В VII веке Каабу заново сложили из камня и дерева в виде здания с плоской крышей 9-метровой высоты на 6 деревянных столбах, внутри отштукатурили и украсили росписями. С 624 г. Кааба стала считаться главной святыней Ислама и киблой — ориентиром, в сторону которого обращается мусульманин, творя молитву.
В конце VII века Кааба сгорела и была перестроена вновь. Сегодня святилище Кааба, которое мусульмане часто называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом»), представляет собой каменный параллелепипед (10х12х15), ориентированный углами по сторонам света.
Священная мечеть Харам (аль-Масеж аль-Харам, что по-арабски и означает «Священная мечеть»), которую иногда еще называют Запретной мечетью, построена вокруг Каабы. (Смотри Рисунок №2)
Строительство первой мечети относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года. За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась.
Мечеть имеет 8 минаретов, высота которых достигает 95 м. Внутрь мечети ведут 4 ворот, кроме которых существует еще 44 других входа.
Третья по значению (после Каабы и мечети Пророка в Медине) святыня исламского мира. Эта мечеть купол Скалы (Куббат ас-Сахра).
(Cмотри Рисунок №3).
Построен в Иерусалиме (687-691) во времена правления династии Омейядов. Купол Скалы воздвигнут на вершине горы, священной для трех религий — мусульман, иудеев и христиан. Возведение Купола Скалы было воспринято в мусульманском мире как символ победы и торжества ислама. Зодчим удалось создать здание, действительно царящее над городом — в панораме старого Иерусалима его золотой купол в первую очередь бросается в глаза. Нижняя часть здания (восьмиугольник в плане) внутри разделена надвое колоннадой, создающей двойной обход вокруг священной скалы. Скала выступает над полом на высоту 1,5 м. Вокруг скалы по периметру стоят 4 мощных столба, держащих купол и множество легких изящных колонн. Высота подкупольного пространства точно равна диаметру купола (около 20 м).
Число архитектурных элементов каждого вида строго кратно четырем — священному числу мусульман.
Интерьер поражает великолепием: стены облицованы узорчатым мрамором, покрыты мозаикой, капители колонн позолочены, балки и притолоки четырех дверей обшиты бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Купол, переустановленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Наружное убранство стен, обновлявшееся в XVI и XIX веках, также отличается пышностью, но и отменным вкусом. Строго соблюдена характерная для ислама бело-сине-зелено-золотая гамма.
Искусство ислама
... особенностей одной из мировых религий -Ислам. изучение истории Арабского халифата изучение, анализ развития искусства в Исламе изучение, анализ истоков, влияние, современное состояние исламского ... а на строительство прекрасных дворцов и мечетей, украшение их коврами и тканями, на ... арабам неприхотливость, обусловленная самой природой их страны, и патриархальная простота нравов сохранились еще ...
3. Развитие искусства в Исламе.
3.1. Ислам и архитектура.
Взгляды мусульман на архитектуру со времен формирования Ислама до наших дней сильно изменились. Первоначально обряды мусульман не требовали сооружения специальных зданий для молитвы. Пророк сказал: «Земля сотворена для меня как масджид (араб. место преклонения), и где бы не возникла у человека потребность в молитве, пусть он молится.»Кроме того, он же сказал: «Самая бесполезная вещь, пожирающая богатство верующего, — строительство». Такие положения вполне отвечали образу жизни арабов-кочевников. Местом масджида служила очерченная на земле площадка («нарисованная мечеть»), а киблу (направление на Каабу) определяли по тени воткнутого в землю копья. Однако, среди приверженцев Ислама становилось все больше городских жителей. Города строились, росли и богатели и вполне могли позволить себе красивые и долговечные культовые сооружения.
Первые построенные мечети появились в 665-670 г.г.
С самого начала мусульманские постройки были образцами «скрытой архитектуры». (Смотри Рисунок №4)
- массивные стены с башнями и воротами окружали внутренний квадратный или прямоугольный двор и скрывали мечеть или дворец от посторонних глаз.
Первые мечети представляли собой квадратный двор, окруженный галереями. На стороне, обращенной к Каабе, ставили 5 и более рядов колонн, перекрытых арками, на которые опиралась крыша. Так возник тип колонной мечети, получивший распространение во всех исламских странах. Пространство здания организуется из множества одинаковых ячеек, образуемых равномерно расставленными аркадами. Количество ячеек определяет размеры здания.
Со временем мечети стали различаться по назначению и, соответственно, по правилам строительства:
Масджид – небольшая мечеть для индивидуальной молитвы.
Джами — соборная (или «пятничная») мечеть для коллективной молитвы, совершаемой всей общиной в полдень пятницы.
Мусалла — загородная мечеть, открытая площадка с единственной стеной, обращенной к Каабе.
Важнейшим элементом любой мечети является михраб. (Смотри рисунок №5) — ориентированная на Каабу священная ниша, перекрытая аркой (или полукуполом) и вставленная в раму. Сверху михраб имеет стрельчатое завершение, отмечающее точку на «оси ислама». Михраб должен быть ярко освещен (естественным светом, через окна в куполе перед ним или искусственным светом, лампой, свисающей до центра ниши).
Соборная мечеть (джами) отличается наличием минбара.
(Смотри рисунок №6) — кафедры, с которой имам произносит пятничную проповедь. Устанавливается справа от михраба, имеет вид высокого трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом-порталом.
Начиная с 8 века важным признаком джами является минарет – башня
(смотри рисунок №7), с которой муэдзин призывает к молитве. На западе мусульманского мира минареты имели в основном четырехгранную форму, на востоке — цилиндрическую. Известны также спиральные минареты (мечеть Ибн-Тулуна, Каир).
Минареты украшали поясами узорчатой кирпичной кладки, резьбой по камню, лентами орнаментов и надписей.
Описание: Мечеть «Сердце Чечни»
... . Варианты вступления. 3.Варианты заключения 8.Написание чернового варианта сочинения-описания. 9. Домашнее задание: подготовить на следующий урок ... смотрите на картины мечети? 5. Опишите свои чувства. 6.Обобщение. 7.Закрепление, Составление плана С чего бы вы начали описание картины? О чем бы обязательно написали? Чем бы закончили сочинение? ...
С XII0 века распространился тип джами с четырьмя айванами – (смотри рисунок №8) колонными залами без передней стены на каждой стороне двора. Айваны характерны также для медресе и караван-сараев.
Вообще, число архитектурных элементов каждого вида в исламской архитектуре обычно кратно четырем — священному числу мусульман: 4 угла Каабы, 4 буквы в арабском написании имени Аллаха. (В христианском искусстве отдают предпочтение нечетным числам — 3, 5 ..13).
Архитектура исламского мира на протяжении всей истории была усилена ее духовной основой — Коран.
Городские районы в исламских городах развивались в течение длительного периода времени с поколениями мастеров, чей опыт вносил разнообразия в окружающую среду.
Традиционные города связаны архитектура медресе (исламские школы), Сук (рынка), дворец и дом вместе с мечетью в центре, чтобы создать красоту городов.
Масджидов (мечети) и дворцы стали со временем, более сложные в оформлении и дизайне, «с большими шагами в архитектуре»: от понятия купол, который позволил большое открытое пространство для молитвы, надписи на масджидов, прославляющие Аллаха.
Одной общей чертой является отсутствие человеческих и животных форм в архитектуре. Вместо образа Бога и Святых в Христианстве — текст со словами, восхваляя Аллаха посредством использования каллиграфии.
Для архитектуры Арабского халифата в последние периоды его существования, а также для архитектуры династий Тимуридов в Самарканде (смотри рисунок №9)и Османов в Стамбуле (смотри рисунок № 10), характерен большой размах градостроительства, создание целых архитектурных ансамблей. Работы велись с грандиозным размахом, вопреки совету Пророка, средств на строительство не жалели. В азиатских городах центром городского ансамбля становится регистан или майдан — главная площадь. На нее выходят пештаки (порталы) мечетей и медресе. Вокруг площади располагаются широкие улицы с водоемами и фонтанами, обсаженные кустарниками и цветниками. Дворцы правителей и знати также могли входить в ансамбль парадной площади, но оставались при этом образцами «скрытой архитектуры» как Альгамбра в Гранаде.
(Смотри Рисунок № 11).
Но особенно хочется отметить мавзолей Тадж-Махал(1626-1648, Агра).
(Смотри Рисунок № 12, а).
Считается (по праву) одним из 8 чудес света, и многие западные историки искусства полагают, что никому и никогда не удастся его превзойти.
Мавзолей целиком построен из белого мрамора. Нет слов, чтобы описать его красоту, особенно при закате или восходе солнца или под луной.
Эта «элегия в мраморе» была создана императором Шах-Джаханом для своей любимой безвременно умершей жены Мумтаз Махал (на самом деле ее звали Арждуманд.
Мавзолей строился 22 года и обошелся в 32 миллиона рупий, при этом использовался труд 20 тысяч рабочих. Известно имя главного архитектора — это мусульманин Устад-Иса. К отдельным работам привлекались также именитые зодчие из Багдада, Шираза, Бухары.
Архитектурный дизайн Тадж-Махала основан на арабской концепции абсолютной симметрии. (Смотри Рисунок №12, б) Здесь каждый элемент стоит на своем месте и совершенно вписывается в главную структуру. Здесь все кратно четырем.
Здание стоит на довольно высокой квадратной платформе (56х56 м), углы корогой «срезаны», образуя неравностаронний октаэдр. Главный купол (17 м в диаметре) поднимается на 64-метровую высоту. Он окружен четырьмя меньшими куполами. Всю композицию завершают четыре стройных, грациозных минарета (по 50 м).
Искусство как специфическая форма общественного сознания и человеческой ...
... формам, искусство не есть лишь воспроизведение готовой, данной реальности. Это один из путей, ведущих к объективной точке зрения на вещи и человеческую ... эту особую задачу и особый дар искусства, выражающий его специфику. 1.4 Художественный дар Говоря о роли искусства в ... искусство рождается потребностью в подражании. Первобытный художник рисовал мамонта, потому что хотел закрепить в своем сознании ...
И изнутри, и снаружи мавзолей украшен великолепным орнаментом с каллиграфически — растительным мотивом.
Ансамбль мавзолея включает также мечеть (слева), гостевой дом (справа) и прекрасный парк. Сам Тадж-Махал стоит на западной стороне комплекса, почти на берегу реки Джамуны. Парк делится на 4 равные части каналами, пересекающимися в центре, каждая из частей — в свою очередь — делится на 4 части более узкими каналами, и т.д. В целом парк напоминает прекрасную арабеску.
3.2.Орнамент.
Истоки, влияние, современное состояние исламского орнамента.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.
Истоками исламского орнамента являются греко-римские памятники и декоративные формы. Это стало основой для монументального искусства Ислама. (Смотри рисунок №13)
Другими истоками орнамента стали символы древней арабской кочевой культуры. (Смотри рисунок №14)
Исламская вера и учение о единобожие потребовали от исламских художников богатое воображение абстрактных, геометрических форм, которые потом оказали влияние на архитектуру мечетей.
Художники применили эти формы в сложных украшениях произведений исламского искусства начиная, с ковров, картин и малых священных объектов и заканчивая, большими зданиями. (Смотри рисунолк№15)
Арабская каллиграфия также послужила основой для декоративных форм. Священный абстрактный узор, повысил искусство исламского орнамента и стал одним из новых символов.
Ключевыми элементами искусства Ислама являются растительные и геометрические элементы, которые иногда объединены или отделяются. Отсюда, есть два типа декора: растительные и геометрические украшения . Мусульмане — художники сформировали великолепные декоративные линии по внешнему виду и использовали декоративные формы в качестве примеров. Повторяя их, они развязали свое воображение до бесконечности . Они изобрели искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. Это искусство называется – каллиграфия.
Каллиграфия дает “видимые формы»- слову Корана и поэтому считается самым благородным из искусств. Здесь удается совмещать геометрические дисциплины с динамичным ритмом. Интересно, что ни одно из его многих стилей, созданные в разных местах в разное время, никогда полностью не вышли из употребления. В исламском мире она занимает « место иконописи христиан», широко используются в декоративных росписях зданий.
Исламские мастера изобрели звездные квадраты и «Ataurique» (цветочные, растительные украшения) . В исламском мире искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства, что позволило выделить его в особый вид искусства — арабеску. Арабеска — (от ит. arabesco, фр. arabesque — «арабский») — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего, в основном, из геометрических, каллиграфических и растительных элементов. Этот арабский орнамент по-прежнему пользуется популярностью. Изначально он возник середине 10 века в Египте.
Древнерусский орнамент и орнамент эпохи Возрождения в декоративно-прикладном ...
... орнамента и орнамента эпохи Возрождения и Ренессанса в декоративно - прикладном искусстве. проанализировать влияние исторических событий на изменение орнамента. выявить значимость Древнерусского орнамента и орнамента эпохи Возрождения и Ренессанса ... приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые ...
Архитектурный декор: резной деревянный фриз из дворца Фатимидов 10в. и применился в убранстве мечети Аль-Азхар (970-972).
(Смотри рисунок №16).
Мусульманских художники преуспели в архитектурном убранстве, в плоской скульптуре и резьбе по дереву, камню или мрамору, и были искусными в использовании цвета и производили изысканные надписи.
Как указывалось выше, халифат Аббасидов начал терять власть, на рубеже X века. Наиболее серьезные последствия этого политического хаоса, для исламской культуры в целом, были сопровождающие религиозные споры. В более ранние века, одним из течений Ислама – шиизм стал доминирующим среди различных династий. Но в начале XI века началось возрождение другого течения – суннитов. Это движение сопровождалось художественным возрождением. В это время были созданы многие фундаментальные формы исламского искусства и архитектуры — в частности, Были заложены основные каноны декоративно-прикладного искусства.