Старший воспитатель структурного подразделения «Березка» /высшая категория/
Структурное подразделение «Березка» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Камышла муниципального района Камышлинский.
Маленький ребенок — это великое чудо; это вечная загадка; это хрупкий мост в наше будущее и прошлое одновременно.
Дитя — маг и волшебник: сидя в углу своей детской, он видит золотые нити, переплетающиеся дивными узорами; держа в руке щепку, он воображает себе прекрасно одетого рыцаря; он слышит музыку там, где ее нет; он рассказывает вслух сам себе о столкновении кораблей, о спасении на льдине. Он волнуется, как будто все это происходит на самом деле. Он живет грезами своей фантазии.
Дитя – самый деятельный работник во всем мире: целый день он движется и движет, строит, лепит, рисует, красит, клеит, — словом, видоизменяет попавший ему в руки материал. В этих своих творческих делах он не знает пресыщения.
Известно, что детское творчество- явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Напитывая детей красотой искусства, природы, человеческого благородства мы помогаем им выразить себя в рисунке.
Роль педагога не только в том, чтобы дать определенные умения и навыки, но главное – помочь увидеть ребенку мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости творчества.
Основное направление моей деятельности — художественно-эстетическое воспитание детей.
Первые шаги к эстетическому развитию детей:
— формирование эстетического отношения к природе, красивым предметам произведениям изобразительного искусства;
-
знакомство детей со скульптурой малых форм;
-
формирование у детей понятия, что в высокохудожественных произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и присутствует определенное настроение;
11 стр., 5178 словДетская театральная студия. Воспитание детей и формирование личностных ...
... театрального искусства в формировании личности подростков Вопрос о роли драматического театра в нравственном и эстетическом воспитании человека, в частности в воспитании детей ... И. Герцен, объясняя это особенностями самой природы данного искусства. Театр, по его словам, требует выдвижения ... Использование в работе разнообразных жанров литературных произведений или сказок для детей всегда имеют ...
-
обращать внимание детей на материал, фактуру поверхности, форму, цвет, орнамент и узор, которые используются для украшения вещей;
-
осуществление работы по знакомству с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура);
-
знакомство с отдельными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет)
-
знакомство детей с архитектурой и ее особенностями.
Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развитие детских художественно — творческих деятельностей в частности определяются взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно — творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно — речевой).
Видимо этим объясняется тот феномен, неоднократно подтвержденный жизнью, что художественно — творческие способности проявляются в комплексе: человек пишущий стихи, рисует, музицирует и т. п.
Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.
Исходя из концепции комплексного характера художественно- творческих способностей, в центре моей педагогической работы стоит интегрированная форма работы по разным видам художественно-творческой деятельности (блоки, циклы, объединяющие разные виды деятельности, занятия одним содержанием)
Например в блоке «Наши друзья — животные» (варианты этой темы: «Зоопарк», «Театр зверей», «На ферме») концентрируются разные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, театральная деятельность), отражающие образы животных и все виды художественно-творческой деятельности детей: музыкальная, изобразительная, художественно- речевая, разнообразные игры.
В каждой художественной деятельности дети передавали специфическими для этой деятельности средствами образы животных: в играх — драматизациях при помощи мимики, жестов, движений, поз, голоса; эти же средства использовались в музыкальных сценах, здесь помогали музыка, ее тембр, динамика. В разных видах изобразительной деятельности образ животного создавался путем передачи формы туловища и его частей, пропорций, позы, фактуры. В период прохождения того или иного блока могут быть затронуты и другие темы, связанные с общей воспитательно — образовательной работой
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического ...
... разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [16]. Для того чтобы процесс художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами театрализованной деятельности проходил успешно необходимо ввести систему работы с детьми по данному ...
Занятия способствуют формированию у детей эстетического восприятия, обучения способам действия, развитию творчества.
Все эти процессы взаимосвязаны, их единству помогают разнообразные методы и приемы. Предпочтение отдаю тем методам и приемам, которые будят детскую активность, способствуют проявлению самостоятельности детей. Таковыми являются традиционные: словесные, наглядные, практические. А также более совершенные:
-
информационно- рецептивный;
-
репродуктивный;
-
исследовательский;
-
эвристический;
-метод проблемного изложения
Информационно- рецептивный метод предусматривает наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, готовых построек, рассматривание картин и иллюстраций.
Репродуктивный метод включает деятельность педагога, направленную на закрепление знаний, выработку навыков и умений.
Исследовательский и эвристический методы в обучении используются в единстве. Эти методы направлены на обучение, поиск самостоятельного решения изобразительной задачи, поиск возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения.
Методика работы с детьми строится на эмоциональном воздействии произведений искусства – на удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяю эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе, используя свой художественный, музыкальный опыт, ребенок воплощает свои представления, отношения, фантазии.
Так, музыка, художественное слово помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства и настроение живой природы. Характер музыки побуждает детей искать возможности самостоятельно, через пластику, интонацию, танец, передавать это эмоциональное состояние, а затем отображать в своей художественно-практической деятельности — в рисовании, лепке, художественном труде. Все это позволяет подводить детей к целостному, осмысленному восприятию конкретных явлений, событий, гаммы чувств.
Важно постоянно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность ребят, формируются и совершенствуются уникальные детские способности.
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее высокую эффективность. Результат деятельности получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображении образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные/, что способствует развитию его творчества.
Диплом ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ КАК ВИДУ ХУДОЖЕСТВЕННО ...
... литературы о хохломской росписи, о тематическом планировании кружковых занятий. Разработка плана занятий. Общение и работа с детьми. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1.Понятие и особенности художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного ...
В процессе игр ребята учатся обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат. У них активно формируются навыки речевой деятельности.
Иногда провожу занятия в форме игры, через сказку, где ребенок вовлекается в волшебный мир сказки, образов, фантазий.
Вся деятельность сопровождается яркими переживаниями, сюрпризными моментами.
На своих занятиях я прежде всего продумываю применение игровых приемов, создания игровых ситуаций. В них дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовал герой. Например, дети становятся художниками и создают картины; выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п.
Для закрепления умений я использую игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, которые допускают неточность, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят на помощь, чувствуют радость, уверенность в себе, осознают важность и полезность знания, умения.
Может быть и такая игровая ситуация: «Оформим наш уголок природы». Все дети вместе со мной обсуждают устройство уголка: какие там высадить комнатные растения, какие птицы будут у них в клетках, где поместить аквариум, какой он будет формы. Затем выбираем для работы большой лист бумаги, например формат А-3, который послужит основой для коллективной аппликации. Затем дети приступают к вырезыванию «объектов» уголка природы. Одни дети «сажают» комнатные растения, другие «готовят клетку» с попугайчиками (здесь участвуют несколько детей), третьи создают аквариум и запускают для него рыбок (тоже несколько детей вместе).
По мере готовности изображений они размещаются на большом листе Получается красивая картина, которая на несколько дней вывешивается в группе или вестибюле.
Игровая форма проведения занятия захватывает детей, повышая их эмоциональную отзывчивость, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию, так как все дети объединены общей целью, единым положительным отношением к деятельности. Часто, как это видно из приведенных примеров, результаты работы всех детей объединяются в общую композицию.
К занятиям стараюсь подбирать пособия, игры, материалы, которые кажутся увлекательными, желанными. Организую свободную форму, то есть дети могут работать сидя, стоя, или как им удобно. Побуждаю детей к речевому общению, поощряю стремление действовать совместно.
Для этого стараюсь создать необходимые условия, чтобы дети были постоянно активны. Вместе с детьми ищем ответы на вопросы, фантазируем.
Строю свою работу исходя из сезонности, различных проявлений природы, из того, что детям близко, дорого и интересно. При необходимости перестраиваю занятия буквально на ходу, в зависимости от общего состояния и настроения детей.
Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования ...
... художественно-творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников требует определения иной технологии, использования музыкально-театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. музыкальная ... развитие творческих способностей детей, раскрываются в ... на основе театральной, музыкальной, художественной деятельности по формированию творческих ...
Выводы:
1. В основу построения моей системы работы по художественно-эстетическому направлению положены следующие принципы:
-
принцип доступности;
-
принцип сознательности;
-
принцип систематичности и последовательности;
-
принцип наглядности;
-
индивидуальный подход к детям.
2.Эффективность всей системы определяется взаимосвязанным использованием всех средств художественно-эстетического воспитания и разнообразных деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой).
Особое значение во всей деятельности по художественно-эстетическому воспитанию имеет творческое отношение ко всему, что составляет содержание педагогического процесса. В этом с наибольшей полнотой проявляется искусство воспитания, умение выявить интересы и способности каждого ребенка.
Пусть каждый ребенок познает и переживает благотворную радость творчества!
Ведь только ребенок, живущий в окружении ярких образов, фантазий способен что-либо сотворить.
Используемая литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/znachenie-izobrazitelnogo-tvorchestva-v-razvitii-doshkolnika/
Доронова Т.Н., Гербова В.В. Программа Радуга, М.: Просвещение , 1997
Ильина Т.А Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов М: Просвещение, 1984
Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. М.: Просвещение: Учеб. лит.,1996