Педагогическое «Помочь ребенку увидеть мир»

Старший воспитатель структурного подразделения «Березка» /высшая категория/

Структурное подразделение «Березка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Камышла муниципального района Камышлинский.

Маленький ребенок — это великое чудо; это вечная загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно.

Дитя — маг и волшебник: сидя в углу своей детской, он видит золотые нити, переплетающиеся дивными узорами; держа в руке щепку, он воображает себе прекрасно одетого рыцаря; он слышит музыку там, где ее нет; он рассказывает вслух сам себе о столкновении кораблей, о спасении на льдине. Он волнуется, как будто все это происходит на самом деле. Он живет грезами своей фантазии.

Дитя – самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется и движет, строит, лепит, рисует, красит, клеит, — словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения.

Известно, что детское творчество- явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.

Напитывая детей красотой искусства, природы, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке.

Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное – помочь увидеть ребенку мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.

Основное направление моей деятельности — художественно-эстетическое воспитание детей.

Первые шаги к эстетическому развитию детей:

— формирование эстетического отношения к природе, красивым предметам произведениям изобразительного искусства;

  • знакомство детей со скульптурой малых форм;

  • формирование у детей понятия, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;

    11 стр., 5178 слов

    Детская театральная студия. Воспитание детей и формирование личностных ...

    ... театрального искусства в формировании личности подростков Вопрос о роли драматического театра в нравственном и эстетическом воспитании человека, в частности в воспитании детей ... И. Герцен, объясняя это особенностями самой природы данного искусства. Театр, по его словам, требует выдвижения ... Использование в работе разнообразных жанров литературных произведений или сказок для детей всегда имеют ...

  • обращать внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, цвет, орнамент и узор, которые используются для украшения вещей;

  • осуществление работы по знакомству с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);

  • знакомство с отдельными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет)

  • знакомство детей с архитектурой и ее особенностями.

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развитие детских художественно — творческих деятельностей в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно — творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно — речевой).

Видимо этим объясняется тот феномен, неоднократно подтвержденный жизнью, что художественно — творческие способности проявляются в комплексе: человек пишущий стихи, рисует, музицирует и т. п.

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.

Исходя из концепции комплексного характера художественно- творческих способностей, в центре моей педагогической работы стоит интегрированная форма работы по разным видам художественно-творческой деятельности (блоки, циклы, объединяющие разные виды деятельности, занятия одним содержанием)

Например в блоке «Наши друзья — животные» (варианты этой темы: «Зоопарк», «Театр зверей», «На ферме») концентрируются разные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, театральная деятельность), отражающие образы животных и все виды художественно-творческой деятельности детей: музыкальная, изобразительная, художественно- речевая, разнообразные игры.

В каждой художественной деятельности дети передавали специфическими для этой деятельности средствами образы животных: в играх — драматизациях при помощи мимики, жестов, движений, поз, голоса; эти же средства использовались в музыкальных сценах, здесь помогали музыка, ее тембр, динамика. В разных видах изобразительной деятельности образ животного создавался путем передачи формы туловища и его частей, пропорций, позы, фактуры. В период прохождения того или иного блока могут быть затронуты и другие темы, связанные с общей воспитательно — образовательной работой

48 стр., 23720 слов

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...

... разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [16]. Для того чтобы процесс художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами театрализованной деятельности проходил успешно необходимо ввести систему работы с детьми по данному ...

Занятия способствуют формированию у детей эстетического восприятия, обучения способам действия, развитию творчества.

Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают разнообразные методы и приемы. Предпочтение отдаю тем методам и приемам, которые будят детскую активность, способствуют проявлению самостоятельности детей. Таковыми являются традиционные: словесные, наглядные, практические. А также более совершенные:

  • информационно- рецептивный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский;

  • эвристический;

-метод проблемного изложения

Информационно- рецептивный метод предусматривает наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций.

Репродуктивный метод включает деятельность педагога, направленную на закрепление знаний, выработку навыков и умений.

Исследовательский и эвристический методы в обучении используются в единстве. Эти методы направлены на обучение, поиск самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения.

Методика работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений искусства – на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяю эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе, используя свой художественный, музыкальный опыт, ребенок воплощает свои представления, отношения, фантазии.

Так, музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности — в рисовании, лепке, художественном труде. Все это позволяет подводить детей к целостному, осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.

Важно постоянно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность ребят, формируются и совершенствуются уникальные детские способности.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее высокую эффективность. Результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображении образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные/, что способствует развитию его творчества.

28 стр., 13581 слов

Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...

... литературы о хохломской росписи, о тематическом планировании кружковых занятий. Разработка плана занятий. Общение и работа с детьми. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Понятие и особенности художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного ...

В процессе игр ребята учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат. У них активно формируются навыки речевой деятельности.

Иногда провожу занятия в форме игры, через сказку, где ребенок вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий.

Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами.

На своих занятиях я прежде всего продумываю применение игровых приемов, создания игровых ситуаций. В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовал герой. Например, дети становятся художниками и создают картины; выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.

Для закрепления умений я использую игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, которые допускают неточность, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят на помощь, чувствуют радость, уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.

Может быть и такая игровая ситуация: «Оформим наш уголок природы». Все дети вместе со мной обсуждают устройство уголка: какие там высадить комнатные растения, какие птицы будут у них в клетках, где поместить аквариум, какой он будет формы. Затем выбираем для работы большой лист бумаги, например формат А-3, который послужит основой для коллективной аппликации. Затем дети приступают к вырезыванию «объектов» уголка природы. Одни дети «сажают» комнатные растения, другие «готовят клетку» с попугайчиками (здесь участвуют несколько детей), третьи создают аквариум и запускают для него рыбок (тоже несколько детей вместе).

По мере готовности изображений они размещаются на большом листе Получается красивая картина, которая на несколько дней вывешивается в группе или вестибюле.

Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышая их эмоциональную отзывчивость, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединены общей целью, единым положительным отношением к деятельности. Часто, как это видно из приведенных примеров, результаты работы всех детей объединяются в общую композицию.

К занятиям стараюсь подбирать пособия, игры, материалы, которые кажутся увлекательными, желанными. Организую свободную форму, то есть дети могут работать сидя, стоя, или как им удобно. Побуждаю детей к речевому общению, поощряю стремление действовать совместно.

Для этого стараюсь создать необходимые условия, чтобы дети были постоянно активны. Вместе с детьми ищем ответы на вопросы, фантазируем.

Строю свою работу исходя из сезонности, различных проявлений природы, из того, что детям близко, дорого и интересно. При необходимости перестраиваю занятия буквально на ходу, в зависимости от общего состояния и настроения детей.

36 стр., 17792 слов

Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования ...

... художественно-творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников требует определения иной технологии, использования музыкально-театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. музыкальная ... развитие творческих способностей детей, раскрываются в ... на основе театральной, музыкальной, художественной деятельности по формированию творческих ...

Выводы:

1. В основу построения моей системы работы по художественно-эстетическому направлению положены следующие принципы:

  • принцип доступности;

  • принцип сознательности;

  • принцип систематичности и последовательности;

  • принцип наглядности;

  • индивидуальный подход к детям.

2.Эффективность всей системы определяется взаимосвязанным использованием всех средств художественно-эстетического воспитания и разнообразных деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой).

Особое значение во всей деятельности по художественно-эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.

Пусть каждый ребенок познает и переживает благотворную радость творчества!

Ведь только ребенок, живущий в окружении ярких образов, фантазий способен что-либо сотворить.

Используемая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/znachenie-izobrazitelnogo-tvorchestva-v-razvitii-doshkolnika/

Доронова Т.Н., Гербова В.В. Программа Радуга, М.: Просвещение , 1997

Ильина Т.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов М: Просвещение, 1984

Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение: Учеб. лит.,1996

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: 1961. С. 181