Классный час «Путешествие в мир профессий». 5-й класс

Разделы:

Классный час «Путешествие в мир профессий» содержит сведения о многообразии профессий. Предназначен для учащихся 5 класса.

Цель : формирование у учащихся представлений о многообразии профессий.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с существующими профессиями.
  • Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности.
  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающие:

  • Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
  • Стимулировать учебно-познавательную деятельность.
  • Развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, объяснять), коммуникативные и эмоциональные контакты.
  • Актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия.

Воспитательные:

  • Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям различных профессий.

Учебно-наглядное пособие:

  • Презентация Рower Point «Путешествие в мир профессий»;
  • Набор пословиц о труде;
  • Плакат «Пословицы и поговорки о профессиях».
  • Стенд с рисунками детей «Моя будущая профессия».
  • Стенд с эссе детей «Профессии моих родителей».
  • Раздаточный материал, цветные карандаши.

Ресурсы: Персональный компьютер с пакетом Microsoft Office 2007-2010, мультимедийный проектор, подключенный к ПК, экран, колонки.

Практическая значимость

Внеклассная работа по формированию профессионального самоопределения и социально – трудовой адаптации у учащихся 5 класса носит побудительный характер. При проведении этой работы, на данном этапе, вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирование социальных установок, и, вместе с тем, начинается профориентация.

Представленное занятие – очередное, в разделе «Профориентация», и содержит сведения по формированию представлений о многообразии профессий для учащихся 5 классов. Материал занятия предназначен для решения проблем затруднения профессионального определения будущих выпускников школы, успешной профессиональной интеграции их в общество.

2 стр., 933 слов

Педагогические условия развития речи учащихся начальных классов при работе над м

... детей подбирать точные слова, строго придерживаться последовательности изложения, четко оформлять свои знания. Много времени уделяется работе над описанием природы, которая основана на наблюдениях самих учащихся. Эти сочинения ... использовать собственные наблюдения и обобщать их. образными и деловыми. В начальной школе следует использовать следующие типы описаний: Описание конкретных предметов, ...

Подготовительная работа с детьми

За неделю до классного часа ученики получили задания, подготовка которых проводилась в течение недели.

1. Подготовить: калейдоскоп загадок, пословиц и поговорок о профессиях;

2. Написать эссе «Профессии моих родителей»;

3. Нарисовать рисунок «Моя будущая профессия».

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

I. Организационный момент. Мотивация детей на занятие

Учитель: Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового. Давайте выпрямим спины, расправим плечи, закроем глаза, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения. Молодцы! А теперь внимание.

II. Целеполагание занятия

Учитель: Представьте себе такую ситуацию: все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители…Что произойдёт? Не вышли на работу врачи и повара…дворники перестали подметать дворы…Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить…А, чтобы хорошо их выполнять, человек должен уметь делать своё дело грамотно и профессионально. Так о чём мы сегодня будем говорить?

Конечно, о профессиях.

III. Актуализация знаний, первичное закрепление

А что означает слово «профессия»? Оно произошло от латинского «profiteer” — «объявлять своим делом». А это значит, что профессия — это занятие, которое требует и специальных навыков, и подготовки, это дело, которое человек может выполнять очень хорошо.

Что же такое профессия?

Дети: Работа, которой занимается человек.

Учитель: «Профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность» Обратите внимание на слово «трудовая».

Что это значит? Человек трудиться на благо кого? (семьи, окружающих, своей страны)

Мне очень хочется, чтобы вы порассуждали о различных профессиях, о том, что должны делать и знать люди, чтобы научится определенной профессии. Я надеюсь на ваше активное участие, любознательность, инициативность, смекалку, сообразительность.

Ребята, а как вы считаете, много ли существует на земле профессий? (Ответы детей)

Задание 1. Игра «Профессии от А до Я» (коллективная работа)

Учитель: Я вам буду показывать букву, а ваша задача, как можно больше вспомнить профессий (специальностей), которые начинаются с этой буквы.

А- адвокат, архитектор, артист, агроном, археолог, авиаконструктор,….

Б — библиотекарь, бочар, бухгалтер, брокер, балетмейстер,…

В — визажист, вязальщик, ветеринар, водитель, врач,….

Г- гончар, геолог, гримёр, геодезист,…

2 стр., 538 слов

Сочинение моя мама учитель физкультуры

... моей мамы за работу есть много грамот и благодарственных писем. Я горжусь своей мамой, а мама гордится тем, что она — Учитель! ... я! Работа учителя — непростая профессия, но мама никогда не ... цели молодые люди. Мама долго готовится к ... ребят?». Мама очень старается и все свои знания, и энергию передать детям, пытается подарить частичку своего тепла каждому ребенку. Отношения с учениками мама строит на ...

Д — дирижёр, дипломат, дрессировщик, драматург, докер, доярка,…

Е — егерь,…

Ж — журналист, жонглёр, железнодорожник, животновод,…

З — закройщик, зоолог,….

И — инженер, инкассатор, ихтиолог, искусствовед,…

К — крановщик, корреспондент, кассир, комбайнер, космонавт, кулинар, краевед….

Л — лётчик, лектор, лоцман,…

М — маляр, машинист, менеджер, механик,

Н — нотариус, навигатор,…

О — овчар, официант, оптик,…

П — писатель, портной, парикмахер, переводчик, плотник, повар, почтальон,…

Р — радист, рыбовод,….

С — сапожник, стюардесса, сварщик, секретарь, сейсмолог,..

Т- телеграфист, токарь, технолог, товаровед,…

У — учитель, укладчик,…

Ф — фармацевт, фотограф,….

Х — художник, хореограф, хормейстер, хлебороб,…

Ц — цимбалист, цензор,..

Ч — часовщик,….

Ш — швея, штукатур,…

Э – электрик, экономист, эксперт, экспедитор,…

Ю — юрист, ювелир,…

Я — языковед,…

Учитель: Вот, оказывается, сколько бывает профессий. И это крошечная часть всех существующих на земле. В мире насчитывается более 100 тысяч разных профессий.

В нашей стране каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Так записано в конституции. Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии.

Сделать выбор достаточно сложно.

А теперь, ребята, послушайте притчу: «Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!» Второй молвил: «Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор».»

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Чтобы сделать в будущем правильно свой выбор, мы пригласили в гости психолога Наталью Николаевну Петухову.

Психолог:

  • Человек — техника
  • Человек — природа
  • Человек — человек
  • Человек — знаковая система
  • Человек — художественный образ

1. Техника.

Назовите профессии этой группы. (инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, испытатель двигателей и др.)

11 стр., 5368 слов

Какого человека можно назвать мечтателем? 11 класс

... человека можно назвать праздным мечтателем? 309.Месть – это уничтожение или умножение зла? 408.Нужно ли художнику обладать творческой смелостью? 509.Почему жестокость разрушительна? Реальные темы итогового сочинения ... кто борется один, несмотря на частые упреки других, преуспевают. Это великие люди — с невозможными мечтами и нечеловеческими усилиями по их достижению. Вот почему человек такой ...

2. Человек.

Назовите профессии этой группы. (врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод)

3. Природа.

Назовите профессии этой группы. (агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор)

4. Знак. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.

Назовите профессии этой группы. (экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, документовед)

5. Искусство.

Назовите профессии этой группы. (художник, писатель, актер, режиссер, музыкант)

Психолог:

1.

Кто у больной кошки сидит?

И как лечиться, он говорит;

Кто болен — он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, — разрешит погулять. (Ветеринарный врач; человек — природа)

2.

Ему нужны тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней — сноровка. (Слесарь; человек — техника)

3.

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар; человек — человек)

4.

Цифры-расчеты.

Цифры-отчеты,

Кто с компьютером на “ты”.

Это профессия хоть куда,

И сбывается мечта! (Бухгалтер, человек — знаковая система)

5.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно все нарисовать,

Вычислить, проверить.

Лестницы и двери. (Архитектор; человек — художественный образ)

IV. Физкультминутка

Учитель: Теперь я предлагаю немножко потрудиться, выполнить работу некоторых мастеров и провести физкультминутку. Встали все и вместе выполняем. (слова стихотворения записаны на слайде)

У Семена – столяра

Дело спорится с утра.

Он строгал, пилил, сверлил,

Гвоздик молотком забил!

А шуруп, блестящий верткий

Быстро завернул отверткой!

  • Молодцы! Садимся и продолжаем.

Задание 2. А теперь я предлагаю провести Тестирование, Психолог:

Время выполнения – 1 минута. (музыка, дети выполняют задание)

треугольников.

— А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип : 6-8 треугольников , Второй тип: 5 треугольников. , Третий тип: 4 треугольника. , Четвёртый тип: 3 треугольника. , Пятый тип: 2 треугольника. , Шестой тип: 1 треугольник.

  • Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Надо – могу – хочу

11 стр., 5299 слов

Почему я решил стать сварщиком. Профессия сварщик: плюсы и минусы ...

... профессию. В колледже, куда я поступала, было совсем мало специальностей. Я выбрала сварщика, потому что мне это казалось лучше, чем вентиляционщик. В профессию ... Там у меня был выбор: пойти на токаря или сварщика. Я выбрала второе — люблю делать ... сейчас эти деньги вряд ли назовешь большими. Из отсека выползаю мокрая ... Я начальству как-то задала вопрос: «Почему так?» Мне сказали: «Ну ты же женщина» Я ...

Давайте порассуждаем!

1.

Профессия должна быть нужна обществу (Надо),

т.е. востребована на рынке труда;

  • надо — это все, что нужно для общества, страны.

2.

У человека должны быть способности и знания (Могу);

  • могу — это все, что мне по силам, по способностям;

3.

Профессия должна приносить радость и доход (Хочу).

хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа, хочу получать за это достойную зарплату;

Задание 3. «Закончи предложение»

Сейчас каждый заполняет карточку с пятью предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

  • Люди работают ради…
  • Настоящий труд – это…
  • При выборе профессии люди часто не учитывают…
  • В любом профессиональном труде самое важное…
  • Счастье – это…

Пока дети заканчивают предложения, учитель вывешивает тексты этих предложений на доску. (Записали, зачитали)

Учитель: Вы написали всё правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков.

1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного «Я».

2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество.

3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.

А. Хочу — своё желание.

Б. Могу — свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.

В. Надо — потребности рынка труда.

4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.

V. “Любимые книги читая, профессии мы выбираем”

(Этот этап классного часа можно проводить по выбору учителя. Можно заменить его на игры из приложения)

Слово предоставляется библиотекарю.

Библиотекарь рассказывает о книгах из школьной библиотеки, где описываются различные профессии, кратко рассказывает про энциклопедию для детей Аванта “Выбор профессии”.

Книга интересно, доступно знакомит с миром профессиональной деятельности. Позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения. Рассматривает факты влияния на выбор профессии. В этой книге есть материал о трех китах профессии: хочу – могу – надо.

VI. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Учитель: Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни! Подводя итог классного часа, хочу, чтобы каждый из вас правильно выбрал профессию с которой хотел бы связать свою жизнь. На сегодняшний день вы выбрали для себя профессию. Ваши рисунки говорят об этом. У нас впереди еще 6 лет учебы. Интересно изменятся ли ваши желания в выборе профессий? Сегодня я думаю, мы пришли к выводу, что

2 стр., 879 слов

«Мой первый учитель»: как правильно изложить свои мысли?

... играет то, в каком классе обучается школьник. Ведь впечатления от первого учителя в 1 и 11 классах могут значительно отличаться. Но мы рассмотрим сочинение на тему «Мой первый учитель» от лица старшеклассника, ... то что в моей школьной жизни было множество разногласий с учителем, этот человек в любом случае сыграл огромную роль в моей школьной жизни. Цените своих учителей – они вкладывают все ...

Все профессии важны

Все профессии нужны.

Прекрасных профессий на свете не счесть,

И каждой профессии слава и честь!

Учитель: Закончить наш сегодняшний классный час мне бы хотелось стихами:

Тысячи тропок готовит судьба,

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет – тропинка твоя

Это тебе доказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном – самым смешным –

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны –

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе –

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе

Поверь в свои силы, в победу поверь.

Я хочу подарить каждому из вас по закладке-кораблику. Пусть он напоминает вам о вашей мечте. И приглашаю вас принять участие в Всероссийская неделя профориентации на сайте Фоксфорд, пройти онлайн-тест по профориентации с 17 по 24 января. Воспользуйтесь профориентационным тестом Фоксфорда и вы поймете, какие перспективные профессии будущего вам подойти, получите сертификат участника «Всероссийской недели профориентации». Где каждый школьник получит результаты бесплатного профориентационного онлайн-тестирования с советами по профессиям и возможностью поделиться результатами

Спасибо всем за работу.