«Аудитория сыплет вопросы колючие, старается озадачить в записочном рвении. — Товарищ Маяковский, прочтите лучшее ваше стихотворение», — писал Владимир Маяковский в поэме «Лучшие стихи». На выступлениях слушатели действительно одолевали поэта записками, многие из которых были достаточно бесцеремонными.
Встречались среди них и такие:
Отвечая на записки, Маяковский говорил, что «рассчитывает прожить еще лет сорок» («Но после некоторых записок хочется застрелиться»).
Универсальный ответ
Замысел этой книги так и не был осуществлен.
Записки Маяковскому — всего лишь один из примеров того, как наивный читатель приобретает право голоса в 1920-е годы. Еще более очевидна эта тенденция в периодической печати того времени.
В газетах и журналах постоянно возникали полемические дискуссии, к которым подключались читатели. Тема сноса старых зданий в центре Москвы была одной из самых животрепещущих. И вот в газете «Известия» за 1925 год читаем письмо советского читателя:
Впрочем, некоторое вещи советские читатели все же хотели сохранить. Так, годом раньше, в 1924 году, группа рабочих обратилась в редакцию газеты «Рабочая Москва» с просьбой сохранить останки Ильича:
Как мы теперь и знаем, их желание вполне было удовлетворено.
Огромная почта была у политических и общественных деятелей. Только Ленин получил 11 тысяч писем от рабочих, крестьян, солдат и матросов. В 1960 году была издана отдельной публикацией подборка писем трудящихся Ленину в связи с 90-летием со дня его рождения.
Конечно, в таких публикациях не было писем, выражающих негативное или критическое отношения к вождю. Эти письма хранились в архивах отдельно, в разделе «Письма психически ненормальных людей».
Среди этих писем можно было прочесть такие строчки:
В редакции газет часто приходили письма, в которых авторы писали о трудностях связанных с Гражданской войной коллективизаций. Язык этих писем для нас сейчас выглядит непривычно, он напоминает скорее художественную прозу в стиле Андрея Платонова:
Уже в 1960-е газетные письма вдохновили писательницу Фриду Вигдорову (та самая, что вела стенограмму суда над «тунеядцем» Бродским) на создание двух сборников: «Дорогая редакция» (1963) и «Минуты тишины» (1967).
В книге «Минуты тишины» она отвечала на самые нехитрые детские вопросы. Например, такие:
Детская тема всю жизнь была особой страстью Фигдоровой. А ее материнскими дневниками пользовался Корней Чуковский для создания своей известной книги «От двух до пяти».
Сам Корней Чуковский, который был суперзвездой советской литературы, тоже получал массу писем от маленьких и больших читателей. На склоне лет он относился к этому уже без всякой радости. На следующий день после присуждения Ленинской премии Чуковский записывает в дневнике:
Не только малые дети поверяли бумаге свои заветные желания, так поступали и подростки, и юноши. Еще в 1930-е годы среди школьников были распространены альбомы и личные дневники. Зачастую интимные чувства становились известны широкой общественности. Так, в 1937 году в ЦК ВЛКСМ поступила докладная записка с жалобой на недостатки в работе школ. В качестве примера приводилась записка, написанная одной из учениц:
Нам неизвестно, каким образом эта записка стала публичной.
Не гнушались такими признаниями и их более старшие товарищи. В фильме «Весна на Заречной улице» (1956) рабочий Саша, ученик вечерней школы, вставляет любовное признание учительнице в конце собственного школьного сочинения.
А в фильме «Мишка, Серега и я» отличник Гарик получает романтическую записку от девочки Ани.
Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе
... говорится о радостях интимных переживаний, о поцелуе, о нежных мечтаниях. Обычно жанр романа в письмах связывают с сентиментальным повествованием XIX века. Достоевский же использовал архаичную форму ... связи» (1782) Читать Когда французский генерал артиллерии Шодерло де Лакло опубликовал свое сочинение, его обвинили, во-первых, в аморальности, а во-вторых, в краже и ...
Записочки отправляли не только избранникам противоположного пола. Так же общались дети с родителями, с которыми у них не совпадали графики. «Папа, мы пошли в кино», оставляет записку герой фильма «Девочка и крокодил» (1956).
А повзрослевший сын оставляет записку маме: «Мам, возможно позднее возвращение. Не волнуйся. Не жди».
Жанр читательских писем в газету оставался очень популярным на протяжении всего существования советского строя. Например, в газету «Московская правда» с января по сентябрь 1988 года поступило около 50 тысяч писем. В обзоре читаем:
В эпоху перестройки письма в газету изменились по своему характеру: стали появляться объявления фривольного характера с предложением различных услуг и жалобы на развал инфраструктуры. Письма и мужчин и женщин часто заканчивались фразами «не могу терпеть», «душа болит». Так например, инженер свердловского кинотеатра «Октябрь» жаловался на развал системы «Стереокино»: «Просто болит душа! Почему кинематографисты не обратят должного внимания на этот вид кинематографа?»
Вместе с тем у людей чуть ли не впервые появилась возможность свободно выражать свои мысли и чувства на любые темы, а благодаря валу документальных картин и публицистических текстов таких мыслей появлялось много. Наивное прямодушие пишущих трогает и сейчас.
«Мне 43 года, я очень далек от „рокеров“, но скажу: мне нравятся В. Цой, Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, И. Сукачев, П. Мамонов. Может быть, это единственные люди, которым я сейчас верю!» — признается И. Тронов из Риги в своем отклике на документальный фильм «Картина», посвященный Илье Глазунову.
Отечественная наука, культура, образование в условиях перестройки
... пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования, культуры ... советского общества. Перестройка в кино, начавшаяся с выхода на экран ранее запрещенных фильмов (“Агония ... поддержки значительной части обществе. В условиях монопольного господства в обществе одной партии ... в другие, чаще всего не связанные с наукой, сферы деятельности, в том числе в ...
Самым громким письмом эпохи перестройки было обращение преподавателя Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», которое было опубликовано в газете «Советская Россия» в 1988 году.
В этом письме осуждались чересчур поспешные темпы перестройки, Андреева призывала не очернять личность Сталина: «Что, к примеру, могут дать молодежи, кроме дезориентации, откровения „о контрреволюции в СССР на рубеже 30-х годов“, о „вине“ Сталина за приход к власти в Германии фашизма и Гитлера? Или публичный „подсчет“ числа „сталинистов“ в разных поколениях и социальных группах?»
Письмо Нины Андреевой было одним из редких примеров в истории мировой прессы, когда обращение частного лица получило ответ от высшего руководства страны и подняло широкую общественную дискуссию. Письмо два дня обсуждали на заседании ЦК КПСС. Но оно уже не могло повлиять на ход перестройки. А Горбачев спустя годы иронически говорил, что Андреева помогла увидеть оппонентов перестройки. «В этом смысле ей надо бы какой-то приз учредить или по крайней мере памятную доску — „За вклад в прояснение позиций“», — написал он в своих мемуарах.
Тридцать лет спустя перевязанные ниткой пачки писем пылятся на чердаках, записки желтеют в старых школьных ранцах, а текст, написанный чужой рукой, можно увидеть лишь на форзаце случайной книги в букинистической лавке. Нам достались социальные сети и мессенджеры. Мы стали больше писать и чаще высказывать мнение, но комментарии и лайки из жестов одобрения превратились в скучный ежедневный ритуал. Прекрасная эпоха искренности окончательно прошла.
Почитать
Кабанов В.В., Козлов В.А.
«Голос народа: письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918–1932 гг.» / Часть I
Быков Д. «Маяковский: трагедия-буфф в шести действиях»