Причины школьной неуспешности. Что я могу предпринять по преодолению школьной неуспешности обучающегося?

педагог-психолог, учитель математики

МАОУ «Комсомольская СОШ» Кунгурского района

Эссе по теме «Причины школьной неуспешности.

Что я могу предпринять по преодолению школьной неуспешности обучающегося?»

Получать «двойки» неприятно. Это вызывает эмоционально — отрицательные переживания у ученика, родителей и учителей. Тут мне вспоминается картина «Опять двойка» Федора Решетникова. «Плохие ученики» были и будут всегда, коли существует оценочный процесс обучения. Двойки реально остаются формой подстегивания нерадивых, ибо им сопутствуют наказания в школе и дома.

Мой педагогический опыт помогает осознать тот факт, что неуспеваемость школьников объясняется двумя обширными причинами: низкие умственные способности и нежелание учиться. Первая из них – несформированность мышления у ребенка, он не в состоянии овладеть способами и приемами выполнения учебных заданий. Вторая – несформированность учебной мотивации, отсутствие того, что заставляет ребенка учиться. Вообще, эти причины тесным образом взаимосвязаны, и при стойкой неуспеваемости очень сложно сказать, что первично, а что – вторично.

Так, неуспевающие ученики становятся по типологии педагога и психолога П.П. Блонского «плохими работниками» т.е. рассеянными и невнимательными, пассивными, отвлекающимися, им неинтересно учиться, они не уверены в себе, не подмечают своих неудач и трудностей, не имеют ясного представления цели, не планируют и не организуют свою работу и др. Это уже не причины, а следствия их неуспеваемости. Кроме этого, появляются личностные проблемы, влияющие на характер взаимоотношений с окружающими.

Каждый педагог испытывает трудности в работе с неуспевающими детьми. И каждый педагог вступает в ситуацию помощи двоечнику. Ой ли?

Так или иначе, надо пробовать помогать другим, не забывая анализировать негативный опыт и нарабатывать знания и навыки. Своей первой задачей считаю выявить главную причину неуспеваемости, продумать индивидуальную «сопроводительную» помощь, и оказывать ее нужно своевременно.

Использую методы и формы преподавания, которые максимально способствуют усвоению учебного материала и позволяют даже малоспособным ученикам достигать успехов. Ориентируюсь на показатели «пирамиды учения»: наименьших результатов можно достичь при условиях пассивного обучения, а наибольших – при использовании интерактивных методов. При этом понимаю, что мышление развивается вплоть до юношеского возраста.

А вот различные формы дисциплинарного давления на ученика неэффективны и вредны. Как психолог, горячо поддерживаю и развиваю все личностно — ориентированное. Главное в процессе обучения – поставить в центр не сами знания, а ученика. Развитие личности ребёнка через доброту, доверие, творчество, сотрудничество, диалог.

Не скуплюсь на похвалу. Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, дать соломинку помощи, показать тропинку к пониманию – и у ребенка возникнет вера в свои возможности и желание учиться.

Мне хочется видеть наших детей успешными. Радость, уверенность в себе, интерес – вот те эмоции, которые можно наблюдать на картине «Опять пятерка» Николая Заболоцкого, о существовании которой знают лишь немногие, антиподе вышеупомянутой картины «Опять двойка». Я – педагог, и в учебно-воспитательном процессе придерживаюсь главных позиций: понимание и поддержка. Поэтому в моей работе прослеживается очень тонкая связь с психологией. Используя свои знания и опыт, стараюсь развивать детей, а те в свою очередь становятся способными развивать общество.

15