Контрольная работа. Литературоведческие термины

Определите литературные направления по их описаниям.

1) Возникло в России в начале XIX века. Основные черты: неприятие действительности; стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора; крайний индивидуализм; двоемирие.

2) Возникло в 30-40-е годы XIX века. Основные черты: стремление к правдивому и объективному изображению действительности; отражение связи между различными жизненными явлениями; характеры осмысливаются как типические.

  1. Среди данных толкований литературоведческих терминов выделите определение поэмы.

1) Прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

2) Лиро-эпическое произведение, крупное или среднее по объему, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

3) Прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы.

  1. Дайте определение композиции произведения.

  1. Какие из перечисленных признаков не являются признаками романа-эпопеи?

1) изображение большого периода исторического времени или судьбоносного события в жизни нации,

2) отражение жизни и быта всех слоев общества,

3) открытое выражение авторской позиции,

4) широкий географический охват отсутствие вымышленных героев.

  1. Какой термин пропущен в определении?

    2 стр., 578 слов

    Ранние прозаические произведения Лермонтова

    ... стилистической двойственности были присущи и ранней драматургии Лермонтова. Следующее прозаическое произведение Лермонтова, работа над которым также не была ... нечто новое в творчество Лермонтова. Образ Красинского не нашел продолжения в последующих произведениях Лермонтова, но в нем ... это возбуждает жалость, сочувствие. Но он охвачен стремлением утвердить себя в пределах той же социальной системы. ...

Проблематика — это совокупность поставленных автором в произведении ________ . Виды __________ в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

  1. Устраните ошибки — исправьте несоответствия между литературоведческими понятиями и их определениями.

(1) Тип — (А) действующее лицо в художественном произведении.

(2) Характер — (Б) художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п.

(3) Персонаж — (В) художественный образ, в котором раскрыто неповторимо индивидуальное отношение человека к миру.

  1. Соотнесите определение и термин.

1) второстепенные

2) внесценические

А. персонажи драматургического произведения, упоминаемые по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющиеся на сцене.

Б. персонажи, существенно не влияющие на ход событий и характер конфликта; их роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий.

  1. Укажите среди приведенных ниже толкований литературоведческих понятий определение авторской позиции.

1) Описание автором собственной жизни, иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе, о своем месте в обществе, в мире; часто выражает творческие принципы писателя.

2) Наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении.

3) Выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.

4) Средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью.

2 стр., 540 слов

Рассуждение Влияние языка в жизни людей

... иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». И всё же какое влияние на человека оказывает быстро изменяющийся язык? Непосредственное. Язык помогает выражению чувств и мыслей людей ... в речи, что уж говорить об остальных, и как ориентироваться если: « …одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер»…». Одна из показательных сфер деятельности, ...

  1. Назовите термины.

1) Сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее — содержимое, вещь — материал, автор — его произведение и т. п.).

2) Чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей.

  1. Дайте определение термина ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

  1. Практическая часть

  1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки?

А. эпизод, определяющий все последующее развертывание действия

2. ГИПЕРБОЛА

Б. момент наивысшего напряжения действия

3.ЗАВЯЗКА

В. изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью

4.

Г. вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными, наиболее острая форма обличения действительности

5. САТИРА

Д. чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты описываемого явления

6. ФАНТАСТИКА

Е. иносказательное изображение абстрактного понятия или явления

  1. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1) Чудесное время весна. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчетливо разносится по лесу торопливый стук дятла. (Н.И.Сладков)

2) На столе, например, арбуз, в семьсот рублей арбуз… И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В.Гоголь)

Литературоведческие термины

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kakoy-termin-sootvetstvuet-dannomu-opredeleniyu-prozaicheskoe/

II вариант

  1. Теоретическая часть

  1. Определите литературные направления по их описаниям.

    1 стр., 481 слов

    По русскому языку «Жизнь леса и судьбы людей»

    ... Бижбулякского района. Наше село – удивительное место, богатое лесами и лесополосами. Лес кормит нас, дарит красоту и жизнь. Красота леса привлекает множество людей. К нам часто приезжают отдохнуть на природе, собирать ... ягоды и грибы в лесу. Однажды осенним солнечным днём я с ...

1) Возникло в России в начале XIX века. Основные черты: неприятие действительности; стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора; крайний индивидуализм; двоемирие.

2) Возникло в 30-40-е годы XIX века. Основные черты: стремление к правдивому и объективному изображению действительности; отражение связи между различными жизненными явлениями; характеры осмысливаются как типические.

  1. Среди данных толкований литературоведческих терминов выделите определение поэмы.

1) Прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

2) Лиро-эпическое произведение, крупное или среднее по объему, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

3) Прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы.

  1. Дайте определение композиции произведения.

  1. Какие из перечисленных признаков не являются признаками романа-эпопеи?

1) изображение большого периода исторического времени или судьбоносного события в жизни нации,

2) отражение жизни и быта всех слоев общества,

3) открытое выражение авторской позиции,

4) широкий географический охват отсутствие вымышленных героев.

  1. Какой термин пропущен в определении?

Проблематика — это совокупность поставленных автором в произведении ________ . Виды __________ в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

  1. Устраните ошибки — исправьте несоответствия между литературоведческими понятиями и их определениями.

(1) Тип — (А) действующее лицо в художественном произведении.

(2) Характер — (Б) художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п.

(3) Персонаж — (В) художественный образ, в котором раскрыто неповторимо индивидуальное отношение человека к миру.

25 стр., 12308 слов

Права авторов музыкальных произведений

... задачи рассмотрения неимущественные и неимущественных прав автора. Предметом исследования являются особенности прав авторов музыкальных произведений. Теоретической основой для исследования явились работы учен­ных по гражданскому и авторскому праву, изданные в разное время. ...

  1. Соотнесите определение и термин.

1) второстепенные

2) внесценические

А. персонажи драматургического произведения, упоминаемые по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющиеся на сцене.

Б. персонажи, существенно не влияющие на ход событий и характер конфликта; их роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий.

  1. Укажите среди приведенных ниже толкований литературоведческих понятий определение авторской позиции.

1) Описание автором собственной жизни, иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе, о своем месте в обществе, в мире; часто выражает творческие принципы писателя.

2) Наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении.

3) Выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.

4) Средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью.

  1. Назовите термины.

1) Сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее — содержимое, вещь — материал, автор — его произведение и т. п.).

2) Чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей.

  1. Дайте определение термина ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

II . Практическая часть

    1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки?

1. АЛЛИТЕРАЦИЯ

А. род литературы, предмет отображения которого — содержание внутренней жизни человека, его чувств, переживаний

2. ГРОТЕСК

Б. повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи

13 стр., 6206 слов

Использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения

... использования произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения 2. Рассмотреть свободное использование произведений библиотеками, архивами и образовательными организациями 3. Изучить свободное использование произведений путем репродуцирования 4. Исследовать и 5. Рассмотреть свободное использование произведений, ... распространенным в литературе определением под юридической обязанностью ...

3. ИНВЕРСИЯ

В. заключительный эпизод в развитии действия

4. ЛИРИКА

Г. вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде

5. РАЗВЯЗКА

Д. часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала

6. ЭКСПОЗИЦИЯ

Е. нарушение общепринятого порядка слов, перестановка слов или частей фразы придает речи особую выразительность

    1. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1)Как сказочный часовой, уселся на голом суку головастый совенок. ( И.С.Соколов-Микитов)

2) Прошел день, прошел другой, мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.

(М. Е.Салтыков-Щедрин)

Литературоведческие термины

III вариант

  1. Теоретическая часть

  1. Определите литературные направления по их описаниям.

1) Возникло в России в начале XIX века. Основные черты: неприятие действительности; стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора; крайний индивидуализм; двоемирие.

2) Возникло в 30-40-е годы XIX века. Основные черты: стремление к правдивому и объективному изображению действительности; отражение связи между различными жизненными явлениями; характеры осмысливаются как типические.

  1. Среди данных толкований литературоведческих терминов выделите определение поэмы.

1) Прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

2) Лиро-эпическое произведение, крупное или среднее по объему, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

3) Прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы.

14 стр., 6971 слов

Проблема жизни и смерти в разных культурах современного мира

... - особенности проблемы жизни и смерти у представителей разных культур современного мира и их сравнение. Специфика раскрытия сути проблемы жизни и смерти в разных культурах современного мира будет состоять, во-первых, в общем раскрытии понятий «жизнь», «смерть», «проблема жизни и смерти», во-вторых - в углублении в религиозный и философский ...

  1. Дайте определение композиции произведения.

  1. Какие из перечисленных признаков не являются признаками романа-эпопеи?

1) изображение большого периода исторического времени или судьбоносного события в жизни нации,

2) отражение жизни и быта всех слоев общества,

3) открытое выражение авторской позиции,

4) широкий географический охват отсутствие вымышленных героев.

  1. Какой термин пропущен в определении?

Проблематика — это совокупность поставленных автором в произведении ________ . Виды __________ в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

  1. Устраните ошибки — исправьте несоответствия между литературоведческими понятиями и их определениями.

(1) Тип — (А) действующее лицо в художественном произведении.

(2) Характер — (Б) художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п.

(3) Персонаж — (В) художественный образ, в котором раскрыто неповторимо индивидуальное отношение человека к миру.

  1. Соотнесите определение и термин.

1) второстепенные

2) внесценические

А. персонажи драматургического произведения, упоминаемые по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющиеся на сцене.

Б. персонажи, существенно не влияющие на ход событий и характер конфликта; их роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий.

  1. Укажите среди приведенных ниже толкований литературоведческих понятий определение авторской позиции.

1) Описание автором собственной жизни, иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе, о своем месте в обществе, в мире; часто выражает творческие принципы писателя.

4 стр., 1880 слов

Охрана произведений российских авторов за рубежом

... охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией. Передача произведений российских авторов для использования за рубежом. В настоящее время российские авторы ... семейных пр Определение брака. Российское законодательство не дает определения брака, ... обществе происходит постоянное взаимодействие людей друг с другом ... положения. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу ...

2) Наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении.

3) Выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.

4) Средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью.

  1. Назовите термины.

1) Сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее — содержимое, вещь — материал, автор — его произведение и т. п.).

2) Чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей.

  1. Дайте определение термина ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

II . Практическая часть

    1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки?

А. вид комического: осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется; тонкая, скрытая насмешка

2. ДРАМА

Б. образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью

3. ИРОНИЯ

В. перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству

4. МЕТАФОРА

Г. противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста

5. СЮЖЕТ

Д. род литературы, который включает произведения, написанные для постановки на сцене

6. ЭПИТЕТ

Е. событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения

    1. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1)Дремлет стужа, сок из веток выжав, в чащах спят, умаявшись, ветра. (В.М.Тушнова)

12 стр., 5802 слов

Чингиз айтматов “и дольше века длится день…”: описание, герои, ...

... том, что человек и природа едины и их ждет единая судьба. Д) Роман «И дольше века длится день» становится романом-предупреждением. О чем предупреждает нас, читателей, Чингиз Айтматов? – Разрыв с ... легенды и фантастическая история полета русских и американских космонавтов на другую планету. вспомните определение «ЛЕГЕНДЫ» и «ФАНТАСТИКИ» ( Легенда- предание о каком-либо историческом событии, эти ...

2)

Литературоведческие термины

IV вариант

  1. Теоретическая часть

  1. Определите литературные направления по их описаниям.

1) Возникло в России в начале XIX века. Основные черты: неприятие действительности; стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора; крайний индивидуализм; двоемирие.

2) Возникло в 30-40-е годы XIX века. Основные черты: стремление к правдивому и объективному изображению действительности; отражение связи между различными жизненными явлениями; характеры осмысливаются как типические.

  1. Среди данных толкований литературоведческих терминов выделите определение поэмы.

1) Прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.

2) Лиро-эпическое произведение, крупное или среднее по объему, основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике).

3) Прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы.

  1. Дайте определение композиции произведения.

  1. Какие из перечисленных признаков не являются признаками романа-эпопеи?

1) изображение большого периода исторического времени или судьбоносного события в жизни нации,

2) отражение жизни и быта всех слоев общества,

3) открытое выражение авторской позиции,

4) широкий географический охват отсутствие вымышленных героев.

  1. Какой термин пропущен в определении?

Проблематика — это совокупность поставленных автором в произведении ________ . Виды __________ в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.

  1. Устраните ошибки — исправьте несоответствия между литературоведческими понятиями и их определениями.

(1) Тип — (А) действующее лицо в художественном произведении.

(2) Характер — (Б) художественный образ человека, в индивидуальных чертах и поведении которого воплощены свойства, присущие людям той или иной эпохи, социальной среды, общественной группы, национальности и т. п.

(3) Персонаж — (В) художественный образ, в котором раскрыто неповторимо индивидуальное отношение человека к миру.

  1. Соотнесите определение и термин.

1) второстепенные

2) внесценические

А. персонажи драматургического произведения, упоминаемые по ходу действия сценическими героями, но так и не появляющиеся на сцене.

Б. персонажи, существенно не влияющие на ход событий и характер конфликта; их роль в сюжете произведения ограничивается участием в небольшом количестве событий.

  1. Укажите среди приведенных ниже толкований литературоведческих понятий определение авторской позиции.

1) Описание автором собственной жизни, иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе, о своем месте в обществе, в мире; часто выражает творческие принципы писателя.

2) Наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе «Я» в лирическом стихотворении.

3) Выраженное в тексте отношение автора к различным сторонам жизни, понимание писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем.

4) Средство создания художественных образов: присущая только искусству форма воссоздания и отображения жизни в сюжетах и образах, не имеющих прямой соотнесенности с реальностью.

  1. Назовите термины.

1) Сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее — содержимое, вещь — материал, автор — его произведение и т. п.).

2) Чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей.

  1. Дайте определение термина ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

II . Практическая часть

    1. Каким литературоведческим терминам из первой колонки соответствуют определения из второй колонки? Ответы занесите в таблицу.

1. АССОНАНС

А. изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ

2.ЖАНР

Б. один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.

3. КОМПОЗИЦИЯ

В. определенный вид литературного произведения

4. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Г. сопоставление изображаемого предмета или явления с другим

5. СРАВНЕНИЕ

Д. один из видов звукописи: многократное повторение в стихотворении (реже — в прозе) одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи

6. ЭПОС

Е. построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора

    1. Выпишите из данных примеров художественные средства выразительности и укажите их названия.

1) Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей,

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

(В.А.Жуковский)

2) Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. (К.Г.Паустовский)