Анализ русской народной песни

Контрольная работа

В песне повествуется о молодой девушке -младёшеньке, которая в бору, собирая ягоду, поранила ножку, поскольку в те времена девицы ходили босыми. «Тресочка» — сухая щепочка. В некоторых вариантах этой песни можно встретить «наколола ноженьку на былинку». Но не чувствует она боли — «болит ноженька, да не больно», вспоминая своего милого, который любит её «неложной любовью». Содержание песни раскрывает любовную тематику. Слова песни повествуют о том, как парень красиво ухаживает за девушкой. Нарядный молодец в епанечке (нарядная парчёвая безрукавка) приезжает на коне за девицей, обращаясь к ней «душа моя», приглашает к себе в гости «танцевати», а сам будет «напевати», т.е. играть на скрипке и петь для невесты.

Девушка почитает своих родителей, обращаясь к ним «свет батюшка», «родимая матушка».

3.Тип стихосложения — силлабический.

Ходила младёшенька / по борочку,/, Брала, брала ягодку/ земляничку./

V- 7+4

KE=abcd или АВ

cdef ВС и т.д.

форма стиха: строфическая, с межстрофовым повтором стиха (cd).

4.Мелодия песни — напевная, имеет плавное поступенное движение, с распевом окончания фраз на неустойчивый звук, что придаёт стремление дальнейшего развития мелодии к устою. Но так как окончание и второй фразы приходится на неустой, в песне создаётся непрерывность движения, «бесконечное» развитие.

Тональность песни — ми минор. Лад — диатонический, переменный мажоро-минор (гемиолика)

Звуковой объём —

Опорные тоны-

5. Ритмика- ровная.

6. Структура песни — АВ. В данной песне характерным народным приемом является то, что вторая фраза каждого куплета, повторяясь по тексту, становится по напеву первой фразой следующего куплета.

7. Песня одноголосная.

8. Соотношение напева и текста: напев цезурированный, что характерно для силлабического стихосложения.

9. Вывод: перечисленные выразительные средства типичны для жанра хороводной лирической песни.

«А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ»

А мы землю наняли, наняли.

Ой дид-ладо наняли, наняли.

  • А мы просо сеяли, сеяли,

Ой дил-ладо, сеяли, сеяли.

  • А мы просо вытопчем, вытопчем.

Ой дил-ладо, вытопчем, вытопчем.

  • А чем же вам вытоптать, вытоптать?

Ой дил-ладо, вытоптать, вытоптать?

  • А мы ее конями, конями,

Ой дил-ладо, конями, конями,

9 стр., 4052 слов

Методический «Народные песни, их воспитательный материал»

... идет минор. Воспитательный потенциал народного песенного жанра Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, ... в эстетическом воспитании подрастающего поколения». Через песенное творчество также обогащается словарный запас ребенка, улучшается ... на четырех, «Как у нашей Дуни», «Комарочек», «Сеяли девушки яровой хмель» – на пяти звуках. Музыкальные фразы ...

  • А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,

Ой дил-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

  • А мы коней выкупим, выкупим,

Ой дил-ладо Ходим ладом, выкупим, выкупим.

  • А чем же вам выкупить, выкупить,

Ой дил-ладо, выкупим, выкупим?

  • А мы дадим сто рублей, сто рублей,

Ой дил-ладо, сто рублей, сто рублей.

  • Нам не надо тысячу, тысячу,

Ой дил-ладо, тысячу, тысячу.

  • А чего ж вам надобно, надобно,

Ой дил-ладо, надобно, надобно?

  • А нам надо девицу, девицу,

Ой дил-ладо, девицу, девицу,

  • А каку ж вам девицу, девицу,

Ой дил-ладо девицу, де вицу?

  • А нам надо Валечку, Валечку,

Ой дил-ладо, Валечку, Валечку.

  • Она у нас вшивая, вшивая,

Ой дил-ладо, вшивая, вшивая.

  • А мы ее вычешем, вычешем,

Ой дил-ладо, вычешем, вычешем.

  • А чем же вам вычесать, вычесать,

Ой дил-ладо, вычесать, вычесать?

А мы ее гребешком, гребешком,

Ой дил-ладо, гребешком, гребешком.

  • Она у нас дурочка, дурочка,

Ой дил-ладо, дурочка, дурочка.

А мы ее выучим, выучим,

Ой дил-ладо, выучим, выучим.

  • А чем же вам выучить, выучить,

Ой дил-ладо, выучить, выучить?

  • А мы ее плеточкой, плеточкой,

Ой дил-ладо, плеточкой, плеточкой.

  • Открывайте ворота, принимайте девицу!
  • В нашем полку прибыло, прибыло,

Ой дил-ладо, прибыло, прибыло.

  • В нашем полку убыло, убыло,

Ой дил-ладо, убыло, убыло.

  • В нашем полку пиво пьют, пиво пьют,

Ой дил-ладо, пиво пьют, пиво пьют.

  • В нашем полку слезы льют, слезы льют,

Ой дил-ладо, слезы льют, слезы льют.

1.Жанр — трудовая, хороводная, плясовая.

Игра «А мы просо сеяли» относится к репертуару весенне-летних игр семейских, которые проходили с Пасхи до Петрова дня. В этой игре прослеживаются различные мотивы от темы труда и любви до символики переходного обряда. Трудовой процесс ясно читается в тексте песни: здесь представлено подсечное земледелие с его росчистью леса или кустарника.

2.Содержание:

  • Игра исполнялась на Духов день, который по народному календарю входил в цикл троицко-семицких праздников, и являлся его завершающим этапом. В этот день наибольшей ритуальной активностью обладали девушки, они были главными, а иногда и единственными участницами хороводов и обрядовых игр. Существует тесная связь весеннего цикла с женским началом (женщина — начинательница земледелия, обладающая ведущей ролью в стимуляции удачной весны — призывы, кормления, очищения и т.д.), вследствие чего «разыгрывание» пробуждения и расцвета растительности происходило в девичьем хороводе. Так, согласно многим традициям проводят параллель между природой и людьми: рост = достижение зрелости;
  • плодоношение = вступление в брак. Картина «сеяния-роста», символизирует пору совершеннолетия девушки, правила поведения в этом возрасте, требуемые для нормального созревания и благополучного выхода замуж . Поэтому в данной игре участвовали девушки брачного возраста. Отличительной особенностью данной игры является форма построения и движения: двухрядное или двух линейное. Такое построение, как и круговое, восходит к глубокой древности, оно отображает принадлежность участников игры к двум общественным объединениям: двум родам, двум селам, двум улицам.

Девушка в течение всей игры подвергается различным испытаниям и обучению, так меняется ее статус. В начале игры испытанием девушки является противостояние попытке порчи конями посеянного проса.

8 стр., 3791 слов

Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве»

... сочинение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Эта повесть произвела на меня глубокое впечатление. Удивительная мудрость святой Февронии ... опутаем потуже Крепкой цепью — красною девицей». Таким образом, «Слово о полку Игореве» для меня является как примером ... став княгиней, Феврония меняется — становится спесивой и высокомерной. Она остается все той же простой девушкой, но ...

Образ коня связывают с символикой преждевременной любовной связи, что было опасным. Так, «нечистую» невесту подвергали ритуальному наказанию, считали ее причиной бед в семье и в селе: мора скота, засухи. Появление коней можно интерпретировать и как показатель выдачи девушек замуж. Например, коня давали в качестве выкупа за невесту. Поэтому строчку « А мы коней в плен возьмем» возможно, истолковать как свадебный обряд.

Затем происходит преобразование девушки, удаляют ее нечистоту: «вычесывают ее вшей» гребешком.

Гребешок выступает как оберег от нечистой силы, порчи и как символ женской доли. Расчесывание волос и заплетение косы символизирует переход невесты в группу женщин и подчинение жениху. Распускание волос в фольклоре обычно предшествует свадьбе. По волосам определяют, выйдет ли девушка замуж — волосы у девушки раздваиваются перед замужеством. Также волосы свидетельствуют о достижении зрелости. Девушку учат плеточкой. Удар невесты плеткой был частью свадебной обрядности. С одной стороны, это напоминало невесте о ее полной подчиненности молодому, с другой стороны, существовала вера, что удары обладают оздоровляющими и чадо-родящими свойствами. Кроме выше сказанного, бичевание имеет значение обряда изгнания демона зла, нечистоты. Поэтому удар плеткой можно объяснить и как специальное действия для удаления «нечистоты» невесты (чуждого и опасного существа).

Семантика присоединения также звучит в тексте: «Открывайте ворота, принимайте девицу! / В нашем полку прибыло, прибыло.»

Прохождение между частями разделенного надвое предмета — является ритуалом, который следует интерпретировать как обряд перехода. Смысл его — выход из прежнего мира и вступление в новый.

Итак, девушка благополучно проходит все испытания совершеннолетия она приобретает новый половозрастной и социальный статус и вступает в брак. В данной игре концовка текста песни символизирует свадьбу: «В нашем полку пиво пьют / В нашем полку слезы льют». Проанализировав слово пиво, выявляется его связь со свадебной обрядностью. Во-первых, пиво как хмельной напиток приготавливалось к дням, строго определенным традицией: к праздникам и к важным событиям в жизни семьи: свадьба, похороны, крестины. Также понятия поить и питье означают женить и свадебный пир. Плач невесты — необходимый элемент свадебного обряда у русских. Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом, со своими подругами, с девичьей волей.В результате можно сказать, что в игре «А мы просо сеяли» содержится и переплетается семантика перехода и свадебной обрядности. Вытаптывание конями проса является «завершением всего цикла — обмолотом». На Красную горку (первое воскресенье после Пасхи) во время данной игры происходил символический переход вышедших недавно замуж девушек в круг замужних женщин. Игра начиналась вечером, на лужайке или берегу реки. Девушки делятся поровну на две партии и встают в линии друг против друга. Начинается песня и первая линия двигается со слов «А мы просо сеяли», а вторая стоит на месте.

11 стр., 5403 слов

Колыбельные песни невидимая сила

... рассказчик» и «байка» - «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях? В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. А ... руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом ... .. «Ай, люли, ай, люли! Прилетели к нам гули. Стали гули ворковать, как ...

Первая линия наступает на вторую и проходит половину пути до второй линии. Заканчивает двигаться со словами «сеяли». На припев «Ходим ладом, сеяли»: двигается обратно. На вторую строфу « А мы просо вытопчем» — вторая линия идет навстречу первой и проделывает тот же путь. И так — до слов «Отворяйте воротца! Принимайте девицу!», когда одна девушка из первой линии переходит во вторую.

После перехода первая линия поет «В нашем полку убыло», а вторая: «В нашем полку прибыло». Затем все повторяется до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую.

Когда в игре принимают участие парни и девушки — отражается любовная тематика. В таком случае один из парней уводил девушку и ставил рядом с собой.

Таким образом, существует несколько вариантов игры «А мы просо сеяли», каждый из которых находится в зависимости от календарного времени — Пасха, Троица.

3.Тип стихосложения — силлабический.

Форма стиха: строфическая с малым рефреном внутри построения и повтором одной из слоговых групп.

А мы просо/ сеяли, сеяли.

Ой, дил-ладу,/ сеяли, сеяли

V -4+6, r-4

KE= ab/rb

4.Тональность песни -соль мажор. Лад -неполная диатоника, мажорного наклонения с седьмой низкой ступенью — гипомиксолидийский.

Звуковой объём —

Опорные тоны-

5.Ритмика — ровная, с распевом каждого слога.

6.Структура песни — АА. Напев состоит из многократно повторяющейся музыкальной фразы, каждый раз заканчивающейся на тонике. Мелодия состоит из тонов, опевающих основной устой, постоянно возвращаясь к тонике. Каждый слог в песне распевается, это придаёт ей игровой, плясовой характер.

7.Песня одноголосная.

8.Соотношение напева и текста: напев — цезурированный, характерен для силлабического типа стихосложения.

9.Вывод: структура песни имеет период не квадратного строения(фраза — 3такта), распевы слогов текста, неполная диатоника с устоем на доминанте -характерные черты народных плясовых песен.

«Уж мы сеяли, сеяли ленок…»

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Уж мы сеяли, приговаривали,

Чеботами приколачивали,

С боку на бок перворачивали.

  • Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, ленок беленький,

Полюби-ка меня миленький!

ПРИПЕВ: Лён мой при горе,

Белый при крутой.

Мы пололи, пололи ленок,

Мы пололи, приговаривали…

(Далее строки куплета и припева повторяются, так во всех строфах).

Уж мы брали, мы брали ленок…

Уж мы мяли, мы мяли ленок…

Мы трепали, трепали ленок…

Мы чесали, чесали ленок…

Уж мы пряли, мы пряли ленок…

Уж мы ткали, мы ткали ленок…

1,Жанр — хороводная, плясовая.

2.Содержание: В песне поётся о той работе, которую проделывали от посева до уборки льна. Обычно песню исполняли на вечёрках во время игр. Стоя в кругу, изображают те действия, о которых поётся -сеяли, рвали, пололи и т.д. На слова «Ты удайся, удайся, ленок…» выпрямляются, берутся за руки, стоят в кругу, притопывают (правой-левой, левой-правой ногой в ритме четвертных долей в песне).

10 стр., 4549 слов

Образ Демона Он сеял зло без наслажденья по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)

... стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен. Сочинение на тему он сеял зло без наслажденья образ демона Часть I I – IV ... это признак возрожденья? – спрашивает Лермонтов. Думаю, что да. Но он не мог забыть и простить то, что его свергли. Он не прощает и не раскаивается, а без этого ...

На слова «Лен, мой лен…» останавливаются, поют медленно, серьезно, как бы заклиная лен.

3.Форма стиха — строфическая, с повтором последних пяти строк и с припевом.

Тип стихосложения — тонический, т.к. прослеживается регулярная пульсация ударений.

Уж мы се-я-ли се-я-ли ле-нок

  • / — — / — — — /

Уж мы се-я-ли при-го-ва-ри-ва-ли

  • / — — — — / — — /

Че-бо-та-ми при-ко-ла-чи-ва-ли

  • / — — — / — — /

С бо-ку на бок пер-во-ра-чи-ва-ли

  • / — — — / — — /

Ты у -дай-ся у -дай -ся ле -нок

  • / — — / — — / и т.д.

Т.к. в каждой строке во втором сегменте переменное количество слогов, то это- временник.

V= 2. (2-4).2.

В припеве нет ярко выраженных акцентов, он медленно и свободно распевается, поэтому здесь силлабический стих:

Лён мой при горе,/ белый при крутой./

V= 5+5

КЕ=А+B+C+D+E+F+G+(ab), где CDEFG-повторяются в каждом куплете, ab- припев.

4.Мелодия начинается с доминантового звука и поступенно движется вниз. Каждая музыкальная фраза заканчивается на терцовом тоне, и всё движение мелодии словно опевает его, каждый раз возвращаясь . Это придаёт мелодии неустойчивость, стремительное развитие вперёд.

И только лишь в припеве песня заканчивается на устое- тонике.

Кульминация песни приходится на слог «мой» в припеве, подчёркнута вершиной песни, которая является неустойчивым тоном.

Тональность песни -ми мажор. Лад — неполная диатоника, мажорного наклонения (ионийский).

Звуковой объём:

5.Ритмика-ровная.

6.Структура песни — куплет состоит из нескольких повторяющихся одинаковых музыкальных фраз, которые варьируются в зависимости от музыкально-слогового ритма (т.к. это временник).Таким образом структуру песни можно представить как А А1А2А3А4В,

В — распев припева.

7.Песню начинает запевать один исполнитель, а со второй фразы исполняется многоголосно. Первая фраза поётся в унисон. Далее второй голос дублирует мелодию основного, иногда с расхождением на терцию, располагаясь вверху него.

Звуковой объём голосов одинаковый:

Опорные тоны голосов приходятся на унисоны:

Так как второй голос дублирует основную партию и имеет свою развитую мелодическую линию, значит это функциональное двухголосие.

8.Соотношение напева и текста: напев сегментированный, характерный для тонического стиха.

9.Вывод: все перечисленные выразительные средства характерны для народной песни хороводного жанра.

«Я на камушке сижу»

Я на камушке сижу,

Я топор в руках держу,

Ай ли ай люли,

Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,

Вот я колышки тешу,

Ай ли ай люли,

Вот я колышки тешу.

2 стр., 748 слов

Народные песни (Обрядовые и бытовые)

... Обрядовые песни. Впоследствие, когда славяне приняли христианство, они еще долго сохраняли свои языческие обычаи, языческие песни. Иногда языческий праздник совпадал и сливался с христианским. Вот пример такого ... песни,, былины, сказки. Мы знаем, что Екатерина Великая собирала народные песни; Пушкин в стихах ... пелись купальские песни, зажигали костры, прыгали через огонь, заплетали венки, бросали их в ...

Вот я колышки тешу,

Изгородь горожу,

Ай ли ай люли,

Изгородь горожу.

Изгородь горожу,

Я капусту сажу,

Ай ли ай люли,

Я капусту сажу.

Я капусту сажу,

Да все беленькую

Ай ли ай люли,

Да все беленькую.

  • Да все беленькую,

Я кочаненькую,

Ай ли ай люли,

Я кочаненькую.

У кого нету капусты,

Прошу к нам в огород,

Ай ли ай люли,

Прошу к нам в огород.

Прошу к нам в огород,

Во девичий хоровод,

Ай ли ай люли,

Во девичий хоровод.

1.Жанр песни — плясовая, хороводная.

2.Содержание: в песне поётся о том, как девица сажает капусту за изгородью. Для этого рубит топором колышки. Песню можно отнести и к трудовой. Слова последнего куплета приглашают всех в огород на девичий хоровод. Песню исполняли во время хороводных игр, а также в перерывах между работой.

3.Форма стиха — строфическая, с малым рефреном и повтором одной из слоговых групп.

Тип стихосложения — силлабический.

Я на камушке сижу,/

Я топор в руках держу./

Ай ли ай люли,/

Я топор в руках держу./

V=7+7 Vr=5

KE=ab/rb

4.Мелодика:

Тональность — ре минор, лад — неполная диатоника минорного наклонения, гипоэолийский.

Звуковой объём:

Опорные тоны

Мелодия развивается поступенно внизходящем движении, с широким распевом слогов. Каждая музыкальная фраза заканчивается основным устоем — тоникой «ре».

Для песни характерна кульминация «вершина-источник», т.к. напев каждого куплета начинается с вершины, которая является доминантовым звуком лада.

5. Ритмика- ровная, с распевами некоторых слогов стиха.

6.Структура песни своеобразна тем, что нечётные куплеты поются одноголосно, чётные — с подголоском, где музыкальные фразы варьируются, поэтому схематично это можно выразить так: АА- нечётные куплеты,(А1А2)- чётные куплеты.

7.Песня почти всегда исполняется одноголосно (унисон), и только лишь в мелодической фразе, которая обозначена( А2) в структуре песни, появляется подголосок, голоса расходятся на интервалы — терцию, квинту, и вновь сливаются в унисон. Нельзя сказать, что второй голос имеет индивидуальную мелодическую линию, он просто усиливает тяготение к устою в мелодическом движении сверху вниз

В это время основной голос ведёт мелодию, тяготеющую к тонике снизу вверх.

Здесь второй голос расположен выше основного

Таким образом, песня исполняется в унисон, лишь изредка образуя гетерофонию, т.е. «расслоение» голосов.

8.Соотношение напева и текста: напев цезурированный, характерный для силлабического стиха.

9.Вывод: все перечисленные особенности выразительных средств песни, соответствуют данному жанру.

«Ай, во поле липенька»

Ай, во поле, ай, во поле,

Ай, во поле липенька,

Ай, во поле липенька.

Под липою, под липою,

Под липою бел шатёр,

Под липою бел шатёр.

Во том шатре, во том шатре,

Во том шатре стол стоит,

Во том шатре стол стоит.

За тем столом, за тем столом,

10 стр., 4506 слов

«Детские песни в творчестве советских композиторов второй ...

... второй половины XX века, они однако были исследованы в контексте господствующей современном. На идеологии этапе развития музыкального образования актуальным представляется рассмотреть песни советских композиторов ... А. «Красный следопыт», «Отрядные Творчество» песни Александры Пахмутовой – значительная страница советской истории детской песни. Композитор имеет музыкальное классическое образование – ...

За тем столом девица,

За тем столом девица.

Рвала цветы, рвала цветы,

Рвала цветы со травы,

Рвала цветы со травы.

Вила венок, вила венок,

Вила венок с городы,

Вила венок с городы.

Со дорогим, со дорогим,

С дорогим со яхонтом,

С дорогим со яхонтом.

Кому венок, кому венок,

Кому венок износить,

Кому венок износить?

Носить венок, носить венок,

Носить венок старому,

Носить венок старому.

Старому, старому,

Старому венок не сносить,

Старому венок не сносить.

Мою молодость, мою молодость,

Мою молодость не сдержать,

Мою молодость не сдержать.

…………

Носить венок, носить венок,

Носить венок милому,

Носить венок милому.

Милому, милому,

Милому венок износить,

Милому венок износить.

Мою молодость, мою молодость,

Мою молодость содержать,

Мою молодость содержать.

1.Жанр: семицкая хороводная, лирическая.

2. Содержание: хоровод приурочен к троицко-купальской обрядности. В этот период девушки плели венки и совершали обрядовые действия, гадали на суженого. В песне выражена любовно-брачная тематика: девушка выбирает себе пару — «не старика», а «милого». Сюжет хоровода складывается по принципу повтора — участники хоровода разыгрывают два варианта этого выбора.

3. форма стиха — строфическая, образованная повтором слоговых групп.

Тип стихосложения: силлабический.

Ай, во поле,/ ай, во поле,/

Ай, во поле/ липенька,, Ай, во поле/ липенька.

V=4+3

KE=aa/ab/ab

4.Мелодика:

Тональность -фа мажор, с низкой седьмой ступенью, лад -миксолидийский.

Звуковой объём:

Опорные тоны

В первой половине напева мелодия широко и плавно развёртывается с распеванием каждого слога , поступенно то поднимаясь вверх, то вновь опускаясь. Вторая половина напева имеет чётко ритмованное движение с ускорением музыкальной декламации.

Первая музыкальная фраза заканчивается на второй неустойчивой ступени лада. А мелодия второй фразы построена на мотивах, стремящихся к тонике в восходящем и нисходящем движении.

5. Ритмика- ровная, с распевами некоторых слогов стиха.

6.Структура песни : АВ, где вторая фраза состоит из двух одинаковых мотивов.

7.Песня исполняется одноголосно.

8.Соотношение напева и текста: напев цезурированный, характерный для силлабического стиха.

9.Вывод: все перечисленные особенности выразительных средств песни, соответствуют жанру хороводной лирической песни.

«Из- за лесу, лесу тёмного»

Из-за лесу, лесу тёмного,

Из-за садику зелёного,

Из-за садику зелёного

Вылетело стадо лебединое,

Вылетало стадо лебединое,

А другое серых гусиков.

Отставала лебёдушка

Прочь от стада лебединого,

Прочь от стада лебединого.

13 стр., 6452 слов

Тема любви в лирике Есенина. Стихи Есенина про любовь

... за стихи нужно платить. И поэт платил вечными ссорами и расставаниями. Сочинение на тему тема любви в лирике есенина , Тема: Тема любви в лирике ... рано. Но всё же успел оставить нам немало произведений, наполненных любовью и трепетом, нежностью и тонкой печалью. Любовь в его поэзии ... узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Осенью 1921 года в ...

Приставала лебёдушка,

Приставала лебёдушка,

Что ко стаду серых гусиков,

Что ко стаду серых гусиков.

Начали её гуси серые щипать,

Начали её гуси серые клевать.

«Не щиплите меня, гуси серые!

Не щиплите меня, гуси серые,

Не сама я к вам пристала,

Не сама я к вам пристала,

Занесло меня погодою,

Занесло меня погодою,

Что погодою вихрем буйным,

Что погодою вихрем буйным!»

Приставала девушка к молодушкам,

Приставала девушка к молодушкам.

Начали её молодушки корить, бранить,

Начали её молодушки корить, бранить,

«Не корите меня, молодушки!

Не корите меня, молодушки,

Не сама я к вам пристала,

Не сама я к вам пристала,

Завезли меня кони лихие

Александра свет Ивановича!»

«Под яблонью зелёною»

Под яблонью зеленою,

Под кудрявой зеленой,

Сидел молодец такой,

Не женатый, холостой,

Не женатый, холостой,

Держал гусли под полой.

Разыграйтесь, гусли-мысли,

Я вам песенку спою

Про женитьбу про свою,

Как женила молодца

Чужа дальня сторона,

Чужа дальняя сторонка —

Макарьевска ярмонка!

Вниз по Волге по реке,

У Макарья в ярмонке,

У Софонова купца,

Близь гостинаго двора,

Солучилася беда,

Что беда, беда, беда,

Что не маленькая,

Что не сто рублей пропало

И не тысяча рублев, —

Пропадала у него

Дочь любимая его,

Дочь любимая его —

Свет-Евгеньюшка душа.

Как искали ту пропажу

По болотам, по лесам,

По болотам, по лесам,

По ракитовым кустам.

Отыскалась та пропажа

Во Кунавине селе,

У Мошкова во дворе,

В новой бане на поле.

Ея буйная головушка —

Проломленая,

Черепахова гребеночка —

Расколотая,

Ея русая коса —

Порастрепаная;

На Евгеньюшке цветно платье —

Изорваное;

Коленкорова рубашечка

На гвоздике висит;

Золота ея цепочка

На окошечке лежит….

Погубитель-то ея

Сам в окошечко глядит,

Сам в окошечко глядит,

Таки речи говорит:

«Не за мной ли пара едет,

Не меня ли в гости звать,

Не меня ли в гости звать,

В кандалы меня ковать?

На то мальчик догадался, —

Нанял тройку лошадей,

Нанял тройку лошадей,

Себе вороных коней;

Дал я кучеру на водку:

Поезжай, кучер, скорей!

Кучер возжи разобрал,

Сам он песенку запел…

Коренная — рысью, рысью,

Пристяжная возвилась…

Что за город, за столица

Распрекрасный Петербургь!

Привези хоть тысяч сорок,

Все в неделю проживал,

Все в неделю проживал,

Все об Ене хлопотал…»

« КАК ПО ЛУГУ ПО ЛУЖОЧКУ»

Как по лугу, по лужочку,

По крутому бережочку,

По крутому, по крутому.

По крутому бережочку,

Идет девка семилетка, идёт девка.

За ней парень бел-кудрявый,

6 стр., 2624 слов

Анализ песни Высоцкого В.С. «Песня о друге»

... и многие другие. Песня о друге Высоцкий и в ... стихов Высоцкого составляют песни об испытании личности, о единоборстве со стихией. Это и «Дорожная история», и морские песни, и «альпинистские» песни, написанные для кинофильма «Вертикаль» – «Прощание с горами», «Песня о друге» ...

Бел-кудрявый.

Кричит девке семилетке,

Семилетке!

  • Дождись, девка семилетка,

Семилетка,

Загану я три загадки,

Три загадки,

Изволь же ты отгадать,

Отгадать.

А что ростет без коренья,

Без коренья?

А что цветет безо цвету,

Безо цвету?

А что шумит безо ветру,

Безо ветру?

  • Ростет камень без коренья,

Без коренья,

Цветет сосна безо цвету,

Безо цвету,

Шумит вода безо ветру,

Безо ветру.

1.Жанр: хороводная, вечорочная, игровая.

2.Содержание: песня-загадка, в которой парень проверяет смекалку у девочки — семилетки. Таким способом выбирали себе невесту с малых лет умную, мудрую. Задавали как правило вопросы, на которые не было утвердительных ответов, а требовалась смекалка, хитрость и красноречие.

3. форма стиха — строфическая, с повтором слоговых групп.

Тип стихосложения: силлабический.

Как по лугу,/ по лужочку, /

По крутому/ бережочку,/

по крутому,/ по крутому.

V=4+4

KE=ab/сd/С

4.Мелодика:

Тональность -фа мажор, с низкой седьмой ступенью, лад -миксолидийский.

Звуковой объём:

Опорные тоны

В песне просматривается развитие мелодии по звукам терций вниз и вверх. Характерны широкие распевы. Каждая музыкальная фраза заканчивается тоническим устоем.

Мелодия достигает своего наивысшего развития на самом долгом распеве «кру-тому» на звуке «ре».

5. Ритмика- ровная, с широкими распевами некоторых слогов стиха.

6.Структура песни парно-периодическая из последования сначала двутактов, а затем трёхтактов: А2А2В3В3.

7.Песня исполняется двухголосно.

Звуковой объём верхнего голоса:

Как видно из примера, мелодия малообъёмная. Её лад — неполная пентатоника. Но так как второй голос имеет в своей мелодии второй тон «ля», который образует с «си-бемоль» полутон, в целом лад песни нельзя назвать ангимитонным.

Звуковой объём второго голоса:

Второй голос, как подголосок, дублирует основной на терцию ниже. Он имеет ограниченный объём, мелодически не развит и не является самостоятельной мелодической линией.

Второе предложение исполняется в унисон.

8.Соотношение напева и текста: напев цезурированный, характерный для силлабического стиха.

9.Вывод: все перечисленные особенности выразительных средств песни, соответствуют жанру хороводной песни.

«Еще как ты, утена, еще как ты, серая…»

Еще как ты, утена, еще как ты, серая,

Ты по морю плавала? —

  • Уж я эдак, вот эдак, я по морю плавала.
  • Еще как ты, утена, еще как ты, серая,

Ты голову купала? —

  • Уж я эдак, вот эдак, я голову купала.
  • Еще как ты, утена, еще как ты, серая,

Ты гнездо совивала? —

  • Уж я эдак, вот эдак, я гнездо совивала.
  • Еще как ты утена, еще как ты, серая,

На гнездо ты садилась? —

  • Уж я эдак, вот эдак, на гнездо садилась.
  • Еще как ты, утена, еще как ты, серая,

Ты детей выводила? —

  • Уж я эдак, вот эдак, детей выводила.
  • Еще как ты, утена, еще как ты, серая,

Со гнезда солетала? —

  • Уж я эдак, вот эдак, со гнезда солетала
  • Еще как ты, утена, еще как ты, серая,

Ты детей растеряла? —

  • Уж я эдак, вот эдак, детей растеряла.
  • Еще как ты, утена, еще как ты, серая,

Ты детей собирала? —

  • Уж я эдак, вот эдак, я детей собирала.

1.Жанр: хороводная, игровая.

2.Содержание: песня — диалог: вопрос-ответ. Играющие задают вопросы, а ведущая «утёна» изображает ответ в движениях. Все повторяют за ней.

3. форма стиха -стиховая.

Тип стихосложения: силлабический.

Еще как ты, утена,/ еще как ты, серая.

V=7+7

KE=аb (первый куплет), далее КЕ=аа.

4.Мелодика:

Тональность -ми минор, лад — эолийский, неполная диатоника.

Звуковой объём:

Опорные тоны

Мелодия при небольшом звуковом объёме малоразвита. Поступенное движение вниз к тонике, затем поднимается по ступеням тонического трезвучия к доминантовому звуку «си», и вновь спускается по тем же звукам к тонике.

5. Ритмика- ровная, с распевами некоторых слогов стиха.

6.Структура песни — однострочный напев, в котором песенная фраза соответствует одной стиховой строке.

7.Песня исполняется одноголосно.

8.Соотношение напева и текста: напев цезурированный, характерный для силлабического стиха.

9.Вывод: все перечисленные особенности выразительных средств песни, соответствуют жанру хороводной песни.

«ОНИ СВАТАЛИСЬ, ХВАЛИЛИСЬ»

1. Эни сватались, хвалились,

Того-сего много.

Эле, элиле, того-сего много.

2. Поехали, посмотрели-

Од(ы)на лошаденька.

Эле, элиле, од(ы)на лошаденька.

3. Од(ы)на, Од(ы)на лошаденька

И та, как козенька.

Эле, элиле, и та, как козенька.

4. Она в погреб увалилась,

У рассол утопилась.

Эле, элиле, у рассол утопилась.

5. У рассол, у рассол утопилась,

Огурцом подавилась.

Эле, элиле, огурцом подавилась.

1.Жанр песни -свадебная.

2.Содержание : песня исполняется за свадебным столом или при выкупе сватам. В песне посмеиваются над сватами. Это шуточное корительное величание сватам.

3.Форма стиха — строфическая, с малым рефреном и повтором одной из слоговых групп.

Тип стихосложения — силлабический.

Эни сватались, хвалились, /

Того-сего много./

Эле, элиле,/ того-сего много./

V=8+6 Vr=5

KE=ab/rb

4.Мелодика:

Тональность — фа минор, лад — неполная диатоника минорного наклонения с устоем «фа», 6 ступень высокая — гиподорийский.

Звуковой объём:

Опорные тоны

Мелодия развивается поступенно внизходящем движении, которое стремится к устою «фа», но каждая фраза обрывается глиссандо на неустой.

Кульминация приходится на распев «э-ле» в рефрене.

5. Ритмика- ровная, с наличием пунктира в мелодии

6.Структура песни АВ, по своему строению близка формуле стихосложения.

В повторяющейся слоговой группе одинаковая музыкальная фраза.

Рефрен имеет свой напев, со своеобразными распевами. Первая слоговая группа имеет свой мотив, который в каждом куплете немного ритмически варьируется, из-за особенностей стихосложения.

7.Песня начинает запевать одна солистка, затем мелодия исполняется на два голоса, каждый из которых имеет свою мелодическую линию

Звуковой диапазон голосов, опорные тоны:

Верхний голос

Нижний голос

Мелодия каждой партии имеет небольшой звуковой объём, с невысокой тесситурой.

Второй голос дублирует основную мелодию на терцию, иногда расходясь на сексту и сливаясь в унисон. По этим признакам такой тип многоголосия определяют как пение с подводкой (второй).

8.Соотношение напева и текста: напев цезурированный, характерный для силлабического стиха.

9.Вывод: все перечисленные особенности выразительных средств песни, соответствуют данному жанру.

«Летела стрела»

Летела стрела да в конец села,

Ой, рано-рано, да в конец села.

Убила стрела чорна ворона.

Ой, рано-рано, чорна ворона.

Бабка плакала — там колодец встал,

Ой, рано-рано, там колодец встал.

Сестра плакала — там ручей течет,

Ой, рано-рано, там ручей течёт.

Жена плакала — там роса стоит,

Ой, рано-рано, там роса стоит.

Солнце выглянет, роса высохнет,

Ой, рано-рано, роса высохнет.

А молодая жена замуж вновь пойдет,

Ой, рано-рано, замуж вновь пойдёт.

1.Жанр песни — хороводная, обрядовая.

2.Содержание : Обряд, который «замыкал» весну и «отмыкал» лето. Был приурочен к Егорьеву дню, пасхальной неделе или Вознесению. Включал захоронение женщинами стрелы (сулы) в защитных и репродуктивных целях, и часто связывался с ритуальным обходом полей, проведыванием всходов. «Стрелой» называлось не только шествие, но и песня, сопутствовавшая ему, а также группа исполнительниц и предметы, зарывавшиеся в конце обряда на поле. «Сула», также обозначает в местном диалекте метательное оружие: сула/сулица — это копье, рогатина, клюка, дубина или палица. Все жительницы села собирались группами, каждая на своей улице, и под пение «Ты лети стрела, да вдоль села» медленно шли за околицу к поляне, месту молодежных гуляний. «На стреле» участницы выстраивались цепочкой вдоль улицы, держась за платочки. Первые две делали «воротики», под которыми проходила вся цепочка, пока первые не становились последними, и все начиналось заново уже с другой парой во главе шествия. Пока хоровод таким способом продвигался вдоль улицы к поляне, т.е. пока «гнали стрелу», пели только одну эту песню. По пути шествия первой группы к ней на каждом перекрестке присоединялись такие же новые. Когда шествие достигало поляны, женщины разделялись для вождения хороводов на небольшие компании по 10-12 человек по возрасту. Таким образом «гнали стрелу» в течение шести недель, вплоть до Вознесения.

Текст песни также передаёт уход старого — смерть ворона, и зарождение нового благополучия для посева: так ручей — обилие влаги для земли.

3.Форма стиха — строфическая, с малым рефреном внутри построения и повтором одной из слоговых групп.

Тип стихосложения — силлабический.

Летела стрела/ да в конец села,/

Ой, рано-рано,/ да в конец села.

V=5+5 Vr=5

KE=ab/rb

4.Мелодика:

Тональность — ми минор, лад — неполная диатоника минорного наклонения с устоем «ми», эолийский.

Звуковой объём:

Опорные тоны

Мелодия каждой фразы поднимается вверх в своём развитии, задерживаясь на долгой длительности, а затем быстро спускается вниз, напоминает тем самым взлёт и падение стрелы. Мелодия напевная, исполняется в оживлённом темпе, в постоянном стремлении к устою «ми». Лишь в последней фразе распевается звук, предшествующий тонике, словно отдаляя момент завершённости, возможно изображая далёкий полёт стрелы.

5. Ритмика- ровная.

6.Структура песни АВ, где окончание первой фразы повторяет мелодическую линию начала второй.

7.Песня одноголосная.

8.Соотношение напева и текста: напев цезурированный, характерный для силлабического стиха.

9.Вывод: все перечисленные особенности выразительных средств песни, соответствуют данному жанру.

«При лужочку, при лужку»

1.Жанр песни: — свадебная, величальная.

2.Содержание: песню исполняют молодым перед началом свадебного пира. В песне преукрашены жених и невеста, красотой которой восхищаются все друзья жениха. По характеру песня весёлая, с добрым юмором. В слова товарищей вложен глубокий смысл: бережное и внимательное отношение будущего мужа к жене. Такой заботливый и надёжный муж — мечта любой девушки.

3. Форма стиха: строфическая, с малым рефреном внутри построения.

Тип стихосложения тонический, так как прослеживаются регулярные ударения.

При лужочку, при лужку, при зелененькаим

  • / — — — / — — / — — /

Гулял голубь, гулял сизай со голубушкою.

  • / — — — / — — — / — — /

Ой, ли, ой, люли, со голубушкою.

  • / — — / — -/ — -/

Так как в третьем сегменте в каждой строке переменное количество слогов, значит это временник.

V= 2.3.(2-3).2.

Vr= 5

«СВАДЕБНАЯ ПОЕЗЖАНСКАЯ»

Друженька вокруг саней ходит.

Свашенька хмелем посыпает.

Друженька, ходи поскорее.

Свашенька, сыпь поспорее.

1.Жанр песни: свадебная, поезжанская.

2. Содержание: песня исполнялась во время выкупа невесты с приездом свадебного поезда, поезжан: сватов, жениха и дружки. Молодую пару, как правило, осыпали зерном, деньгами. «Сыпь поспорее» — так обращаются в песне к свату, чтобы он не скупился и щедро осыпал молодых, тогда и «жизнь их будет лёгкой и изобильной».

3.Форма стиха — строфическая, с повтором слоговых групп.

Тип стихосложения — силлабический.

Друженька/ вокруг саней ходит./, Свашенька /хмелем посыпает./, Друженька,/ ходи поскорее./, Свашенька,/ сыпь поспорее./

V=3+6

KE=ab/сd/ае/сf

4.Мелодика:

Тональность — до минор, лад — неполная диатоника минорного наклонения с устоем «до», эолийский.

Звуковой объём:

Опорные тоны:

Мелодия развивается поступенно, поднимаясь к вершине «фа», а затем спускаясь вниз. Эта мелодическая линия повторяется во всей структуре песни. Мелодия напевная, с распевами окончания фраз и глиссандированием последнего звука, что характерно для многих народных песен.

5. Ритмика- ровная.

6.Структура песни АВ.

7.Песня одноголосная.

8.Соотношение напева и текста: напев цезурированный, характерный для силлабического стиха.

9.Вывод: все перечисленные особенности выразительных средств песни, соответствуют данному жанру и передают настроение расставания, прощание невесты с отчим домом, характерное для «свадьбы-похорон».