«Путешествие» в мир С.Т. Аксакова

главный библиотекарь библиотеки № 18

МБУК г.о. Самара «СМИБС»

«Путешествие» в мир С.Т. Аксакова

То, что современные школьники не очень любят читать, — не для кого уже не секрет. Нередко чтение они воспринимают как скучное занятие, как напрасную трату времени. Особенно ярко это проявляется в отношении необходимости читать произведения писателей-классиков.

При этом школьники могут вполне положительно относиться к творчеству, увлекаться разного рода поисковыми и исследовательскими заданиями.

Однако основной парадокс заключается в том, что ребята порой даже и не предполагают, что чтение художественной литературы – это увлекательно интересно, это особый вид творчества, это некий необычный исследовательский акт. В связи с этим актуализируется необходимость творческого и новаторского подхода к работе по привлечению учащихся чтению классической литературы.

В библиотеки № 18 МБУК г.о. Самара «СМИБС» в качестве такого новаторского подхода была разработана литературная лаборатория «Сотворчество». В рамках нее с учащимися средних классов сотрудники библиотеки в качестве внеурочного занятия, провели, например, занятие «Путешествие в мир С.Т. Аксакова».

Для начала ребята должны были самостоятельно ознакомиться с произведениями Аксакова «Детские годы Багрова-внука», «Записки об уженье рыбы» и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и выписать из них те описания природы, которые им понравились больше всего. Затем была проведена систематизация данных описаний по определенным критериям (например, времена года, описания отдельных явлений природы и т.д.).

Далее с помощью метода «мозгового штурма» был придуман пролог и предложены своего рода «мостика» между цитатами.

В конечном итоге, после скрупулезной совместной работы, а также после некоторой литературной редакции сотрудниками библиотеки, на свет появилось следующее эссе.

Эссе «Путешествие в мир С.Т. Аксакова»

Осень властно вступила в свои права и захандрила. За окном какой уж день льет, не переставая дождь, барабаня своими тяжелыми каплями в заплаканные окна. Тоскливо… Дождь словно похитил солнце, отменил прогулки по осенним аллеям и стер своими мокрыми косыми штрихами все осеннее великолепие природы. Обидно…

В доме царит полумрак, который словно усиливается от невозможности выйти за порог дома. Рука скользит по книжным корешкам и наугад вынимает один из томов. Не глядя на название, раскрываем книгу, — все равно ведь она не излечит от дождливой хандры.

6 стр., 2647 слов

Природа в творчестве писателей

... В. Бианки неоценим, его “Лесную газету” можно с уверенностью назвать одним из лучших художественных произведений биолого-экологического характера. О живой природе мы можем прочитать не только у русских писателей. ...

«Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом, вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе» 1 .

  • Мысль интересна, а что же дальше? – пальцы начинают перелистывать страницы.

«Все хорошо в природе, но вода – краса всей природы». Через несколько страниц «Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом» 2 .

  • Особенно если она с неба уж который день без продыху льет, — невольно проскальзывает мысль.

Однако прочитанное уже задело сердце и вместо возврата на полку книге суждено быть до конца прочитанной. И в ее сюжетной линии, среди жизнеописаний главного героя стелется извилистая, но увлекательная дорожка в мир природы.

По мере продвижения по ней, словно воочию видим, как огненным зигзагом пронзает наэлектризованный воздух молния, либо же с ворчанием и уханьем вступает в разговор гром, или облака, словно распушённая ветром вата, строят особые воздушные замки.

А тут еще пчелы, муравьи и в особенности бабочки со своим необычным превращением из «яичек в червячка, из червячка в хризалиду и, наконец, из хризалиды в красивую бабочку» 3 увлекают в пока еще неразгаданный мир, отличный от человеческой жизни.

Или же на ночном небе рассыпаны звездочки-огоньки, а воздух той ночью пропитан «благовонием засыхающих степных трав», в овраге речка журчит и все это создает необычную атмосферу умиротворенно-восхитительной причастности к миру природы. А тут еще луна отражает свой загадочно-желтый лик в водной глади реки. Река эта полноводна, величава, не слишком быстра, не широка, но с непередаваемой красотою.

А затем тропинка проводит нас около толстых, как бревна, черемух, густо покрытых уже потемневшими и блестящими ягодами. Невдалеке от черемух на рябинах и калине горят красные плоды. Кусты черной смородины в воздухе распространяют свой терпкий ароматный запах. А колючие, гибкие и цепкие стебли ежевики обвиваются около всего, что они могли достать.

Особый восторг охватывает, когда выводит нас тропинка к родникам. Отдельные из них очень сильны и вырываются прямо из середины горы, иные же бьют и кипят у ее подножья. Иногда вода быстро-быстро бежит по мелким камешкам, гладко полируя их. Все эти родники стекают в величавый пруд. Прозрачная и удивительно чистая вода, которая местами может быть очень глубокой, позволяет через свою толщу увидеть песчаное дно. А если посмотреть немного наискосок, то можно видеть, что в водке как в зеркале отражаются зеленые береговые травы.

Если же выпадает такое утро, когда местность окутывает туман, то словно легкий пар поднимается от юрких ручейков и заволакивает все почти осязаемым кисейным полотном, делая из деревьев манящих и одновременно пугающих призраков. Но солнца луч своей меткой стрелой пронзает седой туман и вмиг рассеивает его.

Удивительно, но наша литературная тропинка сводила нас к реке, родникам и озеру; показала нам величавость деревьев и отдельных растений; благодаря ей мы понаблюдали за звездным небом и туманным утром; она же подвела нас к удивительным превращениям насекомых и позволила проникнуть в некоторые тайны их жизни.

3 стр., 1318 слов

Вода в природе, свойства воды

... чтобы считать структурно упорядоченное состояние воды в капиллярах отдельным состоянием-капиллярным. Капиллярная вода широко распространена в природе в виде так называемой поровой воды. Тонкой, но плотной пленкой она ... в значениях электроотрицательности (ЭО(Н) = 2,1; ЭО(О) = 3,5), поэтому химическая связь Н-О сильно ризована. Электронная плотность смещается в сторону кислорода, в резул чего атом ...

А в какой поэтический лес она нас завела! Ведь это же особый мир, где шелест листьев удивительным образом сочетается с успокоительной внутренней тишиной. Воздух освежает, а таинственный лесной мрак манит к себе чем-то неизведанным и первозданным. В то же время лес – это дом различных птиц и зверей, каждый их которых достоин особого созерцания.

Но вот наша дорожка-проводник «добежала» до последней книжной страницы, завершив чудесное путешествие в природу. Память еще выхватывает отдельные картинки прочитанного и словно мягким светом заходящего солнца освещает наиболее красивые и трогательные моменты.

Однако, хоть и с большим сожалением, книгу приходится закрыть. «Сергей Тимофеевич Аксаков. Избранные произведения». То есть это был небольшой сборник, в который вошли отрывки из «Записок об уженье рыбы», «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» и повесть «Детские годы Багрова-внука».

В памяти неожиданно всплывают строки из произведения другого талантливого писателя – «Ни дня без строчки Юрия Олеши, где отражается в числе других жизненных ситуаций и случай знакомства автора с одной из книг Шеллера-Михайлова. В книге описывались обычные жизненные склоки. Произведение было написано бойко, однако в нем не была ни магии, ни очарования. И вдруг, после того, как Ю. Олеша перешел к одной из очередных страниц, то он буквально почувствовал, «как строчки тают перед моими глазами, как исчезает страница, исчезает книга, исчезает комната, и я вижу только то, что изображает автор. Я почти сам сижу на скамейке, под дождем и падающими листьями, как сидит тот, о ком говорит автор, и сам вижу, как идет ко мне грустная-грустная женщина, как видит ее тот, сидящий у автора на скамейке…» 4 .

Такая метаморфоза текста вскоре разъяснилась. Книга Шеллера-Михайлова по ошибке была сброшюрована с несколькими страницами романа Ф.М. Достоевского «Идиот».

Ю. Олеша заключает, что именно в вероятности такого мысленного «проникновения» в полотно художественного произведения и заключается разница между рядовым и великим писателем.

И когда читаешь произведения С.Т. Аксакова, то такое проникновение в его мир природа происходит всегда, помимо нашей воли, что делает талант писателя бесспорным.