Таллиннская Мустамяэская реальная гимназия, 11 класс, Эстония
Эссе на тему «Язык есть исповедь народа: В нем слышится его природа, Его душа и быт родной…»
Диплом I степени
Что есть родной язык для народа? Трудно ответить на этот вопрос точнее, осмысленнее, чем удалость это сделать известному русскому критику, историку и поэту П.А. Вяземскому. Как исповедь – рассказ о самом сокровенном – язык рассказывает все о народе, его создавшем. Бесспорно, язык каждого народа по-своему уникален и прекрасен. Но как же красив и выразителен русский язык! Именно в нем, как в драгоценной шкатулке, спрятаны основы мировосприятия и миропонимания русского человека, его чаяния, радости и печали. Как часто звучат удивительно красивые слова «здравствуйте», «спасибо». А знаем ли мы их глубинный смысл? Признаюсь, я лишь совсем недавно открыла его для себя: здравствуйте – будьте здоровы; благодарю вас – уважая вас, готов к ответному доброму делу (благо дарю!); спасибо – спаси бог за доброе дело. И если речь одного человека – выражение его души, то язык народа – способ выражения национального самосознания.
Да, язык, как тонкая невидимая нить, связывает прошлое и настоящее, связывает поколения жившие, живущие и будущие. Каждое слово – «живой свидетель истории», которое несет в себе напоминание о каком-либо периоде времени, но оно же и послание потомкам, в котором сосредоточено самое сокровенное – многовековой духовный опыт народа. И здесь я не могу не вспомнить, какое значение имеет для нас русская литература… Именно она является уникальной ценностью народа, поскольку объединяет в себе святоносную силу слова и духовность. Для меня знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского стало поистине откровением… Как часто, анализируя роман «Преступление и наказание» , мы на уроках употребляли выражения: «жить по совести», «руководствоваться совестью». И только потом ко мне пришло истинное понимание этих слов: это значит «жить со-вестью», данной Богом, то есть по десяти заповедям.
Язык – это не только история народа, но и его чувства, вера, его природа и быт. Ведь непосредственное бытие русского народа – это река и лес, степь и поле. Вслушайтесь, сколько простора и широты в каждом этом слове! Так в языке утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов:
Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве ...
... Шаламова стало и историческим документом, и фактом философского осмысления целой эпохи. В целом русская литература XX века раскрыла судьбу человека в тоталитарном государстве с позиций гуманизма, в ... тем, что он видел и что ему предстояло увидеть, он запомнил капитана Шнайдера навек". Рассказы В. Шаламова - не просто художественный документ. не на свободу, а в тюрьму. В рассказе "Надгробное слово" ...
Ах ты, степь широкая,, Степь раздольная,, Широко ты, матушка,, Протянулася.
Русский человек в народной песне с помощью удивительного образного языка олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные переживания, утверждая слияние человека с природой. Это олицетворение природы мы постигаем с какой-то особой щемящей сердце грустью в «Тонкой рябине»:
Что стоишь, качаясь,, Тонкая рябина,, Головой склоняясь, До самого тына?
Богатство русского языка вовсе не в количестве слов, оно в образности, выразительности, совершенствующей силе. Русский язык, как любой другой родной язык, объединяет народ. Трудно переоценить значение родного языка для человека. «…Человек, лишенный с первых лет жизни возможности развивать свои силы языком своей отчизны, среди чужих принимает их язык будто родной: так сирота, воспитываясь в чужой семье, природняется к ней и чувством родственным… Изучением языка родного <…> начинается и поддерживается развитие духовных сил человека», – писал И.И. Срезневский. Родной язык – часть человеческой души. И в силах каждого заглянуть в этот интереснейший мир, мир родного русского языка, изучить его, постигая удивительные секреты, и постараться передать другим. Каждый носитель языка вносит свой вклад в его жизнь и развитие, в значимость и красоту. Из этого и состоит язык – из языков отдельных людей, объединенных им, Языком народа, «…в котором слышится его природа, его душа и быт родной…».