическая литература по экспериментальной деятельности
    • проанализировано развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет в процессе экспериментальной деятельности;
    • проведено диагностическое исследование и анализ развития мышления и речи у детей 5-6 лет;

    — Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений. Дошкольное детство — период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

    Список использованных источников

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskoe-tvorchestvo-kak-poznavatelno-poiskovaya-deyatelnost/

    1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учёные записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып.16. №265.

    2. Божович Л.И. (1929-31/1935).

    Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребёнка (экспериментально теоретическое исследование).

    Культурно-историческая психология, №1-3,2006.

    3. Большой энцикл опедический словарь,2000г.

    4.Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебник / Л.А. Венгер, В.С. Мухина- М.: Просвещение, 1988.-266с.

    5. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. — М., 1948 №14.

    6. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — М., 1960.

    7. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.

    8. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления.- М., 1997.

    9. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986

    10. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.

    11. Куликовская И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира дошкольников (Монография).

    — М.: Педагогическое общество России, 2002.

    12. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. – Москва: Педагогическое общество России, 2003. — 80 с.

    13. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа»,«Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.).

    М.: Карапуз, 2009.– 288 с.

    14.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. // Ребенок в детском саду. 2003. №3. С.4-12.

    15. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.- с.481-508.

    16. Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М.: Мысль, 1988.- 668 с.- (Филос. Наследие. Т.103).- С.407-614.

    17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2000. — 456 с.

    18. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

    В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

    19. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.: учебник / Н.Н.Поддъяков- М.: Просвещение, 1998.-198с.

    20. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. – №4. – С. 29-34.

    21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка.- М.,1932.

    22. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985. — 200 с.

    23. Рогов Р.С. «Психология», книга 3 «Психодиагностика» .

    24. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. — 145 с.

    25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.; М.; Минск, 2002

    26. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990.

    27. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том I, Том II, — СПб., 1871.

    28. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения М., 1974. Т. 2.

    29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М., 1998.

    30. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.

    31. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. — 217 с.

    32. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1960.- 350с.