Искусство ислама

Ислам – одна из мировых религий – сыграл значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. Классический Ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева» («Ислам есть религия и государство»).

Ислам – для мусульман, в отличие от западного человека- это не только религия, это образ жизни человека, это его мировоззрение.

Отсюда естественное стремление к осмыслению идейных традиций, культурного наследия и развитие искусства народов мусульманского Востока. Именно поэтому на сегодняшний день остается, актуальна тема «Развитие искусства в Исламе».

Развитие искусства неразрывно связана с историей общества, я старался по возможности кратко, осветить исторические аспекты развития государства Арабского Халифата.

Мне кажется, что нигде декоративно-прикладное искусство не получило такого развития, как в мусульманских странах. Возможно это связано с запретом изображений живых существ, а следовательно, живописи и скульптуры. Главным носителем идеи Ислама стало не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. И все эти символы можно увидеть в декоре декоративно-прикладных мусульманских изделий. Вот почему, даже вещи, имеющие утилитарный смысл – например, ковры или книги – выходят за рамки декоративно-прикладного искусства или книжной графики и становятся произведениями высокого искусства. Мне очень нравится восточное искусство с его загадочной и в то же время крайне символичной орнаменталистикой.

Исходя из сказанного, в данной работе предметом исследования будет развитие искусства в Исламе.

Следовательно, целью курсовой работы является провести исследовательскую работу «Развитие искусства в Исламе». Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

  • исследование становление и развитие особенностей одной из мировых религий -Ислам.
  • изучение истории Арабского халифата
  • изучение, анализ развития искусства в Исламе
  • изучение, анализ истоков, влияние, современное состояние исламского орнамента
  • изучение, анализ искусство Шамаиля.

    1.

Понятие об Исламе.

В конце VI века, в Мекке, в самой засушливой части Аравийского полуострова родился человек, имя которого сегодня известно каждому, чье учение исповедуют миллионы людей независимо от национальности и вероисповедания.

12 стр., 5813 слов

Мир культуры Ислама

... исламе; 4) этики и морали ислама. Методы, применяемые в работе при изучении культуры Востока в исламе – исторические. Литература, используемая в работе – писания об исламе, труды историков и культурологов, Энциклопедия мирового искусства. ... достаточно ярко выражена идея развития. Ислам в буквальном смысле значит путь к спасению. Возникновение ислама как монотеистической религии, провозглашенной ...

Проповеди Мухаммада (Мухаммеда, Магомета), его откровения были записаны и составили Священную книгу новой, самой молодой из мировых религий — мусульманства или Ислама.

От первого Откровения, дарованного Всевышним Мухаммаду, до победы Ислама в 632 году почти на всей территории огромного Аравийского полуострова прошло немногим более 20 лет. Такого грандиозного успеха за столь короткий период не знала ни одна религия. Перечисление имен величайших ученых, поэтов, мыслителей, исповедовавших Ислам и оставивших бесценный след в истории человечества, занял бы много часов. Не случайно основатель Ислама Пророк Мухаммад считается самой влиятельной фигурой в истории человечества. И то, что этот успех был закономерен, доказывает не только последующее шестивековое победоносное шествие Ислама, но и нынешняя распространенность его по земному шару. Секрет и причины успеха являются в исполнение основных требований к мусульманину. Это исполнение:

 Пяти столпов Ислама

 Коран- священная книга Ислама

 Сунна — священное предание

 Шариат – свод законов, по сей день остающийся главным источником законодательства большинства мусульманских стран

 Отношение к другим религиям и народам

Чрезвычайно важно то, что требования, предъявляемые Исламом к своим последователям, отличаются простотой, глубиной и неукоснительностью исполнения.

2. Краткая история Арабского Халифата (650-1258)

После того, как был написан Коран, распространение Ислама по Аравийскому полуострову происходило чрезвычайно быстро и уже к 30-м годам VII века привело к созданию единого феодально-теократического арабского государства — Арабского Халифата. Мухаммад и его последователи, «четыре праведных халифа» сосредоточили в своих руках всю религиозную и светскую власть и создали небывалых размеров теократическую державу.

Мухаммад силой красноречия и меча сумел склонить почти все аравийские племена, поклонявшиеся идолам, к принятию Ислама. В качестве ниспосланного Богом Пророка он объединил эти племена под своей верховной властью. Но Мухаммад умер, не оставив сыновей и не установив закона преемственности, и вскоре после его кончины (в 632 г.) начались раздоры. Первым преемником был избран Абу Бекр, который умер спустя два года. Ему наследовал Омар, уверенно правивший народом в продолжение двенадцати лет. После правления Омарова преемника Османа, продолжавшегося до 655 г., верховное руководство перешло к зятю Пророка, Али, к тому из «наследников» Мухаммада, или халифов, который с самого начала имел наибольшие права на верховную власть.

В VIII веке, в период наивысшего расцвета, территория Халифата простиралась от Атлантики на Западе до Инда на Востоке. Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана.

Уже первый из праведных халифов считал священным долгом, согласно предписанию Пророка, силой меча обращать «неверных» в «истинную веру». С этой целью при своем воцарении (около 632 г.) он отправил войска в поход против Персии и, еще не закончив войну в этой стране, начал поход против сирийцев. Привыкшие ко всяким лишениям выносливые сыны пустыни с неслыханной быстротой победили утопавших в неге противников. В своем победоносном шествии они год спустя овладели Иерусалимом.

Затем арабы вторглись в Египет и овладели Александрией. Все усилия византийцев вернуть назад этот город, бывший главным местом их торговли, рушились перед стойкостью победителей. Известие о падении Александрии насмерть поразило византийского императора. Между тем победители без промедления выступили на северо-запад Африки. Осман, со своим победоносным войском проникший в самую глубь Африки, занявший остров Родос и обративший в своего данника Кипр, пал от руки убийцы. Наследовавший ему Али стал повелителем государства, занимавшего (не считая Аравии) Персию, Сирию, весь Египет. В VIII веке арабы вторглись на Пиренейский полуостров и завоевали его.

Али (655 г.), зять Мухаммада, последний из «четырех праведных халифов», был убит в результате «дворцового переворота», после чего Муавия из рода Омейядов завладел упраздненным халифатом (661 г.) и провозгласил наследником своего старшего сына Иезида. Таким образом, из государства с выборным правлением образовалась наследственная монархия, а сам Муавия I стал родоначальником династии Омейядов, царствовавшей без перерыва с 661 до 750 г. Позднее Омейядов сменили Аббасиды (750-1258).

До VIII века Арабский Халифат существует в виде единого государства. Сменяются правящие династии, несколько раз переносится столица государства: первоначально (656-661) — это Куфа, во время правления династии Омейядов — Дамаск (Сирия), во время правления Аббасидов — Багдад (специально построенный столичный город в Ираке).

Однако постепенно происходит политический распад Халифата с образованием фактически самостоятельных государств. Первым в 884 г. отделился назначенный халифом наместник в Египте, Ахмед-ибн-Талун, турок по происхождению. Позднее стали отделяться и другие роды, основавшие отдельные династии. Между тем над халифатом сгустились тучи — с запада пришли крестоносцы, посланные Папой Римским Урбаном II отвоевывать у мусульман Священную землю. Иерусалим был взят крестоносцами в 1096 году. Здесь, можно сказать в самом центре земель Халифата, было создано христианское Иерусалимское королевство, которое просуществовало без малого столетие.

И когда мусульманское государство в лице Салах-эд-Дина (Саладина) между 1171 и 1192 годами вновь обрело храброго и удачливого в войнах правителя (в 1187 г. Саладин выбил христиан из Иерусалима), на него надвинулось сокрушительное нашествие монголов. Из степей, простирающихся от китайской и сибирской границ до Каспийского моря, полчища монголов, предводительствуемые диким Чингисханом, подобно потоку лавы разлились по цветущему Хорезму. Они опустошили Хорасан и за несколько лет подчинили себе почти всю Персию.

Все, что до смерти Чингисхана в 1227 году избегло его грозного меча, подверглось жестокому гонению при его ближайших преемниках — Джучи, Джагатае, Угэдэе и Тули. Чуть позже Хулагу-хан завершил завоевание Персидского государства и, завладев Багдадом в 1258 г., навсегда положил конец Халифату.

Мощное государство погубило также — роскошь. Свойственные арабам неприхотливость, обусловленная самой природой их страны, и патриархальная простота нравов сохранились еще при первых халифах. Абу Бекр, Омар, Осман и Али протестовали против излишней роскоши с беспощадной строгостью преследовали всякое ее проявление в неразумных размерах.

Однако войска, разбросанные по разным азиатским провинциям, постепенно стали склоняться к изнеженному быту побежденных ими народов. Но когда Муавия (Омейяд) перенес свою резиденцию в Дамаск, предание стало утрачивать свою силу, и Халифат очутился в центре восточной роскоши. Стекавшиеся в государственную казну сокровища Муавия не стал по примеру прежних халифов употреблять на распространение Ислама и новые завоевания.

Еще большее стремление к роскоши обнаружилось при Аббасидах, прежде всего в Багдаде. Знаменитый Гарун-аль-Рашид и Мамун, придали особый отпечаток той расточительности, которая до сих пор господствовала при дворе халифов. Заботясь о распространении наук и искусств, они сумели облагородить азиатскую пышность. Благодаря им Багдад не только соединил в себе все проявления роскоши с обаянием восточного радушия и общительности, но сделался центром серьезной научной деятельности.

Огромные средства тратились не на вооружение и содержание армии, а на строительство прекрасных дворцов и мечетей, украшение их коврами и тканями, на создание украшений и роскошного именного оружия, на переписывание книг и их иллюстрирование. Благодаря этому Арабский Халифат утратил свое политическое значение, распался на части и, в конце концов, погиб. Но благодаря этому он оставил нам в наследство великолепнейшие, неподражаемые произведения искусства и культуры.

Значение Арабского халифата в истории мировой культуры огромно. Арабские завоеватели в целом довольно толерантно относились к людям, исповедующим другие религии, и быстро усваивали многие элементы культуры покоренных народов.

Классический Ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире Ислама, они же — «ахл ал-китаб» — люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в Ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

Возникла богатейшая единая арабская культура. Язык Корана — арабский — стал средством объединения многих народов. На его основе, с привлечением сюжетов персидской, индийской, античной мифологии сложился замечательный всемирно известный сборник арабских сказок — «Тысяча и одна ночь».

Ислам почитал знание одним из признаков всемогущества Аллаха, и искусство — видом знания. Здесь больших высот достигли математика (арабские цифры), астрономия, медицина, навигация (изобретение астролябии).

Были переведены на арабский язык, сохранены и размножены утерянные в Европе труды греческих, латинских и византийских авторов. Лишь много позже они были переведены на европейские языки и вновь стали достоянием европейской культуры.

Были созданы замечательные памятники архитектуры, многие из которых сохранились до наших дней — Купол Скалы, Мечеть Омейядов в Дамаске, мечеть Тулуна в Каире. Кааба — главная святыня мусульманского мира (Мекка).

(Смотри Рисунок №1).

Кааба – аль-Баит аль-Харам («священный дом») — главная святыня мусульманского мира, святилище в главной мечети Мекки (мечеть Харам).

Правоверный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество к Каабе (хадж).

Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. Кто и когда построил Каабу — точно неизвестно.

Священный источник Зам-Зам по преданию был дарован Исмаилу, когда он со своей матерью Хаджар (Агарь) умирал в пустыне от жажды. Вода источника Зам-зам, действительно удивительно приятна на вкус.