Эссе «Моя профессия – учитель музыки».
Пахомова Мария Леонидовна,
учитель музыки 1 квалификационной категории
г. Новосибирск
Любая профессия имеет свои особенности. Есть свои «секреты» и у учителя музыки:любовь к предмету, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, увлеченность своим делом.Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие «учитель». Учитель музыки формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но личностью, готовой к постоянному развитию и самосовершенствованию.
О чём говорит музыка?
Эмоциональная сфера современного ребенка часто подвержена неблагоприятным воздействиям внешней среды: огромное количество различной,часто ненужной информации, непонимание в семье и среди сверстников. Многие дети замыкаются в себе, уходят в виртуальный мир, где чувствуют себя комфортно. Отсутствие сформированной духовной, эмоциональной культуры создает в душе каждого пустоту, которая может наполняться интересами другого рода. По моим наблюдениям, музыкальные предпочтения школьников связаны с музыкальными предпочтениями родителей, уровнем образования и родом их занятий. Дети из благополучных семей чаще проявляют положительные эмоции при восприятии классической музыки и негативные в отношении тяжелого рока, учащиеся из неблагополучных семей предпочтение отдают тяжёлому року. Восприятие музыки связано и с успеваемостью. Уверенность в себе при слушании тяжелого рока испытывают неуспевающие. Никто из последних не испытывает от произведений этого жанра отрицательных эмоций. Отличники и хорошисты дают больше положительных оценок русской народной песне, чем неуспевающие. В отношении к авторской самодеятельной песне наибольшее количество положительных откликов у ребят, активно участвующих в общественной жизни школы. Оценка музыкальных жанров оказалась зависимой и от пола. Среди девушек классическая музыка положительно оценивается чаще, чем среди юношей. Обратная картина наблюдается при оценке тяжелого рока. Положительная оценка рок-музыки и существенное ее предпочтение в структуре музыкальных интересов может говорить о преобладании защитных реакций, связанных с компенсацией положительных эмоций, недополучаемых в контакте с окружающей действительностью. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка, его радостного детства, развитие нравственных качеств, самовыражения – основная идея моей педагогической деятельности.
Особенности влияния рок-музыки на формирование музыкально-эстетической ...
... Под влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, ...
Музыка является самым действенным организующим средством общения и воспитания эмоций у детей. К большому сожалению, сейчас и дети, и взрослые отучились осмысленно её воспринимать, но привыкли слушать музыку лёгкую по содержанию, которая не требует напряжённой работы чувств и мыслей. А ведь музыка — это «искусство мыслить звуками». Г лавное — заботиться о том, чтобы в жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества, чтобы слушание произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общеедуховно-нравственное развитие. На моих уроках ребята слушают музыкуВивальди, Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского и других композиторов – классиков, ведь именно такая музыка может помочь им решать многие жизненные проблемы, противостоять трудностям, находить выход из сложных ситуаций, видеть и чувствовать красоту окружающего мира.
При изучении творчества И.С. Баха приходит понимание, что человек – это целая вселенная, в нём изначально заложена гармония и так важно уметь понять это. Слушая музыку Л.Бетховена, ребята учатся преодолению трудностей в достижении поставленной цели. Советую ребятам включать симфонии Бетховена при подготовке к экзаменам (даёт положительные результаты).
В музыке русских композиторов П.И. Чайковского, М.П.Мусоргского раскрывается трепетная любовь к Родине, огромная палитра чувств и эмоций. Конечно, мои стремления воздействовать на учеников с помощью музыки имеют определённые результаты, но это работа трудная, кропотливая и длительная по своей продолжительности.
Урок музыки я считаю одним из самых важных в школе, т.к. м
Только тогда музыка может выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по — настоящему слышать её и размышлять о ней.Что значит слышать музыку? Слышать — это внимать, открывать, переживать, следить за мелодией, развитием образов, замечать что-то новое, познавать, различать отдельные части, оценивать. Человек, не умеющий по- настоящему слышать музыку, никогда не научится прекрасно её исполнять. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием. При восприятии её в человеке пробуждаются добрые чувства, музыка делает его чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции.
При анализе содержания музыкального искусства особое место уделяю вопросам ассоциативного мышления. Конечно, возможность многообразных ассоциаций заложено в основе восприятия любого вида искусства. Так, поэзия для возбуждения ассоциаций широко использует метод сравнения. Эти сравнения органично вливаются в общее содержание поэтического текста и помогают глубже понять его содержание. Музыке свойственны свои приёмы ассоциативного мышления. Они помогают полнее понять специфику отображения внутреннего мира человека.
Музыка Бетховена. Патетическая и лунная соната
... композитору установлено около ста памятников по всему миру. “Лунная соната” Бетховена Соната для фортепиано № 14, до-диез минор, opus 27, ... лунная соната”. Человек, имевший полное право высказываться о музыке – Гектор Берлиоз, – считал, что первая часть сонаты рисует атмосферу не столько “лунной ... скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. ...
Слушая музыку, мы всегда слышим не только, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором и исполнителем, но и то, что создаёт уже наше собственное творческое воображение. Так, прослушиваемое произведение рождает в нас сложный сплав объективных и субъективных восприятий музыки. То есть к творчеству композитора и творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя. Однако, это вовсе не означает, что каждый слышит в музыке, что он хочет. Вот это субъективное личное всегда вписывается в рамки, предопределённые композитором. В том и заключается огромная сила музыки, что она способна увлечь, охватить единым чувством любое количество людей, оставляя при этом для каждого свободу своего личного, субъективного восприятия. Миллионы людей могут петь одну и ту же песню, переживая и выражая её основные, общие для всех чувства и мысли и в это же время находя в ней самого себя. В этом с музыкой не может сравниваться ни одно другое искусство.