«Каким я хочу видеть своего ученика?»
Точка, точка, запятая…
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик –
Получился человечек.
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе, мы его нарисовали –
Только и всего…
(Из детской песенки)
Только и всего? Если бы все это было так просто! Но настоящему художнику не может быть безразлична дальнейшая судьба его творения. А ведь педагог – тот же художник. Только в отличие от художника, из отдельных мазков которого складываются на веки застывшие картины, каждый штрих педагога ложится не на мертвое полотно, а на живую, трепетную душу, а его творение – сама история. Ведь все без исключения люди участвуют в создании истории, а через руки педагога проходят тысячи судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников учитель соприкасается с вечностью.
Какими же мы хотим их видеть, наших учеников? Конечно же, мы многого ждем от них, может быть большего, чем ждали от нас наши учителя. Я не случайно выбрала эпиграфом к своим размышлениям эту смешную, наивную детскую песенку. Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней, на мой взгляд, дается прекрасный ответ на наш вопрос: просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым… Только и всего.
Только и всего? Но ведь недостаточно просто перечислить эти прекрасные качества. Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших детях. Как в наше, пожалуй, чересчур прагматичное время сохранить в ребенке чистоту восприятия мира, посеять семена добра и сострадания?
Первоклассники приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они очень наивны и неопытны, но они готовы, как губка впитывать все новое. Психологи отмечают уникальность этого возраста: именно в это время у детей активно формируются важнейшие высшие психические функции, такие как память, мышление, внимание. Крайне важно не упустить это благодатное время, суметь пробудить в детях те задатки, те «спящие почки», которые заложены в них самой природой.
И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребенке, останется с ним на всю жизнь, поможет ему достойно жить в 21 веке. Прекрасно сказал об этом Гюго: « Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные, на коре молодого дерева буквы, растущие, развертывающиеся вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его».
«Учитель и ученик растут вместе»
... мои дети, мои «школьные» дети, моя семья, моя жизнь, моё вдохновение и… мои учителя, они учат меня, растут со мной, и я расту вместе с ними. Как здорово, когда ученик и учитель ... постоянному саморазвитию – это лишь малая часть тех качеств, которыми должен обладать учитель, способный взять на себя ответственность за воспитание и обучение ребёнка, а значит, взять ответственность ...
Давайте представим себе человечка в виде импровизированного кроссворда и попытаемся заполнить его буквами, о которых так образно говорил Гюго. Итак, первое, что нам необходимо, — научить его мыслить. Вот и запишем в первую строчку слово мышление. Говоря о мышлении, мы, конечно, имеем в виду и развитие способностей мыслить нестандартно, решать нетрадиционные задачи. И мы должны научить детей обосновывать свои выводы, заложить начала абстрактного мышления. Вот и запишем в следующую строку – логика. А в следующую строчку я бы хотела записать слово – чувства. Это чувство уверенности в своих силах, и чувство прекрасного, это еще и сочувствие, и сострадание.
Конечно же, в младшей школе мы должны сформировать у детей и определенные навыки. Это и навыки чисто учебной деятельности, и специфически психологические навыки внимания, памяти, личностного общения. То есть, говоря в самом широком смысле, мы должны научить детей учиться.
логИка
Чувство
Навыки
Следующую часть кроссворда мы оставим для средней школы. Она добавит ребятам опыта, самостоятельности, творчества и трудолюбия. Но за всем этим важно не растерять доброты, отзывчивости, душевной мягкости. Вот и впишем последней буквой нашего кроссворда «ь».
логИка
Чувство
Навыки
О
С
Т
Ь
«РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...
... детей. Артикуляционный аппарат детей младшего возраста так же нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по ... сердечно-сосудистой системы Из этого следует, что когда ребёнок невольно занимается ... в три года характеризуется проявлением чувств и эмоций таких как любовь ... навыков у детей дошкольного возраста 1.1. Психофизиологические особенности формирования певческих навыков у детей ...
… И вот он предстает перед нами, наш выпускник. Мы его нарисовали. Мы стоим перед своим творением и, подобно художнику, оцениваем его. Но если художник видит перед собой окончательный, застывший результат своей работы и, неудовлетворенный им, может просто сжечь неудавшийся эскиз, то педагог такой возможности лишен. Его творение уходит от него и живет своей независимой жизнью. Не только удача педагога, но и его ошибки остаются жить в вечности.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!