«Учитель и ученик растут вместе» (2)

Эссе

Эссе «Учитель и ученик растут вместе»

Учитель. Ученик. Растут. Вместе. Вот на такие простые, на первый взгляд, четыре слова можно разбить цитату великого китайского мудреца и духовного учителя Конфуция «Учитель и ученик растут вместе». Слова, действительно, нейтральные по своей стилистической окраске, но только не для тех, кто избрал самую сложную, но по истине интересную и важную профессию учителя.

Что же объединяет эти слова в единую фразу? Какой глубокий смысл скрыт в ней? Разберем по порядку. Как на уроке русского языка. Основательно. С умозаключениями. С аргументами. И обязательно с рефлексией.

Итак, учитель и ученик. Однокоренные слова, имеют общий корень «уч», образованы суффиксальным способом от глагола «учить». В русском языке недаром между этими словами стоит союз «и», который легко можно заменить, на мой взгляд, на знак равенства. Да,да. Именно равенства. Равноправие. Равное значение. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Каждый ребёнок — потенциальный или нынешний ученик, а обучение невозможно без учителей. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…», — писал Генри Адамс.

Вот ты держишь в руках заветный диплом о высшем педагогическим образовании, и пусть даже в нем ровным строем стоят отметки «отлично» и «хорошо», — ты еще не учитель. Ты просто человек с высшим образованием. И только твои ученики могут помочь тебе стать именно Учителем.

Я считаю, мне крупно повезло в жизни. Мое становление как учителя происходило за семь тысяч километров от Москвы, в суровом Забайкальском крае, в маленьком военном гарнизоне Даурия, куда я переехала на место службы мужа-офицера сразу после окончания педагогического университета. Полная надежд, оптимизма и уверенности в своих силах, я пересекла порог обычной общеобразовательной школы. Естественно, учителей в гарнизонах в то время не хватало. Помимо 36 часов немецкого языка, русского языка и литературы, я получила «бонусом» 7Г класс, так сказать, в личное пользование. Класс был отнесен в непонятную в то время для меня категорию «класс компенсирующего обучения». Основной контингент составляли не дети из офицерских семей, а дети коренных забайкальцев-бурят. Это были другие дети, не такие, которые живут в больших городах. Многие из обучающихся толком не умели на русском языке писать, не говоря уже о немецком.

4 стр., 1662 слов

«Учитель и ученик растут вместе»

... моя семья, моя жизнь, моё вдохновение и… мои учителя, они учат меня, растут со мной, и я расту вместе с ними. Как здорово, когда ученик и учитель растут вместе! Мы с ребятами ежедневно учимся друг ... получится!». И эти слова необходимо вовремя успеть сказать всем ученикам: ведь они ежеминутно ждут от нас, учителей, помощи и поддержки. И что заложит школьный учитель в юные души своих учеников, то они и ...

С чего начать?

Что же такое рост? Как учитель русского языка, не могу не обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова. Итак, рост – это совершенствование в процессе развития, усиление, укрепление. Ожегов приводит прекрасные примеры: рост таланта, мастерства; рост активности. Всё это, конечно, верно. Но в неразрывной цепочке «учитель – ученик» рост, на мой взгляд, означает нечто большее.

Во-первых, расти — значит больше понимать, больше чувствовать сердцем, предвидеть, направлять. Именно направлять, а не заставлять. Я должна выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, ибо «каждый ребенок талантлив по-своему». Многие ребята боятся и сомневаются в своих способностях — именно в этот момент больше всего им нужна учительская поддержка и внимание. Возможность поверить в свои силы так необходима (здесь снова хочется вспомнить о своих первых учениках-забайкальцах)! Какое счастье — видеть глаза ребенка, получившего признание и одобрение, даже самый маленький успех — это уже наша совместная победа! Конфуций верно отметил: «Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

Во-вторых, расти — значит, развиваться, обучаться, совершенствоваться, не останавливаться на достигнутом. Как же стремительно всё меняется! Каждый раз, когда ко мне приходят пятиклашки, я вдруг отчетливо осознаю, что начинаю процесс обучения как бы заново, с чистого листа, так сказать. Нынешние дети в разы отличаются от моих прежних учеников: они более открытые, более любознательные, начитанные, коммуникабельные, социально активные. Они не боятся задавать «каверзные вопросы», высказывать свое мнение, они по-другому воспринимают и перерабатывают информацию.

А каждое новое поколение означает новые педагогические подходы и технологии. И учитель тоже «растет», «растет» вместе со своими учениками каждый день. Другого выбора у него попросту нет. Права не имеет. Мне, например, не стыдно бывает признаться своим «продвинутым» ученикам, в том, что я чего-то не знаю. Я считаю, что педагог имеет право на незнание. Мне кажется, дети доверяют и охотно работают с теми, кто делится с ними своими сомнениями. Признавшись в том, что я чего-то не знаю, я даю понять детям, что сама еще учусь. Ведь как писал Л.Н.Толстой: «Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается». Учитель – всегда ученик, всегда познаёт себя, всегда совершенствуется, всегда учится. Каждый день я учусь, применяю новые методики, различные средства обучения и воспитания, читаю научную литературу, участвую в вебинарах и семинарах, прохожу курсы профессиональной подготовки, обмениваюсь опытом в сетевых сообществах учителей. Я всегда стараюсь добиваться успехов: ведь у успешного учителя – успешные ученики!

2 стр., 897 слов

Проблема роли учителя в жизни человека (текст Г.А. Горышина)

... с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном. (18) Новый учитель литературы, я ... прозаик. Сочинение Примерный круг проблем 1) Проблема роли учителя в жизни человека. (В чём заключается роль учителя в жизни человека?) ... несут на броне нимб Победы... (32)Борис Борисович нам объяснил, что значит чувство Победы. (ЗЗ)Как может книга ...

Это они, мои талантливые звездочки, научили меня освоить ту или иную сложную компьютерную программу: ведь они уже давно разобрались, сумели лучше освоить. Мы на время меняемся ролями! Разве же это плохо? Просто замечательно! Это прекрасная возможность сотрудничества, сотворчества, сопереживания. Провожая очередных выпускников во взрослую жизнь, я с чувством удовлетворения отмечаю для себя, что с каждым разом достигаю чего-то большего, совершенного. Я расту! Мы растем! Вместе!

Вместе. Какое красивое и емкое слово! Ключевое слово. Как говорится в комментариях к подготовке к ЕГЭ «Найдите ключевое слово или понятие». И тот, кто его найдет – вытянет счастливый билет, то есть заработает балл.

Я нашла его!!! Я счастливый человек! У меня есть любимая семья, замечательная и любимая профессия. Я работаю в самом лучшем творческом коллективе под руководством замечательного наставника. Здесь меня окружают люди, готовые поддержать и помочь в трудную минуту. Что бы не случилось, я твердо знаю: мы есть друг у друга, вместе – мы сила, способная горы свернуть!

Все ученики, приходящие в мой класс – это мои дети, мои «школьные» дети, моя семья, моя жизнь, моё вдохновение и… мои учителя, они учат меня, растут со мной, и я расту вместе с ними. Я люблю своих детей, каждый из них – частичка меня, мое отражение. Мы с ребятами ежедневно, ежечасно, ежеминутно учимся друг у друга; они нужны мне, учителю, не меньше, чем я им. Мы – вместе!

Благодаря своим ученикам я успеваю быть, как говорится, «три в одном»: и учителем-предметником, и заместителем директора по воспитательной работе, и классным руководителем. Да-да, не усмехайтесь! Скажите, нельзя успевать во всем одинаково хорошо? Где-то должно «западать»? Рецепт успеха –прост. Мои дети –это мои самые первые и надежные помощники, моя сила, уверенность, опора. И, конечно, моя гордость! Естественно, бывают такие моменты, что кажется: у меня ничего не получается, я ничего не успеваю, и опускаются руки, мучают сомнения… Тогда я начинаю понимать, что права не имею бросить все, бросить именно сейчас, когда мы вместе, когда в меня верят, когда уже столько всего сделано. И начинаю действовать, вовлекаю всех в общее дело. Ведь только вместе мы можем достичь успеха!

Достижения моих учеников – лучшее доказательство этих слов! Я горжусь своими учениками, которые правильно и уверенно отвечают на уроках, достойно справляются с олимпиадными заданиями по предметам школьного курса, успешно выступают на конференциях, фестивалях, побеждают в конкурсах! Ведь их победы – это и мои победы! Это наши совместные победы! Их рост — это и мой рост тоже!

А когда смотришь на эти счастливые, улыбающиеся лица, хочется снова и снова, не останавливаясь на достигнутом, творить, быть с ними всегда рядом, чтобы учить, поддерживать, направлять, изменять их жизнь к лучшему. После очередной победы мы скандируем с ними хором: «В 21 веке – в 21 школе! Вместе – мы сила! Все нам под силу!»

3 стр., 1192 слов

Адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях

... – условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Предмет исследования – адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях. Цель исследования - изучить особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному ...

Ещё Лев Николаевич Толстой говорил: «Если учитель

Я знаю, я чувствую: я на своем месте. Это моё! Когда получаю весточки-поздравления от тех самых «диких зверенышей», ставшими уже капитанами полиции, учителями, косметологами, да что там говорить, просто хорошими людьми, я четко осознаю: все мои старания и труды не напрасны! Я живу не зря! С уверенностью могу сказать о себе словами Д. И. Менделеева «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян…»

Хочется сказать все своим детям: «Спасибо вам, дети! Хороших результатов мы добились вместе!» И совершенно неважно, сколько пройдет лет – важно лишь одно: «учитель и ученик растут вместе»!