Эссе Николаевой Н.Н.учителя ИЗО МБОУ СОШ с.Вал
Каждый ребенок- художник
или урок — всегда открытие нового мира.
Ребенок рисует! Даже самый маленький человечек, увидев краски, попробует их на вкус и начнет ляпать цветные пятна на бумаге своей ладошкой. Позже он возьмет карандаш, фломастер. Его рисунки будут напоминать каракули, а ему весь проделанный процесс, будет доставлять удовольствие. Для нас это обычное чирканье по бумаге, даже стенам и мебели, а для него это уже первые уроки.
Если понаблюдать за его «рисованием»,то очень хорошо видно насколько ребенок увлечен, он находится там, в своей картине, он не просто рисует, он живет в ней. Конечно, он выпачкается в краске и даже не заметит этого. Продолжая за ним наблюдать, можно заметить, как меняется мимика его лица. Если у него что-то не получается , он хмурит бровки, высовывает язычок, пытаясь исправить. А как округляются его глазки, если он делает для себя какое-то открытие. Это такой восторг!
Так разве можно создать творческую работу примерно сидя за партой? Невозможно! Учащиеся в начальном звене школы, рисуя, могут и постоять, и посидеть, и полежать на парте. Причем, каждый раз выбирая неимоверную позу. Ребенок творит.
И тут могут столкнуться детское творчество и взрослое, представление о том, как надо рисовать? Вот этим своим «правильным» представлением о живописи , мы, взрослые, можем убить в ребенке творца.
Каждый ребенок в душе художник, одни рисуют лучше от природы, другие хуже, но его рисунок одновременно является отражением его внутреннего мира, его переживаний, мироощущения, его восприятия и понимания окружающего. Не случайно детские рисунки называют « отражением детской души».
Всегда хочется превратить любую встречу с учениками в радость открытия мира.
Урок, по моему, это всегда спектакль, где есть зачин, завязка, кульминационный момент, а в финале – «развязывание» самого важного – смыслового узла. И как правило, стараешься предоставить право «развязать узел» своим ученикам, а это твсегда непредсказуемо. И они это делают, потому, что всегда наблюдаю за процессом, подсказываю направление, подбадриваю отстающих.
Урок изобразительного искусства — это особый урок, и требования к нему особые. Он строится по законам искусства.
Педагогическое «Помочь ребенку увидеть мир»
... как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображении образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные/, что способствует развитию его творчества. В ... все виды художественно-творческой деятельности детей: музыкальная, изобразительная, художественно- речевая, разнообразные игры. В каждой художественной деятельности дети передавали специфическими для этой деятельности ...
Искусство, прежде всего, предполагает духовное общение. Необходимо создать особую эмоциональную атмосферу увлеченности урока( слово учителя, музыка, зрительные образы, поэтический текст, игровая ситуация).
Все это работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят.
Очень важно, чтобы ребята верили в свои силы, не прятали свои рисунки от посторонних глаз, а уверенно и спокойно его завершали. Творчество это процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу. И как же должен доверять юный художник учителю, чтобы рядом с ним оставаться самим собой.
Хожу по классу, смотрю, как ученики работают. Где-то недоглядишь — может развиться целая трагедия. Вдруг упадет капля , рядом с главным персонажем рисунка- трагедия. Еще одно мгновение и наша капля превращается….Во что? В жучка, в цветок ? И эта преобразованная капля еще сильнее подчеркивает красоту этого персонажа. Вот и разрешаю так проблемы, а ведь могло случиться по-другому. Устроить разгон за неаккуратность и неряшливость. В этом случае пострадал бы ученик, расстроился, замкнулся. А здесь душа его раскрылась в благодарности, как тот цветок из случайной кляксы.
Задача моя будет считаться выполненной, если ученики замрут от восторга, увидев солнечный восход или закат, по своему его изобразят, с гордостью и возьмут свою работу с собой, покажут своим друзьям или подарят своим близким.