Урок русского языка в 11 классе Особенности публицистического стиля

Урок в 11 классе, Особенности публицистического стиля

Цель урока: обобщить и закрепить знания об особенностях публицистического стиля, его языковых особенностях, совершенствовать навыки, отрабатывать умение формулировать проблему прочитанного текста, его стилистические особенности

Ход урока

Организационный момент, сообщение темы урока, запись в тетради даты и темы. Лингвистическая разминка.(+ презентация) Слово учителя о публицистическом стиле.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к . Так же как и беллетристика , публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.

В прошлые годы мы с вами обращались к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену( «Мещанин во дворянстве» Мольера), который удивился, что, оказывается всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.

Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится.

Если же мы подойдем к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.

Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек, хорошо владеющий словом, приемами риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант к добру.

Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно.

39 стр., 19402 слов

Публицистическое наследие Б. Ф. Деревянко

... отличительные ее особенности. То есть, отталкиваясь от понятия, что такое публицистика, мы пытаемся раскрыть все многообразие публицистического таланта Бориса Федоровича Деревянко. Вторая глава дипломной работы посвящена более ... и не сломленному борцу за справедливость, за лучшую долю простых людей. В дипломной работе автор попытается рассказать о судьбе и творчестве Бориса Федоровича Деревянко, ...

Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве».

– Вспомните другие примеры публицистического пафоса . («Путешествие из Петербурга в Москву» , стихотворения «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», «Смерть поэта», Некрасов, статьи , , .)

– Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается? (В наиболее острые для страны, переломные моменты истории — Великая Отечественная война, перестройка.)

– Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам , людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

4. Особенности публицистического стиля. Беседа с учащимися+ запись основных положений

-В каких сферах деятельности человека используется публицистический стиль?

-Какие жанры публицистики вы можете назвать?

-Какие задачи стоят перед автором, который стремится создать текст в публицистическом стиле?

— Какие речевые средства при этом используются?

Обобщение результатов беседы, показ презентации.

5.Тренировочные упражнения

1) Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в .

Построение сложноподчиненных предложений; проблемы, связанные с техногенными катастрофами; выборы президента; решение линейных уравнений; соединение химических элементов; работа администрации города; рейтинг исполнителей современной музыки; использование акваланга для проведения под водой; литературоведческий анализ текста.

2) Определите, к какому стилю относится предложение. Устно обоснуйте свой ответ.

а) Построение искомого сечения зависит от того, на каких ребрах параллелепипеда лежат точки А, В и С. (Геометрия. 10—11 классы).

б) Сейчас я вас выведу на чистую воду! — Пожалуйста, пожалуйста! Присаживайтесь и выводите. (Из к/ф “Артистка из Грибова”).

в) Сада дремотная мгла липовым цветом цвела. (И. Бунин).

г) Не смог первый заместитель мэра наладить отношения с федеральным .

3) Работа с текстом

Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста.

(1) В конце апреля, в ещё голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных, опущенных стеблях, как бы ещё (не)окрепших от перворождения, поникшие дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице ещё без единого листочка: просто стебель и на нём – цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями, с уже готовым , с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока ещё (не)прибранном буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда ещё издали, за много шагов, увидишь это диво весны.

4 стр., 1629 слов

Подготовка к сочинению-миниатюре «Мой любимый цветок»

... Сочинение-миниатюра может быть связано с показом изобразительной роли той или иной части речи в связанном тексте. Так, изучение имени прилагательного немыслимо без ознакомления с тем, ... цветка: прилагательные-эпитеты (скромный, маленький цветок; ласковая трава); сравнения (подобен солнцу; как будто в нем солнце отразилось); олицетворения (цветы разбросаны по траве; ... праздненства и гуляния. На гербе и ...

(6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, (не)прикасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. (8) Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда…(9) Оттого и назван так: сон-трава.

(10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой нежной (не)прикасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и (не)нужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.

/Е. Носов/

Выполните задание:

К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).

Тип речи текста. Какова основная мысль текста:

А) познакомить читателя с необычным и красивым растением

Б) дать описание сон-травы

В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Прочитайте текст, определите стиль речи. Выпишите слова, определяющие стилевую принадлежность текста.

(1) В конце апреля, в ещё голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь жесткую кожистую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных, опущенных стеблях, как бы ещё (не)окрепших от перворождения, поникшие дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице ещё без единого листочка: просто стебель и на нём – цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями, с уже готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг ещё ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока ещё (не)прибранном буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда ещё издали, за много шагов, увидишь это диво весны.

(6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, (не)прикасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опущенной головы. (8) Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда…(9) Оттого и назван так: сон-трава.

(10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой нежной (не)прикасаемости растения, а стало быть, из-за его бесполезности и (не)нужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.

/Е. Носов/

5 стр., 2087 слов

По предмету «Культура речи» : «Текст. Средства связи предложения в тексте»

... тему текста. Примером параллельной связи между предложениями в художественном произведении является монолог Печорина: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на ... речевых стандартов - клише. Если в других стилях шаблонизированные обороты нередко выступают как ... сохранении насыщенности содержания. Разговорная речь - функциональный стиль речи, который служит для неформального ...

Выполните задание:

4. К какому стилю речи относится текст (ответ обоснуйте).

5. Тип речи текста.

6. Какова основная мысль текста:

А) познакомить читателя с необычным и красивым растением

Б) дать описание сон-травы

В) предостеречь от необдуманного уничтожения цветов