Искусство России XVIII века

1. Искусство первой половины XVIII века

Экономическое и политическое развитие России в середине и во второй половине XVII века подготовило почву для тех серьезных преобразований которые были осуществлены в первой четверти XVIII столетия.

XVIII век был временем подлинного расцвета русского изобразительного искусства. В это время живопись, скульптура, архитектура и графика достигли большого развития.

В отличие от прошлого, когда искусство было прежде всего связано с церковью и самые крупные произведения русских художников создавались по ее заказу, в XVIII веке развивалось светское искусство, стоявшее гораздо ближе к человеку и его потребностям, ближе к его повседневной жизни.

Искусство XVIII века наследовало богатейший опыт искусства предыдущего времени и постоянно питалось народным творчеством.

В XVIII веке гораздо значительней стала роль человека в обществе. Развитие государства, промышленности, культуры потребовало образованных, энергичных, умелых и предприимчивых людей. Талант человека стал особенно цениться, а отсюда возрос интерес к человеческой личности. Поэтому-то столь большое развитие получил портретный жанр в живописи и скульптуре первой половине века. Портрет в первой половине XVIII веке стал важнейшей областью изобразительного искусства.

Народная борьба против крепостного гнета, столь характерная для XVIII века, нашла свое отражение как в литературе, так и в изобразительном искусстве. Если в живописи, графике и скульптуре отсутствуют произведения, непосредственно посвященные теме народных восстаний, то интерес к человеку из народа во многих работах русских художников — Аргунова, Левицкого, Лосенко, Шибанова, Ерменева, Боровиковского.

Интерес к значительным событиям из русской и древней истории способствовал развитию исторической картины и скульптуры, посвященных героям прошлого.

Многочисленные книжные издания, как научные, так и художественные, широко иллюстрировались — отсюда столь интенсивное развитие гравюры в XVIII веке.

Строительство новой столицы — Петербурга и других городов, создание многочисленных общественных сооружений и дворцов повлекли за собой развитие декоративной пластики, круглой скульптуры и рельефа, которые придали торжественность и неповторимую красоту многим архитектурным ансамблям.

Петр I, понимая насущные потребности русского государства, усиленно заботился о том, чтобы, преодолев вековую отсталость, Россия как можно скорее заняла достойное место среди других европейских государств С этой целью он всячески поощрял использование зарубежного опыта во всех областях техники, науки и культуры. В первой четверти XVIII века в России большое развитие получили не только строительное дело, кораблестроение, промышленность, военное дело, но и просвещение, книгопечатание, изобразительное искусство. Петр хорошо понимал потребность России в опытных художниках. Он писал о том, что без опытных живописцев и граверов нельзя будет обойтись, и поэтому, привлекая иностранцев к работе в России, он вместе с тем заботился о воспитании русских художников. В первой четверти XVIII века широко практиковалось пенсионерство — посылка за границу для обучения и совершенствования многих даровитых выходцев из народа. Сам Петр очень гордился талантливыми русскими людьми, помогал их творческому росту и поощрял их деятельность. Именно так было с И. Никитиным, А. Матвеевым, А. Нартовым и многими другими. Вместе с тем приглашая иностранцев в Россию, их обязывали не только исполнять по договору ряд работ, но и обучать русских людей своему искусству. Среди иностранных художников, попавших в Россию, были люди, нашедшие в России свою вторую родину и целиком отдавшие свой талант русскому искусству, были, однако, и так называемые «заезжие иностранцы», люди случайные, приехавшие обогатиться и не оставившие следа в культуре России.

29 стр., 14139 слов

Культура России второй половины XVIII века

... культуры во второй половине XVIII столетия. Архитектура. Вторая половина XVIII века внесла в архитектуру России некоторые новые элементы. Необходимость изменений в строительстве была обусловлена успехами в развитии ... работы я использовала пособие для подготовки к экзаменам по истории, а также такие книги, как «История русской культуры» (Берёзовая Л. Г., Берлякова Н. П.), «История русского искусства», ...

Помехой в развитии национального русского искусства были исходившие от богатых заказчиков, от придворной аристократической верхушки общества требования идеализации художественного образа, приукрашивания действительности, против чего восставали поборники правдивого реалистического искусства. Эти-то заказчики старались поставить русских художников в зависимое, подчиненное положение всячески поощряли иностранцев, преклонялись перед их авторитетом.

Несмотря на всяческие препоны, в течение первой половины XVIII столетия русское искусство проделало невиданный по результатам путь. Талант многих художников проявился в самых разнообразных областях, в самых различных жанрах. Характер; эпохи очень полно отразился в архитектуре и в живописи, скульптуре и графике в многочисленных произведениях, говорящих о мастерстве и таланте создателей этих замечательных творений.

1.1 Мастера портретной живописи

В русской живописи начала XVIII века наиболее значительную роль играл портрет. Постепенно освобождаясь от влияния парсуны, от условности и схематизма иконописной манеры, портрет становится все более реалистическим и все глубже начинает передавать особенности внутреннего облика человека. Уже к первой четверти XVIII века появились портреты, в которых правдиво запечатлены образы многих выдающихся современников.

В эти годы в России работали и иностранные мастера такие как Каравакк, Таннауэр, Газелль.

Наиболее значительными русскими художниками первой половины XVIII века были Андрей Меркурьевич Матвеев и Иван Никитич Никитин, которые скорее других преодолели старые иконописные влияния и создали произведения реалистического характера.

Mатвеев Андрей (1701-1739) знаменитый русский художник-портретист, один из основоположников русской светской живописи, мастер монументально-декоративного искусства, первый русский заграничный пенсионер, получивший полное академическое образование, первый руководитель Живописной команды в Петербургской Канцелярии от строений (1731-1739).Всего тридцать семь лет жизни было отпущено Андрею Матвееву — художнику, чье живописное мастерство «определило яркое самобытное лицо русского искусства XVIII столетия» и стало значительной вехой в его развитии.

18 стр., 8510 слов

Эссе портрет в искусстве россии

... систематизация источников. Глава 1 Специфика портрета, как жанра живописи в искусстве XVIII-XIX веков. 1.1 Портрет как жанр живописи Само слово «портрет» восходит к старо-французскому ... в изучении темы явилась литература по истории жанра, стиля. Литература из раздела истории русской живописи рассказывает о художественной традиции того времени, основных направлениях в искусстве станковой живописи на ...

Матвеев известен как автор ряда картин и декоративных росписей, которые он исполнил для Петропавловского собора, Зимнего дворца и других сооружений Петербурга и кроме того, — портретов. Большинство росписей Матвеева не сохранилось, так как были разрушены или перестроены здания, в которых они находились. Однако не многие сохранившиеся образцы его живописи говорят о его большом даровании.

Выражая свои соболезнования по поводу смерти Петра I, Матвеев преподносит Екатерине I «Аллегория живописи» (1725), исполненную акварельной техникой на дубовой доске. На картине художник изобразил женщину за мольбертом и амуров, рассматривающих рисунки, растирающих краски и т.д. Несмотря на аллегорический характер картины, обстановка мастерской, мольберт, холст, глобус, античный слепок написаны очень реально, с натуры, что придает картине черты достоверности.

И если «Аллегория живописи» выполнена им в полутоновой технике, с мягкими лессировками, то интимный, без царственных регалий «Портрет Петра I» легко и свободно написаны на холсте. Все академические работы подтверждают, что Матвеев обладал разными живописными манерами, в совершенстве освоил композиционное построение и особенности разноплановых произведений.

Мягкое, доброжелательное отношение к людям, бывшее одним из лучших человеческих качеств Матвеева, проступает и в портрете итальянского доктора И.А. Ацаретти, (1728) На зрителя смотрят внимательные глаза умного и доброго человека. Легкая живописная манера открывает проникновенный, без тени сановности, живой образ врача.

Всю силу живописного дарования, задушевность, открытость, чистоту чувств Андрей Матвеев вложил в «Автопортрет с женой» (1729).

Он был написан в год женитьбы художника на Ирине Степановне Антроповой, дочери кузнечного мастера и двоюродной сестры известного живописца. Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывал о том глубоком сокровенном, о чем никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство. Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым он подводит свою подругу к краю картины. С каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз. Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу — земная человеческая радость, — делают этот портрет убедительным примером успехов русской реалистической живописи. Матвееву удалось хорошо передать свой облик, а также чистоту чувства и красоту своей юной жены.

Большую и положительную роль в развитии искусства и особенно в подготовке художников сыграла так называемая «Живописная команда» Канцелярии от строений, возникшая в Петербурге в начале XVIII века. «Живописная команда» занималась созданием художественного убранства многочисленных построек Петербурга и других городов, а, кроме того, в ней под руководством опытных художников обучалась молодежь. Из «команды» вышли многие крупные мастера живописи и скульптуры.

22 стр., 10966 слов

Хореографическое искусство конца XVIII — XIX веков

... ставил наряду с пантомимными драмами также лирические танцевальные поэмы, предвосхищая открытия романтического танца. В 30-50-х годах. 19 века в балетном театре окончательно утвердился романтизм. ... узнала балет в XVII веке, а первые балетные представления в XVIII столетии. С тех пор в нашей стране выросла великая культура классического балета. Русскими балетмейстерами созданы своеобразные, ...

В последние годы своей жизни руководителем «Живописной команды» был Матвеев. У него учились многие русские художники.

И.Н. Никитин (1690-1741).

Иван Никитин еще мальчиком был отдан в придворный хор, а когда стал старше, целиком посвятил себя живописи. Уже ранние портреты Никитина отличались большим мастерством исполнения. Когда же он вернулся из поездки в Италию, куда был послан для усовершенствования в искусстве, то приобрел всеобщее признание как самый талантливый русский художник своего времени. Петр I очень гордился мастерством Никитина. Когда Никитин уезжал за границу, Петр писал своей жене Екатерине в Данциг, чтобы она просила польского короля заказать Никитину свой портрет — «дабы знали, что есть и из нашего народа добрыя мастеры». Художник неоднократно писал портреты самого Петра, из которых особенно выделяется портрет в круге (Русский музей).

В отличие от многих иностранцев, писавших царя, как правило, в парадном облачении, в пышной и торжественной обстановке, Никитин изобразил одну лишь голову Петра, правдиво показав психологические особенности своей модели. Петр у Никитина очень сосредоточен, глаза его светятся умом, на лице написана усталость. Теплый колорит живописи, глубокие тени придают особую задушевность образу, подчеркивают его эмоциональность.

Мастерство Никитина ярко проявилось и в портрете умершего Петра, который был написан художником с натуры (Русский музей).

Портрет носит следы быстрого письма, он выполнен в экспрессивной манере уверенной рукой опытного художника.

О высоком мастерстве Никитина говорят многие созданные им портреты — Головкина, Ушакова и другие, а также картина «Полтавская баталия», находящаяся в Русском музее.

Наиболее значительным не только в творчестве самого Никитина, но вообще в истории русского портрета первой половины XVIII века, является так называемый портрет «Напольного гетмана» (Русский музей).

Пожилой, как бы уставший от долгих походов, гетман глубоко правдиво показан художником. Пристальный взгляд из-под чуть нахмуренных бровей, спутанные волосы и свободно распахнутая одежда придают ему черты естественности и покоряющей зрителя простоты, которые не часто встречаются в портретах XVIII века. Это один из немногих портретов, в которых человек не позирует, не представлен перед зрителем «в наиприятнейшем свете», как любили тогда выражаться, а полон глубокой жизни и показан без наигранности и прикрас. Очень удалось Никитину колористическое решение портрета — мастерское сочетание желтого, Розового и голубого тонов.

После смерти Петра Никитин переехал в Москву, где продолжал работать. Однако вскоре он оказался причастен к политическому делу, за что был посажен в Петропавловскую крепость, а затем бит плетьми и отправлен в Сибирь. В 1741 году Никитину разрешили вернуться, но на обратном пути он умер.

Вместе с ним перенес ссылку его родной брат Роман Никитин, также живописец, портретист, однако более связанный с традициями старого парсунного письма.

2 стр., 941 слов

Русская литература XVIII века

... 1730 - 1770-ые годы, расцвет русского классицизма. Последняя четверть XVIII века - кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм. Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры: Драма: комедия и ...

Портретное искусство Ивана Никитина является вершиной в истории развития русской живописи первой половины XVIII века. Никому из его современников не удалось достигнуть такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии, такого высокого профессионального мастерства.

К середине XVIII века относится творчество Ивана Вишнякова, автора многочисленных росписей и портретов, бывшего после А. Матвеева руководителем «Живописной команды». О выдающемся мастерстве художника можно судить по портрету девочки Сарры Фермор, находящемуся в Русском музее. Изобразив свою модель в платье придворной дамы, художник вместе с тем запечатлел живой и реальный облек подростка: худобу девочки, скованность ее движений, некоторую напряженность позы. Несмотря на статичность модели и подчеркнутое внимание художника к орнаменту, что говорит о стойком влиянии парсуны, портрет Сарры Фермор по силе правды, по умению художника передать настроение, по тонкому жемчужному колориту несомненно является одной из лучших живописных работ середины века.

2. Искусство второй половины XVIII века

Вторая половина XVIII столетия — период расцвета абсолютной монархии в России, могущества русского дворянства. Но в расцвете абсолютистской системы были заложены и причины ее надвигающегося кризиса. Централизующей силе абсолютной монархии противостояли, с одной стороны, крестьянские движения, закабаление крестьян, их страшное угнетение достигли своего предела и естественно вызывали восстание против помещиков — крепостников (восстание Пугачева), с другой — вольнодумство («вольтерьянство») просвещенных дворян, их увлечение масонскими (Новиков) и тираноборческими (Радищев) идеями. Радищев первый русский революционер, автор знаменитой книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В которой суровому обличению были подвергнуты крепостничество и самодержавие.

Напряженному развитию русской общественной мысли и русской литературы этих лет (Сумароков, Фонвизин) соответствовал быстрый взлет русской художественной культуры второй половины XVIII в., формирование целого поколения мастеров, представленного крупными творческими индивидуальностями. Этот подъем обусловлен, несомненно, развитием национального искусства в предшествующий период, в овеянное высоким гражданственным идеалом петровское время, в годы елизаветинского правления, когда русское барокко столь блистательно проявило себя в грандиозных архитектурных ансамблях, в монументальной живописи и пластике.

2.1 Достославная Академия художеств

Основание Академии художеств 1757 год, первого и отныне крупнейшего художественного центра, определило пути русского искусства на протяжении всей второй половины столетия. В течение многих десятилетий XVIII в. Академия, основанная инициативой И.И. Шувалова, куратора Московского университета, и при помощи М.В. Ломоносова, была единственным в России высшим художественным заведением. Академия взрастила высокопрофессиональных архитекторов, скульпторов, живописцев и графиков, решавших важнейшие художественные задачи русской жизни. Основой художественного образования было изучение великих мастеров прошлого, прежде всего античности. В соответствии с этими канонами окружающая действительность, природа должны быть «исправлены», «улучшены» под кистью художника. Вместе с тем в русской Академии работа над натурой (прежде всего рисование и лепка с натурщиков) занимала значительное место в системе обучения. В 1764 году Академия принимает новый устав. Закладывается новое здание. При Академии открывается Воспитательное училище, куда принимают учиться с малолетнего возраста. На открытии этой «новой» Академии выступил поэт А.П. Сумароков, говоривший о воспитательной и просветительской миссии искусства и художников. М.В. Ломоносов, избранный почетным членом Академии художеств, выразил эту же мысль такими словами: «…благополучны вы, сыны Российские, что можете преуспевать в похвальном подвиге ревностного учения и представить перед очами просвещенные Европы проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа…».

11 стр., 5411 слов

Русское искусство второй половины XVIII века

... распространилось на периферию. В усадьбах возникают великолепные дворцы и парки, крепостные театры, создается интереснейший вариант провинциального портрета. Господствующим стилевым явлением в русском искусстве второй половины XVIII в. был классицизм, хотя ...

Ведущим направлением Академии становится классицизм, как это было характерно и для европейских академий. Его благородные идеалы, высокопатриотические, гражданственные идеи служения отечеству, его восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии — все это питается философией просветительства, движения, возникшего в Англии и во Франции и ставшего скоро общеевропейским. Русские художники в этот период постигают опыт мировой художественной культуры. Пенсионерство, возрожденное Академией художеств, не было уже простым ученичеством, как это понималось в первой трети XVIII в., оно выглядело художественным сотрудничеством, принесшим русским мастерам быстрое европейское признание. В ином положении находятся теперь и иностранцы: это уже не мэтры — учителя, а мастера, чье место в художественной среде российского государства зависит прежде всего от их собственных дарований, от степени таланта.

русский изобразительный искусство классицизм

2.2 Развитие русского классицизма в искусстве XVIII века

Русский классицизм основан, конечно, на тех же принципах, что и классицизм европейский. Он привержен большим обобщениям, «общечеловеческому», стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Идея Отечества, так же, как и руссоистская идея «естественного человека», — основные в его программе. Высокогражданственное чувство сказалось и в архитектуре эпохи классицизма, и в монументальной скульптуре, в исторической живописи, и даже в таком как будто отдаленном от прямого выражения духа государственности жанре, каким был портрет. Но в русском классицизме отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному, с его воплощением логического, разумного, естественности, простоты и верности природе как идеальных понятий, выдвигавшихся просветительской философией в качестве исходных критериев прекрасного. Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась русскими художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни.

Распространению классицистических идей во многом способствовала политическая ситуация первого десятилетия екатерининского времени, когда дворяне возлагали надежды на демократические преобразования общества и видели в Екатерине идеал «просвещенной монархини». В соответствии с идеями Просвещения, сопричастный судьбам родины гражданин по-настоящему счастлив, если живет в гармонии с природой, в союзе с которой он черпает свои нравственные силы. Русский классицизм овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип. В своем развитии он проходит несколько этапов: ранний классицизм (60-е — первая половина 80-х годов), строгий, или зрелый (вторая половина 80-х — 90-е годы, вплоть до 1800 г.), и поздний, развивающийся до 30-х годов XIX в. включительно. Благодаря отсутствию суровой нормативности (общественные тенденции особенно ярко выражены в период раннего классицизма) параллельно ему развиваются иные стилевые направления. Так, ведет свое начало еще от эпохи рокайля псевдоготика; шинуазри («китайщина») и тюркери («туретчина») используют традиции Дальнего Востока и Передней Азии.

13 стр., 6026 слов

Эпоха классицизма. Творения В. Баженова, М. Казакова

... и государственные здания, архитектура которых имела общие художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века ... развития. Это и позволяет говорить о русском зодчестве вообще и его ... и общественных зданий и сооружений - фортификаций, верфей, заводов, производственных и гостиных дворов, коллегий, госпиталей, учебных и музейных помещений, театров и ...

Уходящее рококо оказало определенное воздействие на формирующиеся сентиментализма, который, в свою очередь, повлиял на романтизм XIX века. Но было бы глубоко ошибочным рассматривать историю искусства как простую смену одного стиля другим. В действительности этот процесс многообразен, а в русском XVIII веке, как уже говорилось, он особенно сложен. Рожденный на английской почве, сентиментализм в России имел самые тесные связи с предшествующим рококо, он углубил интерес к внутреннему миру человека, к «извивам» его души. Но вместе с тем он развивался в России в тесной связи с классицизмом, хотя и обладал собственной мировоззренческой природой. «Ампирные» портреты Боровиковского начала XIX в. с их культом семейственности, например, прямо перекликаются с сентименталистскими настроениями. «Сентиментальные» портреты Боровиковского 90-х годов в свою очередь близки во многом руссоистской идее «естественности», «естественного человека», характерной для программы классицизма. Взволнованность, как бы живое обращение к зрителю в образах позднего Левицкого или позднего Шубина, ощущение трагических предчувствий в баженовских постройках времени недолгого правления Павла I говорят о кризисе классицистического понимания гармонической личности, о существенных изменениях в эстетике, наступающих вместе с новым веком.

Наиболее полно классицизм выразил себя в архитектуре и монументально-декоративной пластике второй половины XVIII века. Крупнейшие мастера раннего классицизма А.Ф. Кокоринов (1726-1772) и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729-1800) — авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764-1788), в котором учтено важное в градостроительном отношении местоположение здания на берегу Невы. Кокоринов стал первым профессором-руководителем архитектурного класса в Академии, здание которой он строил. Валлен-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1764-1769) и фасады и арки лесных складов Адмиралтейства, так называемая «новая Голландия» (1765-1780).

По праву величайшими мастерами русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, художником необычайной фантазии, оказавшим огромное влияние на развитие не только практического зодчества, но и архитектурной теории, был Василий Иванович Баженов. Вместе с Баженовым участвовал в процессе становления русского классицизма Матвей Федорович Казаков. Он наиболее яркий выразитель московской школы зодчества. С творчеством Казакова во многом связан расцвет зрелого, или строгого, классицизма. Среди построек этого периода можно назвать Колонный зал Благородного собрания (середина 1780-х годов), в котором центральное пространство, предназначенное для торжественных церемоний, выделено коринфской колоннадой, а состояние праздничности усилено сверканием многочисленных люстр и подсветкой потолка.

13 стр., 6283 слов

Архитектура второй половины XIX века в России

... европейские столицы. Неотъемлемой их частью становятся общественные парки. Классицизм, возникший в начале второй половины XVIII века, получил в архитектуре России поистине блистательное развитие. Величайшими мастерами зодчества были петербургские архитекторы-классицисты: А.Ф. Кокоринов и Ж. ...

Крупнейший зодчий второй половины XVIII века. — Иван Егорович Старов. В духе раннего классицизма решены его некоторые загородные усадьбы (Никольское-Гагарино под Москвой, 1773-1776).

В эти же годы он возводит в Петербурге Троицкий собор Александро-Невской лавры на месте старого, начатого еще при Петре и предназначенного теперь служить мавзолеем Александра Невского (1774-1790).

Отсюда сохраненный им тип трехнефной базилики с куполом и двумя башнями-колокольнями. Благодаря реконструкции Старовым подъезда к Лавре, въездных ворот и площади около них был создан целостный ансамбль, который включил в себя архитектуру начала и конца столетия и завершил Невскую перспективу. Но самое значительное сооружение Старова — Таврический дворец (1782-1789).

Он возник в то время, когда (после пугачевского восстания) сама Екатерина предпочитала роли просвещенной монархини роль «первой помещицы». В этих новых условиях акцент в архитектуре делается на строительстве не общественных зданий, а городских дворцов или усадеб. Ощущением радости жизни, ее разнообразием, богатством красок, форм, пространства веет от этого лучшего создания Старова.

Во второй половине XVIII века начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития искусства больших гражданственных идей, масштабных проблем, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос — каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще у профессора Никола Жилле, с 1758 по 1777 г. возглавлявшего в Академии класс скульптуры, общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности. Их образование строилось прежде всего на изучении античной мифологии, слепков и копий с произведений античности и Ренессанса, в годы пенсионерства — подлинных произведений этих эпох. Они стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском — идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало. Но русские скульпторы толкуют эти образы не в отвлеченно-абстрактном плане, а вполне жизненно. Поиск обобщенно-прекрасного не исключает всей глубины постижения человеческого характера, стремления передать его многогранность. Это стремление ощутимо в монументально-декоративной пластике и станковой скульптуре второй половины века, но особенно в жанре портрета.