Учителя-словесника «Наше богатство — речь»

Это особенно актуально сейчас, так как снижается общая культура значительной части молодежи, расшатываются нормы литературного языка, грамотная речь не востребована ни в семье, ни в среде сверстников. Да и на уроках подчас монологическое высказывание заменяется фронтальным теоретическим опросом или письменным тестированием. Образцовый язык классиков является чужим для нынешнего подрастающего поколения.

В связи с этим основополагающими принципами своей работы с учащимися считаю такие, как гуманизация процесса обучения («школа должна излучать гуманность» ), природосообразность, культуросообразность, системность, научность, наглядность.

Цель моей деятельности как учителя-словесника — воспитывать гражданина и патриота, духовную личность, способную к речевому взаимодействию в различных сферах общения и социальной адаптации. В современном мире будет востребован человек, обладающий грамотной речью, умеющий работать с информацией, знающий и уважающий историю Отечества, владеющий языковыми, коммуникативными и культуроведческими компетенциями.

«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», — писал В.А. Сухомлинский. Поэтому, основываясь на деятельностном подходе к речи, я на своих уроках использую такие методы и формы речевого развития, которые одновременно обеспечивали бы углубление знаний ученика по предмету и воспитывали его нравственно. Стараюсь строить уроки так, чтобы на них царил дух сотрудничества, взаимопонимания, гармонии, принимаю ученика как неповторимую личность.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются проблемно-поисковый и исследовательский методы , они способствуют развитию у школьников аналитического мышления, учат сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, проводить исследования.

Неотъемлемая часть каждого урока — словарная работа . Она расширяет кругозор, обогащает словарный запас детей, помогает лучше понять идею произведения. Я знакомлю учащихся с различными словарями, учу ими пользоваться, призываю к тому, чтобы словарь для каждого стал настольной книгой. В пятом классе у нас прошел интересный праздник «В гостях у Словарей», где ребята представляли разные словари, рассказывали об их особенностях и о том, какую роль они играют в жизни человека.

30 стр., 14576 слов

Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, цели ...

... главу обучения сейчас поставлено развитие личности ученика, а литературное развитие - основа общего личностного развития человека. Конечно же, традиционный урок остаётся основным видом уроков литературы, но всё большее значение ...

Современный урок невозможен без активной деятельности самих учащихся. Поэтому использование таких форм работы, как дискуссия и диспут , где учащиеся свободно обсуждают спорные вопросы, проблемы, дает возможность развивать монологическую речь, учит ораторскому искусству, умению убедительно доказывать свою точку зрения. Так, один из уроков по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» я провела в форме диспута: «Что такое любовь?». Диспут показал, что эта тема глубоко затронула учащихся, они не остались равнодушными к судьбе героев, многие, думаю, высказывали свои сокровенные мысли.

Активизируют мыслеречевую деятельность учащихся и уроки-семинары , на них дети учатся рассуждать. Для этого ученики заранее знакомятся с вопросами по заданной теме, они, как правило, спорные, остропроблемные, например: Чацкий и Молчалин. За и против. Обломов и Штольц. Кто нам ближе?

Развивать речь учащихся — значит стремиться к тому, чтобы она стала более свободной и связной, более точной и логичной, выразительной и образной. Эту задачу можно успешно решать в процессе анализа художественного произведения. На своих уроках я использую разные виды анализа. Все они помогают прикоснуться к тайне творения произведений, ощутить их глубинный смысл, пробуждают мысль и чувства.

Сочинение как один из видов деятельности на уроках литературы также играет немаловажную роль в развитии письменной речи учащихся. Жанровое многообразие сочинений предоставляет им широкие возможности для раскрытия собственной творческой индивидуальности.

Современную школу невозможно представить без инновационных технологий . Это не только новое веяние, но и требование сегодняшнего дня. Я считаю, что именно школа должна стать в полной мере социальным институтом русской нации, обеспечивающим сохранение и развитие русского языка и национальной культуры. Поэтому необходим переход от школы «знания» к школе «познания», компетентностей.

Широкие возможности в этом направлении дает технология КИМ — модель саморазвития человека. При совместной творческой деятельности учащимися лучше усваивается учебный материал, формируется умение вести диалог, что способствует развитию коммуникативной компетенции.

Информационные технологии — это огромное поле деятельности для педагога. Они позволяют быстро и эффективно организовать связь «учитель-ученик», предоставляют возможность подготовить и провести более интересные, насыщенные, яркие уроки и повысить их результативность и качество. Так, на уроке русского языка в восьмом классе по теме «Обращение» были использованы видеозарисовки, где звучали стихи поэтов, сопровождаемые прекрасной музыкой. Это позволило учащимся воочию убедиться в многообразии обращения как языковой единицы.

Формирование внутренней мотивации учащихся и положительного отношения к учебной деятельности осуществляю через использование метода проектов , который способствует овладению навыками самообразования и самореализации, а также развитию творческих способностей детей и их интеллектуального потенциала. С помощью метода проектов удалось увидеть реальную область применения ИКТ в преподавании русского языка и литературы. В своей педагогической деятельности с помощью компьютерной техники практикую подготовку презентаций учащимися. Они привносят разнообразие в освоение учебного материала и дают возможность быстро проверить знания учащихся. Создание презентаций — важный и необходимый вид деятельности, так как ученики проводят серьезную исследовательскую работу, используя при этом различные источники информации. Все это позволяет развивать у учащихся логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Защищая свои проекты, они приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшей жизни. Интересными, на мой взгляд, получились презентации: « — наше все», «Мелихово А.П. Чехова».

16 стр., 7634 слов

Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной ...

... работе с нерусскими учащимися. Они делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие — эпизоди­ческими [7, 138]. Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности ...

«Все наши замыслы превращаются в ничто, если нет детского желания учиться», — говорил В.А. Сухомлинский, поэтому моя задача — помочь учащимся постигать законы языка, открывать закономерности, правила, а вместе с этим воспитывать культуру владения языком, развивать способность наслаждаться словом.

Отличным инструментом в выполнении этой важнейшей задачи является технология проблемного обучения , которая наиболее полно, на мой взгляд, удается мне на уроках русского языка. На всех этапах проблемного обучения я использую разнообразные приемы, которые способствуют формированию языковой и коммуникативной компетенции.

На уроках русского языка я также использую технологию развивающего обучения. Она успешно активизирует мыслительную деятельность учащихся и обеспечивает их речевое и языковое развитие.

Одно из основных требований к изучению русского языка в современной концепции филологического образования — ориентированность на текст . Именно текст становится важнейшим средством создания развивающей среды. Особую важность приобретают критерии отбора и составления текстов, так как они формируют положительную мотивацию к русскому языку как учебному предмету. Тексты о национальных традициях русского народа, исторических событиях воспитывают духовную и нравственную личность. При отборе текстов учитываю также их насыщенность орфограммами, пунктограммами, синтаксическими конструкциями. Текст помогает учащимся осознать выразительность русской речи, красоту и богатство русского языка.

Один из важнейших дидактических принципов — наглядность , которая способствует осуществлению дифференцированного подхода к учащимся. Поэтому в своей работе использую индивидуальные карточки, которые изготовила сама. Материал подобран разноуровневый, оформлен в определенной цветовой гамме, и ученик делает выбор по своему желанию и способностям. «Сделать ребенка счастливым — значит, прежде всего помочь ему учиться», — утверждал В.А. Сухомлинский. Это действительно так. Опора на личностный опыт ученика, метод духовного контакта, стимулирование самостоятельности выбора, индивидуальный подход я считаю залогом успешного усвоения русского языка.

На своих уроках постоянно обсуждаю с детьми афоризмы, высказывания великих людей о русском языке, провожу беседы: «Что значит любить родной язык?», «Занимательно о русском языке», ролевые и интеллектуальные игры «Умники и умницы», «Своя игра», «Колесо удачи», конкурс знатоков русского языка. Все это выявляет творческий потенциал учащихся, способствует развитию их познавательных интересов. Во внеклассной работе, на курсах по выбору «Стилистика» и «Культура речи» также идет разговор о том, что «язык — духовное богатство народа», и относиться к родному языку надо «бережно и любовно».

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... на уроках русского языка посредством использования проектно-исследовательской деятельности на основе работы со «Словарем языка Пушкина». Проведен анализ школьных программ и учебников. Описана программа опытного обучения русскому языку. Заключение содержит основные вывод, сделанные в результате написания работы. Список использованной литературы ...

Я учитель-словесник. Мое педагогическое кредо — жар души своей и сердце отдавать детям, и, следуя ему, я стремлюсь воспитывать духовную, нравственную, творческую Личность, владеющую высокой речевой культурой.

: Кривощекова Елена Станиславовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа».