1. Подберите текст на интересующую Вас тему объёмом не более 1-2 страниц (формата А4)
Об интеллигентности
Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
Напишите пример интеллигентности
... современный интеллигент?» не всегда легко. Совпадают ли понятие «образованность» и «интеллигентность»? Можно ли воспитать в себе интеллигентность или надо им родиться? Именно на эти вопросы попробую ... в строгом черном костюме, что является не маловажным фактом в описании его интеллигентности. Наш президент — очень организованный человек. Ведь организованного человека отличает определенная система ...
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).
Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Земля родная.
2. Определите тему, идею, проблематику выбранного Вами текста.
Тема текста – интеллигентность, идея – «интеллигентность – это нравственное здоровье человека». Автор обращается к проблемам важности интеллигентности в жизни человека и общества, различения интеллигентности и образованности, гуманности и толерантности, социального долга человека.
3. Охарактеризуйте композицию текста. Составьте его план. Подготовьте устный пересказ.
Общая схема текста: вступление, основная часть, заключение. Текст написан в публицистическом стиле, основной тип речи – рассуждение. Вступление представляет собой тезис, выраженный восклицательным предложением: «Человек должен быть интеллигентен!» За тезисом следует ряд риторических вопросов, приглашающих читателя к полемике. Содержание вводной части создаёт определенную установку на чтение, вызвать у читателя целенаправленный интерес к произведению.
Основная часть содержит доказательства тезиса. Автор использует различные виды доказательства: формулировку определения, цитирование, сравнение, пример из жизни, отрицательный пример, метафору, утверждение. Основная часть отражает авторскую концепцию в полном объеме, целиком раскрывает тему произведения, реализовать его идею.
Заключительная часть исполняет роль концовки, необходимой с точки зрения логики и психологии читательского восприятия. Здесь подводится итог размышлениям, формулируются основные выводы, даются рекомендации: «Социальный долг человека – быть интеллигентным»
План текста.
1. Должен ли человек быть
2. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах.
3. Интеллигентность равна
4. Определим, что такое интеллигентность.
5. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, кто получил хорошее образование.
6. Эта мысль неверна.
7. Образованность нельзя
8. Интеллигентность проявляется в тысячах мелочей.
9. На русском Севере я знал по-настоящему интеллигентных
10. Интеллигентность – это
11. Интеллигентность надо в себе развивать.
Какую роль играет мать в жизни человека? По художественному тексту ...
... моей жизни делает для меня самый близкий человек, моя мама. Поздно поняла, что значит мать в ее жизни, и героиня рассказа К. ... этот порыв был вызван тем, что к герою пришло понимание того, на что способны матери ради своих детей. Два женских образа, сопоставленные ... состоянии горя герой взглядом наталкивается на женщину, лицо которой "вмещало в себя всю скорбь мира". Она тоже мать, и ее горе вызвано ...
12. Необходима тренировка
13. Приветливость и доброта
14. Социальный долг человека – быть интеллигентным.
4. Раскройте смысл заглавия. Если выбранный Вами текст –
Книга Д.С.Лихачёва «Земля родная» посвящена молодёжи, подрастающему поколению. Мудро и ненавязчиво он говорит с читателем о выборе профессии, о патриотизме, о культуре. В числе этих статей и статья «Об интеллигентности». Д.С.Лихачёв помогает молодым людям разобраться в важнейших нравственных вопросах современности, выбрать правильные приоритеты, определить верный путь в жизни. Заголовки статей очень точные, поясняющие, о какой нравственной категории идёт речь в каждой статье: «Не быть смешным», «Цель и самооценка», «Искусство открывает нам большой мир!» Такие заголовки исчерпывающе точно определяют тему статьи.
5. Проанализируйте лексический состав текста. Выпишите, если таковые имеются,
- термины (определите их значение по специальному словарю);
- слова иноязычного
происхождения (приведите их толкование и язык-первоисточник, пользуясь словарём иностранных слов; - слова с абстрактным значением;
- стилистически окрашенные слова (в толковом словаре рядом с такими словами вы найдёте стилистические пометы);
- слова и выражения, употреблённые в переносном значении, указав вид тропа;
- синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, обосновав необходимость их употребления;
- многозначные слова, укажите, в каком из значений это слово употреблено в данном тексте;
- выберите 2-3 слова разных частей речи и, пользуясь толковым словарём, найдите фразеологизм, в состав которого входит это слово; объясните значение данного фразеологизма (например, слово рукава входит в состав фразеологизма работать спустя рукава, т.е.
работать плохо).
Термины отсутствуют.
Слова иноязычного происхождения:
Профессия (лат. professio — от profiteor — объявляю своим делом), род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Гуманитарный (лат. humanitas — человеческая природа)- 1) относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру; 2) гуманный, человеколюбивый, благотворительный.
Аура (др. греч. αὔρα, лат. aura дуновение, ветерок, веяние) Аура в древнегреческой мифологии — богиня легкого ветра. Аура в оптике — оптический феномен
Слова с абстрактным значением:
Сближение, понимание, горе, доброта, интеллигентный, мир, доброжелательность.
Стилистически окрашенные слова:
Чтить – книжное, долголетний – книжное, бывальщина – областное (диалектное), матерь (в значении «мать») устаревшее и областное (диалектное).
Слова, употреблённые в переносном значении:
Нравственное здоровье – метафора, злобная и злая реакция – эпитеты, удивительная чистота – эпитет, тренировать душевные силы, как тренируют и физические – сравнение.
Синонимы «развивать, тренировать» используются в тексте для уточнения авторской мысли.
Антонимы « доброта-злоба, красивым-безобразным» определяют оценку поведения человека (приветливость и доброта делают человека красивым, злоба – безобразным).
Паронимы «духовных-душевных», «злобная-злая» помогают задуматься над различием смысла этих слов, а также соответствующих им нравственных категорий.
Многозначные слова:
- Образование (в значении «совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения»);
- обстоятельства (в значении «положение, совокупность условий»);
- язык (в значении «система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе»);
- чужой (в значении «принадлежащий или свойственный другим»);
- проявиться (в значении «обнаружиться, стать заметным, явным (о каких-н. внутренних состояниях, качествах, свойствах)».
Фразеологизмы:
Книга (имя существительное).
Книга за семью печатями — (книжн.) о чем-либо абсолютно непостижимом, недоступном пониманию, скрытом от непосвященных. Выражение из Библии, из Откровения Св. Иоанна Богослова: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И никто не мог раскрыть ее» (Апокалипсис, 5, 1-3 и в др. местах).
Белый (имя прилагательное).
Довести (доводить) до белого каления — (неодобр.) лишить кого-либо самообладания, сильно разозлить, рассердить, разъярить. Выражение из речи кузнецов. При нагревании перед ковкой металл в зависимости от температуры сначала становится красным, потом желтым, а при очень сильном нагревании — белым.
Один (имя числительное).
Один как перст — о том, кто не имеет семьи, близких, о совершенно одиноком человеке. Перст — устаревшее название пальца. Считая по пальцам, древние славяне начинали с большого пальца — один перст… Большой палец стоит особняком, отдельно от других сомкнутых пальцев открытой ладони. Образ отдельно стоящего перста, начинавшего счет, лег в основу выражения.
6. Морфологический анализ. Выпишите по 2-3 примера знаменательных и служебных частей речи, приведя их грамматические характеристики.
Путешествовал – глагол, несовершенный вид, I спряжение, непереходный, изъявительное наклонение, прошедшее время, мужской род, единственное число.
Интеллигентный (человек) – имя прилагательное, качественное, мужской род, единственное число, именительный падеж.
Движения – имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, средний род, на –ие, множественное число, именительный падеж.
И – союз, сочинительный, простой.
Даже – частица, модальная, усилительная.
С – предлог, простой, непроизводный.
Причастия: упорядоченным (страдательное, прошедшего времени, мужской род, единственное число, творительный падеж), терпимое (страдательное, настоящего времени, средний род, единственное число, именительный падеж), искажающееся (действительное, настоящего времени, средний род, единственное число, именительный падеж)/
7. Анализ синтаксического строя текста. Выпишите по одному примеру различных видов простых и сложных предложений. Дайте их полную характеристику.
ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Повествовательные, вопросительные. Побудительных нет.
Она (подлежащее, выражено местоимением) нужна (составное именное сказуемое, выражено кратким прилагательным) и для окружающих (дополнение, выражено существительным с предлогом), и для самого (определение, выражено местоимением) человека (дополнение, выражено существительным с предлогом).
(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными дополнениями)
А если у него (дополнение, выражено местоимением с предлогом) профессия (подлежащее, выражено существительным) не требует (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом) интеллигентности (дополнение, выражено существительным)? (вопросительное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое)
Б) Восклицательные и невосклицательные.
Человек (подлежащее, выражено существительным) должен быть интеллигентен (составное именное сказуемое)! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, неосложнённое)