Музыкальное влияние невозможно в равной степени на всех слушателей. Каждый ребенок по – своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение, какому – либо музыкальному жанру, любимым произведениям, приобретая в процессе определенный опыт слушания.
По аналогии с обучением рисовать, читать и писать, так же необходимо учиться оценивать музыку, внимательно ее слушать и отмечать особенности – то есть постигать «прекрасный своеобразный язык». В процессе постижения вырабатывается музыкальный вкус. В соответствии с этим возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становиться более тонкими и разнообразными.
В условиях современного развития инновационных средств музыка все больше приобретает невероятное звучание.
Воспитание в этой сфере играет неотъемлемую роль. Занятий дошкольников должны быть посвящены знакомству с классическими произведениями детской литературы, музыки, основами живописи. Все это в дальнейшем отражается на формировании личности дошкольников.
Стоит отметить, что процесс влияния музыки носит только личностный характер. Творчество каждого ребенка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью музыкального воспитания в целях развития музыкальной культуры и музыкальных способностей человека.
Цель данной работы состоит в теоретическом изучении аспектов музыкально – певческого воспитания детей.
Исходя из поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1 – изучение теоретических основ и особенностей понятий вокального слуха, голоса и голосового аппарата;
2 – анализ значения музыкального воспитания для формирования характера детей;
3 – исследование певческой деятельности в качестве средства развития музыкальных способностей детей;
4 – изучение методики комплексного музыкально — певческого воспитания;
5 – исследование процесса взаимосвязи вокального воспитания и развития музыкальных способностей и навыков у детей;
6 – анализ организации учебного процесса на занятиях по методике комплексного музыкального-певческого воспитания.
Использование фольклора в патриотическом воспитании и развитие ...
... патриотического воспитания в настоящее время посредством использования фольклора и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по музыкальному воспитанию и определены пути совершенствования методики по развитию творческих способностей детей, что на практике работы доказано ...
Теоретическую основу исследования составили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, заложивших основу концепции музыкально-певческого воспитания детей (Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. А. Ветлугиной, К. В. Головской, Д. Б. Кабалевского, В. В. Медушевского, Н. М. Михайловской, К. Орфа, О. П. Радыновой, К. В. Тарасовой, Б. М. Теплова и др.)
Методы исследования: монографический анализ, сравнительный анализ, статистический анализ.
Вокальный слух и его особенности
Вокальный слух представляет собой разновидность музыкального слуха.
Преподаватели вокала всего мира говорят об одинаковых принципах воспроизведения звука, однако представители различных школ пения очень разнятся по звучанию певческого голоса.
В настоящее время, как, впрочем, и раньше, многие преподаватели вокала признавали и признают, что основой вокальной компетенции являются правильное дыхание, свободное положение гортани и хорошо озвученные резонаторы; но все эти общие технологические принципы все-таки не дали миру единой школы пения. Более того, певцы всего мира звучат по-разному, и объясняется это не только различием тембров, но и различием или общностью слуховых представлений о звуке, которые и породили в каждой из имеющихся школ и у каждого певца в отдельности различные способы воспроизведения этого звука.
Таким образом, вокальный слух – это способность различать в голосах различные оттенки, нюансы и возможность определять каким движением мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.
В.П. Морозовв своей работе «Вокальный слух и голос» дает свое определение вокального слуха: это, прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, и некоторых видов чувствительности. Сущность вокального слуха в умении осознать принцип звукообразования».
Главной особенностью вокального слуха является умение слышать: как, каким образом работает аппарат того или иного певца, достигающего определённого звучания.
Вокальный слух дает ребенку следующие возможности: способность копировать и запоминать работу аппарата выдающихся певцов, способность слышать звук аппаратом – то есть возможность воссоздания формы вокального аппарата исполнителя, а так же способность усваивать работу вокального аппарата.
Первый компонент – мышечное чувство — ощущение мышц, мышечной работы. Хорошо развитое мышечное чувство позволяет успешно контролировать мышцы, участвующие в организации опоры дыхания и звука, в соблюдении формы аппарата. Сложность такого контроля заключается в том, что многие мышцы вокального аппарата имеют малое количество нервных окончаний, поэтому они мало ощущаемы.
Вторым важным компонентом вокального слуха является резонаторное чувство. Любому певцу известно, что во время пения хорошо ощущается вибрация (мелкое дрожание) различных частей голосового аппарата. Эта вибрация особенно ощущается в области резонаторов. Эти ощущения вибрации исходят от специальных нервных клеток – рецепторов, расположенных в слизистой оболочке бронхов, гортани, глотки, нёба и т.д. Количество таких рецепторов в разных частях аппарата различно. Вокалисту необходимо развивать своё резонаторное чувство. Важно научиться углублённому самоконтролю во время занятий пением. Правильность работы по развитию мышечного и резонаторного чувства невозможна при слабом музыкальном слухе. Главной задачей вокального слуха является контроль за правильным и точным интонированием. Основной причиной ошибок в интонировании, при наличии хорошего музыкального слуха и хорошей координированности аппарата, является плохой контроль за звучанием резонаторов. Особого контроля требует головной резонатор, так как может давать и завышенность и заниженность тона. Не вдаваясь в подробности этих процессов, можно сказать: нужно слышать звучание в обоих резонаторах и добиваться точной интонации голоса в каждом из них.
Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...
... на данном уроке учитель себе ни ставил (например, укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне), воспитание «вокальной ... чисто детском строении голосового аппарата происходит покраснение голосовых связок, ... она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают ... последовательно развивать музыкально-вокальный слух школьников. Для воспитания слуха совсем не ...
Вокальный слух для ребенка – это необходимое условие научиться петь, а для учителя – возможность научить. В процессе обучения пению вокальный слух, взаимодействуя с голосом, развивается параллельно с ним, немного опережая уровень практических умений ребенка.
Голос и голосовой аппарат
Голос – это звук, который создается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок.
Основными и необходимыми качествами голоса являются: сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса, кроме основных, характерны так же и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.
Составляющие голосового аппарата:
1 – дыхательный аппарат – механизм дыхания – входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, а так же правое и левое легкое.
2 – речевой аппарат – артикуляционный аппарат –включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык и зубы.[10, c. 136]
Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации. В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
3 – гортань с голосовыми связками и резонаторы.
Резонатор – часть голосового аппарата, которая усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга. Резонаторы влияют на голос – придают тембр – определенную окраску.
часть диапазона голоса связана с головных резонаторов, а часть диапазона — с грудных резонаторов.
появления звука прорыв воздуха закрытую голосовую момент колебания Такой момент название атаки
Существует три разновидности звука:
1 – твердая – это от полного смыкания до момента возникновения с последующим прорывом воздуха. Для выработки интонации помогут исполняемые на твердой – волевые, маршеобразные,
2 – мягкая – это момент связок при возникновении Результатом мягкой является едва спокойное пение. На атаке поются напевные произведения, колыбельные. Такие рекомендованы для исполнения, у вокалиста звук не не «тянется».
3 – придыхательная – вид атаки используется как художественной выразительности. появляется при не полном связок, а потом, как бы происходит полное связок.
Стоит что в пении пользуются тۡверۡдоۡй и мۡяۡгۡкоۡй И лۡиۡшۡь редко, например, для интонаций вздоха, используют придыхательную.
Некоторые особенности работы с низкими мужскими голосами
... голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты ... области вокала. Педагог должен обладать обширным кругом знаний по ... аппарата, а также, некоторые особенности вокальной работы с низкими мужскими голосами. 1.2 Общая характеристика низких мужских голосов В настоящее время профессиональные голоса ... по сравнения с литургической драмой демократизируется. Хотя основная часть ...