Материалы для проведения промежуточной диагностики по русскому языку в 7 классе.
Форма контроля – диктант с грамматическим заданием (в формате ОГЭ).
Данный материал направлен на подготовку учащихся к успешной сдаче тестовой части ГИА.
Автор:
Контрольная работа (конец первого полугодия)
7 класс (1 вариант)
Диктант
(1)Далеко-далеко жили-были снежинки. (2)Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
(3)Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала, будто драгоценный камень.
(4)Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. (5)Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. (6)Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.
(7)Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. (8)За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. (9)Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. (10)Некоторые снежинки, неосторожно опускаясь посреди дороги, таяли.
(11)На земле, волшебно преображенной, расстилается белый ковер. (По М. Ильину, Е. Сегалу, 114 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Родились они в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.
2) За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки.
3) Одна была похожа на блистающие искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала, будто драгоценный камень.
4) Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок.
- Из предложений 9 — 11 выпишите слово, правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
- Из предложений 1 — 3 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 7 — 11 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах причастий пишется НН, если в этом причастии есть приставка, кроме НЕ».
- Из предложений 7 — 11 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «НЕУГОМОННУЮ» из предложения 6 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 6.
- Среди предложений 1 — 6 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами).
13 стр., 6351 слов
Текстоориентированный подход к изучению вводных слов и предложений ...
... к счастью , не на глубоком месте. В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно ... лингвистической литературы, анализ диссертационных исследований по методике обучения литературе. Практическая значимость исследования 1. Вопрос о вводных словах и вставных конструкциях в лингвистике .1 Классификация вводных слов Вводными называются слова, ...
Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 7 — 11 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами).
Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.
Контрольная работа (конец первого полугодия)
7 класс (2 вариант)
Диктант
В безлюдной тайге
(1)Наша экспедиция забралась в непроходимую глушь. (2)На сотни километров вокруг раскинулась безлюдная тайга, изредка прорезываемая извилистыми речками или цепью заболоченных озер. (3)На каждом шагу встречались непуганые звери и птицы. (4)Они неторопливо уходили с дороги, долго и удивленно смотря нам вслед. (5)Над громадным краем стояла первобытная, никем не нарушаемая тишина.
(6)Отряд, в котором я состоял, занимался добычей пернатых хищников для научных исследований. (7)С утра разбредались мы поодиночке, собираясь лишь на обед и ночевку в палатке, раскинутой на берегу тихой речки. (8)С утра я бродил по гарям. (9)Здесь несколько лет назад был пожар. (10)Теперь обгорелые стволы лиственниц обросли, вверх буйно лезет высокая трава. (11)Кое-где торчали сухие деревья, на них неподвижно сидели коршуны. (12)Обширная площадь напоминала глухое кладбище, заброшенное уже давно. (По Г. Богдановой, 119 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются эпитеты.
1) Над громадным краем стояла первобытная, никем не нарушаемая тишина.
2) Отряд, в котором я состоял, занимался добычей пернатых хищников для научных исследований.
3) Они неторопливо уходили с дороги, долго и удивленно смотря нам вслед.
4) Здесь несколько лет назад был пожар.
- Из предложений 1 — 5 выпишите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости – глухости последующего после нее согласного.
- Из предложений 3 — 7 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 2 — 5 выпишите слово(а), правописание суффикса в котором(ых) определяется спряжением глагола, от которого это слово образовано.
- Из предложений 6 — 11 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «ГРОМАДНЫМ» из предложения 5 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 7.
- Среди предложений 6 — 12 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами).
4 стр., 1931 слов
Союзы будучи служебными словами т е не употребляясь
... союзы, предлоги и частицы – это служебные слова, которые отдельно не считаются. Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово. Тема сочинения Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ...
Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 1 — 5 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами).
Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
Контрольная работа (конец первого полугодия)
7 класс (3 вариант)
Диктант
(1)Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих, и в воздухе изредка закружились мохнатые снежинки. (2)Они долго плясали в лучах ночных фонарей, затем медленно укладывались на пожухлую траву, блестящую от воды, на чёрную землю, не успевшую замёрзнуть.
(3)Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости. (4)Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. (5)Легковые машины, одетые в тёплые тулупы, уткнув тупые носы в сугробы, мирно задремали. (6)Деревья, недавно потеряв свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд. (7)Их ветви под тяжестью дорогих мехов приклонились к земле. (8)Ночное небо, озарённое снизу белым светом, заблестело, точно калейдоскоп. (9)В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шелестом машин, проезжающих по заснеженной дороге.
(10)Природа тихо радуется своему обновлению, причиной которого стал первый снег. (По материалам Интернета, 126 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Не прошло и часа, как природа преобразилась до неузнаваемости.
2) Пушистое белоснежное покрывало, накрывшее всё пространство вокруг, превратило пеньки, кусты и скамейки в сказочных незнакомцев.
3) Ночное небо, озарённое снизу ровным белым светом, заблестело, точно калейдоскоп.
4) Природа тихо радовалась своему обновлению, причиной которого стал первый снег.
- Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением – «неполнота действия».
- Из предложений 8 — 10 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 1 — 4 выпишите слово(а), правописание Н (НН) в котором(ых) определяется правилом: «В суффиксах наречий пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
- Из предложений 9 — 10 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «ПОЖУХЛУЮ» из предложения 2 синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую основу предложения 2.
- Среди предложений 1 – 4 найдите предложение(я) с обособленным(и) определением(ами), выраженным(и) причастным(и) оборотом(ами).
3 стр., 1031 слов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ . Укажите количество грамматических основ в предложении
... августа, когда шагал на рынок за картошкой. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. (1)Дядя Саша, расстегнув плащ, из-под которого сверкнула на пиджаке красная орденская звездочка, достал из бокового кармана ... бы просто стыдно. ПОВТОРЕНИЕ., Правописание Н, НН в прилагательных 1. Из предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымё ...
Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 6 — 10 найдите предложение(я) с обособленным(и) обстоятельством(ами), выраженным(и) деепричастным(и) оборотом(ами).
Напишите номер этого предложения.
- Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.
Контрольная работа (конец первого полугодия)
7 класс (4 вариант)
Диктант
(1)Мартовским холодом веет от скрытого в ветках берега. (2)Байкала еще не видно. (3)Пробираемся сквозь чащу черемухи. (4)Ледяное дыхание озера задерживало цветение. (5)Конец июня, а черемуха только оделась по-весеннему. (6)Запоздалым сиреневым цветом горит багульник.
(7)Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам ярусами зелени, но у самой воды замирает. (8)Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, не может остановиться.
(9)Байкал вскрывается поздно. (10)До конца мая носятся, шумя по воде, ледяные стада, неожиданным шорохом пугают зверей у водопоя. (11)Удивительно тут видеть апрель и июнь сразу. (12) У ног валуны вполдома , мелкая галька, почти не виден след прибоя. (13)Большая вода, льдины стадами, одинокая лодка у горизонта.
(14)Стоим, сняв шапки. (15)Чистая вода не терпит мусора. (16)В ненастную погоду Байкал, обозленный штормом, швыряет на берег обломки лодок, плотов и бревен. (17) Ни соринки в воде. (По В. Пескову, 137 слов).
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Пробираемся сквозь чащу черемухи.
2) Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, не может остановиться.
3) Мартовским холодом веет от скрытого в ветках берега.
4) У ног валуны вполдома, мелкая галька, почти не виден след прибоя.
- Из предложений 9 — 12 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением – «приближение».
- Из предложений 1 — 6 выпишите слово(а) с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 7 — 10 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В суффиксах прилагательных ЯНН пишется НН, кроме слов-исключений: оловянный, деревянный, стеклянный».
- Из предложений 14 — 17 выпишите слово, к которому применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения».
- Замените авторское слово «ШВЫРЯЕТ» из предложения 16 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
- Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) предложения 7.
- Среди предложений 9 — 17 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) определением(ями), выраженным(ыми) причастным(ыми) оборотом(ами).
5 стр., 2343 слов
(По Ю. Бондареву). А28. Какое из высказываний не соответствует ...
... Прочитайте текст и выполните задания А28А30; В1В8; С1. (1)Когда-то, очень давно, на фронте, я любил рассматривать трофейное оружие. (2)Гладко отшлифованный металл офицерских «парабеллумов» отливал вороненой чернотой, рубчатая ... В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? (В)ПОСЛЕДСТВИИ музыкант играл, (НЕ)СМОТРЯ на клавиши. ТО(ЖЕ) самое должен сделать и я, ЧТО(БЫ) написать хорошо ...
Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
- Среди предложений 1 — 8 найдите предложение(я) с обособленным(ыми) обстоятельством (ами), выраженным (ыми) деепричастным(ыми) оборотом(ами).
Напишите номер(а) этого(их) предложения(й).
- Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.