Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящен теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Понятие «межличностные отношения»
Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими ее людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.
Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.
Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы
:
- неформальные\формальные;
- деловые\личные;
- практичные\эмоциональные;
- субординационные\паритетные.
Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.
Что такое межличностные взаимоотношения
Межличностными отношения — этоотношения, возникающие непосредственно между личностями (двумя людьми или в группе) в процессе общения, сотрудничества друг с другом. Их отличительные особенности: взаимность, непосредственный контакт. Успешность межличностных отношений зависит от трех составляющих:
- Взаимопонимание. С одними людьми человек сразу находит «общий язык», других не может понять. Взаимопонимание достигается при наличии общих взглядов на жизнь, целей, интересов, схожести в характерах. Кроме того, желание понять другого, должно быть взаимным, заинтересованность в общении должны проявлять оба собеседника;
- Взаимодействие – это способность осуществлять совместную деятельность, объединять усилия для достижения ожидаемого результата. Если цели участников отношений отличаются, о взаимодействии не может идти речь. Только наличие общей цели, задач, может сплотить разрозненную деятельность людей;
- Взаимовосприятие –это оценка людьми физических характеристик и умственных способностей друг друга. В процессе познания внешних особенностей и качеств характера собеседника, у человека формируется ответная реакция на данную личность.
Отношение к жизни героев романа “Война и мир”
... Н. Толстой способен был посвятить жизнь, и заключается “настоящая жизнь” в романе “Война и мир”. 1 votes, average: 5.00 out of 5) <meta itemprop="description" content="Отношение к жизни героев романа "Война и мир" "Война и ... узнать, что его беспокоит, и, может быть, даже помочь ему. Значит, можно жить и для других людей? Существует теория Л. Н. Толстого о четырех ...
Пример. У 7-б появился новый учитель биологии. У педагога с классом сразу установились хорошие взаимоотношения. Он так интересно организовывал деятельность на уроках, что все учащиеся стали с радостью выполнять домашнее задание, хотя раньше этого не делали.
Межличностные отношения могут возникать между людьми по их личному желанию или под воздействием внешних факторов.
В первом случае, намного легче будет достичь взаимопонимания, так как желание общаться было совместным, общность интересов притянула людей друг к другу. Во втором – могут возникать конфликты, разногласия между участниками межличностных взаимоотношений, так как их объединила чья-то воля, решение, что им нужно сотрудничать.
Пример. Школьный класс формируется школьной администрацией, а не в результате личных пожеланий учеников. Не все одноклассники в классе подружатся друг с другом, у некоторых могут возникать конфликты из-за взаимного неприятия.
Типы отношений
- Формальные\неформальные ;
Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчиненным.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Общение
- 2. Правила общения с иностранцами
- 3. Правила общения с родителями
- 4. Межличностные конфликты
Неформальные (неофициальные) отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.
Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать четкие разграничения.
- Личные ;
К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.
Коллективные творческие дела как средство сплочения коллектива класса
... потрудились.Спасибо большое за работу! Ваши мамы будут в восторге от такой красоты.КТД «Я - юный исследователь»Также были проведены занятия повнеурочному курсу коллективных творческих дел «Я – юный ... отношения» (2 карточка утверждений).Как видим, на второй диагностике мнения детей значительно изменилось. Еслина первом этапе эксперимента, до апробации программы по сплочению коллектива класса, ...
- Деловые ;
Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.
- Практичные\эмоциональные ;
Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.
Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.
- Субординационные\паритетные ;
Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник – подчинённый).
Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.
Эссе Межличностные отношения учащихся в начальной школе , Эссе Межличностные отношения учащихся в начальной школе
Межличностные отношения в классе, очень важная эмоциональная составляющая благополучия детского коллектива. Зная их, педагог сможет правильно организовать образовательный процесс, воспитательную работу в классе, выработать правильный подход к детям, направить в нужное русло самых активных, привлечь в жизнь класса, тех детей, которые остались не у дел.
Учитель, зная отношения между детьми в классе, правильно рассадит их за партами, ведь многое зависит от этого. Основания для соседства по парте могут быть различными. Компетентный педагог рассадит: сильного со слабым, мальчика с девочкой, активного с пассивным. Но совершая тот или иной выбор, учитель должен знать о том, что соседствующие дети не испытывают антипатии друг к другу: ведь для ребенка сосед по парте – это человек, которому он может довериться, кто может оказать помощь или попросить ее.
Некоторые дети приходят в школу, не имея навыков коммуникативного общения, и задача учителя: научить их быть коммуникабельными, отзывчивыми, умеющими дружить. Ребенок, не нашедший в школе друзей, чувствует себя ненужным, потерянным. Проницательный учитель непременно заметит происходящее с его учениками и сумеет так организовать нахождение детей в школе, что обязательно каждый из них будет включен в жизнь класса, школы.
Учащийся, ощутивший единство с группой, чувствует себя комфортно, находясь в коллективе сверстников, при неблагоприятно сложившейся ситуации ребенок, не нашедший контакт с классом, находится в психологической изоляции, что отрицательно сказывается на его самочувствии, работоспособности и настроении.
Может случиться так, что дети до школы знавшие друг друга, не испытывают желания сидеть за одной партой, и задача педагога — сделать правильный выбор в пользу образовательного и воспитательного процесса. В школу приходят дети слабовидящие и учитель обязан посадить их за первую парту, но данное соседство кому-то сначала может и не понравиться, а в последствии есть вероятность образования лучшей в учебе парты.
Педагогическое общение и роль учителя в формировании детского коллектива
... учителя и хорошо сформированном пед. общении. На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, ... в организации педагогического общения. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что для успешного взаимодействия педагога и учащихся необходимо наличие у педагога ... способности: культура, ...
Школа это другой мир, отличающийся от того к чему привык ребенок, который еще вчера ходил в детский сад. Здесь к нему предъявляются новые требования, усложняются задачи и способы их решения.
Первые дни в школе — это время открытий и знакомств, увлечений и разочарований. Масса впечатлений обрушивается на первоклассника, в результате он становится рассеянным и невнимательным, не всегда понимает, что от него хочет учитель и не спешит выполнить его указания. В данной ситуации, опытный педагог проявляет терпение, воспитывает и формирует у детей самостоятельность, желание брать на себя ответственность не только за себя, но и стараться оказать посильную помощь своим одноклассникам.
Младший школьник еще плохо ориентируется в школьном пространстве, так как не ощущает себя частью коллектива. Его взаимоотношения характеризуются как «я и учитель», и лишь по прошествии некоторого времени в его мышлении складывается алгоритм взаимодействия с классом. На ряду с межличностными отношениями появляются деловые. Но первоклассник еще не всегда выполняет общественное поручение, чтобы принести пользу классу. Чтобы изменить отношение к данной ситуации, мудрый учитель предложит ребёнку оказать посильную помощь, в каком либо деле, а его товарищам оценить проделанную им работу. Педагог так интерпретирует ситуацию, что у многих детей возникнет желание в следующий раз взять на себя еще большую ответственность и проявить самостоятельность в выполнении задания.
При образовании классного коллектива, очень важно, чтобы у вчерашних дошколят, формировались понятия добра и зла, основанные на нормах принятых не только в классе, но и в обществе в целом, способность понимать душевное состояние другого человека. Учитель знакомит детей друг с другом, помогая запомнить имена.
День за днем педагог воспитывает в детях взаимопомощь, сопереживание, коллективизм, учит их контактировать друг с другом. Так постепенно дети начинают всё более осознавать себя не учащимися вообще, а учениками одного класса. И взаимоотношения меняются на “Мы и наша учительница”. У детей появляется гордость за своих одноклассников, и желание добиться для своего класса, например, более почётного места в школьных соревнованиях, олимпиадах. Появляются первые общие радости, которые формируют создание коллектива класса.
Виды межличностных отношений
виды межличностных отношений
- Знакомство – имеет три этапа:
- узнавание в лицо;
- узнавание и приветствие друг друга;
- приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
- приятельство – обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
- товарищество – деловые отношения на основе общих целей;
- дружба – устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
- любовь – наивысшая форма взаимосвязи.
Мини сочинение на тему межличностные отношения
Ответ оставил Гость
Межличностные отношения — это взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с одним человеком либо группой людей. Характер межличностных отношений может быть: деловой (официальный) или личный (неофициальный).
Проблема неравнодушного отношения к жизни умения человека удивляться аргументы
... сочинение введите команду /id21613 Проблема равнодушного отношения человека к жизни (по тексту Лиходеева) (ЕГЭ по русскому) В своём тексте Л.И. Лиходеев затрагивает такую важную проблему, как равнодушное отношение человека ... и до него, и его современники, но почувствовав, что он «будто стал легче», он почему-то удивился. Его удивление породило раздумья, почему «тело, погруженное в жидкость, ...
К личным относят знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и семейные отношения. Как правило, межличностные отношения основаны на взаимности. Она предусматривает наличие между людьми взаимопонимания (к примеру, от взаимопонимания музыкантов во время концерта напрямую зависит качество звучания), взаимодействия (согласованность действий при выполнении разных работ, задач и т.п.), взаимовосприятия (стремление людей произвести друг на друга благоприятное впечатление).
Основой для любых межличностных отношений являются чувства. Чувства — это эмоциональные переживания. Чувства могут как сближать, так и отдалять людей друг от друга. Готовность к совместным усилиям и действиям при внутреннем расположении к человеку, его привлекательность в твоих глазах называется симпатией. Отсутствие желания к сотрудничеству, внутреннее недовольство человеком, неудовлетворённость его поведением — антипатией. В некоторых случаях межличностные отношения усложняются наличием стереотипов. Стереотип — устоявшееся, обобщённое, часто ошибочное представление о некоторых особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. К примеру, все футбольные фанаты — хулиганы. Существуют разные виды межличностных отношений. Самый распространённый — знакомства. Они могут возникнуть на основе как деловых (знать человека можно по делам), так и личных отношений. Знакомство может быть поверхностным (знать человека в лицо, узнавать на улице).
При взаимном приветствии, наличии общих тем для разговоров о других людях говорят уже как о «хороших знакомых». Из этого круга, при условии взаимной тяги, симпатии, обоюдного стремления к общению могут со временем появляться приятели и, соответственно, приятельские отношения. При наличии деловых связей, общей цели, средств и результатов общей деятельности возникают отношения товарищества. Более высокий уровень отношений — дружеские. Дружбу характеризуют благородные чувства, взаимопонимание, откровенность, доверие, взаимопомощь, верность, внутренняя близость. Отличительными чертами настоящей дружбы являются искренность и бескорыстие. Наивысшей формой межличностных отношений по праву считают любовь. Дать определение любви очень сложно. Она возникает только тогда, когда есть благородные чувства, самоотверженность, готовность сделать всё возможное для благополучия любимого человека, ответственность за него
Роль чувств
Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.
На искажение чувств могут повлиять такие факторы :
- неумение отличать истинные намерения от мотивации;
- умение объективно оценивать нового знакомого;
- определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
- стереотипы;
- форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
- не восприятие чужого мнения.